Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДЛЯ НАЧАЛА ОНИ ЗАЛОЖИЛИ СВОЮ КВАРТИРУ



Ровно пять лет назад, вечером 24 декабря 1991 г., на первом канале тогда еще Центрального телевидения прошла передача под названием «Ирония судьбы или с Рождеством Христовым». Ее вел Эльдар Рязанов, признавшийся в первой же фразе, что делает это после четырехлетней паузы. Поклонники его телеталанта помнили скандальную статью в «Огоньке», где режиссер объявлял о своем разрыве с киноредакцией ЦТ. О причине возвращения на малый экран могли догадываться лишь те немногие, кто обратил внимание на промелькнувшее в титрах указание на новую, никому не известную телекомпанию, или – телестудию, или – телепроизводственный кооператив, а на самом деле – то, что принято называть семейным предприятием. Потому что под маркой REN-TV скрывались мать и сын, Ирена и Дмитрий Лесневские, решившие пуститься в опасное плавание по морю телебизнеса.

Ирена до того немало лет проработала на ЦТ, в киноредакции, была, как и миллионы рядовых зрителей, поклонницей Э. Рязанова – ведущего «Кинопанорамы». Стала свидетельницей его конфликта с телевизионными чиновниками. Понимала, как много сможет он сделать, если будет свободен от мелочной и неумной опеки. Решила рискнуть. Взяла для начала благородную, беспроигрышную тему, под которую нашлись спонсоры во главе с КАМАЗом. Решила в Дом ветеранов кино, который находится в Матвеевском, привезти коллег-киноартистов, эстрадников, устроить застолье с воспоминаниями и актерскими байками. Получилось хорошо. Передача не только оказалась рейтинговой, но и запомнилась зрителям. Кроме того, произвела впечатление на творческую общественность. Привлекла внимание к новорожденной телефирме.

Первые планы Лесневских были весьма скромными. Они хотели таким образом вернуть Э. Рязанова на телеэкран, не собираясь при этом покидать своих прежних занятий – мать киноредакции, сын студенческой скамьи. Но затем, как нередко бывает, новое дело затянуло. Появились новые проекты, ради которых, говорят, пришлось заложить квартиру, привезти в первый нанятый офис собственную мебель, сочетать в работе одновременно по несколько профессий, оставить все остальные дела.

Будущие историки ТВ, уверен, проследят шаг за шагом эволюцию REN-TV. Она интересна не только сама по себе, но и как яркий пример постсоветского телепредпринимательства. В отличие от других крупных фирм – независимых телепроизводителей акционерных ВиДа и АТВ – эта начиналась и вот уже пять лет продолжает оставаться как частное предприятие. Другие подобные студии способны, в лучшем случае, делать время от времени одну-две программы и продавать их не самым крупным телеканалам. Здесь же в кратчайшие сроки достигнуты кажущиеся совершенно неправдоподобными масштабы, количественные и качественные. Завоевано лучшее время – прайм-тайм – на самых мощных, вещающих на всю Россию и далеко за ее пределы телеканалах. По количеству ярких, известных каждому россиянину, авторов и ведущих – режиссеров, артистов, журналистов – REN-TV, пожалуй, превосходит даже ОРТ и РТР.

В самом деле, достаточно перечислить некоторые из передач, которые выходят в эфир под маркой компании, чтобы убедиться в этом: «До и после полуночи» (позднее – «До и после») Владимира Молчанова, «Чтобы помнили» Леонида Филатова, «Поэт в России больше, чем поэт» Евгения Евтушенко, «Тайны Старой площади» Дмитрия Волкогонова, «Конюшня» Юрия Роста, «Версии», а затем «Характеры» Сергея Доренко, «Дорога Домой» Юлиана Панича, «Эксклюзив» и «Три дня летом» Натальи Косинец и Якова Посельского, «Дог-шоу» Михаила Ширвиндта. Ну, и, конечно, целая россыпь рязановских циклов: «Восемь девок – один я», «Белоснежка и семь гномов», «Княжеские посиделки», «Избранницы», «Разговор на свежем воздухе», «Шесть вечеров с Юрием Никулиным», «Неподведенные итоги», «Парижские тайны». А еще его передачи, существующие вне каких-либо циклов, посвященные друзьям и коллегам: С. Параджанову и Л. Брик, Б. Окуджаве и С. Никитину. Экранные встречи с президентом России и его семьей, которые, по общему мнению, сыграли немаловажную роль в исходе волеизъявления народа во время референдума и выборов.

