Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Единство теоретических, эмпирических и экспериментальных методов. Выбор методов исследования.



Метод исследования – комплекс разнообразных познав-х подходов и практич-х операций, направл-х на приобретение науч. знаний.

Выбор методов – с учетом специфики поставленных задач.

Эмпирические методы исследования Эмпиризм – чувственный опыт…

Набл-е, эксп-т, опрос, анкет-е, тест-е, беседа, интер-е, анализ содержания документов, изуч. шк. документации.

Эти методы являются средством сбора эмпирического знания

Исходный материал: множество многообразных явлений

Эмпирические методы позволяют рассматривать один и тот же объект с различных (.) зр.

Наблюдение- целенаправленное восприятия какого-либо пед. явл., в пр. кот. исследователь получает конкр. фактический мат-л. При этом ведутся записи (протоколы) набл. Набл. проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

Этапы набл.: определение задач и целей;выбор объекта, предмета и ситуации; выбор способа набл., наименее влияющего на исслед-й объект и наиболее обеспеч-ий сбор необх-й инф-ии; выбор способов регистрации рез-в набл.; обработка и интерпретация полученной инф-ии.

Различают набл-е включ., невключ.; откр. и скрыт.; сплошное и выборочн.

Беседа – сам-й или доп-й метод иссл., применяемый с целью получения необх. инф-и или разъяснения того, что не было достаточно ясным при набл. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника. Интервьюирование - разновидность беседы. При интервьюировании иссл-ль придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто. Анкет-ие - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом лицом к лицу, анкетирование - заочным опросом.

Тестированиецеленаправленное обследование проводимое в строго контрол-х усл-х, позволяющее с помощью спец. Разраб-х заданий объективно измерять изучаемые хар-ки. (тесты успеваемости, элем-х У, диагностики уровня обуч-ти, восп-ти.)

АПД - исследовательский метод, представляющий собой изучение материализованных результатов психической деят-ти учащихся. позволяет судить не только об уровне соответствующих ЗУН, но и диагностировать учебные способности и другие особенности личности.

Особую роль в ПИ играет эксперимент – спец. организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его пед. эфф.ти. Пед. эксперимент – исслед-я деят-ть с целью изучения причинно-следственных связей в пед. явл-х

Выделяют 4 этапа эксперимента:

- теоретический - постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез; - методический - разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки получ-х результатов; - собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых); - аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

По условиям орг-и различают эксп-т естеств-й (в усл. обычного ОП) и лабор-й (создание искус-х усл. для проверки, например, того или иного метода обучения). Он может быть длительным или кратковременным. По конечным целям эксп-т делится на констатирующий, -и преобразующий (развивающий).

Общая характеристика теоретических методов исследования

ТМИ – необходимы для определения проблем, формулир-я гипотез и для оценки собранных фактов. ТМИ связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекопознания; общих и спец. работ по педагогике; периодич. псих.-пед.й печати; справочной пед. лит-ры и методич. Пособий.

Изуч. лит-ры даёт возможность узнать, какие стороны проблемы уже достаточно изучены, по каким ведутся науч. дискуссии, что устарело, а какие вопросы ещё не исследованы.

К теоретическим методам исследования относятся: анализ пед. литературы, архивных материалов, документации и продуктов деят-ти;); анализ и синтез; индукция и дедукция; классификация; аналогия; сравнение; построение гипотез; прогнозирование, проектирование, моделирование и др.

Метод абстрагирования носит универсальный характер. Сущность этого метода состоит в том, что исследователь постоянно находится в мысленном отвлечении от несущественных связей, отношений, предметов и одновременно выделяет, фиксирует одну или несколько интересующих его сторон этих предметов. Метод абстрагирования тесно связан с другими методами исследования, и прежде всего, с анализом и синтезом.

Моделирование – это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения.

Модель создается путем абстрагирования существенного и необходимого от несущественного случайного.

