Содержательные и организационные характеристики традиционной системы образования. Кризис традиционной образовательной парадигмы и возникновение реформаторской педагогики. «Коперниковский переворот» в педагогике, постановка ребенка в центр образовательного процесса. Направления реформаторской педагогики. Методологические основы свободного воспитания. Идеальный детский сад К.Н. Вентцеля. Реализация деятельностного подхода и индивидуализация образовательного процесса в системе С. Френе. «Школа для жизни» О. Декроли; комплексный центр интересов. Личностно-центрированные педагогические системы второй половины ХХ века (авторские школы А. Нила, Б. Беттельгейма, педагогика Реджио Эмилия).
Тема 3.2. Альтернативные дидактические системы.
Поиски путей повышения эффективности классно-урочной системы в отечественной (В.В. Давыдов, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др.), американской (Дж. Кеннеди, Ф. Бёрк и др.) и европейской школе (Й.А. Зиккенгер, П. Петерсон и др.) ХХ века. Системы разноуровневого обучения. Пути дифференциации обучающихся в современной школе. Системы индивидуализированного обучения: Дальтон-план, Виннетка-план, программированное обучение, система учебных пакетов и др. Создание таксономии учебных целей (Б. Блум и др.); разработка технологий полного усвоения. Инновационные модели обучения в современных начальных школах США (индивидуально-направляемое, бригадно-индивидуальное обучение и др.). Системы взаимного и коллективного обучения. Открытое обучение. Дистанционное обучение. Репродуктивные и поисковые модели обучения. Современные направления дидактических поисков в отечественном и зарубежном образовании.
Тема 3.4. Организация дошкольного образования в России и за рубежом.
Разнообразие форм организации дошкольного образования в современном мире. Режимы работы дошкольных учреждений; факторы, обусловливающие их выбор. Основные подходы к осуществлению планирования образовательного процесса в дошкольном учреждении. Специфика реализации ситуативного подхода в дошкольном образовании («Программа социального воспитания» Ф. Оэртеля и др.). Особенности организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях, реализующих программу «Шаг за шагом», систему М. Монтессори. Организация предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении. Профессиональные требования, предъявляемые к педагогам дошкольных учреждений в разных странах.
Тема 3.5. Актуальные проблемы совершенствования дошкольного образования.
Проблемы оценки и повышения качества дошкольного образования. Стандартизация в дошкольном образовании. Проблема технологизации дошкольного образования: использование технических средств и технологический подход в педагогике. Разнообразие концепций экологического воспитания детей дошкольного возраста. Пути решения проблемы поликультурного воспитания и формирования разных видов толерантности в дошкольных учреждениях. Место дошкольного образования в решении проблемы повышения грамотности населения. Роль зарубежного опыта в реформировании системы отечественного дошкольного образования. Проблема адаптации зарубежного опыта в отечественном образовании.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Идеологические основы формирования института дошкольного образования.
2. Факторы развития института дошкольного образования: мировые тенденции и национальная специфика.
3. Особенности развития системы дошкольного образования в … (название страны, по выбору студента).
4. Системы личностно-центрированного образования (по выбору студента):
- Идеальный детский сад К.Н. Вентцеля.
- Школа Б. Беттельгейма
- Свободное воспитание в школе А. Нила
- «Школа для жизни» О. Декроли
- Педагогическая система С. Френе
- Вальдорфская педагогика
- Дом ребенка М. Монтессори
- Педагогика Реджио Эмилия
- «Зеленый дом» Ф. Дольто
Методические указания к выполнению рефератов
ТЕМА 1, 2.
Не расширяйте тему реферата: Ваша работа должна освещать только причины (факторы) создания учреждений для детей дошкольного возраста. Не следует включать в реферат материал, относящийся к организации, содержанию и т.п. работы того или иного учреждения.
Структура реферата: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы. Объем реферата от 9 до 15 страниц.
Во введении (1-2 страницы) укажите, чему посвящен реферат (В реферате Вам предстоит выделить и описать, какие факторы послужили основой создания учреждений общественного дошкольного воспитания в России и за рубежом, начиная с XVIII века, установить значение идеологического фактора). Объясните, как Вы понимаете ключевые фразы, используемые в реферате («институт дошкольного образования», «факторы создания…», «идеологические основы…»).
При написании основной части реферата (6-12 страниц) постарайтесь показать, как изменяются причины создания общественных дошкольных учреждений, какие виды детских учреждений получают приоритет на том или ином историческом отрезке, как меняется взгляд на взаимоотношение семейного и общественного воспитания. Внутри основной части выделять параграфы не следует. Напротив, стремитесь к связности изложения.
При выполнении реферата по второй теме Вам предстоит акцентировать внимание на факторах, обусловивших возникновение разных типов дошкольных учреждений в конкретной (по выбору студента) стране. Укажите, какие их этих учреждений «родились» в данной стране, а какие были заимствованы из-за рубежа.
При изложении материала рекомендуется придерживаться хронологического порядка, начиная работу с анализа причин создания Воспитательных домов И.И.Бецким. В работе должно быть представлено не менее 5 типов детских учреждений.
