Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 3.2. Системы личностно-центрированного образования.



Содержательные и организационные характеристики традиционной системы образования. Кризис традиционной образовательной парадигмы и возникновение реформаторской педагогики. «Коперниковский переворот» в педагогике, постановка ребенка в центр образовательного процесса. Направления реформаторской педагогики. Методологические основы свободного воспитания. Идеальный детский сад К.Н. Вентцеля. Реализация деятельностного подхода и индивидуализация образовательного процесса в системе С. Френе. «Школа для жизни» О. Декроли; комплексный центр интересов. Личностно-центрированные педагогические системы второй половины ХХ века (авторские школы А. Нила, Б. Беттельгейма, педагогика Реджио Эмилия).

Тема 3.2. Альтернативные дидактические системы.

Поиски путей повышения эффективности классно-урочной системы в отечественной (В.В. Давыдов, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др.), американской (Дж. Кеннеди, Ф. Бёрк и др.) и европейской школе (Й.А. Зиккенгер, П. Петерсон и др.) ХХ века. Системы разноуровневого обучения. Пути дифференциации обучающихся в современной школе. Системы индивидуализированного обучения: Дальтон-план, Виннетка-план, программированное обучение, система учебных пакетов и др. Создание таксономии учебных целей (Б. Блум и др.); разработка технологий полного усвоения. Инновационные модели обучения в современных начальных школах США (индивидуально-направляемое, бригадно-индивидуальное обучение и др.). Системы взаимного и коллективного обучения. Открытое обучение. Дистанционное обучение. Репродуктивные и поисковые модели обучения. Современные направления дидактических поисков в отечественном и зарубежном образовании.

Тема 3.4. Организация дошкольного образования в России и за рубежом.

Разнообразие форм организации дошкольного образования в современном мире. Режимы работы дошкольных учреждений; факторы, обусловливающие их выбор. Основные подходы к осуществлению планирования образовательного процесса в дошкольном учреждении. Специфика реализации ситуативного подхода в дошкольном образовании («Программа социального воспитания» Ф. Оэртеля и др.). Особенности организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях, реализующих программу «Шаг за шагом», систему М. Монтессори. Организация предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении. Профессиональные требования, предъявляемые к педагогам дошкольных учреждений в разных странах.

Тема 3.5. Актуальные проблемы совершенствования дошкольного образования.

Проблемы оценки и повышения качества дошкольного образования. Стандартизация в дошкольном образовании. Проблема технологизации дошкольного образования: использование технических средств и технологический подход в педагогике. Разнообразие концепций экологического воспитания детей дошкольного возраста. Пути решения проблемы поликультурного воспитания и формирования разных видов толерантности в дошкольных учреждениях. Место дошкольного образования в решении проблемы повышения грамотности населения. Роль зарубежного опыта в реформировании системы отечественного дошкольного образования. Проблема адаптации зарубежного опыта в отечественном образовании.

 

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

 

1. Идеологические основы формирования института дошкольного образования.

2. Факторы развития института дошкольного образования: мировые тенденции и национальная специфика.

3. Особенности развития системы дошкольного образования в … (название страны, по выбору студента).

4. Системы личностно-центрированного образования (по выбору студента):

- Идеальный детский сад К.Н. Вентцеля.

- Школа Б. Беттельгейма

- Свободное воспитание в школе А. Нила

- «Школа для жизни» О. Декроли

- Педагогическая система С. Френе

- Вальдорфская педагогика

- Дом ребенка М. Монтессори

- Педагогика Реджио Эмилия

- «Зеленый дом» Ф. Дольто

Методические указания к выполнению рефератов

ТЕМА 1, 2.

Не расширяйте тему реферата: Ваша работа должна освещать только причины (факторы) создания учреждений для детей дошкольного возраста. Не следует включать в реферат материал, относящийся к организации, содержанию и т.п. работы того или иного учреждения.

Структура реферата: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы. Объем реферата от 9 до 15 страниц.

Во введении (1-2 страницы) укажите, чему посвящен реферат (В реферате Вам предстоит выделить и описать, какие факторы послужили основой создания учреждений общественного дошкольного воспитания в России и за рубежом, начиная с XVIII века, установить значение идеологического фактора). Объясните, как Вы понимаете ключевые фразы, используемые в реферате («институт дошкольного образования», «факторы создания…», «идеологические основы…»).

При написании основной части реферата (6-12 страниц) постарайтесь показать, как изменяются причины создания общественных дошкольных учреждений, какие виды детских учреждений получают приоритет на том или ином историческом отрезке, как меняется взгляд на взаимоотношение семейного и общественного воспитания. Внутри основной части выделять параграфы не следует. Напротив, стремитесь к связности изложения.

При выполнении реферата по второй теме Вам предстоит акцентировать внимание на факторах, обусловивших возникновение разных типов дошкольных учреждений в конкретной (по выбору студента) стране. Укажите, какие их этих учреждений «родились» в данной стране, а какие были заимствованы из-за рубежа.

При изложении материала рекомендуется придерживаться хронологического порядка, начиная работу с анализа причин создания Воспитательных домов И.И.Бецким. В работе должно быть представлено не менее 5 типов детских учреждений.

В работу необходимо включать цитаты из первоисточников. При этом цитаты должны иллюстрировать, подтверждать освещаемые в реферате идеи.

