Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Интересы участников банкротства предприятия



Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течении срока, установленного настоящим Федеральным законом.

Денежное обязательство - обязанность должника уплатить кредитору определённую денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию.

Обязательные платежи - налоги, сборы и другие обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

Руководитель должника - единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лиц без доверенности.

Кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

Конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несёт ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей должника по обязательствам, вытекающим из такого участия.

Уполномоченные органы - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного само- управления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Досудебная санация (оздоровление) - меры по восстановлению платёжеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику, применяемая к должнику в целях восстановления его платёжеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платёжеспособности.

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путём достижения соглашения между должником и кредиторами.

Представитель учредителей (участников) должника - председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника, либо лицо, избранное советом директоров или иным аналогичным коллегиальным органом управления должника, либо лицо, избранное учредителями должника для представления их законных интересов при проведении процедур банкротства.

Представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия - лицо, уполномоченное собственником имущества должника - унитарного предприятия на представление его законных интересов при проведении процедур банкротства.

Представитель комитета кредиторов - лицо, уполномоченное комитетом кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени комитета кредиторов.

Представитель собрания кредиторов - лицо, уполномоченное собранием кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени собрания кредиторов.

Арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) - гражданин Российской Федерации, утверждённый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.

Временный управляющий - арбитражный управляющий, утверждённый арбитражным судом для провидения наблюдения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Административный управляющий - арбитражный управляющий, утверждённый арбитражным судом для провидения финансового оздоровления в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Внешний управляющий - арбитражный управляющий, утверждённый арбитражным судом для провидения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий.

Конкурсный управляющий - арбитражный управляющий, утверждённый арбитражным судом для провидения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий.

Мораторий - приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.

Представитель работников должника - лицо, уполномоченное работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур банкротства.

2. Предупреждение банкротства

Как серьёзное предупреждение о грядущем неблагополучии предприятия следует расценивать отрицательную реакцию со стороны партнёров по бизнесу, поставщиков, кредиторов, банков, потребителей продукции на те или иные его мероприятия - всевозможные реорганизации (открытие или закрытие подразделений предприятий, филиалов, дочерних фирм и т.д.), частая и необоснованная смена поставщиков, выход на новые рынки, рискованная закупка сырья и материалов и другие изменения в стратегии предприятия. Другим существенным признаком, контролируемым кредиторами, является изменение в структуре управления и атмосфере, царящей в верхних слоях управления, поскольку крах предприятия начинается с конфликтов в его высшем руководстве.

Другие ранние признаки банкротства связаны с характером изменений финансовых показателей деятельности предприятия, своевременностью и качеством представления финансовой отчётности и проведением аудиторских проверок:

· задержки представления бухгалтерской отчётности и изменение её качества, что может свидетельствовать либо о сознательных действиях, либо о низком уровне персонала - и то и другое являются признаками неэффективности финансового управления;

· изменение в статьях бухгалтерского баланса со стороны пассивов и активов и нарушение определённой их пропорциональности;

· увеличение или уменьшение материальных запасов, что может свидетельствовать либо о заинтересованности, либо о возможной неспособности предприятия выполнять свои обязательства по поставкам;

· увеличение задолженности предприятия поставщикам и кредиторам;

· уменьшение доходов предприятия и снижение прибыльности фирмы, обесценение акций предприятия, установление предприятием нереальных (высоких или низких) цен на свою продукцию и т.д.

Настораживающими признаками являются также внеочередные проверки предприятия, ограничение его коммерческой деятельности органами власти, отмена и изъятие лицензий и т.д.

Оздоровление финансового положения предприятия как составная часть управления кризисными состояниями и банкротством предполагает целевой выбор наиболее эффективных средств стратегии и тактики, необходимых для конкретного случая и конкретного предприятия. Изучение опыта преодоления кризисных ситуаций многих предприятий позволяет сформулировать некоторые общие, обязательные для каждого предприятия процедуры, на основании которых можно выделить 2 наиболее распространённых вида тактики.