Я имел возможность не раз писать о произведениях REN-TV: о «Чтобы помнили» Л. Филатова, о передачах и фильмах «Киноленты братьев Посельских», о фильме «Жил-был фарцовщик» И. Беляева, сделанном на REN-TV, о «До и после полуночи» В. Молчанова. Поэтому не стану даже пробовать охватить в этом очерке все, что сделано на REN-TV. Скажу лишь о тех программах, которые в наибольшей степени выражали основные тенденции, характерные для телекомпании, о достоинствах и недостатках избранного Лесневскими пути, о том, что может оказаться полезным для тех, кто идет по той же дороге независимого телесуществования. Сначала о том, что мне, как, уверен, и многим зрителям не нравится в работе компании. Впрочем, не только в ее, но и других, в том числе и тех, что считаются государственными. Я имею в виду способ зарабатывания денег.

REN-TV, как мы убедились выше, начинало буквально с нуля. И в творческом, и в финансовом отношениях. При этом динамика развития фирмы, ее поразительные количественные и качественные достижения не могли существовать вне определенной финансовой политики. Я бы назвал ее интенсивной, форсированной. Спонсоры, инвесторы, рекламодатели – привычная троица нашего телеэфира, в передачах REN-TV была, пожалуй, еще более агрессивной, нежели в других телекомпаниях. Вспоминается большая новогодняя программа, которую компания сняла для первого канала. В ней, в отличие от и без того не страдающих из-за отсутствия рекламы передач, в кадре были еще и рекламодатели. Они, по сценарию, встречали в качестве полноправных хозяев всех, кто приезжал на встречу Нового года, рассказывали о своих товарах и услугах, они же затем играли главные роли в происходящем веселье.

Начав с жизни в долг, REN-TV спешило как можно скорее вырваться из финансовых тенет, обрести самостоятельность, позволяющую осуществлять все более обширные планы. Мне кажется, что торопливость на этом пути, вполне понятная в любом бизнесе, была подчас излишней, когда речь идет о телефирме, с первых же шагов своих сделавшей ставку на духовные ценности и незаурядных художников. Меня – да и многих, с кем тогда приходилось обмениваться мнениями по поводу увиденного – неприятно поразила метаморфоза, происшедшая в течение трех лет существования REN-TV. Я имею ввиду передачу «Старики-разбойники или Три года спустя», проведенную Э. Рязановым в том же Доме ветеранов кино в Матвеевском в такой же вечер в сочельник 24 декабря 1994 г.

Все, вроде бы, было тем же самым, что и в программе, начавшей славу телефирмы: киноактеры, любимые зрителями еще с довоенной поры, популярные эстрадные исполнители, наконец, сам Э. Рязанов, обаятельный и рачительный хозяин вечера. Но нельзя было не заметить, что за лучшим столиком сидят представители... фирмы, торгующей электроникой. И не просто сидят, но получают вне очереди слово, слышат со стороны ведущего и некоторых артистов разного рода комплименты и т. д. То, что три года назад было лаконичным обозначением спонсора в титрах, тут обрело форму отношений истинных хозяев положения и тех, кто веселится за их счет.

