В ряд элементов, определяющих парадигму образования, входят:
• представления о системе знаний и умений, необходимых человеку конкретной исторической эпохи;
• осознание типа культуры и способов развития человека в процессе освоения культурного опыта; принципы кодирования и передачи информации;
• осмысление ценности и роли образования в обществе;
• освоение культурного развития человека;
• представления об образе и месте педагога как носителя знаний и культуры в образовательном процессе;
• роль и функции растущей личности в структурах воспитания, обучения и образования.
Знаниевая и культурологическая парадигмы
В европейской культуре знаниевая парадигма имеет самую длительную историю.
• Она активно оформлялась в средневековье, и реализуется посредством традиционной классно-урочной системы обучения.
• Она влияла на определение образовательных задач, связанных с формированием практического и теоретического опыта человека.
• Основным положением знаниевой парадигмы образования является идея трансляции учащимся идеи «готовых», «завешенных», знаний, умений и навыков, при этом сам ученик выступает пассивным объектом учебно-познавательной деятельности.
Культурологическая парадигма в большей степени ориентирует образовательный процесс не на овладение суммой знаний, а на освещение элементов культуры, способов обучения, поведения, общения.
По мере развития общества и культуры расширяются возможности овладения человеком ценностями; основами физической, эстетической, языковой, экологической, компьютерной и др. видами культуры.
• Технократическая и гуманистическая парадигмы
Сущность технократической парадигмы образования заключается в организации обучения и воспитания на основе репродуктивной деятельности обучающихся, направленной на эффективное достижение ими четко фиксируемых эталонов усвоения знаний и опыта.
При этом процесс обучения строится как технологический процесс с четко определенными учебными целями и ожидаемыми результатами.
Сущность технократической парадигмы обучения и воспитания также проявляется в формировании мировоззрения, основными особенностями которого являются преобладание средств над целью, технологий цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями.
Альтернативной технократической парадигме в образовании, превращающему человека в объект манипуляций, стала гуманистическая парадигма.
Для нее человек является высшей ценностью, и не только в общественных и образовательных системах.
Гуманистическая парадигма ориентирует на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «все для человека, все во имя человека».
• Педоцентристская и детоцентристская парадигмы
Педоцентристская парадигма понимается как альтернатива детоцентрической.
Педоцентристская парадигма рассматривает воспитание и обучение, как главные факторы развития ребенка, где основная роль отводится педагогу.
В рамках данной парадигмы методика, новаторство, творчество педагога являются определяющими при анализе процесса обучения и воспитания.
При этом личностные качества, интеллектуальные способности и интересы ребенка учитываются недостаточно.
Детоцентристскаяпарадигма ориентируется в первую очередь на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов.
• Социетарная и человекоориентированная парадигмы
В основе социетарной парадигмы лежит принцип государственного управления обществом.
Именно государство определяет характер и цели обучения и воспитания, а управление системой образования носит сугубо государственный характер.
В рамках человекоориентированной (антропологической – антропология – наука о происхождении и развитии человека) парадигмы человек является непреходящей ценностью.
Поэтому в процессе воспитания и обучения, учитываются, прежде всего, интересы и индивидуальные особенности как ребенка и его родителей, так и педагога.