Качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности человека или общества. Качество оценивают по функциональной пригодности, эксплуатационным характеристикам, степени безопасности и надежности и т.д. Признаком хорошего качества является наличие подтверждающих сертификатов, выданных авторитетными фирмами или персоналиями. Качество управленческой деятельности — это степень соответствия ее общепринятым требованиям или стандартам. Обычно о качестве управленческой деятельности судят по качеству управленческих решений. На качество продукции оказывают влияние не только технический уровень производства, состояние экономики и организаций производства, но и профессионализм и культура управленческих решений.
Качество управленческого решения — это степень соответствия УР внутренним требованиям (стандартам) организации. При разработке и реализации УР руководитель должен уделять внимание каждому этапу процесса разработки и реализации УР. Качество каждого этапа вносит существенный вклад в общую оценку качества всего УР. Качество измеряется в относительных единицах от 0 до 1. Низшему качеству УР присваивается значение 0, а высшему — 1. Общее качество УР вычисляется как произведение значений качеств всех составляющих ее этапов, стадий и операций, выполняющихся последовательно.
На качество процесса подготовки и реализации УР оказывают существенное влияние: информация, набор целей управления, методы разработки УР, набор объектов, входящих в концептуальную модель компании, используемая управленческая технология, выбранное свойство процесса разработки УР, форма подачи УР, организационный аудит УР. Дополнительно к уже рассмотренным элементам необходимо добавить и общесистемные элементы: законы управления и организации, законы для организаций. В среде этих законов и осуществляется процесс подготовки и реализации УР. Все перечисленные элементы должны усиливать действие друг друга, то есть составлять систему. Качество управленческого решения может рассматриваться с организационной, экономической, социальной, технологической, психологической, правовой, экологической, этической, политической и партийной стороны. Каждая из этих составляющих имеет свои правила, нормы, нормативы или стандарты. Каждая составляющая качества УР вносит свой вклад в общее качество.
Наименование сторон качества
Содержание основных составляющих качества УР
Основные нормы, правила, документы, которым должно соответствовать УР
Организационная
Экономическая
Социальная
Технологическая
Психологическая
Правовая
Экологическая
Этическая
Политическая
Партийная
Регламенты, инструкции, принятые в компании
Сертифицированные методы экономических расчетов
Права человека
Национальные или мировые технологические нормативы
Прогрессивные традиции и нормы общежития
Национальные и международные законодательные акты
Стандарты ISO 14000 и стратегия устойчивого развития
Прогрессивные традиции и нормы общежития
Программа национального развития
Устав и программа представляемой партии
Большое значение в повышении качества процесса подготовки УР и эффективности результатов от его реализации отводится организаторской стороне. Она включает: создание творческого коллектива; создание творческой обстановки при подготовке УР; обеспечение разработчиков полной и своевременной информацией; использование современных информационных технологий; профессиональное проведение в коллективе разработчиков мозговой атаки и фиксацию полученных результатов; использование опыта и знаний наиболее профессиональных по решаемой задаче специалистов; разностороннее рассмотрение всех этапов процесса ПРУР, а особенно ситуацию; усиление внимания к преодолению местничества, субъективизма и показухи (сиюминутного эффекта); отражение в решениях главных достижений коллектива (в науке, методологии, технологии), признанных авторитетными специалистами; осуществление мониторинга решений. Этот далеко не полный перечень может дать представление о качественной стороне эффективной работы коллектива.