В науке часто рассматривают два вида моделей: а) идеальные (мысленные) и б) материальные (вещественные).

Идеальная модель строится посредством двух мысленных операций: абстрагирования (вычленения какого-то свойства или отношения из всего многообразия отношений или свойств) и идеализации (создания абстрактных объектов или схем).

Ведение идеализированных предметов в процесс исследования позволяет создать абстрактную схему реальных процессов, что дает возможность глубже познать их закономерности.

В условиях идеализированных, упрощенных ситуаций можно описать достаточно емко те отношения, которые интересуют исследователя.

Индуктивный и дедуктивные методы

Индукция - обобщение на основе эмпирически полученных фактов (наблюдение, эксперимент, практика) общих заключений.

Дедукция – выведение утверждения из одного или нескольких других утверждений принимаемых как истинные, на основе законов и правил логики. Т.е. Это процесс логического вывода, перехода от предпосылок к следствиям.

Синтез и анализ как взаимосвязанные методы исследования

От анализа неотделим синтез (от лат. synthesic – соединение).Если при анализе мы разделяем целое на части, то синтез есть процесс объединения в одно целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством анализа. Синтез позволяет рассмотреть педагогическое явление в единстве и связи всех его частей. Результатом синтеза становятся обобщение, выводы из фактов.

 

Математические методы исследования

Математические методы в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются

Регистрация- метод выявления наличия определенного качества у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, количество активно работающих на занятии и пассивных).

Ранжирование (или метод ранговой оценки) требует расположения собранных данных в определенной последовательности (обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и, соответственно, определения места в этом ряду каждого из исследуемых (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников).

Шкалирование- введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок. Например, в вопросе о занятиях какой-либо деятельностью в свободное время нужно выбрать один из оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занимаюсь нерегулярно, ничем не занимаюсь.

 


16. Актуальность научной проблемы становления человека как субъекта образования.

Образовательными системами являются все те социальные институты, главной целью которых является образование человека – начальная и средняя школа, профессиональные училища, техникумы, высшая профессиональная школа, различные системы повышения квалификации и переподготовки кадров и др. Образовательные системы, как и любые системы вообще, имеют свою структуру, состоят из определенных элементов, которые взаимосвязаны между собой. Взаимодействие различных элементов образовательной системы или ее подсистем направлено на достижение общей для системы цели, общего позитивного результата. Такой конечной целью любой образовательной системы является обучение, воспитание и развитие личности. Материалом достижения этой цели является результат, который, в конце концов, всегда надо искать в личности выпускника, а не в безличных «технологиях обучения», «методиках воспитания», «организации учебного процесса», «создании материальной базы» и т.п. Отдельные подсистемы образовательной системы могут иметь свои специфические цели. Но эти цели есть лишь конкретизация общей цели, трансформация этой общей цели в специальные задачи (психологические, педагогические, методические и т.д.). То есть все элементы образовательной системы не просто включены в процесс взаимодействия, но главной особенностью их связи является взаимодействие, направленное на достижение целей обучения, воспитания и развития личности.

Развитие учащегося как личности, как субъекта деятельности является важнейшей целью и задачей любой образовательной системы и может рассматриваться в качестве ее системообразующего компонента. В современной школьной практике «развитие», однако, не всегда понимается как комплексная задача: имеется явный и сильный дисбаланс во внимании к проблемам развития интеллектуального и личностного при несомненном перевесе первого аспекта. Более того, часто «развитие» как задача осознанно вообще не ставится, а проблема развития подменяется вопросом о передачи знаний учащимся. Все это отражает существование дидактической доминанты в современной школе, которая реализуется на практике и имеет свои психологические корни в индивидуальном и коллективном профессиональном создании учительства.

