Избегание зрительного контакта и уход от общения вошли для меня в привычку, и мне пришлось найти способ повернуть ее вспять. Сначала я решил, что неважно, как меня воспринимают окружающие. Если я начну заикаться или буду ужасно себя чувствовать, пусть так и будет – я должен был смириться с этим, чтобы двигаться дальше.
Не нужно избегать разговоров, но нужно смириться со странными ощущениями, если они возникают. Мы должны быть готовы временами испытывать ощущение отчужденности, но не обращать на него внимание и просто продолжать болтать. Люди не обращают такого большого внимания на нашу неловкость, как нам кажется. Помните, что цель – попадать в те ситуации, которых мы раньше избегали. Не ждите, что наступит день, когда вы проснетесь, и ничего этого нет, и вы можете говорить с кем угодно о чем угодно. Вы знаете, что такой день никогда не наступит. Вы должны сделать так, чтобы он наступил. Ну и что, если людям кажется, что вы немного отстраненный? Так ли это важно?
Когда мы перестаем избегать своих ощущений, мы понимаем, что чувствовать себя немного неловко или отстраненно во время общения с другими людьми – это нормально, и нам становится проще следить за темой разговора, потому что мы меньше заботимся о своем самочувствии и больше включаемся в жизнь.
Вопрос №5. Почему тревога выбрала именно меня?
Тревога никого не выбирает. Она возникает не просто так, будто простуда. Тревога является результатом переутомления вашего организма, неважно, по какой причине – сверхурочной работы, стресса на работе, проблемы или целого множества проблем, из-за которых вы переживаете. Вы перегружаете свой организм, и он ломается. Ваши нервы настолько истреплены, что они «портятся», если угодно. Если вы купили какой-то прибор, будь это блендер, пылесос или машина, и эксплуатируете его на износ, он сломается или начнет лязгать и сбоить. То же самое и с вашим организмом. Ваш организм не хочет испытывать тревогу. Ваш организм посылает вам сигнал о том, что он больше не может работать под тем давлением, которое вы на него оказываете.
Далее привожу вопросы, которые мне задавали во время открытых занятий.
Вопрос №6. Пол, я хотел узнать о периоде вашего выздоровления. Когда вы говорите «наплевать» в ответ на мысль или ощущение, вы чувствуете себя уверенно, когда говорите это, или говорите, даже если вы чувствуете, что топчетесь на месте, чтобы просто пережить этот момент?
Это был желанный вопрос, потому что я прошел через то же самое и какое-то время назад писал об этом на сайте. Думаю, что некоторые слишком зацикливаются на принятии своего состояния. Отношение должно выражаться словом «наплевать» вместо постоянного напоминания себе о необходимости смириться со своим самочувствием. Если вы снова начнете борьбу с самим собой, то это станет еще одним вашим действием. Кто-то однажды заметил, что приходилось все время напоминать себе о том, что нужно смириться со своим состоянием. В этом нет необходимости и, как многие знают, со временем состояние проходит. Смирение предполагает отсутствие действий – не бороться, не переживать и не испытывать жалость к себе. Дать передышку своему телу – это всегда отсутствие действия, поэтому, пожалуйста, не твердите себе изо дня в день о том, что вы должны смириться с этим или с тем и не напоминайте себе о фразах 24 часа в сутки – не в этом дело. Это скорее отношение, которое становится вашей второй натурой.
Не надо давить на себя в ожидании, что какое-то слово или фраза помогут вам почувствовать себя лучше, и затем раздражаться, если это не так. Вы вкладываете веру в слова вместо того чтобы вырабатывать в себе отношение, рожденное практическим опытом жизни бок о бок со своими ощущениями.
