Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Использование концепции логических деревьев



Разобравшись с тем, каким образом изображать логические взаимосвязи между группами, описывающими действия, чтобы показать их причинно-след­ственную природу, мы можем использовать этот навык для оценки логичности написанного нами. Как проводить анализ такого типа, мы с вами потренируем­ся на примере документа, приведенного на рис. 42.

Вновь перед нами тяжелый, перегруженный, бездарный бизнес-документ. И вновь это закономерный результат того, что автор не видел и не представлял наглядно ни структуру своих соображений, ни возможные действия. Отсутствие такого представления - следствие «судорожного» подхода к решению про­блем.

Документ «Ключевые вопросы» написан для компании, поставляющей раз­ные виды труб и арматуры на строительные и монтажные площадки. Компания



Рис. 42

Ключевые вопросы

Основаны на нашем обсуждении некоторых появившихся вопросов, ответы на которые повлияют на улучшение работы и, возможно, на раз­работку бизнес-стратегии. Эти вопросы предварительны, и мы ожидаем появления следующих.

1. Соответствует ли существующая система управления запасами всем
условиям ведения нашего бизнеса?
Мы понимаем, что компьютерная
система управления «IMPACT» работает удовлетворительно. Мы хо­
рошо знакомы с этим типом систем и считаем их вполне подходящи­
ми в складском непроизводственном бизнесе, где хранению и распре­
делению подлежат тысячи видов однотипной номенклатуры. Однако эта
система может оказаться не такой эффективной, когда речь идет об
одновременно централизованном и распределенном хранении това­
ров такой специфически разнородной номенклатуры, как наша.

2. В связи с существующей системой управления, организацион­
ными и производственными взаимоотношениями оценим, насколь­
ко уровень вложений в товарные запасы удовлетворяет потреб­
ностям заказчиков?
В определении достаточности вложений нужно
исходить из уровня, требующегося для обеспечения всех потребностей
рынка. Такой подход создаст соответствующую базу для корректиров­
ки объема вложений, причем лучшую, чем та, что может быть создана
за счет ужесточения мер контроля текущих процессов и операций.

3. Повышается ли эффективность работы за счет вложений в централи­
зованное хранение?
В «Трубопроводной компании» есть два главных
склада: для труб и для арматуры. Они создавались, когда бизнес толь­
ко складывался, и объемы капиталовложений были ограничены. Цен­
трализованное хранилище создавалось с намерением уменьшить уро­
вень запасов, снизить издержки, улучшить обслуживание, особенно
в отношении больших строительных проектов. Система управления
разрабатывалась в соответствии с этими задачами.

4. Каков текущий уровень вложений в устаревшие и малоликвид­
ные товары?
Чрезмерный уровень запасов зачастую является след­
ствием проблем, возникших в этой области. Ключевые аспекты анализа
должны быть нацелены на выявление текущих чрезмерных запа­
сов. Наиболее важным представляется выявить группу причин роста
отдельных категорий запасов и обосновать методы, которые поз­
волят устранить эти причины.

5. Каких долгосрочных улучшений можно добиться, если изменить
политику запасов, организационную структуру и систему управ­
ления?
Этот ключевой вопрос, возможно, повлияет на разработку
долгосрочной бизнес-стратегии. Чтобы снизить финансовую нагруз­
ку, руководству желательно обдумать изменения в процессе управле­
ния долгосрочными операциями.


собирала товар у производителей и хранила его на центральном складе. Оттуда товар распределялся почти по двенадцати местным складам, рассеянным по всей стране. Компания сменила владельца, и новый собственник решил, что 27 миллионов долларов, потраченных на товарные запасы на центральном складе, - это слишком много.

Вдобавок к большим расходам на товарные запасы центрального склада увеличивались вложения в товарные запасы в целом по стране. Это происходи­ло потому, что требуемая заказчиками арматура не всегда была в наличии на центральном складе. Ее приходилось завозить от производителей напрямую на региональные склады.

