Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ результатов. Александр, 34 года, менеджер по персоналу.



В качестве примера «слепого» анализа результатов методики цветовых метафор приведена интерпретация результатов Александра – 34-летнего мужчины, имеющего высшее психологическое образование, работающего менеджером по персоналу, живущего с женой и 5-летней дочерью. Данные Александра представлены в таблицах 13-14 параграфа 4.3.

Наиболее привлекательным цветом испытуемый обозначил следующие понятия: «Мое будущее», «Бизнес», «Реклама», «Творчество», «Успех», «Радость», «Свобода», «Власть», «Раздражение». Данный ряд понятий связан с представлением испытуемого о своем будущем. Вероятно, испытуемый ожидает, надеется, намерен или планирует в будущем заняться коммерческой деятельностью, которая побуждается потребностями в самореализации и самоутверждении. Однако подобные представления могут вызывать у испытуемого не только приятные, но и неприятные эмоциональные переживания. Следовательно, отношение к собственной деятельности в сфере бизнеса и рекламы является амбивалентным. Кроме того, оно никак не связано с увлечениями и интересами, которые обозначены совершенно другими цветами и попадают в другие группы.

Вторым по степени привлекательности цветом испытуемым обозначены понятия: «Мое настоящее», «Мое увлечение», «Каким я хочу быть», «Информация», «Финансы», «Управление», «Моя фирма», «Заработок», «Мои обязанности», «Моя карьера». Поскольку данные понятия связаны с представлением испытуемого о настоящем, то они характеризуют сферу его актуальных потребностей и видов деятельности, то, чем он наиболее озабочен, что в наибольшей степени привлекает его внимание. Кроме того, связь всех этих понятий с увлечением свидетельствует об их большой субъективной значимости, высоком месте в иерархии потребностей и ценностей. Таким образом, мы можем предположить, что испытуемый увлечен информационной, финансовой и управленческой деятельностью на фирме, побуждаемой сильно выраженными потребностями в заработке, повышении профессионального и служебного положения и выполнении своего долга. Представление испытуемого о своем «идеальном я» не ассоциируется с представлением о других людях, вероятно, испытуемый не хочет быть ни на кого похожим.

Третий по счету цвет уже не столь привлекателен для испытуемого, как первые два. Поэтому отношение к понятиям, которые обозначены этим цветом, не является в той же мере позитивным. В данную группу вошли понятия: «Какой я на самом деле», «Мой друг (подруга)», «Дети», «Мои клиенты», «Моя профессия», «Общение», «Любовь», «Перемены». Данная группа понятий, включающая представление о «реальном я», отражает структуру идентичности испытуемого. А именно, испытуемый относится к себе так же, как к своим друзьям, клиентам, детям, идентифицирует себя со своей профессией, считает, что ему наиболее свойственна коммуникативная деятельность, связывает себя с переменами. Следует отметить, что ни управление, ни психология не отождествляются испытуемым со своей профессией.

Четвертым относительно индифферентным цветом оцениваются понятия: «Моя жена», «Мой ребенок», «Люди», «Психология», «Природа», «Искусство» и «Материальное благополучие». Таким образом, мы можем предположить довольно безразличное отношение к своим жене и ребенку, равно как к людям вообще. Занятия психологией ассоциируются в сознании испытуемого с искусством и природой. Возможно, единственной потребностью, которая связана с супружескими и родительскими обязанностями, является потребность в материальном благополучии. Психология также может восприниматься как источник материальной выгоды. Однако данная потребность не является достаточно значимой в структуре мотивации испытуемого и вряд ли будет сильным побуждением к поддержанию семейных отношений и психологической деятельности.

Пятый по счету цвет также можно было бы считать индифферентным, если бы им не обозначались понятия, связанные с негативными эмоциональными переживаниями: «Мое прошлое», «Мой начальник», «Моя работа», «Труд», «Конкуренция», «Конфликты», «Неприятности». Данная группа понятий характеризует одну из сфер эмоционального напряжения, источник стресса. Однако, из данных неясно, о какой конкретно работе и каком начальнике идет речь. Если это начальник на прошлой работе, с которой испытуемый уже ушел, то данные результаты свидетельствуют о мотивах этого ухода и о том, что испытуемый все еще никак не может забыть связанные с этим неприятные события. Если же речь идет о теперешних работе и начальнике, то, предположительно, отношения здесь настолько неблагополучны, что испытуемый уже мысленно распрощался с ними и относится к ним как к своему прошлому. Проверить, какая из данных двух гипотез является наиболее правильной, можно только в беседе с испытуемым. Для этого необходимо спросить его, какого именно начальника и какую конкретно работу он обозначал данным цветом.