Но этого мало: в той же передаче неустанно рекламировалась программа REN-TV «Белый попугай», были представлены главные ее участники, приводились некоторые фрагменты будущих выпусков и т. д. Если учесть, что «Попугай» – откровенно коммерческий проект, где популярные артисты во главе с Юрием Никулиным в режиме незатейливой импровизации, без всякой заранее продуманной драматургии «травят» анекдоты (к сожалению, по большей части старые и не смешные), – можно представить себе ту эволюцию, которую проделала телекомпания за три года.

В какой-то момент, кажется, Лесневским пришла в голову «счастливая» мысль, продиктованная, впрочем, отечественным телевизионным рынком: стоит ли мучиться поисками каких-то сложных, трудоемких драматургических решений, жанровых форм и т. д., когда рейтинг передач (а, следовательно, и цена, по которой их можно продать нашим, не очень избалованным качественной продукцией телеканалам) напрямую зависит от присутствия в них максимального числа звезд. Так возник «Белый попугай», в котором вначале заправляла троица – Э. Рязанов, Ю. Никулин, Г. Горин. Они собирали вокруг клетки с белым попугайчиком пеструю публику – актеров театра и кино, эстрадников, телевизионщиков, – всех, чьи лица знакомы массовой аудитории. Ставили на столы выпивку и закуску, приглашали музыкантов, готовых, если что, саккомпанировать кому угодно, и начинали рассказывать анекдоты кто во что горазд. В промежутке между сериями анекдотов в студии неожиданно появлялись коллективы, исполняющие музыкальные номера. Все проходило по проверенным образцам, успевшим за последние десятилетия стать предметом для множества пародий и резких критических отзывов.

«Попугай» занимает верхние строчки в двух списках одновременно. В том, где зрители называют лучшие программы. И в том, где они отмечают худшие. Мало что на телеэкране в последние годы было подвергнуто такой массированной критике профессионалов-телеведов, как эта передача. Здесь, впрочем, разговор не о качестве отдельной передачи, а о тенденции, которая воплощена в ней. Я имею в виду тот особый талант экономической рентабельности, который свойствен компании REN-TV. Если б я был любителем каламбуров, то связал бы название фирмы не с именем ее владелицы и не словом «ренессанс», а с РЕНта-бельностью проектов.

Причем, прибыльность телепроизводства, надо отдать должное хозяевам компании, достигается чаще всего все же не за счет уступок хорошему вкусу, как это стало с «Белым попугаем» или большим новогодним шоу. Секрет финансового успеха заложен в предпочтении тем и жанров, которые не требуют изначально больших затрат. Поскольку в REN-TV направление интересов определяется искусством, духовной культурой, то такая экономность не выглядит скаредностью. Она вполне гармонирует с содержанием большинства программ.

Ставка на звезд, которая имеет не только рейтинговое, но и содержательное воплощение, становится фирменным знаком REN-TV. Она находит выражение во многих циклах Э. Рязанова. То он делает серию программ о тех актрисах, которые снимались в его фильмах («Восемь девок – один я»), то встречается с самыми популярными телеведущими («Белоснежка и семь гномов»), то рассказывает нам о звездах французского кино («Парижские тайны»). Программы эти очень несложны по своей структуре. Они состоят из бесед ведущего с героем (или героиней, главное, что с одним человеком!) передачи, перемежаемые видеоиллюстрациями. В виде таковых выступают фрагменты из фильмов или телепередач.

Самая большая сложность и, одновременно, самая дорогая часть проекта, – поездка в Париж, где российский кинорежиссер встречался с Жаном Маре или Шарлем Азнавуром, Анни Жирардо или Клаудией Кардинале. А еще, в другом, правда, цикле – «Избранницы», он беседовал с русскими женами великих французских художников. Так вот, на мой взгляд, зарубежные программы, более дорогие и кропотливые в исполнении, значительно уступают тем, что сделаны в Москве. А самыми удачными мне показались те, что были одновременно и самыми дешевыми, не потребовавшими не только зарубежных выездов, но и оплаты полученных в Госфильмофонде фрагментов (а они нынче стали очень дорогими).