Однако школа, как социальный институт, должна готовить к жизни. А жизнь – это не только академические знания. Развитие человека в школе как личности и субъекта деятельности – это обязательно развитие: интеллекта, эмоциональной сферы, устойчивости к стрессорам, уверенности в себе и самопринятия, позитивного отношения к миру и принятиям других, самостоятельности, автономности и ответственности, мотивации самоактуализации, самосовершенствования (в том числе и мотивации учения как важнейшего элемента мотивации). Все эти идеи вместе взятые можно назвать позитивной педагогикой или гуманистической психологией воспитания и обучения.

В последние годы однако были предприняты грандиозные попытки дискредитировать саму идею воспитания, поставить под сомнение ценность и необходимость этого процесса. При этом зачастую апеллируют к некоторым базовым положениям гуманистической психологии. Развитие личности, говорят противники идеи воспитания, есть свободный процесс актуализации потенциала человека. Главная цель школы, педагогов – создать наиболее благоприятные условия для раскрытия и реализации того потенциала, который заложен в человеке. Ничего воспитывать и формировать не надо, так как любое воспитание есть насилие над личностью, никто достоверно не знает, к чему надо стремиться в воспитании личности, цели воспитания всегда субъективны.

Конечно сами по себе идеи гуманистической психологии о самодостаточности личности, о создании «помогающих отношений», направленных на реализацию потенциала личности и т.д. весьма привлекательны. Однако радикализация этих идей и их реализации в педагогической практике именно в такой крайне радикальной и идеализированной форме вряд ли есть благо. Мы не можем согласиться с тем, что ни родители, ни педагоги не должны (и не могут) ставить конкретные цели развития личности ребенка, подростка, юноши, к которым следует стремиться и на которые, собственно, и будет направлен процесс воспитания. Совершенно очевидно, что развитие определенных личностных качеств ( таких, например, как ответственность, автономность, личностный позитивизм и т.п.) является значимой частью воспитания. Причем необходимость постановки таких целей воспитания диктуется в первую очередь интересами формирующейся личности (ребенка, подростка, юноши), ибо с достижением этих целей воспитания и соответствующим развитием личности связаны успешность социальной адаптации человека, его нервно-психологическое здоровье. И наоборот, существуют личностные качества, развитие и закрепление которых крайне не желательно.

Можем ли мы позволить себе игнорировать идею воспитания и целенаправленного вмешательства в процесс развития личности, замечая в ребенке, например, проявления агрессивности или других форм деструктивного поведения? Ответ, как представляется, очевиден.

Другое дело, что принимая идею необходимости и ценности воспитания, мы полагаем, что человек является не только объектом психолого-педагогических воздействий, но и обязательно – субъектом воспитания, активным субъектом саморазвития и самосовершенствования. Причем два этих процесса неразрывно связаны. Любое эффективное воспитание всегда предполагает «запуск» процессов активного саморазвития и самокоррекции личности. Мы даже полагаем, что главной задачей воспитания с «технологической» точки зрения как раз и является запуск механизма субъектности воспитания, запуск процесса самостроительства личности.


17. Развитие и образование.

Обучение – процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду.

Развитие – осовение чел-м внутр-го, индивид.-психологического и внешнего, общечеловеческого потенциала возможностей

Традиционно принято выделять несколько подходов к решению проблемы соотношения обучения и развития.

1. Обучение и развитие являются независимыми процессами. Обучение – чисто внешний процесс, который не может активно влиять на психическое развитие ребенка. Прежде чем появится возможность чему-то научить ребенка, должны созреть определенные функции. Развитие предшествует обучению, следовательно, обучение просто надстраивается над развитием, и здесь снимается всякий вопрос о коррекции дефективного развития, активности ребенка и т.п.

2. Обучение и развитие – это одно и то же. Развитие равно обучению. Ребенок приобретает индивидуальный опыт, научается по мере созревания. В этом случае он полностью зависит от той культурной среды, в которой растет, и его можно научить всему, что необходимо взрослому. По мнению У. Джемса и Э. Торндайка, развитие и обучение – совпадающие по времени процессы. Ребенок провозглашается пассивным существом, личностно не включенным в процесс обучения. Он не субъект,

а объект обучения.

3. Обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Развитие и обучение – не совпадающие по времени процессы, между ними существует сложная, меняющаяся в течение жизни взаимозависимость. Этот подход характерен для культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского. Здесь обучение понимается более широко: как общение, как сотрудничество ребенка и взрослого, в ходе которого взрослый помогает открыть ребенку предметы и способы их употребления. Обучение есть планомерная организация развития ребенка. Обучение – движущая сила развития, побуждает к развитию те процессы, которые без него невозможны. Основная роль обучения – создание возможности овладения собственным поведением.

 

РАЗВИТИЕ человека - это изменение от несовершенного к КАЧЕСТВЕННО ИНОМУ совершенному его состоянию.

Развитие является РЕЗУЛЬТАТОМ воспитания, хотя воспитание -это необходимое, но недостаточное условие развития. Развитие также может быть результатом обучения.

ОБРАЗОВАНИЕМ же принято называть специально организованные /обществом, отдельными людьми или самим человеком (тогда это самообразование)/ процессы обучения и воспитания.

Еще точнее можно определить образование как синтетическое единство обучения и воспитания, в результате чего происходит полноценное личностное и функциональное развитие ученика (воспитанника).

Рассматривая процесс формирования и развития личности, мы стремимся максимально полно учесть единство внешних и внутренних факторов, определяющих изменения, происходящие с личностью в результате образования (рис. 6). На личность действует множество факторов. Благодаря этим воздействиям человек изменяется, развивается. Развитие - это сложный и противоречивый процесс приобретения человеком новых качеств и их со­вершенствования. Ведущим фактором является образование, как специально организованный процесс, имеющий цель, осуществляемый подготовленными людьми, и опирающийся на теорию.

• Развивающее образование — это образование, которое не просто имеет развивающий эффект, но, будучи индивидуально ориен­тированным на каждого ребенка, ставит основной своей целью его разви­тие, реальное продвижение. Знания, умения и навыки при этом выполня­ют не столько самостоятельную цель, сколько средство в процессе разви­тия ребенка. В связи с этим особую значимость приобретает принцип самоценности каждого возраста, который раскрывается посредством обеспечения полноты реализации возможностей ребенка определенного возраста и опорой на достижения предыдущего этапа развития;

 

Что есть образование?

В логике традиционной знаниецентристской, предметоцентристской парадигмы образование - это создание человека по образу и подо­бию, при котором человек образованный - личность, усвоившая соци­альный опыт, по выражению В. С. Библера, «перемотавшая» его в свой ум. Цели традиционного образования сводятся к наполнению ученика знаниями. Образование - это законченный процесс.

Гуманистическая парадигма образования трактует понятие «об­разование» как создание образа Я, при котором образовывающийся че­ловек - это личность, расширяющая свой субъектный опыт в образова­тельных системах, это построение обучающимся живого знания, т. е. личностно значимого. Цели современного образования обращены на создание условий для развития, саморазвития, которое не может быть законченным, кроме как на каком-то отдельном отрезке жизненного пути; главная задача образовательных систем при этом заключается в том, чтобы научить ученика учиться самостоятельно. Для обучающего­ся научиться учиться включает в себя:

1) интеллектуальную, информационную культуру, культуру само­организации и исследовательскую культуру;

2) научиться делать (действовать), это предполагает развитую по­требность к постоянному познанию, умение работать в разных услови­ях, удовлетворять познавательную потребность собственными силами, наличие компетентности;

3) научиться жить вместе, что предполагает сформированное от­ношение к другому человеку как ценности, требует принятия, понима­ния другого, оказания ему помощи;

4) научиться жить в мире с самим собой, что означает прежде все­го саморазвитие через мотивацию, рефлексию, действия, эмоции.

Образование должно помочь обучающемуся быть субъектом:

- собственной жизнедеятельности;

- предметной деятельности;

- деятельности общения; деятельности самосознания.

