Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Учебно-исследовательская работа студентов на занятии



1. Студенты организуются в группы. Каждая группа получает задание, конечной целью которого является установить наличие или отсутствие сахарного диабета. Для этого группа получает биологический материал (кровь, мочу), в котором определяют глюкозу, холестерин, серогликоиды, кетоновые тела и ЛПНП.

2. По результатам проведенных исследований студенты делают заключение, оформляют протоколы.

3. Готовятся к защите лабораторной работы.

4. Решают ситуационные задачи.

 

Лабораторная работа

 

В полученной задаче выполнить:

1. Определение глюкозы в крови и в моче.

2. Определение серогликоидов в сыворотке крови.

3. Определение общего холестерина в сыворотке крови.

4. Определение b-липопротеидов в сыворотке крови.

5. Определение кетоновых тел в моче.

На основании полученных результатов сделать вывод о наличии или отсутствии сахарного диабета.

 

Проверка качества усвоения знаний (конечный уровень)

а) вопросы для защиты лабораторной работы

1. Принцип метода колориметрии.

2. Принцип метода центрифугирования.

3. Что такое стандартный раствор?

4. Чем различаются контрольная и опытная пробы?

5. Как строится сахарная кривая? Что она дает для диагностики?

6. Что такое сахарная нагрузка?

7. Какой вид имеют сахарные кривые в норме и патологии?

8. Почему у больных сахарным диабетом периодически измеряют содержание холестерина в сыворотке крови?

9. Почему у больных сахарным диабетом периодически измеряют содержание серогликоидов в сыворотке крови?

10. Почему у больных сахарным диабетом периодически измеряют содержание кетоновых тел в моче?

11. Чем опасна длительная гипергликемия?

12. Почему у больных сахарным диабетом повышается содержание мочевины в сыворотке крови?

13. Почему повышение кетоновых тел в крови опасно для жизни?

14. Почему у больных сахарным диабетом часто возникает катаракта?

15. Почему у больных сахарным диабетом рН крови сдвигается в кислую сторону?

 

 

Б) ситуационные задачи

1. В клинику поступил больной с запахом ацетона изо рта. Какую патологию можно предположить?

2. Два больных диабетом в бессознательном состоянии доставлены в клинику. После инъекции глюкозы один их них пришел в сознание, состояние другого осталось без изменений. Назовите причины, которые привели к потере сознания у этих больных.

3. Почему инсулин назначают больным сахарным диабетом в виде инъекций, а не в виде таблеток?

4. На приеме у врача больные сахарным диабетом. Один пациент пожилого возраста страдает ожирением, у другого – молодого, вес тела существенно ниже нормы. Объясните, чем отличается направленность липидного обмена у этих больных?

5. У пациента в крови и моче резко повышено содержание ацетоацетата и β-гидроксибутирата. Что может быть причиной этого повышения? Какие дополнительные биохимические исследования необходимо назначить для уточнения диагноза?

6. У пациента опухоль поджелудочной железы. При этом повышен синтез инсулина и наблюдаются симптомы: дрожь, слабость и утомляемость, потливость, постоянное чувство голода. Как влияет избыток инсулина на обмен веществ? Почему развиваются вышеназванные симптомы? Почему это может привести к нарушению мозговой деятельности?

 

Занятие № 3

1. Тема:Липидные гормоны. Гормоны, производные аминокислот.

2. Форма учебного процесса: лабораторно-практическое занятие.

3. Актуальность:Изменение секреции данных гормонов приводит к серьезным нарушениям в организме, в частности кретинизму, микседеме, гипертиреозу, болезни Иценко-Кушинга и другим. Знание данной темы необходимо при обучении на клинических кафедрах и будущей врачебной деятельности.

4. Цель общая:

4.1.1. Изучить строение и функции липидных гормонов, а также гормонов, производных аминокислот.

4.1.1. Научиться определять содержание адреналина в моче.

4.1.3. Научиться объяснять полученные результаты и решать задачи.

 

4.2. Конкретные цели:

 

Знать:

1. Йодтиронины: строение, механизм действия, эффекты, патологии.

2. Катехоламины: синтез, депонирование и мобилизация, механизм действия, эффекты.

3. Глюкокортикостероиды: строение, механизм действия, эффекты, патологии.

4. Эйкозаноиды: строение, механизм действия, эффекты.

 

Уметь:

1. Определять адреналин в моче.

2. Решать ситуационные задачи.

 

 

Вопросы для самостоятельной подготовки к занятию

Исходный уровень знаний

1. Энергетический обмен.

2. Обмен углеводов, жиров и белков.

3. Введение в биохимию регуляции.

4. Механизм действия гормонов.

 

По новой теме

 

1. Классификация, строение и места образования стероидных гормонов.

2. Глюкокортикостероиды, регуляция синтеза, эффекты, возможные патологии.

3. Гормоны, производные полиненасыщенных жирных кислот. Биосинтез и механизм действия. Эффекты.

4. Йодтиронины, синтез и его регуляция.

5. Основные эффекты йодтиронинов, возможные патологии.

6. Синтез, депонирование и метаболизм катехоламинов.

7. Роль катехоламинов в норме и при патологиях.

8. Основные эффекты катехоламинов.

 

Учебно-исследовательская работа студентов на занятии

 

1. Разбор теоретического материала может быть проведен (по выбору преподавателя):

- в форме конференции;

- в форме работы группами;

- в форме фронтального опроса.

2. Проделать лабораторную работу "Определение содержания адреналина в моче".

3. Сделать выводы по результатам лабораторной работы, оформить протокол.

 

 

Лабораторная работа

Количественное определение адреналина в моче.

Оборудование: 1. Штатив с пробирками.
  2. Пипетки на 1 мл и 2 мл.
  3. Мерная пробирка на 10 мл.
  4. КФК.
  5. Кюветы на 1 см.
     
Реактивы: 1. Стандартный раствор адреналина (0,004 мкг/мл).
  2. 10% раствор карбоната натрия.
  3. Реактив Фолина.
  4. Дистиллированная вода.
  5. Моча.
         

 

Принцип метода. Метод основан на колориметрическом измерении окраски, образующейся в результате реакции адреналина с фосфорновольфрамовым реактивом (реактив Фолина).

 

Ход работы. В две пробирки с меткой на 5 мл наливают: в одну - 0,5 мл стандартного раствора адреналина (концентрации – 0, 004 мкг/мл), в другую – 0,5 мл мочи. Затем в обе пробирки добавляют по 2 мл 10% свежеприготовленного раствора карбоната натрия и по 0,25 мл реактива Фолина. Встряхивают и оставляют на 10 мин. Потом объем в пробирках доводят до 5 мл раствором карбоната натрия и колориметрируют обе пробы при красном светофильтре в кювете толщиной 1 см против воды.

 

Расчет количества адреналина, выделяемого с мочой за сутки, проводят по формуле: (ЕОПСТ) х ССТ х 2 х 1000 = мкг/сутки, где

ЕОП – оптическая плотность опытной пробы,

ЕСТ – стандартной пробы,

ССТ – концентрация стандарта,

2 – коэффициент пересчета на 1 мл,

1000 – суточный диурез в мл.

За сутки у здоровых людей с мочой выделяется в среднем до 15 мкг адреналина.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.