Мотивация представляет собой систему мотивов различных видов деятельности. Мотивы – это осознаваемые или неосознаваемые переживания, которые обусловлены потребностями и побуждают к деятельности, направленной на их удовлетворение. В свою очередь, потребности представляют собой состояния зависимости от условий, необходимых для существования и развития индивида и личности. Существует большое количество классификаций человеческих потребностей. Ряд потребностей характеризует особенности человека как биологического существа. К ним относятся потребности в тепле, в кислороде, в воде, в пище, в выделении, сексуальные потребности, потребности в заботе о потомстве, в сенсорных впечатлениях, в двигательной активности, в безопасности. Другие потребности характеризует специфику личности человека. Это коммуникативные и познавательные потребности, потребности в любви, власти и самоутверждении, потребности в реализации творческих возможностей, в достижении успеха, нравственные и эстетические потребности.
Адекватной мерой интенсивности потребностей является частота актуализации этих потребностей в различных ситуациях. Человек может характеризоваться высокой силой какой-либо потребности вообще, но в конкретной ситуации она может не проявляться. И наоборот, слабо развитая потребность может обостриться в какой-то конкретной ситуации. При этом, чем в более широком классе ситуаций возникает данная потребность, тем с большей вероятностью она характеризует устойчивую черту личности человека.
Мотивы личности представляют собой функцию двух переменных. С одной стороны, они обусловлены устойчивыми особенностями личности, связанными с потребностями, с другой – они зависят от содержания ситуаций, в которых проявляются эти потребности. Поэтому в процессе психосемантической диагностики мотивации важно различать базовые и актуальные потребности.
В качестве базовых потребностей мы будем рассматривать устойчивые потребности, которые являются существенной характеристикой человека, определяются его личностью и слабо зависят от внешних обстоятельств, в которых человек может находиться. Базовые потребности определяют содержание интересов и увлечений человека, его стремления и общую направленность личности, то, что является наиболее важным в жизни человека. Отсутствие базовых потребностей может указывать на утрату интересов, безразличие и подавленное состояние человека. Удовлетворение базовых потребностей является условием эмоционального благополучия человека. Их неудовлетворение в настоящем и отсутствие ожиданий на удовлетворение их хотя бы в будущем может приводить к состоянию повышенной эмоциональной напряженности, беспокойству, нестабильному поведению и стремлению компенсировать их.
Актуальными потребностями мы будем считать ситуационно обусловленные потребности, которые возникли под влиянием внешних обстоятельств. Актуальные потребности являются менее стабильными, чем базовые, и могут дополнять их. При неудовлетворенных базовых потребностях актуальные потребности являются формой их компенсации. Актуальные потребности определяют, чем озабочен человек в данный момент, что он вынужден делать.
Любая деятельность человека характеризуется наличием нескольких побуждающих мотивов, обусловленных соответствующими потребностями и организованных в определенную иерархическую структуру. Например, направленность на учебную или профессиональную деятельность может быть вызвана самыми разными потребностями: познавательными, социальными, утилитарными. Базовые потребности могут быть наиболее сильными и значимыми мотивами различных видов деятельности. Актуальные потребности могут быть вторыми по силе и степени значимости мотивами деятельности после базовых. Потребности, не являющиеся базовыми или актуальными, наименее значимы и мотивируют к деятельности в гораздо меньшей степени.
Соотношение между мотивами меняется при переходе от одного вида деятельности к другому, поэтому при изучении мотивации человека необходимо учитывать не столько каждый мотив сам по себе, сколько место данного мотива среди других. В свою очередь, каждая потребность может побуждать к различным видам деятельности, которые могут быть направлены на ее удовлетворение. Кроме того, необходимо учитывать, что мотивы не только предшествуют деятельности, но могут развиваться и изменяться в ходе ее освоения и реализации.
Мотивационная сфера личности охватывает феномены потребностей, побуждений, склонностей, интересов, ценностей, установок, позиций. Она тесно связана с системой отношений человека к различным аспектам действительности: к другим людям, к самому себе, к своей деятельности и так далее. В структуре отношений одними из наиболее значимых являются отношение к своему будущему, к себе и к различным видам деятельности. Отношение к будущему характеризуется ожиданиями, надеждами, намерениями, планами, представлениями человека о том, что с ним может произойти, что он будет делать. Отношение к себе определяет, кем человек себя считает, с кем себя идентифицирует, к какой категории людей себя относит, на кого хочет быть похож, в какой мере удовлетворен собой. Отношение к различным видам деятельности характеризует наличие, силу и содержание побуждений к соответствующим видам деятельности и содержание возникающих в связи с ними переживаний.