Для того, чтобы Школа могла все это реализовать на практике, необходимо основание, имеющее методологический характер и позво­ляющее выстроить теоретические модели и практические образователь­ные технологии.

Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение.

Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности.

Образование — процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.

Обучение— это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и

учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся — учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение — это преподавание и учение, взятые в единстве. В свете вышеизложенного педагогика предстает как наука о воспитании (имеется в виду “воспитание” в широком смысле); это наука, изучающая закономерности воспитания, образования и обучения (здесь “воспитание” употребляется в узком смысле).

Развитие личности определяется как “процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации”. Термин “развитие” относится ко всему процессу жизнедеятельности человека: от рождения до смерти. Термин “формирование” определяется как “процесс становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды”.Развитие происходит в течение всех фаз жизни человека. В первой фазе жизни процесс развития наиболее интенсивен: ребенок, человек накапливает огромное число индивидуальных качеств и свойств. Эту фазу можно обозначить фазой формирования. Далее процесс индивидуального развития несколько замедляется, траектория развития приобретает более пологую форму. Эту фазу можно обозначить фазой совершенствования. В этом периоде жизни человек совершенствует, изменяет те качества, которые были получены на первом этапе формирования. И, наконец, завершение жизненного пути характеризуется, как правило, некоторым снижением жизненных функций (памяти, внимания, старения организма в целом), что связывают с фазой деградации. Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Различают психическое, физическое и общее развитие личности. Под психическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоций, а также потребностей, способностей и характера личности. Физическое развитие есть развитие организма, мышц, подвижности суставов и др. Общее развитие – развитие психических, физических, нравственных и других качеств личности.

 


18. Человек как цель образования.

Одним из возрождающихся является антропологический подход, который впервые разработал и обосновал К.Д.Ушинский. В его понимании он означал системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. К.Д.Ушинский к обширному кругу антропологических наук отнес анатомию, физиологию и патологию человека, психологию, логику, философию, географию (изучающую землю как жилище человека, человека как жильца земного шара), статистику, политическую экономию и историю в обширном смысле (историю религии, цивилизации, философских систем, литературы, искусств и воспитания). Во всех этих науках, как он полагал, излагаются, сравниваются и группируются факты и те отношения, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека. "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях" - это положение К.Д.Ушинского было и остается неизменной истиной для современной педагогики. И науки об образовании, и новые формы образовательной практики общества остро нуждаются в своем человековедческом основании.

Актуальность антропологического подхода заключена в необходимости преодолеть "бездетность" педагогики, не позволяющую ей обнаружить научные законы и проектировать на их основе новые образцы образовательной практики. Мало зная о природе своего объекта и своего предмета, педагогика не может выполнять конструктивную функцию в управлении изучаемыми процессами. Возвращение ею антропологического подхода является условием интеграции педагогики с психологией, социологией, культурной и философской антропологией, биологией человека и другими науками.

Антропологический подход к педагогике как научной дисциплине (К.Д.Ушинский, К.В. Ельницкий, И.Е Шварц, Б.М. Бим-Бад, В.И. Андреев) в качестве философского контекста опирается на идеи гуманистической философии, в частности – антропологической онтологии. Исходным понятием в данном случае выступает отношение учитель-ученик, актуализация, развертывание которого в целостную систему образовательной деятельности представляет собой совместное восхождение учителя и ученика в целостный образ человека, личность [2]. Саморазвитие со-бытийной общности осуществляется благодаря внутреннему противоречию в исходном основании системного объекта (имманентное противоречие – Гегель) – конкретное тождество противоположностей, означающее их взаимопроникновение и взаимопереход при котором противоположности не сливаются в абстрактном тождестве, а всегда находятся в отношении «вненаходимости» (М. М. Бахтин).