Содержит ли рис. 42 список «ключевых вопросов», вытекающих из описан­ной ситуации? Заметим, кстати, что «ключевой вопрос» - это особый вопрос, требующий однозначного ответа: «да» или «нет». Указание на однозначность позволяет нам подобрать верный ключ к оценке заключительного параграфа. Дает ли он нам понимание истинных причин возникновения проблемы?

Рассмотрим, к примеру, второй вопрос на рис. 42: «Каков необходимый уро­вень вложений в товарные запасы?» Он не относится к числу ключевых. Чтобы он стал таковым, его необходимо переформулировать следующим образом: «Нынешний уровень вложений в товарные запасы действительно так высок?» Еще один допустимый вариант: «Нам действительно необходимо столько вло­жений, как сегодня?»

Используя полученную в этой главе информацию о типичном процессе ре­шения проблем, мы можем оценить второй вопрос как попытку определить, каким образом мы узнаем, за счет чего и когда проблема будет решена. Разбе­ремся в сути проблемы. Вложения в товарные запасы составляют 27 милли­онов, и их следовало бы сократить. Но какая цифра должна стоять вместо 27 миллионов? Можем ли мы поставить меньшую цифру и убедиться, что ны­нешние затраты действительно слишком высоки? Ответ на этот вопрос — наша первоочередная задача.

Допустим, что цифра нынешних запасов действительно велика. Каковы причины этого? Рассмотрим древовидную диаграмму. Возможно, на вложения влияют следующие факторы:

Теперь мы владеем инструментом анализа соответствующих ключевых вопросов, который вычленяет и заимствует главное из первого и четвертого пунктов на рис. 42:

· правильно ли выстроена система управления распределением запасов?

· не храним ли мы слишком много устарелой и малоликвидной арматуры?

Что этот инструмент анализа нам дает? Во-первых, он недвусмысленно свиде­тельствует о том, что выбор манеры обсуждения в стиле ключевых вопросов в данном документе вообще «ни к селу ни к городу». Вместо них целесообразно об­суждать путь, которым будет следовать консультант, решая главную проблему кли-


ента. Что за главная проблема? Проблема возможной неэффективности и слишком высоких издержек в нынешней централизованной системе хранения запасов.

Консультанту следовало бы сказать заказчику приблизительно следующее:

 

 

Рис.43. Важные вопросы

 
 


1. Насколько мы можем снизить издержки на энергию, улучшая работу с энер-гопотребляющими устройствами и реализуя простые, не требующие боль­ших капиталовложений инженерные проекты на каждом из профильных предприятий?

2. Известно, что мы можем значительно снизить издержки на энергопотреб­ление, повысив качество работ на предприятиях. Каков размер превыше­ния или величина экономии энергетических издержек по сравнению с кон­курентами? Можем ли мы сохранить преимущество?

3. Насколько более заметными стали бы наши конкурентные преимущества, если бы мы провели целенаправленную программу по экономии энерго-затрат?

4. Какую программу энергетического развития (исследования, разработки) следует принять, чтобы добиться значительного превосходства над конку­рентами?

5. Как сочетать тактику экономии на использовании смеси топлив и уста­новке экономичных энергоустройств, чтобы добиться наилучших резуль­татов? В краткосрочной и долгосрочной перспективе?

6. Является ли наш капитальный проект энергосбережения и сокращения издержек лучшим? Принесет ли он максимальную выгоду?

7. Какая программа наиболее эффективно использует поддержку государства? Опирается ли она на налоговые льготы и законодательные акты?

8. Какие человеческие ресурсы потребуются для эффективного решения по-ставленных в программе задач? Другими словами, какими должны быть организационные ресурсы, каково необходимое число сотрудников, ка-кими должны быть их навыки и квалификация? Кто будет отвечать за реа-лизацию программы?