В работу необходимо включать цитаты из первоисточников. При этом цитаты должны иллюстрировать, подтверждать освещаемые в реферате идеи.
В заключении (1-2 страницы) перечислите те факторы, о которых шла речь в реферате, выделите роль идеологического фактора, поясните, является ли возникновение учреждений общественного дошкольного воспитания объективной закономерностью социального развития.
Титульная страница реферата и список использованной литературы оформляется в соответствии с общими требованиями.
Рекомендуемые источники:
- первоисточники(хрестоматии):
1. Уильдерспин С. Воспитание маленьких детей, или о важности воспитания детей бедняков // История дошкольной зарубежной педагогики: хрестоматия. - М., 1986 (1974). 1974. – С. 177-188.
2. Бецкой И.И. Генеральный план Московского Воспитательного дома // История дошкольной педагогики в России: хрестоматия. М.: Просвещение, 1987 (1976). - С. 40-42.
3. Одоевский В.Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами // Там же. – С. 72-78.
4. Свентицкая М.Х. Наш детский сад // Там же.
5. О дошкольном воспитании : декларации 1917 г., 1920 г. // История советской дошкольной педагогики: хрестоматия. - М.: Просвещение, 1988. – С. 41-42. 57-59.
- аналитическая литература (есть в методкабинете):
6. Литвин Л.Н. Идейные основы дегуманизации дошкольного воспитания в советской педагогике 20-х годов // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. - Пермь, 1993.
7. Якушева Ю.М. Социальные основы сиротства // Психолого-педагогические аспекты совершенствования дошкольного образования: межвузовский сборник научных трудов. Часть II. - Пермь, 1997.
И другая литература по выбору студента.
ТЕМА 3.
При написании реферата необходимо руководствоваться следующим планом изложения:
1. Какие нормативно-правовые документы определяют статус дошкольного образования в данной стране?
2. Какое участие принимают государство, социум и родители в осуществлении дошкольного образования детей в данной стране?
3. Какие формы организации дошкольного образования (типы дошкольных учреждений) получили распространение в данной стране?
4. Каков режим работы дошкольного учреждения (на примере конкретных типов учреждений данной страны)? Чем обусловлено различие в режимах работы дошкольных учреждений?
5. Какими образовательными программами руководствуются дошкольные учреждения данной страны?
6. Какие виды и формы планирования образовательного процесса дошкольного учреждения имеют распространение в данной стране?
Рекомендуемые источники:
1. Зебзеева В.А. Дошкольное образование за рубежом: история и современность / В.А. Зебзеева. – М.: ТЦ Сфера, 2007 – 128 с. (Фрагмент по выбору студента).
2. Парамонова Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность / Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова. – М.: Академия, 2001. – 240 с. (Фрагмент по выбору студента).
3. Фуряева Т.В. Сравнительная педагогика детства / Т.В. Фуряева. – Красноярск, 2004. – (Фрагмент по выбору студента).
4. Степанова Е. Особенности системы дошкольного образования в США // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 1. – С. 83-88.
Интернет-ресурсы:
- Борисова С.П. Современное дошкольное образование за рубежом // http://www.teoria-practica.ru/-3-2010/psychology/borisova.pdf
- Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом // http://www.pedlib.ru/Books/6/0295/6_0295-83.shtml
И другие источники по выбору студента.
ТЕМА 4.
В реферате, посвященном педагогическому творчеству одного из представителей личностно-центрированного образования, необходимо отразить все из перечисленных вопросов:
- Какова методологическая позиция автора (как автор рассматривает процесс развития ребенка, какие факторы обусловливают развитие, какую роль играют среди этих факторов воспитание и обучение, можно ли считать автора сторонником «свободного воспитания» и почему)?
- Какие целевые ориентиры образовательного (педагогического) процесса обозначает автор (на ступени дошкольного или младшего школьного возраста)?
- Почему данную педагогическую систему можно считать личностно-центрированной?
- Есть ли единая образовательная программа? Что служит основой для планирования образовательного процесса?
- Как автор характеризует организационные аспекты своей системы (взаимодействие между детьми и педагогами, установление режима дня, правил поведения, организация предметной среды и др.)?
- Какие ведущие принципы работы обозначает автор?
- Какие содержательные или методические аспекты изученной педагогической системы удивили Вас в наибольшей степени?
Раскрывая каждый из вопросов, старайтесь излагать материал последовательно, не повторяя ранее сказанное другими словами. При необходимости иллюстрируйте отдельные положения конкретными примерами.
Рекомендуемые источники (на выбор):
- Акулич-Дудко Т.Ю. Сущность дошкольного воспитания по технологии С. Френе // http://web.snauka.ru/issues/2011/05/471
- Максимов М. О Бруно Беттельгейме. Только любовь… Не мало ли? // http://lib.ru/PSIHO/maksimow.txt
- Дольто Ф. Мы идем в Мезон Верт // http://www.in-soc.ru/Green%20house%20-%20Dolto,%20main.htm
- Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность // http://www.pedlib.ru/Books/6/0295/index.shtml?from_page=83
- Педагогика сотрудничества детских садов Reggio Emilia // http://www.mariamontessori.ru/library/18/55.html