фиксирует факт присвоения и государством, и обществом, и личностью всех тех ценностей, рождающихся в процессе образовательной деятельности. Образование как результат вбирает в себя такие понятия как грамотность, образованность, профессиональная компетентность, культура, менталитет. В современном понимании в грамотности человека должны найти своё воплощение важнейшие объективные характеристики и параметры природы, общества, человека, его духовные, нравственные личностные устои и ориентиры, а также способы познания этих характеристик и параметров в естественном единстве с формируемыми отношениями к ним. Грамотный человек — это, прежде всего, человек, подготовленный к дальнейшему обогащению и развитию своего образовательного потенциала. Образованность — это грамотность, доведённая до общественно и личностно необходимого максимума, категория, характеризующая личностные образовательные приобретения. Образованность предполагает наличие достаточно широкого кругозора по самым различным вопросам жизни человека и общества. Категория "профессиональная компетентность" определяется, главным образом, уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу.
Культура — высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности. Именно этот уровень результативности образования должен стать объектом повышенного внимания педагогов. Высшая ценность образования и его высшая цель — формирование менталитета личности и социума. Менталитет — квинтэссенция культуры. В нём воплощаются глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения человека. Именно менталитет предопределяет конкретные поступки людей, их отношение к различным сторонам общества. Вполне понятно, что результат образования, в конечном итоге должен оцениваться не только по непосредственным, наблюдаемым и жёстко контролируемым параметрам эффективности педагогической деятельности, но и на уровне ментальных приоритетов и предпочтений данного конкретного социума, с учётом динамики общечеловеческих ценностей и идеалов и меняющихся критериев реального материально-духовного прогресса и человека, и общества. В образовании выделяют процессы, которые обозначают непосредственно сам акт передачи и усвоения опыта. Это ядро образования — обучение.
3. Моделирование в науке, моделирование в педагогике.
Моделирование – это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения.
Моделирование — метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте — модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) — оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство) — в физических характеристиках, структуре, функциях и др.Формы моделирования весьма разнообразны и зависят от используемых моделей и сферы применения моделирования.
Модель создается путем абстрагирования существенного и необходимого от несущественного случайного.
В науке часто рассматривают два вида моделей:
а) идеальные (мысленные)
б) материальные (вещественные).
Идеальная модель строится посредством двух мысленных операций: абстрагирования (вычленения какого-то свойства или отношения из всего многообразия отношений или свойств) и идеализации (создания абстрактных объектов или схем).
Ведение идеализированных предметов в процесс исследования позволяет создать абстрактную схему реальных процессов, что дает возможность глубже познать их закономерности.
В условиях идеализированных, упрощенных ситуаций можно описать достаточно емко те отношения, которые интересуют исследователя.
Моделирование в обучении имеет два аспекта: моделирование как содержание, которое учащиеся должны усвоить, и моделирование как учебное действие, средство обучения. С помощью моделирования удаётся свести изучение сложного к простому, невидимого и неощутимого к видимому и ощутимому, незнакомого к знакомому. Система научных моделей, аппарат для их исследования, методика использования в практике результатов исследования входят в основы наук, которые составляют содержание учебного предмета. Моделирование объектов, которые по своей сложности или величине не поддаются исследованию и изготовлению в натуре,- составная часть технического творчества детей. В зависимости от того, какие свойства моделируемого объекта выбраны главными, один и тот же объект может быть представлен моделями различной конструкции. Так, при исследовании физических процессов стремятся к тому, чтобы по результатам опытов на модели можно было судить о явлениях, происходящих в естественных условиях. Наряду с физическим часто используется математическое моделирование. Для изучения сложных самоорганизующихся систем используют кибернетическое моделир-е: создаётся функциональная модель, основанная на более простых явлениях, чем изучаемая система. Широко применяется моделирование на компьютерах.
Главная особенности моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов-заместителей — моделей.
Виды моделирования
В силу многозначности понятия «модель» в науке и технике не существует единой классификации видов моделирования: классификацию можно проводить по характеру моделей, по характеру моделируемых объектов, по сферам приложения моделирования (в технике, физических науках, кибернетике и т. д.). Например, можно выделить следующие виды моделирования