Защитная тактика (рис. 1) основана на проведении сберегающих мероприятий, основой которых является сокращение всех расходов, связанных с производством и сбытом, содержанием основных фондов и персонала, что приводит к сокращению производства в целом. Такая тактика применяется, как правило, при очень неблагоприятном стечении внешних обстоятельств. Однако подобная тактика, которая может оказаться эффективной для отдельных предприятий, ожидающих оживления деловой активности и благоприятной рыночной конъюнктуры, неприемлема для основной части предприятий. Очевидно, что массовое применение защитной тактики большинством предприятий вызывает её более глубокий кризис национальной экономики и поэтому не приводит к финансовому благополучию применяющих её предприятий, что вполне объяснимо - ведь главные причины кризисной ситуации находятся вне предприятия. Защитная тактика предприятия ограничивается, как правило, применением соответствующих оперативных мероприятий: устранение убытков, сокращение расходов, выявление внутренних резервов, попытка улаживания дел с кредиторами (отсрочка долгов) и с поставщиками и т.д.

Более эффективна наступательная тактика, т.е. проведение не столько оперативных, сколько стратегических мероприятий (рис. 1). В этом случае наряду с ресурсосберегающими мероприятиями проводятся активный маркетинг, изучение и завоевание новых рынков сбыта, обновление основных фондов, внедрение перспективных технологий и т.д.

В тоже время происходит смена или укрепление руководства предприятия, осуществляются комплексный анализ и оценка ситуации, при необходимости корректируются философия, основные принципы деятельности предприятия, т.е. изменяется его стратегия, в соответствии с чем пересматриваются производственные программы, происходит укрепление позиций предприятия на рынке и завоевание новых сегментов рынка, обновление номенклатуры выпускаемой продукции. Всё это находит отражение в разрабатываемой концепции финансового, производственного и кадрового оздоровления, в соответствии с которой финансовая, маркетинговая, техническая и инвестиционная программы, которые позволяют повысить финансовое благополучие предприятия.

В систему банкротства цивилизованного типа входят не только предприятия и связанные с ними всевозможными обязательствами партнёры (кредиторы, поставщики и т.д.), но и органы государственной власти (рис. 2). Разумеется роль последних (если они не являются собственниками предприятия) отличается от роли других участников системы банкротства. Органы государственной власти должны обеспечить функционирование организационного, судебного (правового) и социального обеспечения системы банкротства. Эффективная реализация целей и задач, стоящих перед системой банкротства, предполагает разработку целого ряда методик и методических разработок, стандартизирующих основные процессы. Применение аналитических методик (по составлению программ финансового и производственно-технического оздоровления, управления, санации и т.д.) позволит провести тщательный анализ финансового состояния, системы управления предприятием, его производственной и маркетинговой деятельности. Большое значение имеет разработка методик по подготовке и переподготовке, подбору и назначению персонала управления (арбитражных и конкурсных управляющих), а также других работников предприятия.

(Рис. 1 Управление кризисными ситуациями предприятия)

(рис. 2 Участники системы банкротства)

3. Стадии банкротства

Различают следующие стадии банкротства:

Скрытая стадия, при которой происходит скрытое (особенно если не налажен специальный управленческий учёт) снижение «цены предприятия», определяющейся капитализацией прибыли:

V= P/K,

где P - ожидаемая прибыль до выплаты налогов, а также процентов по займам и дивидендов;

K - средневзвешенная стоимость пассивов (обязательств) фирмы (средний процент, показывающий проценты и дивиденды, которые необходимо будет выплачивать в соответствии со сложившимися на рынке условиями за заёмный и акционерный капиталы);

V - ожидаемая «цена предприятия».

Снижение «цены предприятия» означает снижение её прибыльности (это явно проявится в отчётности) либо увеличение средней стоимости обязательств, которые предприятие будет вынуждено принять на себя в ближайшем будущем (это может происходить незаметно, если финансовые службы не отслеживают ситуацию на рынке акций и облигаций аналогичных фирм, банковских кредитов). Целесообразно рассчитывать «цену предприятия» на ближайшую долгосрочную перспективу.