9. Каков размер ассигнований, который поможет сделать каждое предпри0ятие конкурентоспособным в отношении энергозатрат?

10. Как в нашей корпоративной стратегической программе и в бизнес-плане планируется достичь экономии энергозатрат?


Словом, мы полагаем, что так называемым «ключевым вопросам» не место в письме с первичными предложениями и рекомендациями. За редким исклю­чением эти вопросы уводят в сторону от анализа решения проблемы. Ведь и зада­чи, и процесс решения, и конечный итог исследования затрагивают один и тотже предмет (см. главу 9, где обсуждается анализ итогов исследований).

В наши дни словосочетание «ключевой вопрос» стало слишком популярным. На рис. 43 приводится очередной набор из десяти таких вопросов, еще более запутанных, чем в предыдущем случае. С их помощью составители документа пытаются определить способы снижения издержек на производственное энер­гопотребление.

Если попробовать наглядно изобразить различные способы снижения энер-гозатрат, получится примерно такая древовидная диаграмма выбора:

Составив подобную древовидную диаграмму, вы сразу заметите, что вопросы с седьмого по девятый не относятся к теме обсуждения, первый, второй и шес­той связаны с проблемой уменьшения затрат на существующем оборудовании, третий и четвертый - с использованием нового энергосберегающего оборудо­вания; пятый говорит об использовании недорогих сортов топлива и отсылает к третьему в связи с задачей приобретения новых видов оборудования, рабо­тающего на недорогих сортах топлива. Про десятый вопрос можно сказать, чтоон рассматривает и обобщает сразу все аспекты проблемы уменьшения энерго-затрат.

Эти примеры помогают понять, насколько важно стремиться к обосно­ванному объединению идей в группах. Помните: каждая логическая группа


должна отражать свое собственное направление и место в структуре аналити­ческого исследования. Решая проблему, старайтесь выстроить идеи в соответ­ствии со структурой своих рассуждений. Это поможет вам оценить логику своих построений и их убедительность.

В этой связи добавим, что более общее «умное» название всего мыслитель­ного процесса решения проблем - это абдукция. Ее следует отличать от дедук­ции и индукции. Абдукция детально рассматривается в приложении к этой книге, в том числе и для решения сугубо научных задач.


Глава 9

Вопросы заключительных

Утверждений

Наконец мы подошли к рассмотрению первого правила магической пира­миды. Напомним его: идеи и суждения должны подытоживать смысл идей и суждений, объединенных в логические смысловые группы на иерархичес­ком уровне ниже.

Когда идеи объединены в логическую группу на основании дедуктивной ар­гументации, итоговая мысль легко выводима, поскольку опирается на финаль­ные заключения силлогизма. Но когда вы имеете дело с группой идей, объеди­ненных индуктивно, итоговая мысль должна являться выражением вскрытых и явных взаимосвязей в этой группе.

Большая часть «деловых писателей» не стремится никаким образом поды­тоживать смысл сгруппированных идей. Как мы видели, чаще всего они связы­вают идеи так плотно, что вырисовывается только их общий смысл, а о специфи­ческой взаимосвязи речи не идет. Соответственно авторы вынуждены объединять специфические идеи суждениями, которые я называю интеллектуально пус­тыми:

· компании следовало бы иметь три цели,

· в организации существует две проблемы,

· мы рекомендуем провести пять изменений.

Я называю такие суждения интеллектуально пустыми, поскольку на самом деле они не подводят итог и не являются выводами из идей, объединенных на уровне ниже, а просто указывают на общую внешнюю характеристику обсуж­даемых идей. В качестве таковых подобные суждения не могут служить ориентирами или зацепками, которыми пользуется читатель для осмысле­ния написанного.

Главная цель итоговых суждений - привлечение дополнительного внима­ния к высказываниям, которые объединены в логические группы и которые следует тщательно обдумать в дальнейшем. Вы используете такое итоговое суждение и «прицепляете» подобные ему (индуктивные) или приводящие к нему (дедуктивные). Но сначала вы должны убедиться в истинности итога.