Вопрос №7. В последнее время мне было гораздо лучше, и вдруг внезапно возник рецидив. Я чувствую, что те слова, которые я принимал, потеряли свое значение. Они кажутся бессмысленными, когда я говорю их себе. Например, когда я говорю себе, - это всего лишь дурная привычка, - мой мозг автоматически начинает задавать вопросы типа: «Что есть привычка? Ты уверен, что это дурная привычка?». Не знаю, что делать. Я пробовал говорить себе новые фразы, но происходит то же самое. Это очень сбивает с толку. Подскажите, пожалуйста!
Опять же, не нужны фразы, потому что вы можете начать чересчур надеяться на то, что они улучшат ваше состояние, и они потеряют свое воздействие. Когда вы говорите «это всего лишь дурная привычка» и возникают другие вопросы, это означает увеличение уровня адреналина, требующего выход. Вы должны дать возможность мыслям приходить, если им так хочется – пусть они сгорают сами собой. Как вы говорите, как только вы даете им возможность раздражить вас, они вас затягивают. Если бы вы не дали им это сделать, они бы вас не беспокоили.
Но самое главное, на вашем месте я бы отказался от всех этих фраз – будь что будет. Если ваш мозг начинает задавать вопросы, пускай, но не вмешивайтесь и не раздражайтесь. Не ищите ту фразу, которая бы помогла вам: «Так, та фраза не помогла, а как насчет этой? Нет, она тоже не помогла, попробую вот эту». Вы снова начинаете бороться. Вы не смирились, вы ищите то, что сможет улучшить ваше состояние, и параллельно ведете психологическую борьбу с самим собой.
Вопрос №8. Я добился больших успехов, но спотыкаюсь каждый раз, когда сталкиваюсь с тем, что люди испытывают приступы глубокой депрессии. С этими мыслями приходит страх, и после этого начинается водоворот тревоги и плохого настроения. Как сделать шаг навстречу этим ощущениям, чтобы встретиться с ними лицом к лицу?
Этот вопрос уже задавали по-другому. Это замкнутый круг тревоги. Одной мысли типа «возможно, у меня возникнет депрессия» достаточно для начала тревоги, если ваши нервы оголены. Это порождает ощущение страха, и вы можете испытывать тоску из-за того, что вам опять плохо. Во-первых, может помочь понимание того, что это замкнутый круг. Простое понимание того, почему ваш организм так бурно реагирует на мысль, может стать утешением. Если я правильно понял ваш вопрос, вы боитесь исходной мысли о том, что у вас может развиться депрессия. Для того чтобы не так остро реагировать на эту мысль, вы должны позволить депрессии возникнуть, если ей этого хочется. Поддайтесь исходной мысли и скажите: «Если у меня возникнет депрессия, пусть так и будет». Тогда эта мысль уже не будет оказывать такого влияния на вас, потому что вы позволили себе так думать. Вы не отшатнулись от этой мысли, поэтому вы чувствуете первоначальную реакцию на нее.
Мне задавали такой вопрос: «Вы когда-нибудь переживали из-за того, что тревога может вернуться?». Только представьте себе переживания, стресс и самокопание, через которые мне пришлось бы пройти, если бы у меня каждый день возникала такая мысль. Я знал о тревоге достаточно для того чтобы таких мыслей у меня не возникало, но если бы такая исходная мысль и возникла, я бы просто не обратил на нее внимания. Мое отношение было бы таким: все равно я не могу с этим ничего поделать. Тревога – это состояние, а не болезнь, поэтому ваше отношение должно быть таким: «Если она хочет вернуться, пусть возвращается». Просто поддайтесь этой мысли/страху. Вы позволили ей вернуться, если захочет, но тем самым вы избавились от страха и переживаний, и вашей мысли не за что зацепиться.
Спросите любого из тех, кто прошел через это, и каждый вам скажет, что они никогда не вернутся в это состояние снова. Те, кто выздоровел, понимают, что изначально привело их в это состояние и что позволило им от него избавиться. Такие люди гораздо менее уязвимы, чем те, кто никогда не испытывал этого состояния.