Вторая стадия - финансовая неустойчивость, т.е. возникновение трудностей с наличностью, некоторых ранних признаков банкротства. На этой стадии руководство часто прибегает к «косметическим» мерам, например продолжает выплачивать акционерам высокие дивиденды, увеличивая заёмный капитал путём продажи части активов, чтобы снять подозрения вкладчиков и банков.

Как показывает опыт, при ухудшении ситуации руководители нередко используют авантюрные способы зарабатывания денег, а иногда прибегают к мошенничеству.

Третья стадия - явное, юридически очевидное банкротство, т.е. предприятие не может своевременно оплачивать долги.

4. Наблюдение

Ввод наблюдения происходит с целью подготовить мероприятия, направленные либо на оздоровление предприятия, либо на его ликвидацию. Эта процедура осуществляется под наблюдением кредиторов. Наблюдение вводится с принятием арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. С этого момента деятельность предприятия осуществляется с рядом существенных ограничений.

Так, введение наблюдения не является основанием для отстранения от работы руководителей предприятия-должника. Однако органы управления этим предприятием не вправе принимать решения о реорганизации, создании филиалов и представительств, выплате дивидендов, размещении ценных бумаг, а сделки, связанные с недвижимым имуществом, имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 10% стоимости активов, с получением и выдачей займов и т.п., могут совершаться исключительно с согласия временного управляющего.

Для проведения процедуры наблюдения арбитражным судом назначается временный управляющий, как правило, из числа кандидатов, предложенных кредиторами. Обязанностями временного управляющего являются:

· обеспечение сохранности имущества должника;

· проведение анализа финансового состояния;

· определение наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;

· установление всех кредиторов;

· созыв первого собрания кредиторов.

По окончании процедуры наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчёт о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии предприятия-должника и предложение о возможности или невозможности восстановления его платёжеспособности. На основании представленного отчёта и ходатайства первого собрания кредиторов арбитражный суд принимает одно из решений:

· о введении внешнего управления;

· о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;

· о заключении мирового соглашения.

С момента принятия решения, наблюдение, как процедура банкротства, прекращается.

5. Внешнее управление (судебная санация)

Под внешним управлением имущества должника понимается процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия-должника, назначаемая арбитражным судом по заявлению должника, собственника предприятия или кредитора и осуществляемая на основании передачи функций по управлению предприятием-должником внешнему управляющему.

Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платёжеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельности путём реализации части его имущества и осуществления других организационных и экономических мероприятий.

Последствия внедрения внешнего управления:

1. С даты введения внешнего управления:

прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;

внешний управляющий вправе издать указ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;

прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему;

отменяются ранее приятые меры по обеспечению требований кредиторов;

аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.

2. Органы управления должника в пределах компетенции, установленной федеральным законом, вправе принимать решения:

о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала;

об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций;

об увеличении уставного капитала акционерного общества путём размещения дополнительных обыкновенных акций;

об определении порядка ведения общего собрания акционеров;

об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника;

о замещении активов должника и т.д.

Внешний управляющий может быть освобождён от занимаемой должности управляющего по собственному заявлению в арбитражный суд; так же внешний управляющий освобождается от должности в случае ели цель внешнего управления (выход из кризиса) достигнута или если стало очевидно, что достижение этой цели невозможно. Существуют и другие причины по которым внешний управляющий может быть отстранён от занимаемой должности, они предусмотрены статьями 97 и 98 Федерального закона «о банкротстве».

Внешний управляющий имеет право:

· распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

· заключать от имени должника мировое соглашение;

· заявлять отказ от исполнения договоров должника в соответствии со статьёй 102 настоящего Федерального закона;

· предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключённых или исполненных должником с нарушением требований Федерального закона «о банкротстве».

