Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Раздел 3. Лабораторно-практические занятия



 

Занятие № 1

1. Тема:Введение в биохимию регуляций. Механизм действия гормонов. Пептидные гормоны.

2. Форма учебного процесса: Лабораторно-практическое занятие.

3. Актуальность:Дает теоретическую основу для курса эндокринологии.

4. Цель общая:

4.1.1. Изучить основные принципы биохимии регуляции.

4.1.2. Ознакомиться с отдельными представителями пептидных гормонов.

4.2. Конкретные цели:

 

Знать:

1. Основные задачи системы регуляции.

2. Механизмы внутриклеточной регуляции.

3. Механизмы действия межклеточных регуляторов.

4. Отдельные представители белково-пептидных гормонов.

Уметь:

1. Проводить качественные реакции на гормоны.

2. Объяснять полученные результаты.

 

 

Вопросы для самостоятельной подготовки к занятию

Исходный уровень знаний

 

1. Механизмы изменения активности ферментов.

2. Строение мембран.

3. Индукция и репрессия белков.

4. Строение циклических нуклеотидов.

5. Понятие о гормональных рецепторах.

 

По новой теме

 

1. Основные задачи системы регуляции.

2. Механизмы клеточной ауторегуляции.

3. Межклеточные регуляторы, их классификация.

4. Механизм действия гормонов через внутриклеточные рецепторы.

5. Механизм действия гормонов через посредников.

6. цАМФ. Образование, метаболизм и функции. Медицинское значение.

7. цГМФ. Образование, метаболизм и функции.

8. Источники Са2+ в клетке. Механизм действия Са2+.

9. Регуляция периферических эндокринных желез через гипоталамус-гипофиз.

10. Соматотропин. Регуляция синтеза, механизм действия.

11. Эффекты соматотропина, возможные патологии.

12. Глюкагон. Строение. Регуляция секреции. Механизм действия. Эффекты.

 

Учебно-исследовательская работа студентов на занятии

1. Проделать лабораторную работу "Качественные реакции на гормоны".

2. Сделать выводы по результатам проведенных опытов. Оформить протокол.

3. Подготовиться к защите лабораторной работы (ориентировочные вопросы и задачи приведены ниже).

 

Лабораторная работа

1. Качественные реакции на гормоны.

Оборудование: 1. Штатив с пробирками.
  2. Пипетки на 1 мл.
  3. Глазная пипетка.
     
Реактивы: 1. Раствор инсулина.
  2. Биуретовый реактив.
  3. Гидролизат тиреоидина.
  4. Раствор KIO3.
  5. 1% раствор крахмала.
  6. 30% раствор NaOH.
  7. 2% раствор динитробензола.
  8. Моча.
         

Ход работы:

1) Подтверждение пептидной природы инсулина.

К 0,5 мл раствора инсулина приливают 0,5 мл биуретового реактива. Через 10 мин развивается сине-фиолетовая окраска, характерная для реакции на белок.

2) Открытие йода в тироксине

К гидролизату добавляют 20 капель раствора KIO3 и 3 капли 1% раствора крахмала. Появляется синее окрашивание, обусловленное реакцией йода с крахмалом.

3) Качественное определение 17-кетостероидов в моче.

В пробирку наливают 5 капель мочи, 5 капель 30% раствора едкого натра и 5 капель 2% спиртового раствора м-динитробензола. Перемешивают и через 2-3 минуты наблюдают вишнево-красное окрашивание.

 

Проверка качества усвоения знаний (конечный уровень)

а) вопросы к защите лабораторной работы

1. Почему с помощью биуретовой реакции можно обнаружить инсулин?

2. Какие еще гормоны можно открыть с помощью биуретовой реакции?

3. Почему при обнаружении тироксина используют крахмал?

4. Какой качественной реакцией можно обнаружить 17-кетостероиды?

5. К какой группе гормонов по химической классификации относятся стероидные гормоны?

6. К какой группе гормонов по химической классификации относится тироксин?

7. Почему для количественного определения гормонов требуются методы высокой чувствительности?

8. Почему качественные реакции редко используются для обнаружения гормонов в моче?

 

Б) ситуационные задачи

1. Почему снижение выработки соматостатина приводит к акромегалии?

2. Объясните, почему но-шпу используют для расслабления гладких мышц?

3. Одним из осложнений при акромегалии является сахарный диабет. Почему он возникает?

4. Какое биологическое значение имеет тот факт, что гормоны синтезируются в виде прогормонов и препрогормонов?

5. Больным бронхиальной астмой назначают теофиллин. Зачем?

 

 

Занятие № 2

1. Тема:Биохимическая диагностика сахарного диабета и его осложнений.

2. Форма учебного процесса:лабораторное занятие.

3. Актуальность:Сахарный диабет – одна из самых распространенных болезней в мире. В основе этой болезни лежит инсулиновая недостаточность, результатом которой является нарушение обмена веществ и многочисленные осложнения. Знания, полученные на этом занятии, будут использоваться в дальнейшем обучении, а также во врачебной деятельности.

4. Цель общая:

4.1.1. Изучить влияние инсулина на обмен веществ.

4.1.2. Изучить изменение обмена веществ при сахарном диабете.

4.1.3. Научиться интерпретировать результаты биохимических анализов.

4.2. Конкретные цели:

 

Знать:

1. Регуляцию обмена веществ инсулином.

2. Этиологию и патогенез сахарного диабета.

3. Осложнения при сахарном диабете и их биохимические причины.

 

Уметь:

 

1. Определять глюкозу в крови и моче, холестерин, ЛПНП, серогликоиды в сыворотке крови, кетоновые тела в моче.

2. На основании полученных результатов делать обобщающий вывод.

 

 

Вопросы для самостоятельной подготовки к занятию

Исходный уровень знаний:

1. Обмен углеводов, липидов и белков.

2. Глюкоза крови: источники, пути использования, регуляция гормонами.

 

По новой теме:

1. Строение инсулина, место синтеза, образование активной формы, мишени инсулина, механизм действия.

2. Влияние инсулина на углеводный обмен.

3. Влияние инсулина на липидный обмен.

4. Влияние инсулина на белковый обмен.

5. Патогенез инсулинзависимого и инсулиннезависимого сахарного диабета.

6. Нарушение обмена веществ при сахарном диабете.

7. Биохимическая диагностика сахарного диабета и его осложнений.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.