Я имею в виду две передачи, снятые в доме старинного друга Э. Рязанова режиссера В. Катаняна, который еще недавно был домом легендарной Лили Брик. В одном случае речь шла о Сергее Параджанове, в другом – о самой Л. Брик. Авторы оба раза использовали самое старое и, вместе с тем, наверное, самое сильное оружие ТВ – общение людей. Собравшись за столом, декорированном в том стиле, которым владел великий мастер натюрмортов из фруктов, посуды, цветов, друзья и коллеги С. Параджанова вспоминали великого кинорежиссера, не раз бывавшего в этом доме. Вспоминали искренне, тепло, с множеством живых, исполненных юмора, деталей.

Рассказ о Л. Брик был в особенности хорош оттого, что шел в окружении тех предметов, которые были с нею до последнего дня жизни, а повествователем выступал сын ее мужа, ставший после кончины отца главной жизненной опорой немолодой уже женщины. В этих передачах, чувствуется, Э. Рязанов забывал, что он – телеведущий, которому необходимо исполнять какую-то роль, он просто общался с милыми ему людьми, искренне расспрашивал их, терпеливо слушал...

Чтобы закончить разговор об Э. Рязанове, хочу высказать вполне тривиальную мысль: этот человек настолько телегеничен, естествен в своем эфирном поведении, что оказывается хорош даже в тех программах, которые, при тщательном анализе, показывают какие-либо недоработки в драматургии, развертывании материала, подборе фрагментов и т. д.

В телекомпании, фактически, отсутствует жесткий контроль над авторами, который у других осуществляет немалый штат редакторов, продюсеров, менеджеров и т. д. Звезды, на которых делается в REN-TV ставка, заслуживают у хозяев полное доверие как профессионалы, художники, авторы, наконец. Они получают под свои замыслы средства, техническое обеспечение и творят свободно, без всякого контроля. Нет на REN-TV, кстати, и принимающего продукцию худсовета, коллегии или чего-нибудь подобного.

Нас, привыкших десятилетиями к удушающему, больше похожему на свирепую цензуру, нежели на редакторскую помощь, воздействию на живое творчество всех телевизионных надстроек, такая постановка дела приводит в восторг, пьянит ощущением недостижимой прежде свободы творчества, вдохновляет верой в автора, творца, художника, развязывает руки, придает новые силы, сохраняет своеобразие творческой личности, ту «пыльцу», которая сразу же исчезает при столкновении с назойливой опекой и, тем более, чиновничьим непониманием.

Могу с уверенностью сказать, что не один лишь Э. Рязанов, который последние десять лет появляется на ТВ только в программах REN-TV, но и другие авторы не могли бы осуществить свои замыслы в условиях меньшей, чем здесь, творческой свободы. Они не выдержали бы не только административного давления, но и, пожалуй, жесткой профессиональной логики. Представляю себе, что бы сказали девять из десяти редакторов (продюсеров, менеджеров) при знакомстве с заявкой или даже пилотным выпуском цикла «Конюшня Роста». Нашлось бы немало поводов для беспощадной, разгромной критики: дело происходит в каком-то непрезентабельном помещении, собеседники говорят, чаще всего, ни о чем, позволяют себе, при этом, прикладываться к рюмке и т. д.

Вместе с тем, для значительной части зрительской аудитории, прежде всего, интеллигентной, программа Юрия Роста оказалась необходимой интеллектуальной и духовной отдушиной, ностальгией по рухнувшему вместе с Советским Союзом ощущению «семьи народов», интернациональному братству людей творчества. Недаром профессиональные телекритики, оценивая в «Известиях» в конце 1994 г. телепремьеры сезона, поставили «Конюшню» на первое место, отодвинув ниже программы «Час пик» В. Листьева, «Если...» В. Познера, «Мужчина и женщина» К. Прошутинской.