Также внешний управляющий имеет обязанности:

· принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;

· разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов;

· вести бухгалтерский, финансовый, статистический учёт и отчётность;

· заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявляемых к должнику требований кредиторов;

· принимать меры по взысканию задолженности перед должником;

· вести реестр требований кредиторов;

· реализовать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;

· информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;

· представить собранию кредиторов отчёт об итогах реализации плана внешнего управления;

Меры по восстановлению платёжеспособности должника:

· перепрофилирование производства;

· закрытие нерентабельных производств;

· взыскание дебиторской задолженности;

· продажа части имущества должника;

· уступка прав требования должника;

· увеличение уставного капитала должника за счёт взносов участников и третьих лиц;

· размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

· продажа предприятия должника;

· замещение активов должника;

Санация.

При санации собственники предприятия, либо кредиторы, либо иные лица (в том числе органы исполнительной власти) оказывают должнику целевую финансовую помощь, предоставляют льготные кредиты, льготное налогообложение и пр. Государственная финансовая поддержка предоставляется тем предприятиям, которые при наличии собственных возможностей способны в короткое время эффективно использовать полученные финансовые средства.

ФСДН разработала два подхода к оздоровлению неплатёжеспособных предприятий:

· санация с учётом наличия текущего спроса на их продукцию на рынке, состояния основных производственных фондов и мощностей, уровня технологии производства и квалификации производственного персонала, оценки внутренних резервов;

· вывод предприятия из хозяйственного оборота в силу их низкой эффективности.

Для реализации этих задач органы исполнительной власти формируют из проблемных предприятий четыре группы претендентов на получение государственной финансовой помощи, положив в основу следующие критерии:

· величину износа основных производственных фондов конкретного предприятия по сравнению со среднеотраслевым показателем;

· уровень спроса на основные виды выпускаемой продукции исходи из её качества и потребительских свойств.

Первая группа объединяет предприятия, у которых износ основных фондов ниже среднеотраслевого и имеет место высокий спрос на их продукцию на соответствующем товарном рынке. Предполагается, что подобные предприятия способны самостоятельно изыскать внутренние резервы для оздоровления своего финансового состояния. Вторая группа включает предприятия, у которых износ основных фондов ниже среднеотраслевого, но имеет место низкий спрос на их продукцию на соответствующем товарном рынке. К третьей группе относят предприятия, у которых износ основных фондов выше среднеотраслевого, но имеет место высокий спрос на их продукцию на соответствующем товарном рынке. Четвёртая группа объединяет предприятия, у которых износ основных фондов выше среднеотраслевого и имеет место низкий спрос на их продукцию на соответствующем товарном рынке. Предприятия четвёртой группы в связи с низким производственным и рыночным потенциалом не могут рассчитывать на финансовую помощь. Финансовая помощь может быть оказана предприятиям второй и третьей групп.

Наличие возможности восстановления платёжеспособности оформляется планом финансового оздоровления (бизнес - планом). Типовой план финансового оздоровления разработан ФСДН и рекомендован проблемным предприятиям для рассмотрения возможности их санации. Данный план должен включать в себя следующие разделы:

1. Общая характеристика предприятия.

2. Краткие сведения по плану финансового оздоровления. Приводятся срок реализации плана, сумма необходимых финансовых средств, срок погашения помощи, финансовые результаты реализации плана.

3. Анализ финансового состояния. Приводятся сводная таблица финансовых показателей предприятия, анализ, выводы.

4. Мероприятия по восстановлению платёжеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности. К ним относятся:

· смена руководящего звена предприятия;

· инвентаризация предприятия;

· оптимизация дебиторской задолженности;

· снижение издержек производства;

· продажа дочерних фирм и долей в капитале других предприятий;

· продажа незавершённого строительства;

· оптимизация численности персонала;

· продажа излишек запасов товарно-материальных ценностей и оборудования;

· конверсия долгов путём преобразования краткосрочной задолженности в долгосрочные ссуды.

5. Рынок и конкуренция. Содержатся сведения об отрасли, в которой работает данное предприятие, её современном состоянии и перспективах развития.

6. Деятельность в сфере маркетинга предприятия. Описываются стратегия маркетинга, характеризующаяся стратегиями проникновения на рынок и роста предприятия, каналы распределения продукции, коммуникации.

7. План производства. Рассчитываются производственная программа, численность работников, фонд заработной платы, смета расходов и калькуляция себестоимости продукции.