Основанием для интерпретации результатов методики цветовых метафор является следующее положение. Если понятия обозначены одним цветом (попадают в одну группу), то это не случайно. Например, если человек поместил в одну группу понятия «интересное занятие» и «моя работа», то это значит, что он относится к своей работе с интересом. Если он объединяет понятия «каким я хочу быть» и «мой отец», то он, вероятно, хочет быть похож на своего отца. Если человек обозначает одним цветом понятия «мой начальник» и «угроза», то он боится своего начальника. Если в одной группе оказываются понятия «мое будущее», «мое увлечение», «достижение успеха», «творчество», «радость», то в сознании человека его собственное будущее ассоциируется именно с этими понятиями, его представления о будущем оптимистичны.
В процессе интерпретации сначала анализируются понятия, обозначенные самыми приятными цветами. Потом анализируются те группы, в которые попадают понятия «мое увлечение» и «интересное занятие». Затем те, которые связаны с понятием «мое настоящее», «мое будущее» и «мое прошлое». Далее выясняется, с какими понятиями ассоциируются понятия «какой я есть на самом деле» и «каким я хочу быть». После этого определяется, какие понятия обозначаются самыми неприятными цветами. Какие понятия связаны с отрицательными переживаниями или событиями: «неудачей», «угрозой», «раздражением», «печалью», «неприятностями» и т. п. Наконец, можно выявить отношение клиента к конкретным занятиям, людям или другим жизненным обстоятельствам: к работе, учебе, детям, друзьям, начальству и т. д.
Клиенту сообщается, что анализ результатов основывается на двух принципах.
Во-первых, понятия, обозначенные самым привлекательным цветом, характеризуются наиболее позитивным к ним отношением. Это – то, что клиенту больше всего нравится. И наоборот, понятия, обозначенные самым неприятным цветом, характеризуются наиболее негативным отношением. Это то, чего клиент избегает.
Во-вторых, несколько слов, обозначенных одним и тем же цветом, характеризуются сходством эмоционального отношения к ним, в них есть что-то для клиента общее, между ними в его сознании есть связь, ассоциация.
Анализируя, какие понятия попадают в одну группу, то есть обозначены одним и тем же цветом, мы можем узнать, с какими потребностями связан интересующий нас вид деятельности, или какими эмоциональными переживаниями сопровождаются различные занятия, люди и события.
Таблица 15. Содержание показателей методики цветовых метафор
Показатели
Характеристика
Способ определения
1. Состав базовых потребностей
· Базовые потребности определяют содержание стремлений, увлечений и интересов.
· Базовые потребности обусловлены довольно устойчивыми характеристиками личности.
· Изменение базовых потребностей происходит относительно редко и у большинства людей сопровождается личностными кризисами.
· Удовлетворение базовых потребностей является необходимым условием эмоционального благополучия и счастья человека.
· Отсутствие базовых потребностей может свидетельствовать об утрате интересов, безразличии и депрессии и указывать на необходимость психологической или медицинской помощи.
На базовые потребности указывают понятия, которых либо обозначены самым привлекательным цветом, либо оцениваются теми же цветами, что и «Мое увлечение» и «Интересное занятие». То есть, все, что обозначено самым приятным цветом, нравится клиенту, а все, что связано с интересным занятием и увлечением, воспринимается им как интересное и увлекательное.
Таким образом, понятия, характеризующие базовые потребности, могут располагаться в одной группе, если «Интересное занятие» и «Мое увлечение» обозначены самым приятным цветом. Кроме того, базовые потребности могут быть локализованы в двух или трех группах, если «Мое увлечение» и «Интересное занятие» обозначены не самым приятным цветом, или обозначающий их цвет не является одинаковым. При этом мы будем считать базовыми даже те потребности, которые обозначены далеко не самыми привлекательными цветами, если только они связаны с интересами и увлечениями.