Ориентация хозяев REN-TV на определенные имена ведущих и на определенные темы свидетельствует о наличии у них не только финансовых, но и идейных принципов. Даже, как уверяют давние сотрудники фирмы, – идеалов, имеющих романтическую основу. Я, признаться, не очень верю в то, что на нынешнем ТВ может ужиться такая хрупкая особа, как романтика. Но события самого последнего времени заставили меня пересмотреть свои убеждения. Я имею в виду решимость Лесневских не ограничиться производством отдельных передач, но основать новый телевизионный канал.

Слухи о том, что REN-TV покупает 49 дециметровый канал, пошли еще в начале 1996 г. Потом они подтвердились: на имеющем выход лишь на немногих столичных обладателей японской телеаппаратуры канале стали появляться знакомые циклы, успевшие пройти по ОРТ или НТВ год, два, а то и три назад. Аудитория 49-го была и остается столь незначительной, что, честно говоря, связывать с ним масштабные планы как-то не очень серьезно.

Затем, ближе к осени, слухи обрели конкретность иного рода, Было объявлено, что с января 1997 г. появится Седьмой канал, REN-TV-7. Мне удалось узнать у пресс-секретаря новой телекомпании некоторые подробности, которые, кстати, пока неведомы многим давним сотрудникам REN-TV. He из-за того даже, что они секретные, а из-за постоянного обновления новостей, связанных с новым проектом. На конец сентября, когда писалась эта статья, была достигнута договоренность с Независимой вещательной системой о создании REN-TV-HBC об аренде спутника связи, с помощью которого можно будет вещать с 5-ти часов вечера до 2-х ночи. Позже канал станет работать с 3-х часов дня. Не буду вдаваться в технические подробности, скажу о гораздо более мне близких творческих вопросах. Седьмой канал будет, фактически, первым в стране, имеющим откровенно культурно-художественный уклон. База, которая существует в качестве тех программ, о которых сказано выше, будет активно дополняться другими.

В. Молчанов, чью передачу «До и после» с сентября 1996 г. перестало закупать ОРТ, станет с января выходить на Седьмом канале, причем в еженедельном графике. Три раза в месяц это будет журнал культурной жизни, один раз – авторская тематическая программа, которыми журналист прославился в послепутчевые два года. Д. Киселев («Час пик», «Окно в Европу») перешел с ОРТ на REN-TV, чтобы делать программу под условным названием «Золотой век». В еженедельной часовой передаче она расскажет о том замечательном и ужасном, чем остался в истории уходящий XX век.

Так же раз в неделю, по понедельникам, с итоговой информационно-аналитической программой станет выступать С. Алексеев, который в свое время создал и был первым ведущим «Воскресенья» (ТВ-1), пока не был убран из эфира чиновниками из ОРТ. Шесть раз в неделю в получасовой передаче «Гость REN-TV» будут представлены интересные люди, не обязательно знаменитые...

Не стану продолжать рассказывать о планах Седьмого канала. О них немало писали газеты. В том числе о том, что новая телекомпания, в отличие от своих конкурентов-коллег, отказывается от такого шумного, подверженного разлагающему влиянию больших денег, жанра, как поп-музыка. Новость эта была с восторгом встречена поклонниками серьезного искусства, и теми зрителями, которых «достали» назойливые телеконцерты.

Главное, на что хотел бы обратить внимание – естественное стремление телепроизводителей стать хозяевами своей судьбы, обрести статус телевещателей. Постоянные распри между теми, кто делает программы и теми, кто их закупает – споры из-за цен, места в эфирной сетке, прав на последующее использование произведений – подталкивают первых пойти на риск, обрести свой собственный выход на миллионную аудиторию. Об этом говорят и мечтают многие, но решиться на подобный шаг смогла пока что лишь одна компания – REN-TV.

Хочу пожелать ей успеха накануне самых сложных дней в успешной пятилетней жизни. Надеюсь, эксперимент, важный для всей нашей телевизионной культуры, окажется успешным. Знаю, И. Лесневская не остановится перед препятствиями в достижении своей цели. Даже если для этого придется снова закладывать квартиру...

В начало

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.