8. Финансовый план. Определяются прибыль, текущая стоимость, чистая текущая стоимость, внутренняя норма рентабельности, срок окупаемости, точка безубыточности.

9. Выводы.

Очевидно, что квалификационное составление плана финансового оздоровления является основой при принятии решения об оказании той или иной помощи. Оценивается эффективность представленных бизнес-планов при помощи показателей внутренней нормы прибыли и чистой текущей стоимости. В случае положительного заключения ФСДН принимает решение о размере государственной финансовой поддержки, сроках проведения санации предприятия, размере предполагаемой процентной ставки по кредитам и сроке погашения кредита.

6. Конкурсное производство

Целями конкурсного производства являются:

· соразмерное удовлетворение требований кредиторов;

· объявление должника свободным от долгов;

· предотвращение неправомерных действий сторон в отношении друг друга.

Принятие арбитражным судом решения о признании предприятия-должника банкротом влечёт за собой открытие конкурсного производства. Срок конкурсного производства не может превышать одного года, в исключительных случаях арбитражный суд может продлить указанный срок на 6 месяцев. С этого момента:

· срок исполнения всех денежных обязательств должника считается наступившим;

· прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иные финансовые санкции по всем видам задолженности;

· сведения о финансовом состоянии должника перестают относится к коммерческой тайне;

· не допускается совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника;

· снимаются ранее наложенные аресты имущества должника;

· все требования к должнику предъявляются только в рамках конкурсного производства.

Для выполнения целей конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего. С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами предприятия-должника, в том числе полномочия по распоряжению его имуществом. После проведения инвентаризации и оценки имущества предприятия конкурсный управляющий приступает к продаже указанного имущества на открытых торгах, если собранием или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи имущества. Конкурсный управляющий производит расчёты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам предприятия-должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства. Далее требования кредиторов удовлетворяются в следующей очерёдности:

· в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми предприятие-должник несёт ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путём капитализации соответствующих повремённых платежей;

· во вторую очередь производятся расчёты по выплате выходных пособий и оплате туда с лицами, работающими по трудовому договору (в том числе по контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

· в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;

· в четвёртую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

· в пятую очередь производятся расчёты с другими кредиторами.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств предприятия-должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

После завершения расчётов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчёт о результатах проведённого конкурсного производства. После рассмотрения этого отчёта арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, что является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации предприятия должника. С момента внесения указанной записи в реестр полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершённым, а предприятие-должник ликвидированным.

7. Мировое соглашение

Мировое соглашение должно содержать положение о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга или иными способами, предусмотренными законодательством. Мировое соглашение может содержать условия:

· об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника;

· уступке прав требований должника;

· исполнение обязательств должника третьими лицами;

· скидке с долга;

· обмене требований на акции;

· удовлетворении требований кредиторов иными способами, не противоречащими законодательству.

Мировое соглашение может быть заключено только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом является основанием для прекращения полномочий временного управляющего, внешнего управляющего и конкурсного управляющего.

8. Банкротство отдельных категорий должников Для отдельных категорий экономических субъектов, таких, как градообразующие, сельскохозяйственные, страховые, кредитные организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг, процедуры банкротства осуществляются с рядом особенностей, предусмотренных законодательством. Например, план финансового оздоровления градообразующего предприятия может предусматривать трудоустройство его работников, создание новых рабочих мест. При поручительстве местных органов власти на несостоятельных градообразующих предприятиях процедура внешнего управления может быть продлена до 10 лет. При продаже недвижимости должника - сельскохозяйственной организации - преимущественное право её приобретения принадлежит сельскохозяйственным организациям и фермерским хозяйствам, расположенным в данной местности. При банкротстве страховых организаций покупателям имущественного комплекса должника может быть только страховая организация и т.д. Эти особенности прежде всего связаны с социальной значимостью данных организаций и необходимостью дифференцированного подхода к различным субъектам хозяйственной жизни.

Добровольное объявление о банкротстве должника.

