Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Место педагогики в системе гуманитарных наук.



Ответы к экзамену по дисциплине «Современные проблемы науки и образования»

 

1. Место педагогики в системе гуманитарных наук.
2. Междисциплинарный контекст образования. Контекст понятия "образование".
3. Моделирование в науке, моделирование в педагогике.
4. Обоснование категориально-понятийного аппарата. Общее понятие о категории.
5. Взаимосвязь и взаимодействие категорий философии, педагогики.
6. проблема согласования и выбора психолого-педагогических теорий, концепций, идей.
7. Основные способы организации научного знания. Научная теория как форма представления научного знания.
8. Основы педагогических парадигмы.
9. Полипарадигмальность как парадигма современной педагогики.
10. Возникновение научных идей в педагогике.
11. Критерии достоверности научного знания. Общее понятие о достоверности научной информации. проблема достоверности знания в науке.
12. Способы научных измерений в педагогике. Количественные и качественные показатели в педагогике и психологии.
13. Роль эксперимента в получении научного знания.
14. Получение нового знания как важнейшая цель научной деятельности. Новизна как характеристика научного исследования. Новое знание в педагогике.
15. Единство теоретических, эмпирических и экспериментальных методов. Выбор методов исследования.
16. Актуальность научной проблемы становления человека как субъекта образования.
17. Развитие и образование.
18. Человек как цель образования.
19. Проблема интеграции междисциплинарных знаний.
20. Взаимопроникновение наук в современных условиях.
21. Междисциплинарные научные представления о целях образования. Развитие междисциплинарных исследований проблем образования в современных условиях.
22. Тенденции развития высшего образования в мире в начале XXI века.

Место педагогики в системе гуманитарных наук.

Гуманитарный (от лат. человеч природа, образованность), имеющий отношение к сознанию человека и человеч обществу.

Гуманитарные науки - обществ науки (история, политическая экономия, филология и др.), в отличие от естеств и технич. (БСЭ)

Гуманит науки - дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умств, нравств, культурной и общественной д-ти.

По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с обществ науками, противопоставляясь при этом естеств и точным наукам на основании критериев предмета и метода.

В определении гуманитарн. наук нет единого мнения, наблюдаются разногласия между русскоязычной и англоязычной традициями деления дисциплин.

В русскоязычных источниках указывается обычно, что гуманитарные науки это либо синоним социальных наук (БСЭ), либо часть социальных наук, занимающаяся изучением культуры (glossary.ru).

Как часть социальных наук, гуманитарные науки обычно противопоставляются точным наукам, то есть таким, в которых используется математический и метрологический аппарат.

Осн гуманитарные науки:

классика – классич античность; философия; языки - литературные особ-ти языка в отличие от лингвистики; лит-ра; религия, теология (богословие); искусство: музыка, исполнительские виды искусства, танцы, изобр. искусство, живопись искусствоведение; история (включая историю гуманитарных наук); археология; этнография; краеведение; культурология.

Направления:

Антропология (за исключением физической антропологии), Журналистика, Искусствоведение, История, Культурология, Лингвистика, Литературоведение, Музееведение, Науковедение

Педагогика, Политология, Право, Психология, Социология, Филология, Эстетика, Этика, Этнография

П – гуманитарн. наука. Т.к. в основе П лежат соц. закон-ти и мех-мы передачи соц. опыта нов. покол-м. Поэтому ее относят к обл. гуман. наук.

Слово «педагогика» происходит от греческого παιδαγωγική, что означает буквально «детоведение, детовождение». В Древней Греции«педагог» — раб , наблюдающий за ребёнком, отвечающий за посещение им школы (часто — неспособный к физическому труду). Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии . Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

Педагогика (трактовки разных авторов):

- наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека (Л. В. Мардахаев);

- наука об образовании и искусство воспитательной практики по формированию и развитию личности (И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович);

- наука об образовании человека, то есть о развитии его жизненного опыта (Новиков, Основания педагогики);

- наука и одновременно отрасль человековедения, то есть отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы (Е. С. Рапацевич);

- наука о воспитании человека (Г. М. Афонина, И. П. Подласый);

- особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества (П. И. Пидкасистый);

- наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов (Н. В. Бордовская, А. А. Реан, С. И. Розум);

- наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В. И. Андреев).

Педагогика в ряду других наук о воспитании и обучении

Педагогические науки исследуют вопросы об объекте и предмете педагогики, общественных, познавательных, идеологических и практических задачах и методах их решения; о соотношении педагогики как теории с педагогикой как практикой (Б. М. Бим-Бад).

Педагогика — единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые изучают образовательную деятельность (В.В. Краевский , А. В. Хуторской).

Педагогика — одна из общественных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть её предметом является воспитание: как из ребёнка в ходе его общения и взаимодействия с общественными коллективами (семья, учебные, воспитательные, производственные, уличные сообщества и т.д.) складывается (воспитывается) личность — существо социальное, сознательно и ответственно относящееся к окружающему миру, преобразующее этот мир (начиная прежде всего с себя и своим примером). Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нём проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определённые изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика. Одно из практических направлений современной педагогики — неформальное образование.

Объект и предмет педагогики

Педагогика в качестве своего объекта имеет систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида.

Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.

Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.


2. Междисциплинарный контекст образования. Контекст понятия "образование".

Понятие образования в современной науке

Закон «Об образовании»

«Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней»

В педагогических исследованиях

«…процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и социума» (А.В. Петровский)

«…общественно-историческое явление, возникшее из практико-прагматической деятельности людей в знаниях…» (Б.Т. Лихачев)

«…единый процесс физического и духовного формирования личности, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образцы» (В.А. Сластенин)

«…универсальный способ передачи культурного опыта поколений в форме знаний» (П.И. Пидкасистый)

Отсутствие однозначного понятия «образование»

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.