Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Прогнозирование в управленческой деятельности



В теории управленческого прогнозирования ключевую роль играет понятие плановых предположений. Под ними понимается вероятное окружение (т.е. вся совокупность условий, факторов, обстоятельств), в котором будут реализовываться планы организации. Следовательно, плановые предположения — это результат прогнозирования, его конечный продукт. Но одновременно плановые предположения — это основа, исходная база, на которой разрабатывается, а в дальнейшем детализируется система планов организации. Они, таким образом, выполняют роль связующего звена между функциями прогнозирования и планирования.

Существует несколько основных разновидностей плановых предположений. Так, они различаются по своей ориентации: это предположения относительно вероятных в будущем параметров внешней среды и относительно возможных будущих результатов собственного функционирования. С этим различием частично совпадает, но в целом отлично от него разделение плановых предположений на прогнозы состояния внешней и внутренней среды организации в целом (а не только ее ожидаемых результатов). Внутриорганизационные прогнозы играют большую роль, поскольку они позволяют «заглянуть в завтрашний день* организации, предвосхитить зарождающиеся тенденции «внутренней жизни» и по возможности стимулировать позитивные из них и предотвратить негативные. Внешние плановые предположения подразделяются на три группы:

— предположения относительно общего окружения, куда входят прогнозируемые экономические, технологические, политические, социальные и этнические условия;

— предположения относительно состояния рынка продукции (спроса, услуг, конкуренции);

— предположения относительно состояния рынка факторов производства.

Внутренние плановые предположения касаются, в первую очередь, таких факторов, как объем капиталовложений, привлеченные инвестиции, изменение используемых технологий и средств труда, изменение оргструктуры управления, изменение квалификационных характеристик персонала и административного аппарата и др.

Внешние и внутренние плановые предположения могут быть, в свою очередь, двух основных типов — количественные и качественные. Примером количественных предположений может быть, скажем, ожидаемый объем продаж (в процентах от текущего уровня), а качественных — ожидаемый престиж того или иного вида продукции. Кроме того, существует категория комбинированных — количественно-качественных плановых предположений.

Плановые предположения имеют важное различие по тому, в какой степени они подконтрольны организации. Существует

множество неконтролируемых, но хорошо прогнозируемых факторов — таких, например, как динамика роста численности населения, налоговая политика, коммерческие цены и пр. К контролируемым предположениям относятся, например, выход на новые рынки, интенсификация научных исследований. Наряду с ними выделяют также и категорию частично контролируемых плановых предположений, например уровень текучести кадров.

Плановые предположения могут затрагивать ожидаемое будущее состояние всей организации в целом, и тогда они приобретают вид общих, или сводных (глобальных), прогнозов. Но они могут носить и более локальный характер, затрагивая либо какое-то подразделение организации, либо тот или иной показатель ее деятельности.

По параметру степени определенности, обоснованности плановые предположения подразделяются на детерминистские (относительно гарантированные) и стохастические (вероятностные). В основе детерминистских прогнозов лежит применение стандартных методов научного прогнозирования. Стохастические прогнозы реализуются без должной стандартизации и формализации, а в ряде случаев имеют интуитивную основу.

В практике управления целесообразно различать первичные и вторичные плановые предположения. Первичные предположения (прогнозы), носящие, как правило, достаточно общий (а часто — глобальный) характер, не только могут, но и должны быть затем использованы в качестве исходных посылок для следующего шага прогнозирования. Они поэтому, будучи с одной стороны результатами прогнозирования, одновременно являются и его предпосылками, исходным материалом. В ходе этого процесса начальные прогнозы детализируются и конкретизируются. Далее возможна, а часто необходима дальнейшая конкретизация — разработка еще более детальных («третичных») плановых предположений. Переход от плановых предположений более общего характера к предположениям более локального и конкретного типа, их последовательная смена во времени составляет основное содержание процесса прогнозирования. Одновременно этот процесс приобретает черты иерархической организации, упорядоченности, поскольку плановые предположения различных этапов являются и разными уровнями конкретизации осуществляемых прогнозов.

Существуют и иные классификации плановых предположений, а следовательно, и типов прогнозов. В частности, это плановые предположения как результат индивидуальных усилий руководителя и как результат совместной деятельности какой-либо группы в составе организации (например, группы советников, экспертов по прогнозированию). Различают также долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные плановые предположения; при этом используется критерий временной перспективы прогнозирования.

Общая картина всей системы плановых предположений достаточно сложна, включает в себя разные (причем — по многим признакам) типы прогнозов, что свидетельствует о комплексности и многоаспектности функции прогнозирования в целом. Она пронизывает все сферы управления и его структурные подразделения, включена во все его этапы и задачи. Вместе с тем необходимо отметить, что в теории управления сложилась еще одна — наиболее общая классификация типов процессов прогнозирования. Она основывается на содержательном критерии — характере решаемых в процессе прогнозирования задач, сфере его применения. В нее входит пять типов прогнозирования:

- экономическое прогнозирование используется для предсказания общего состояния экономики или состояния конкретной организации;

- технологическое прогнозирование направлено на возможное предсказание того, разработку каких новых технологий можно

- ожидать в будущем; когда это может произойти; какие экономические последствия это повлечет за собой;

- прогнозирование сбыта имеет широкую сферу действия, связано со всем спектром проблем, возникающих в связи с реализацией продукции организации, и часто рассматривается как главный и основополагающий тип прогнозирования для деятельности любой организации;

- прогнозирование развития конкуренции направлено на предсказание возможных изменений стратегии и тактики конкурентов;

- социальное прогнозирование направлено на предсказание изменений в социальных установках людей и состояния общества в целом.

Все основные типы прогнозирования тесно взаимосвязаны между собой, поскольку эффективный прогноз в какой-либо из указанных сфер обязательно требует учета информации во всех иных сферах.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.