Диалогическое понимание рассматривается как поле встречи двух сознаний. В диалоге дается знание не ради знания (или знания в его функциональном, технологическом применении – знания обезличенного), а знание ради личности – личностное знание. «Личностное знание – это интеллектуальная самоотдача… в каждом акте познания присутствует страстный вклад познающей личности, это добавка – не свидетельство несовершенства, но насуще необходимый элемент знания».

Цель науки педагогики определяется в данном контексте как «выявление закономерностей становления-развития человека в образовательных процессах» [6, с.42]. Именно человек во всем многообразии физических и духовных проявлений, раскрывающий свой потенциал в ходе образовательного процесса рассматривается в качестве объекта педагогики.

Предметом науки в случае антропологического подхода выступает образовательная деятельность как «основной тип саморазвивающейся системы, структурированной по принципу диалектико-упорядоченного (системного) движения от смысла образовательной деятельности субъекта (во имя чего осуществляется образование) к цели, нахождению средств (технологии) для достижения этой цели и получению конечного продукта – результата образовательной деятельности» [1, с.20].

В научный контекст включаются такие категории как «принципы гуманитарного мышления: понимания, другодоминантности, диалогичности, рефлексивности, метафоричности» [4, с.109], предполагается использование «мягких» методов исследования (система целостных образовательных проектов, монографические срезовые описания личности, образовательной среды). При оценке результата гуманитарного исследования на первый план выходят экстралогические и неэмпирические критерии удостоверения истины: простота, красота, эвристичность, конструктивность, нетривиальнойсть, логическое единство, оптимальность.

Антропологический подход, таким образом, достаточно осмыслен, имеет немало приверженцев.

Отражение данного подхода в особенностях учебной дисциплины «педагогика» выявлено путем анализа более ста учебников педагогики за период середины ХIХ – начала ХХI вв., который позволил отнести треть учебников к антропологическому подходу. Именно на антропологической основе создавались учебники начала ХХ и начала ХХI веков (В.И.Андреев, Г.М.Афонина, О.С. Гребенюк, Т.Б.Гребенюк, М.И.Демков, К.В. Ельницкий, В.С.Кукушкин, С.А.Пуйман, В.И.Смирнов, И.Ф. Харламов, А.В.Хуторской). В середине ХХ века данный подход определяет содержание, структуру, методическое сопровождение, учебника педагогики И.Е. Шварца в сочетании с характеристиками доминирующего в тот период социально ориентированного подхода.

При антропологическом подходе оно имеет свои специфические особенности:

- Основу воспитания составляет объективный процесс саморазвития человеческого организма; наследственность является важным, но не определяющим фактором формирования личности, ее роль может быть скорректирована воспитанием, которое призвано создавать условия для нейтрализации отрицательных задатков и способствовать развитию положительных; в природе человека заложены далеко не только созидательные, полезные для него и культуры начала, но и негативные качества, на преодоление которых должен быть направлен процесс воспитания; гармоничное взаимодополнение физического саморазвития и духовного становления личности, достигаемое на основе общечеловеческого идеала, позволяет охарактеризовать воспитание как культурно-антропологический процесс.

С природой человека и людских сообществ согласуются неукоснительные законы воспитательного взаимодействия людей и эти законы воспитания проистекают из сущности человека, общества, культуры. К таким законам, в основе которых лежит антропологический подход, современные ученые относят «Закон единства, целостности и неразрывности воспитания»; «Закон золотой середины, который согласуется с идеей амбивалентности человеческой природы»; «Закон апперцептивной последовательности воспитания»; «Закон соответствия требований воспитателя к воспитуемым и к самому себе»; «Закон золотого совпадения», направленные на преодоление трудностей (Б.М. Бим-Бад). Все это несомненно позволяет глубже понять сущность такого явления как воспитание, внутреннюю закономерность педагогического процесса, построенного на основе антропологического подхода, который предстает как процесс сложный, имеющий свои законы и закономерности, свою специфику, направленную на саморазвитие, самореализацию и самоопределение личности, на создание условий для развития природных сущностных сил воспитанника.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.