Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЫ И МОГУЧИЙ, ТЫ И БЕССИЛЬНЫЙ...



Вартанов А. С.

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ТВОРЧЕСТВА

НА ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПОДМОСТКАХ

 

Учебное пособие.

Москва, Высшая школа, 2003

Учебное пособие известного искусствоведа и критика Анри Суреновича Вартанова посвящено самым заметным явлениям в жизни телевидения последних лет.

Три больших раздела – «Проблемы», «Передачи», «Звезды» – содержат очерки об актуальных проблемах развития сегодняшнего российского ТВ; об отдельных, самых известных в последние годы программах (как публицистических, подводящих еженедельные итоги политических событий в стране и в мире, так и посвященных вопросам культуры и искусства); о творчестве наиболее ярких и популярных ведущих, признанных «звезд» домашнего экрана.

Очерки написаны в свободной форме дневника зрителя, внимательно следящего за происходящим в эфире, строго судящего ТВ за присущие ему многие недостатки и поддерживающего отдельные творческие удачи.

 

СОДЕРЖАНИЕ

СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ

 

ПРОБЛЕМЫ

Новое? Независимое? Нет – нормальное! (создание НТВ)

Ты и могучий, ты и бессильный... (история про ток-шоу)

С пятой попытки (аналитические программы Первого канала)

Для начала они заложили свою квартиру (создание REN-TV)

О московской телетусовке – по гамбургскому счету (ТЭФИ столичная телетусовка)

Седьмого не будет (и снова о ТЭФИ)

«Двойка» на качелях (правление О. Добродеева на РТВ)

Срываясь на фальцет (история с В. Гусинским. Е. Киселев)

«В СССР нет почвы для двух ТВ...» (к десятилетию РТВ)

ТА или ЕТА? (ТЭФИ упадок или возрождение?)

Тост за любимого олигарха (влияние олигархов)

Цензуры захотелось?!. (ТВ выбор тем)

 

ПЕРЕДАЧИ

Камушки – с поверхности и из глубины («Времечко»)

Пафос публицистики и азарт тусовки («Намедни»)

Атакует тайна («Совершенно секретно»)

Петрушка электронной эры («Куклы»)

Евангелие от ОРТ (социальная реклама)

Акулы? Пираньи? Ласточки? («Акулы пера»)

Из будущего – в прошлое («Обозреватель»)

Предпоследний миф («Последний миф» Резуна-Суворова)

Советы завтрашнего дня («Глас народа»)

Такой хоккей нам не нужен! (спорт на ТВ)

Много ли мяса в котлетах? («Культурная революция»)

Октябрь тревоги нашей (заложники «Норд-Оста»)

ЗВЕЗДЫ

Ярмарка эфирного тщеславия (А. Караулов)

Фирменное блюдо Светланы Сорокиной (С. Сорокина, «Вести»)

Свободные пленники бартера (Я. Поселъский и Н. Косинец)

Жил-был телефильм (И. Беляев)

И все-таки – Молчанов! (В. Молчанов, «До и после...»)

Даль человеческой судьбы (Э. Радзинский)

«Маленькие трагедии» Леонида Филатова (Л. Филатов, «Чтобы помнили»)

Я сама – мы сами... (Ю. Меньшова)

Времена не выбирают - выбирают «Времена» (В. Познер)

Ужель та самая Светлана (С. Сорокина, «Глас народа»)

У него поют и пляшут (Я. Сванидзе)

Его искусства тень (В. Ворошилов)

 

СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ

 

Где, когда, на каком еще материале

может критик, пишущий об искусстве,

вмешаться, активно вмешаться в дело,

практически касающееся миллионов людей?

В. Саппак. Телевидение и мы.

 

Собранные в этом учебном пособии критические эссе Анри Вартанова выходили первоначально в журнально-газетной периодике. Анри Суренович – постоянный телеобозреватель журнала «Журналист» и газеты «Труд», лауреат премии «За журналистское мастерство» Союза журналистов России. Первый наш телекритик Владимир Саппак тоже написал вроде бы журнальные статьи, опубликовал их в «Новом мире». А потом вышла книга «Телевидение и мы», выдержавшая три издания и остающаяся «телебиблией» для новых поколений режиссеров и журналистов ТВ. Коренным образом изменились социально-политические условия существования «голубого экрана», ставшего цветным – но подмеченные критиком эстетические закономерности и требования к телеработникам, исходящие из общечеловеческих норм этики, остались прежними – более того, проблемы обострились.

Я считаю Анри Вартанова прямым продолжателем дела Саппака и потому приветствую появление критических эссе в виде сборника, книжку эту я буду рекомендовать студентам и спрашивать со всей строгостью знание телевидения девяностых-двухтысячных годов. Где еще можно узнать про ТВ конца пятидесятых – начала шестидесятых, как не из работы Саппака? Точно так же стремительно уходит в историю ТВ рубежа веков. Само ТВ не заботится о сохранении своей истории. Теленачальство справедливо полагает, что в будущем придется стыдиться нынешней коммерциализации зрелищ, погони за рейтингом любой ценой. А Вартанов-летописец в своей келье, уставленной видеомагнитофонами, независимо от начальства пишет историю, но не как бесстрастный свидетель, а как публицист, отстаивающий совершенно определенные социально-нравственные позиции.

«Запас прочности» статей Вартанова, та основательность наблюдений, суждений и выводов, которая позволяет переиздавать их порой через много лет, базируется на том, что автор не просто публицист, а еще и серьезный ученый-искусствовед. Однако он очень хорошо понимает, какой стиль уместен в докторской диссертации и как должны отличаться от этой диссертации прямые обращения к заинтересованному читателю.

В середине 60-х годов журнал «Советское радио и телевидение» провел широкую дискуссию о дикторах и комментаторах, о еженедельном обозрении «Эстафета новостей» – прообразе нынешних «Итогов», «Вестей» и «Намедни». Суждения Анри Суреновича о личности «телеперсонажа», об идеальном ведущем ничуть с тех пор не устарели. В середине 80-х он констатировал: «Характерен резкий разрыв между возвышенными эстетическими и просветительскими установками критиков и действительными потребностями массового зрителя».

ТВ существует для массового зрителя, но руководствоваться должно не только пресловутым рейтингом (простым подсчетом зрительского «поголовья»), а и высшими интересами общества. Эти интересы вовсе не являются простой суммой интересов каждого зрителя. Телекритики, ведущие телекритики России заменяют сейчас некий общественный совет, подсказывающий и теленачальству, и всему обществу, что на наших экранах хорошо, а что никуда не годится. Настоящих квалифицированных телекритиков у нас совсем немного (как, впрочем, и в других странах, к примеру, в США). Не к каждому мнению прислушиваются телепрофессионалы. Анри Вартанов входит в первую пятерку наиболее авторитетных критиков, не уступая этой позиции вот уже много лет. Потому я и приветствую выход в свет «Актуальные проблемы...».

Г. Кузнецов,

зав. кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ

 

ПРОБЛЕМЫ

 

НОВОЕ? НЕЗАВИСИМОЕ? НЕТ – НОРМАЛЬНОЕ!

ТЫ И МОГУЧИЙ, ТЫ И БЕССИЛЬНЫЙ...

С ПЯТОЙ ПОПЫТКИ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.