Однажды я работала с сотрудником, который написал в отчете: «Компания столкнулась с двумя организационными проблемами», а затем перечислил их. Когда я спросила его, в чем эти проблемы схожи и может ли он объединить их в одном суждении, он ответил, что вовсе и не собирался говорить далее что-либо об организационных проблемах. На самом деле его сферы деятельности компании, требовавшие повышенного внимания.


Затем мой подопечный увидел, что на самом деле существовали не две так называемые проблемные сферы, а четыре, и только одну он мог определить пра­вильно. В дальнейшем он обнаружил, что именно эта правильно опреде­ленная проблема была главной и действительно организационной. Про­блема заключалась в неспособности командного состава делегировать власть от руководства сотрудникам. Теперь, имея ясное представление о сути пробле­мы, сотрудник мог сосредоточиться на поиске решений.

Итоговое утверждение желательно представлять как можно более ясно еще и потому, что это значительно облегчает жизнь читателю. Документ, содержа­щий большое число интеллектуально пустых предложений, не располагает к внимательному чтению, поскольку содержит слишком мало якорей, удержи­вающих читательский интерес. Добавлю, что существует реальная опасность написать трудно воспринимаемый и непонятный документ. Чтобы доказать это, приведу вам пример обмена репликами, который я услышала по радио несколь­ко лет назад:

Первый говорящий: — Джон Вейн полагает, что хорошо подготовлен к тому, чтобы написать биографию Самуэля Джонсона по трем причинам:

- его происхождение из того же самого бедного Стаф-
фордшира;

- то же образование в Оксфорде;

- те же самые литературные предпочтения.

Второй говорящий: - Я не согласен. В Стаффордшире нет настоящей правды.

Это превосходный пример абсолютного взаимного непонимания. Второй со­беседник просто не понял первого, потому что первый не прояснил со всей оче­видностью, что же именно он имеет в виду. Второй участник беседы готов вос­принимать то, что ему скажут, ждет и ищет смысл в высказываниях первого. Но первый оратор просто заявляет о трех причинах. Скорее всего, его собеседник воспринял как главный пункт в рассуждениях «тот же самый бедный Стаф­фордшир», а остальные две причины попросту не заметил. Когда ему пришлось отвечать, он ответил на то, что услышал. При этом собеседники говорили прямо друг за другом.

А если бы вместо перечисления причин первый говорящий сказал бы: «Джон Вейн напишет хорошую биографию Самуэля Джонсона, потому что у них пора­зительно много общего - и район, в котором они родились, и оксфордское образование, и одинаковые литературные предпочтения», второй собеседник, скорее всего, понял бы все сразу и правильно. И продолжил бы диалог в соот­ветствии со своими представлениями.

Что же необходимо делать, чтобы правильно построить итоговое сужде­ние? Во-первых, как это было показано в двух предшествующих главах, прове­рить принципы объединения идей в логические группы, убедиться в том, что соблюдается правило ВИИД (порядок отражает либо ход процесса, либо струк­туру или классификацию). Затем вы должны оценить характер, которому будет соответствовать ваше итоговое суждение. Безотносительно к принци­пам объединения идей в логических группах главное суждение будет либо реко-


мендацией читателю сделать что-то, либо ситуационным положением, описы­вающим нечто.

· Подытоживая действия, указывайте на следствия, к которым приве­дет исполнение определенных действий.

· Подытоживая ситуационные описания, подчеркните тот признак, который делает эти описания сходными.

На рис. 44 показаны схемы логического вывода из групп, объединенных дедуктивно и индуктивно. Это либо заключение силлогизма (дедуктивная груп­па), либо следствие ряда действий (индуктивная группа), либо явный вывод из сходных в чем-то описаний (индуктивная группа).




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.