В заключении (1-2 страницы) перечислите те факторы, о которых шла речь в реферате, выделите роль идеологического фактора, поясните, является ли возникновение учреждений общественного дошкольного воспитания объективной закономерностью социального развития.

Титульная страница реферата и список использованной литературы оформляется в соответствии с общими требованиями.

Рекомендуемые источники:

- первоисточники(хрестоматии):

1. Уильдерспин С. Воспитание маленьких детей, или о важности воспитания детей бедняков // История дошкольной зарубежной педагогики: хрестоматия. - М., 1986 (1974). 1974. – С. 177-188.

2. Бецкой И.И. Генеральный план Московского Воспитательного дома // История дошкольной педагогики в России: хрестоматия. М.: Просвещение, 1987 (1976). - С. 40-42.

3. Одоевский В.Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами // Там же. – С. 72-78.

4. Свентицкая М.Х. Наш детский сад // Там же.

5. О дошкольном воспитании : декларации 1917 г., 1920 г. // История советской дошкольной педагогики: хрестоматия. - М.: Просвещение, 1988. – С. 41-42. 57-59.

- аналитическая литература (есть в методкабинете):

6. Литвин Л.Н. Идейные основы дегуманизации дошкольного воспитания в советской педагогике 20-х годов // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. - Пермь, 1993.

7. Якушева Ю.М. Социальные основы сиротства // Психолого-педагогические аспекты совершенствования дошкольного образования: межвузовский сборник научных трудов. Часть II. - Пермь, 1997.

И другая литература по выбору студента.

 

ТЕМА 3.

При написании реферата необходимо руководствоваться следующим планом изложения:

1. Какие нормативно-правовые документы определяют статус дошкольного образования в данной стране?

2. Какое участие принимают государство, социум и родители в осуществлении дошкольного образования детей в данной стране?

3. Какие формы организации дошкольного образования (типы дошкольных учреждений) получили распространение в данной стране?

4. Каков режим работы дошкольного учреждения (на примере конкретных типов учреждений данной страны)? Чем обусловлено различие в режимах работы дошкольных учреждений?

5. Какими образовательными программами руководствуются дошкольные учреждения данной страны?

6. Какие виды и формы планирования образовательного процесса дошкольного учреждения имеют распространение в данной стране?

Рекомендуемые источники:

1. Зебзеева В.А. Дошкольное образование за рубежом: история и современность / В.А. Зебзеева. – М.: ТЦ Сфера, 2007 – 128 с. (Фрагмент по выбору студента).

2. Парамонова Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность / Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова. – М.: Академия, 2001. – 240 с. (Фрагмент по выбору студента).

3. Фуряева Т.В. Сравнительная педагогика детства / Т.В. Фуряева. – Красноярск, 2004. – (Фрагмент по выбору студента).

4. Степанова Е. Особенности системы дошкольного образования в США // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 1. – С. 83-88.

Интернет-ресурсы:

- Борисова С.П. Современное дошкольное образование за рубежом // http://www.teoria-practica.ru/-3-2010/psychology/borisova.pdf

- Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом // http://www.pedlib.ru/Books/6/0295/6_0295-83.shtml

И другие источники по выбору студента.

ТЕМА 4.

В реферате, посвященном педагогическому творчеству одного из представителей личностно-центрированного образования, необходимо отразить все из перечисленных вопросов:

- Какова методологическая позиция автора (как автор рассматривает процесс развития ребенка, какие факторы обусловливают развитие, какую роль играют среди этих факторов воспитание и обучение, можно ли считать автора сторонником «свободного воспитания» и почему)?

- Какие целевые ориентиры образовательного (педагогического) процесса обозначает автор (на ступени дошкольного или младшего школьного возраста)?

- Почему данную педагогическую систему можно считать личностно-центрированной?

- Есть ли единая образовательная программа? Что служит основой для планирования образовательного процесса?

- Как автор характеризует организационные аспекты своей системы (взаимодействие между детьми и педагогами, установление режима дня, правил поведения, организация предметной среды и др.)?

- Какие ведущие принципы работы обозначает автор?

- Какие содержательные или методические аспекты изученной педагогической системы удивили Вас в наибольшей степени?

Раскрывая каждый из вопросов, старайтесь излагать материал последовательно, не повторяя ранее сказанное другими словами. При необходимости иллюстрируйте отдельные положения конкретными примерами.

Рекомендуемые источники (на выбор):

- Акулич-Дудко Т.Ю. Сущность дошкольного воспитания по технологии С. Френе // http://web.snauka.ru/issues/2011/05/471

- Максимов М. О Бруно Беттельгейме. Только любовь… Не мало ли? // http://lib.ru/PSIHO/maksimow.txt

- Дольто Ф. Мы идем в Мезон Верт // http://www.in-soc.ru/Green%20house%20-%20Dolto,%20main.htm

- Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность // http://www.pedlib.ru/Books/6/0295/index.shtml?from_page=83

- Педагогика сотрудничества детских садов Reggio Emilia // http://www.mariamontessori.ru/library/18/55.html

- Эпштейн С.Д. А. Нил, Саммерхилл - Воспитание свободой // http://samlib.ru/e/epshtejn_s_d/samm.shtml

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.