В том случае, когда самым привлекательным цветом почти ничего не обозначено, а с интересным занятием и увлечением мало что связано, можно предположить, что клиенту в жизни мало что нравится, а его интересы и увлечения в значительной мере ограничены.
2. Степень удовлетворения базовых потребностей
· Определяет состояние эмоционального благополучия или фрустрации в настоящее время, в ожидаемом будущем или во вспоминаемом прошлом.
· Обусловлена внешними обстоятельствами, внутренним состоянием, способностями или другими ресурсами клиента по решению своих проблем.
· Может указывать на желательность и целесообразное направление психологической помощи.
Эмоциональная удовлетворенность в настоящее время, в будущем или в прошлом выявляется на основании того, обозначены ли понятия «Мое настоящее», «Мое будущее» или «Мое прошлое» самым приятным цветом, и связаны ли они с понятиями «Мое увлечение» или «Интересное занятие». Если базовые потребности обозначены тем же цветом, что и понятие «Мое настоящее», то можно считать, что человек может в достаточной мере удовлетворить их в настоящий момент. Если базовые потребности связаны с понятием «Мое будущее», то человек рассчитывает на их будущее удовлетворение. Связь базовых потребностей с понятием «Мое прошлое» может указывать на то, что они удовлетворялись ранее.
Итак, связь базовых потребностей с настоящим свидетельствует о достаточном эмоциональном благополучии и возможности их удовлетворения уже в данный момент. Люди, воспринимающие настоящее как нравящееся, интересное или увлекательное, относительно редко нуждаются в психологической помощи, а если обращаются к психологу, то, главным образом за информацией, конкретными советами или рекомендациями, не связанными с личными проблемами.
Локализация базовых потребностей в будущем говорит о том, что человек живет надеждами и планами на удовлетворение базовых потребностей в дальнейшей жизни. При этом в процессе психокоррекции целесообразно использовать фантазию клиента и формирование образа позитивного будущего.
Локализация базовых потребностей в прошлом говорит о том, что человек живет воспоминаниями о счастливом прошлом. Это может указывать на целесообразность использования в процессе психокоррекции техники извлечения клиентом ресурсов из прошлого опыта.
Наконец, отсутствие связи базовых потребностей с настоящим, будущим и прошлым позволяет сделать предположение о максимальной степени их фрустрации. В этом случае ни настоящее, ни будущее, ни прошлое не воспринимаются клиентом как нравящееся, интересное или увлекательное. При этом наиболее целесообразной формой психологической помощи может быть тренинг формирования поведенческих навыков целеполагания, ассертивности, принятия решений, саморегуляции, общения и т.п.
3. Состав актуальных потребностей
· Актуальные потребности характеризуют, что человек вынужден делать под влиянием настоящей ситуации, независимо от того, нравится ему это, или нет.
· Актуальные потребности обусловлены, преимущественно, внешними обстоятельствами.
· Актуальные потребности имеют временный характер и легко могут меняться при изменении ситуации.
На актуальные потребности указывают понятия, обозначенные тем же цветом, что и понятие «Мое настоящее». При возможности удовлетворения базовых потребностей в настоящее время актуальные потребности методикой цветовых метафор не выявляются. В этом случае можно говорить о том, что актуальные потребности совпадают с базовыми, иными словами, в данный момент человек делает то, что ему нравится. При неудовлетворенности базовых потребностей в настоящее время актуальные потребности являются их компенсацией, замещением.
4. Отношение к настоящему, будущему и прошлому
· Представления о настоящем и отношения к нему определяют то, чем человек озабочен в настоящее время, на чем он сосредоточен, о чем он больше всего думает в данный момент.
· Представления о будущем и отношения к нему связаны с ожиданиями, надеждами, намерениями и планами человека.
· Представления о прошлом и отношения к нему связаны с воспоминаниями человека.
О содержании отношений к настоящему, будущему и прошлому свидетельствуют понятия, обозначенные тем же цветом, что и понятия «Мое настоящее», «Мое будущее» и «Мое прошлое». Анализ отношений основан на том, с какими эмоциональными переживаниями, занятиями, людьми и событиями ассоциируются представления о различных этапах жизненного пути человека.
Кроме того, для анализа имеет значение также тот факт, одинаковыми или разными цветами клиент обозначает понятия «Мое прошлое», «Мое настоящее» и «Мое будущее».