Добровольное объявление о банкротстве должника является внесудебной ликвидационной процедурой при условии отсутствия возражений кредиторов. Основаниями для добровольного объявления о банкротстве и ликвидации предприятия являются:

· наличие у организации внешних признаков банкротства;

· принятие собственником решения о ликвидации предприятия-должника;

· наличие письменного согласия всех кредиторов; Следует отметить, что существует ответственность за нарушение должником порядка добровольной ликвидации. В таких случаях, как при сокрытии или незаконной передаче своего имущества третьим лицам, собственник и руководитель предприятия-должника несут ответственность в размере неудовлетворённых требований кредиторов. Кредиторами такие требования могут быть предъявлены в течении 10 лет с момента ликвидации предприятия. Любой из кредиторов в любой момент до завершения процедуры ликвидации предприятия-должника может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом и начале проведения процедуры банкротства.

При добровольной ликвидации предприятия-должника обязанности конкурсного управляющего исполняет председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор). Механизм формирования конкурсной массы, порядок удовлетворения требований кредиторов и исключение предприятия из реестра юридических лиц соответствует процедурам конкурсного производства (принудительной ликвидации).

Упрощённая процедура банкротства.

Упрощённая процедура банкротства применяется к организациям, которые условно можно отнести к двум группам: «отсутствующий должник» и «ликвидируемый должник». Такая процедура банкротства характеризуется тем, что проводится в сокращённые сроки. Так, упрощённая процедура банкротства применяется, когда организация-должник прекратила свою деятельность, а установить местонахождение руководителя этой организации не представляется возможным. Частным случаем является прекращение предпринимательской деятельности, т.е. операции по счетам предприятия-должника не проводились в течении 12 месяцев. При этом заявление о признании должника банкротом может быть подано кредиторами и прокурором независимо от размеров кредиторской задолженности.

9. Ликвидация предприятия Реорганизационные процедуры направлены на восстановление нормального функционирования предприятия. Если они оказываются неэффективными, арбитражный суд начинает ликвидационные процедуры, которые ведут к прекращению деятельности предприятия. Ликвидационные процедуры предполагают принудительную или добровольную ликвидацию.

Принудительная ликвидация предприятия-должника осуществляется по решению арбитражного суда по признанию предприятия несостоятельным. Это решение вступает в силу по истечении срока на подачу кассационной жалобы или протеста. Отличие процедуры принудительной ликвидации предприятия от ликвидации в обычном порядке состоит в том, что реализация имущества предприятия-должника и удовлетворение требований кредиторов осуществляется в порядке конкурсного производства.

Решение об открытии конкурсного производства принимает арбитражный суд. Цель конкурсного производства - соразмерное удовлетворение требований кредиторов и объявление должника свободным от долгов. Решение о признании должника несостоятельным и об открытии конкурсного производства публикуется в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».С момента открытия конкурсного производства запрещается передача либо другое отчуждение имущества должника, погашение его обязательств, прекращается начисление пени и процентов. Сроки исполнения всех долговых обязательств предприятия считаются наступившими, т.е. кредиторы вправе предъявить свои претензии в двухмесячный срок.

Конкурсное производство закрывается после распродажи имущества предприятия-должника, окончания расчётов с кредиторами и составления отчёта конкурсным управляющим. Конкурсный управляющий назначается арбитражным судом. Он распоряжается имуществом должника, осуществляет анализ его финансового состояния, изучает, признаёт или отклоняет требования кредиторов, формирует конкурсную массу. Конкурсная масса - имущество должника, на которое может быть обращено взыскание кредиторов.После удовлетворения требований и погашения претензий кредиторов предприятие-должник считается полностью освобождённым от долгов. После утверждения отчёта конкурсного управляющего арбитражный суд выносит решение о завершении конкурсного производства. После этого предприятие-должник исключается из государственного реестра и считается ликвидированным.Добровольная ликвидация предприятия осуществляется во внесудебном порядке по взаимному соглашению между предприятием-должником и кредиторами под их контролем. При добровольной ликвидации также назначается конкурсный управляющий, происходит формирование конкурсной массы и продажа имущества. Предприятие считается ликвидированным с момента его исключения из государственного реестра.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.