образование для самореализации человека в жизни, для личной карьеры;
образование в интересах общества;
образование для производства
Мотивы
учение обучающихся как обязанность;
деятельность педагога как исполнение профессионального долга
заинтересованность обучающихся в учении, удовольствие от достижения результатов
заинтересованность педагога в развитии обучающихся, удовольствие от общение с ними
Нормы
- ответственность за учение обучающихся несет педагог;
- авторитет педагога держится за счет соблюдения дистанции, требуя от обучающихся дисциплины и усердия
- обучающиеся принимают на себя ответственность за свое учение;
Цели
- направленность учения на приобретение научных знаний;
- учение в молодости как «запас на всю жизнь»
- направленность учения на овладение основами человеческой культуры и, в т. ч. компетенциями (учебными, социальными, гражданскими, профессиональными и т.д.);
- учение в течение всей жизни
Позиции участников учебного процесса
- педагог передает знания;
- педагог над обучающимися
- педагог создает условия для самостоятельного учения;
- педагог вместе с обучающимися, взаимное партнерство
Формы и методы
- иерархический и авторитарный методы;
- стабильная структура учебных дисциплин;
- стабильные формы организации учебного процесса;
- акцент на аудиторные занятия под руководством педагога
- демократический и эгалитарный (построенный на равенстве) методы;
- динамичная структура учебных дисциплин;
- динамичные формы организации учебного процесса;
- акцент на самостоятельную работу обучающихся
Средства
- основным средством обучения является учебная книга
- учебная книга дополняется мощнейшими ресурсами информационно-телекоммуникационных систем и СМИ
Контроль и оценка
- контроль и оценка производятся преимущественно педагогом
- смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся
9. Полипарадигмальность как парадигма современной педагогики.
Термин "парадигма" впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Т. Куну. В своей книге "Структура научных революций" (1962) он выделяет два основных аспекта парадигмы: эпистемический и социальный. В эпистемическом плане парадигма представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности. В социальном - характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет.
Сегодня в науке допускается сосуществование различных парадигмальных установок (полипарадигмальности) в одних и тех же условиях обр-я при определяющей роли одной из парадигм.
Полипарадигмальность предполагает сосуществование нескольких методол-их систем, в рамках кот. выстраиваются целостные, законченные модели ОП, выраженные в форме пед. теорий, технологий, систем ОиВ что признается многими учеными (И. Г. Фомичева, И. А. Колесникова, О. Г. Прикот, Г. Б. Корнетов и др.).
Принцип полипарадигмальности хар-ся в пед-ке след. положениями:
* ориентация пр-в социализации и индивидуализации личности на различные парадигмальные установки;
* использ-е разл. парадигм на стратегическом (идеол-м) и оперативном уровнях одним педагогом;
* зависимость выбора педагогом парадигмы от уровня сформир-ти мотивации учения шк-в (пассивной и активной установки на собственное интелл-ое развитие);
* сочетание элементов разл. парадигм в рамках конкретной технологии образования;
* существование внутри каждой парадигмы частных парадигм, каждой из кот. присущ свой, специфич.набор представл-й о целях, содержании и пр. ВиО
Сегодня можно говорить о существовании 2х основных парадигм в совр. образовании: формирующей (традиционной) и личностно ориентированной (гуманистической), каждой из которых присущ свой, специфический набор частных парадигм, описывающих представления о цели, содержании и процессе воспитания и обучения.
Традиционная парадигма:
Цель ОП: Овладение знаниями, формир. личности с заданными свойствами
Ориентац-е ценности: ЗУН востреб-е "соц. заказом"
Роль обуч-го: пассивная
Роль пед-га: Выполн. Предпис-й, ретрансляция З
Хар-р приобр. знаний: Отчужденный, "непережитый"
Принцыпы О: От внеш. - к внутр-му.
Хар-р д-ти обуч-го: Репродуктивный
Хар-р пед. взаимод-я: Моносубъектное
Способы орг-ии УД: Объяснение, закрепление, контроль
Хар-р управления: Гибкое, вариативное, с опорой на самоуправление
Следует отметить факт зависимости выбора пед. парадигмы от уровня профессиональной подготовки учителя. Хорошо известно, что низкий уровень профессиональной компетенции предполагает ориентацию на авторитаризм, традиционную педагогику с ее жесткой детерминацией образовательного процесса учителем. Гуманистическая педагогика всегда требовала как высокого уровня профессиональных умений, так и сформированных педагогических ценностей.
Т.о., принцип полипарадигмальности можно считать проявлением пед. мудрости. Сформулированный совр. педагогикой в обобщенном виде методологический принцип полипарадигмальности, позволяет снять имманентную различным парадигмам оппозиционность и конфликтность и определить ведущие подходы как в теоретич. Иссл-х, так и в обр. практике.