В том случае, если прошлое, настоящее и будущее обозначены различными цветами, можно сделать вывод о различном отношении клиента к ним. Следовательно, ранее в жизни клиента происходили существенные перемены, личностные кризисы, сопровождавшиеся сменой жизненных ценностей и образа жизни. При этом клиент ожидает, что и в будущем в его жизни произойдут значительные перемены.
В случае, когда прошлое и настоящее обозначены одним цветом, а будущее – другим, можно предположить, что в настоящее время клиент живет так же, как и раньше, но ожидает перемен в будущем. Напротив, когда прошлое обозначено одним цветом, а настоящее и будущее – другим, можно сделать вывод о том, что в жизни клиента происходили перемены, которых больше не ожидается.
Наиболее нетривиальным в психологическом отношении является случай, когда прошлое и будущее обозначены одним цветом, а настоящее – другим цветом. При этом если прошлое и будущее связаны с позитивными эмоциональными переживаниями, можно предположить, что в прошлом человек был доволен, мог успешно достигать свои цели, был способен решать свои проблемы. В настоящее время ресурсы клиента оказались утраченными, но он очень хочет в будущем вернуться в свое прошлое, повторить свой успех. Такие результаты часто бывают при потере работы, семьи, близких людей, здоровья. В том же случае, когда прошлое и будущее, напротив, ассоциируются с негативными эмоциональными переживаниями, есть вероятность, что прошлое было кошмарным, и человек боится, что в будущем этот кошмар повторится. Например, такие результаты случаются у людей, освободившихся из мест лишения свободы, участников военных действий, жертв террористических актов, катастроф.
Наконец, обозначение прошлого, настоящего и будущего одним и тем же цветом свидетельствует о том, что клиент одинаково относится к различным этапам своей жизни. С одной стороны, это может быть в том случае, когда человек с самого начала характеризовался везением в жизни, родился в хорошей семье, получил хорошее образование, нашел хорошую работу, приобрел хороших друзей и ему ничего в жизни не нужно менять. Другим вариантом объяснения подобного факта может быть то, что клиент характеризуется недостаточной зрелостью личности и низкой ответственностью, в своей жизни «плывет по течению», не принимал и не принимает никаких решений и ничего менять не собирается.
5. Отношение к себе и другим людям
· Представление о себе и отношение к себе определяет удовлетворенность клиента своей собственной личностью, уверенность в себе, самоуважение и другие чувства, связанные с личностью клиента
· Представления клиента о других людях и отношение к ним определяют, какие чувства клиент испытывает в связи с различными людьми, насколько он им верит, любит их, боится, считает друзьями, конкурентами и т.д.
· Идентификация клиента с другими людьми определяет, на кого он считает себя похожим
Расстояние между понятиями «Какой (какая) я на самом деле» и «Каким (какой) я хочу быть», характеризующими реальное и идеальное «я», характеризует уровень самооценки. В частности, идентичность этих понятий, то есть обозначение их одинаковым цветом, свидетельствует о максимально высокой самооценке, полной удовлетворенности собой и об отсутствии потребности в дальнейшем личностном росте и самосовершенствовании. В том случае, если идеальное «я» оценивается несколько более привлекательным (на одну или две позиции) цветом, чем реальное «я», можно говорить об умеренной удовлетворенности своей личностью, стремлении к самосовершенствованию без болезненных переживаний по поводу своих недостатков. Еще большее расстояние между данными понятиями, когда идеальное «я» находится левее реального «я» на три позиции и более, может указывать на значительную неудовлетворенность и наличие связанных с этим болезненных переживаний, что может приводить к невротическим расстройствам. Наконец, большая привлекательность реального «я» по сравнению с идеальным «я» часто сопровождает процесс изменений отношения к себе в данный момент времени и носит, как правило, временный характер.
Обозначение понятий «Какой я на самом деле», «Моя мать», «Мой отец», «Мой супруг», «Мой ребенок», «Мой друг», «Мой начальник» и т п. такими же цветами, как понятия «Радость», «Любовь», «Интересное занятие», «Мое увлечение» или, напротив, такими же цветами, как «Печаль», «Неприятности», «Раздражение», «Конкуренция» и т.п. свидетельствует, соответственно, о позитивном или негативном отношении к себе и данным людям.