Шестой цвет включает в себя понятия: «Интересное занятие», «Моя мать», «Семья», «Мои сотрудники», «Образование», «Наука», «Медицина», «Обслуживание», «Знания», «Печаль». С одной стороны, в него входит то, что интересует испытуемого, следовательно, является для него, безусловно, важным. С интересами испытуемого, так или иначе, связаны сфера образования, медицины, семьи, обслуживания и научной деятельности, побуждаемые познавательной потребностью, а также отношения с матерью и сотрудниками. Однако есть основания считать, что отношение испытуемого к этим сферам жизни амбивалентно. Во-первых, они обозначаются только шестым по степени привлекательности цветом из восьми возможных. Во-вторых, даже предыдущая группа понятий, заряженная острыми негативными переживаниями, оценивается более привлекательным цветом. В-третьих, интересные занятия ассоциируются у испытуемого с чувством печали. Познавательная потребность, являясь одной из наиболее значимых для испытуемого, не находит своего удовлетворения, поскольку никак не связана с его актуальной жизнью, представлениями о настоящем, будущем или прошлом. Следовательно, она является источником фрустрации. Это проявляется буквально в том, что чем бы испытуемый ни занимался в настоящем, чем бы он ни планировал заниматься в будущем, это не является для него достаточно интересным.

Седьмым цветом испытуемый обозначает понятия: «Мой отец», «Угроза», «Страх», «Болезнь», «Неудача». Смысл этой группы понятий очевиден: отец воспринимается испытуемым как источник угрозы, вызывает страх, ассоциируется с неудачами и болезнью. Однако при этом отец и сопровождающие его негативные переживания не связаны ни с прошлой, ни с настоящей, ни с будущей жизнью испытуемого, то есть не являются актуальными представлениями сознания испытуемого.

Восьмым, наиболее противным для испытуемого цветом оцениваются такие понятия, как: «Мой дом», «Домашнее хозяйство», «Моя учеба», «Школа», «Техника». Следовательно, все, что связано с домом и школьным обучением, воспринимается испытуемым с отвращением, но никаких других негативных эмоций не вызывает. Техника также, мягко говоря, не вызывает у испытуемого положительных чувств.

Обобщая полученные результаты, можно ответить на следующие вопросы.

1. Что является главным в жизни испытуемого? К чему он стремится?

Испытуемый характеризуется широким кругом базовых потребностей, связанных, прежде всего, с самоактуализацией, самоутверждением и денежным вознаграждением.

2. В какой мере испытуемый удовлетворяет свои потребности?

В настоящее время испытуемый имеет возможность удовлетворить только потребности в денежном вознаграждении, выполнении своих обязанностей и частично самоутверждении. Надеется на полное удовлетворение потребности в самоутверждении и творческом самовыражении в будущем, хотя это может быть связано с агрессивными реакциями. Удовлетворение познавательных интересов полностью блокировано.

3. Чем испытуемый вынужден заниматься? Что его заботит?

Под влиянием обстоятельств актуализируются потребности в денежном вознаграждении и выполнении обязанностей, которые побуждают к менеджерской деятельности.

4. Каковы его ожидания, намерения, планы на будущее?

Испытуемый связывает представления о своем будущем с коммерческой деятельностью, возможно, с рекламным бизнесом.

5. Как он относится к своей профессии, работе, семье?

Испытуемый считает себя профессионалом в сфере общения, связывает свою профессию с клиентами, но не относит себя ни к психологии, ни к управлению, ни к бизнесу. Работа связана с неприятностями, конкуренцией и конфликтами, прежде всего, в отношениях с начальником. К жене и ребенку достаточно равнодушен, хотя и считает супружескую и родительскую роль выгодной. Семейные отношения ассоциируются скорее с матерью.

6. Кем он себя считает? С кем идентифицируется?

Испытуемый относится к себе как к другу, клиенту и ребенку. В достаточной мере удовлетворен собой. Стремится быть хорошим менеджером.

7. Каковы источники его стресса? Чего он избегает?

Стресс испытуемого может вызываться в ситуациях отношений с отцом, которого он боится, и с начальником, с которым он конкурирует. Кроме того, испытуемый избегает заниматься бытовыми проблемами. У него можно отметить внутренний конфликт между содержанием познавательных интересов, связанных с образованием и наукой, и текущими заботами менеджера.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.