Чтобы почувствовать, насколько по-разному будет строиться процесс логического упорядочения, рассмотрим несколько примеров. Положим, ваша секретарша принесла следующий «сырой» документ.
Традиционный финансовый подход к оценке инвестиций ведет к ошибоч-ным рекомендациям для корпоративного поведения...
Корпорациям следует инвестировать во все возможные перспективные виды деятельности, где вероятный возврат средств превышает стоимость капитала.
Надежные количественные методы измерения будущей неопределенности и рисков - это залог более эффективного размещения ресурсов.
Планирование и бюджетирование капиталовложений — это два совершенно разных процесса. Бюджетирование капиталовложений — обособленный вид финансовой деятельности.
Роль топ-менеджеров ограничивается перебором числовых вариантов, а не осмыслением скрытых возможностей.
Очевидно, что эти четыре ошибочных рекомендации - следствие традиционного финансового подхода в корпорациях. Более того, это общепринятые и чрезвычайно распространенные «правила большого пальца» для высшего уровня руководителей. Задумаемся о них. Если вы запишете очевидные и прямые последствия этих житейских правил, то получите такой сокращенный список.
Поощряет корпорации к инвестированию.
Побуждает к количественному измерению неопределенности.
Отделяет планирование от бюджетирования капитала.
Подталкивает руководство к цифровому анализу.
Теперь все утверждения в списке, кроме третьего, могут быть восприняты как части процесса принятия решения, который диктует иной порядок подачи информации и, как следствие, бумага, которую теперь исправила ваша расторопная секретарша, становится более ясной.
«Традиционный финансовый подход корпораций к оценке эффективности инвестиций может привести к необоснованным решениям в распределении ресурсов, решениям, отличающимся следующими недостатками:
- выпячивают количественную оценку будущей неопределенности и риска как ключевого условия для выбора проекта;
- подталкивают руководство к цифровому, а не к качественному анализу;
- поощряют вложения во все проекты, где вероятный возврат средств превышает стоимость капитала, при этом иные соображения успешности игнорируются».
В ряде случаев даже неопытный человек очень легко установит истинный скрытый порядок идей уже при беглом чтении. Однако гораздо чаще вы будетеиметь дело с идеями и суждениями, относящимися к группам с разными прин ципами упорядочения. И тогда моментально восстановить логику во время первого прочтения «всей кучи» будет трудновато.
Существуют проблемы в отчетности о продажах и учете товаров:
1. Доклады и отчеты зачастую бессодержательны.
2. Учетные данные ненадежные.
3. Учетные данные запаздывают.
4. Учетные данные не сопоставлены с данными о продажах.
5. Сотрудники хотели бы работать с докладами оптимальной формы.
6. Сотрудники хотели бы исключить незначимые данные.
7. Сотрудники хотели бы исключить очевидные данные.
8. Сотрудники хотели бы уменьшить объем информации, обрабатываемой вручную.
Основной прием обработки данного списка — прочитать наскоро все положения и предварительно распределить их по «грубым» смысловым группам, чтобы потом иметь возможность более критической оценки. В итоге вы придете к трем категориям в соответствии с сутью проблем, которую затрагивают эти соображения.
Сроки
1. Доклады и отчеты зачастую бессодержательны.
3. Учетные данные запаздывают.
Данные
2.Учетные данные ненадежные.
4. Учетные данные не сопоставлены с данными о продажах.
6. Сотрудники хотели бы исключить незначимые данные.
Формы отчетности
5.Сотрудники хотели бы работать с докладами оптимальной формы.
7. Сотрудники хотели бы исключить очевидные данные.
8. Сотрудники хотели бы уменьшить объем информации, обрабатывае-мой вручную.
Вот вы и столкнулись с двойственной задачей упорядочения. Первая зака выка - в каком порядке вы расположите сами три категории (сроки, данные, формы отчетности)? Этот порядок зависит от процесса, который они, по вашему мнению, отражают. В данном примере мы имеем две возможности: мы можем говорить о подготовке докладов или о чтении докладов.
Если речь идет о подготовке докладов, поставьте на первое место категорию «данные», затем - «формы отчетности», в конце - «сроки». Именно такая последовательность отражает логический порядок составления докладов и от четов. С другой стороны, если речь идет об обработке и чтении докладов, начи-
нать надо с категории «сроки», затем пойдет категория «формы отчетности», в конце - «данные». В таком естественном порядке идет обработка докладов. То есть все имеющиеся жалобы сгруппированы таким образом, что сначала говорится о задержках по срокам, затем - о неудобных форматах и, наконец, о беспорядке с самими данными.
Следующий шаг - каким-то образом упорядочить по важности идеи в каждой категории. Возможно, в группе «Сроки» следовало бы переставить пункты 1 и 3 (конечно, если вас больше волнует проблема задержки отчетов, а не их бессодержательности). В группе «Данные» на первое место следовало бы поставить жалобу о незначимых, бессмысленных данных, затем - о тех, что обладают некоторым смыслом, но которым не хватает надежности, в конце - о невозможности сопоставления. Видите, как легко нам дается логическое упорядочивание! Продолжим. В группе «Формы отчетности» пункты 7 и 8 претендуют на то, чтобы стать подпунктами положения 5, возможно, с переменой мест - первым по значимости является задача уменьшения объемов ручной работы, второй - задача исключения очевидных сведений.
Ценность подобных упражнений с группами идей может быть продемонстрирована на примерах с незавершенной логикой и неполным обоснованием пространного текста. Обсуждаемая в этой главе методика поможет критически оценить содержание запутанного текста и дать полезный совет автору. Обратимся к такому примеру.
Причины упадка Нью-Йорка многочисленны, и они носят комплексный ха-рактер. Среди них можно выделить следующие:
1. Уровень заработной платы выше, чем в других регионах страны.
2. Высокие тарифы на электроэнергию, арендные платежи и стоимость земли.
3. Заторы в дорожном движении, увеличивающие транспортные расходы.
4. Дефицит площадей для современных предприятий.
5. Высокие налоги.
6. Технологические изменения.
7. Конкуренция со стороны новых центров экономической концентрации на Юго-Западе и Западе.
8. Перенос экономической и социальной активности в Америке из горо-дов в пригороды и на окраины.
Блистательный образец трюизмов в системе аргументирования! Чего добивался автор, говоря:
· все знают, что существует множество комплексных причин упадка Нью-Йорка,
· среди них можно выделить такие,
· поэтому...(?) перейдем к следующей причине.
Описание исходной проблемы с таким количеством ее «объяснений» не может подтолкнуть нас, читателей, к ее плодотворному обдумыванию и нахождению приемлемых решений. Из неполного и, возможно, пристрастного списка мы не почерпнем ничего стоящего, поэтому не можем сделать ясные и однозначные выводы.
Тем не менее целых 8 пунктов выглядят очень внушительно. Разберемся, нет ли здесь повторов и присутствует ли хоть что-нибудь осмысленное? Есть ли возможности для сближения некоторых объяснений между собой?
Издержки
1. Высокий уровень заработной платы.
2. Высокие цены на энергию, аренду и землю.
3. Высокие расходы на транспорт.
5. Высокие налоги.
Недостаток места
4. Дефицит площадей для современных фабрик, не позволяющий модер низировать промышленность.
6. Технологические изменения, ведущие к настоятельной потребности в мо дернизации.
8. Жизненная активность перемещается в пригороды и на окраины.