Обозначение понятия «Какой я на самом деле» таким же цветом, как и понятия, соответствующие каким-либо другим конкретным людям, указывает на сходство эмоционального отношения к себе и этим людям, идентификацию с ними, говорит о том, на кого клиент считает себя похожим, кем он себя считает, к какой общности людей он принадлежит.
Наконец, обозначение идеального «я» таким же цветом, что и определенных других людей, указывает на стремление клиента походить на них, подражать им, брать с них пример.
6. Отношение к различным видам деятельности
Отношение к деятельности характеризуется мотивами этой деятельности, потребностями, которые к этой деятельности побуждают, позитивными или негативными эмоциональными переживаниями, связанными с этим видом деятельности.
Обозначение таких понятий как «Моя работа», «Моя учеба», «Занятия бизнесом», «Отдых», «Домашнее хозяйство» и других видов деятельности такими же цветами, как понятия «Интересное занятие» или «Мое увлечение», свидетельствует о том, что данные виды деятельности побуждаются наиболее устойчивыми базовыми потребностями, воспринимаются как увлечение. В частности, людей, идентифицирующих свою работу и увлечение, одинаково относящихся к ним, называют трудоголиками, они увлечены своей работой.
Если деятельность не связана с интересами и увлечением, а обозначена таким же цветом, что понятие «Мое настоящее», то такая деятельность побуждается менее стабильными актуальными потребностями. В частности, связь представления о работе с настоящим свидетельствует о том, что клиент в настоящее время вынужден работать под влиянием обстоятельств, ради удовлетворения потребностей, не связанных с его интересами.
Если деятельность связана с потребностями, не являющимися базовыми или актуальными, то ее мотивация является достаточно слабой. Например, отсутствие связи между понятиями «Моя работа», с одной стороны, и «Мое увлечение», «Интересное занятие» или «Мое настоящее», с другой стороны, свидетельствует о том, что клиент не заинтересован в работе и не слишком озабочен ею.
Наконец, связь деятельности с негативными эмоциональными переживаниями указывает на ее избегание.
7. Источники стресса
· Характеризуют, какие занятия, люди или события вызывают негативные переживания и страдания.
· Побуждают к деятельности, направленной на их избегание.
· Как правило, осознаются клиентом.
Понятия, обозначенные самым неприятным цветом, а также понятия, обозначенные теми же цветами, что и «Печаль», «Страх», «Угроза», «Раздражение», «Неприятности» и т.п.
8. Вытесненные представления и переживания
· Являются формой психологической защиты.
· Характеризуют то, что человек старается не замечать, на что не обращает внимания, о чем стремится забыть, что игнорирует, вытесняет из сознания
· Обусловлены крайней значимостью представлений, которая может приводить к болезненным переживаниям.
· Могут быть связаны с эмоциональными травмами, запретами, нереализованными фантазиями, внутренними конфликтами и т.п.
· Могут вызывать затруднение в признании значимости соответствующего представления или переживания.
О содержании вытесненных комплексов свидетельствуют изолированные, одиночные, ни с чем не связанные понятия, то есть понятия, обозначенные каким-либо цветом, которым больше не обозначено ни одно другое понятие из списка. Например, если изолированным является понятие «Отдых», клиент старается не думать об отдыхе, забыть про него, игнорировать отдых в своей жизни, что может привести к перегрузкам, переутомлению и внезапным срывам работоспособности. Если изолированным является понятие «Угроза» или «Страх», клиент не обращает внимания на угрожающие ситуации, ведет себя как бесстрашный человек, часто рискует, что может привести к реальной опасности. Если изолированным является понятие «Деньги» или «Богатство», клиент старается не обращать внимание на материальную составляющую своей жизни, игнорирует роль материального вознаграждения, упускает материальную выгоду, то есть никогда не будет богатым и обеспеченным человеком. Иногда вытесняются такие понятия, как «Секс», «Мужчины», «Здоровье», «Болезнь», «Моя работа», «Мой начальник», «Мое будущее», «Мое настоящее», «Мое прошлое». Вытеснение понятий «Мое увлечение», «Интересное занятие» и «Радость» может говорить об их утрате и состоянии депрессии. Наличие 3 и более изолированных понятий может свидетельствовать о нарушении психологической адаптации.
Методика цветовых метафор может включать и другие диагностические категории и показатели, в зависимости от конкретных задач исследования.