Известковые растворы с гидравлической добавкой в виде молотого кирпича («цемянки») использовались при строительстве в Киевской Руси (Киев, Новгород, Суздаль и др.).
Англия, одна из могущественных морских держав, не имела своих гидравлических добавок. Джон Смит, исследуя известь из различных известняковых пород, пришел к выводу, что изделия на ее основе водостойки. В дальнейшем Джеймсом Паркером был получен патент на романцемент-продукт обжига глинистых мергелей. Название было выбрано из рекламных сообра-жений, желая подчеркнуть, что новое вяжущее по водостойкости не уступает римским извесково-пуццолановым смесям.
Восстановление Москвы после войны 1812 г. связано с цементом, который Егор Челиев научился получать из смеси извести и глины при температуре 1100-1200 °С.
Возникновение технологий строительных материалов на основе силикатов связано, наряду с вяжущими, в значительной степени и с керамикой.
Дошедшие до нас доисторические находки позволяют отнести начало керамики за 15000 лет до нашей эры. Это подтверждают, например, результаты определения количества слоев над найденными в русле Нила керамическими изделиями.
Наблюдения, что след ноги отпечатывается в речном иле и сохраняет свою форму, что влажная жирная земля пристает к разным предметам и т. п., издавна привлекали человека к непосредственной оценке свойств глиняного грунта. Человек ледникового периода эпохи палеолита и неолита уже изготовлял ручным способом земляную посуду. Об этом свидетельствуют находки в Германии, Англии и Бельгии. В Америке были открыты керамические изделия доисторического периода. Это свидетельствует об одинаковом развитии доисторического человека Америки по сравнению с Европой, Азией и Африкой.
Греки и римляне переняли искусство гончарного производства из Ассирии, Вавилона, Ирака (Персии) и Египта. Египтяне были знакомы с обжигом и цветной глазурью. Мозаичный кирпич ассирийских храмов свидетельствует о богатстве красочных украшений у ассирийцев. С другой стороны, сохранившиеся от древних времен остатки стен говорят о том, что в те эпохи употреблялись просто высушенные на солнце кирпичи, связанные рубленой соломой, пропитанной древесным воском или битумом. Египетские гробницы (пирамиды и гробницы фараонов) также свидетельствуют о том, что в технике производства гончарных изделий не использовалось машинное производство. Гомогенизация глиняной массы производилась утаптыванием ногами. Пустотелые сосуды формовались на гончарном круге, а кирпичные - в коробчатых формах.
По примеру египтян, ассирийцев и вавилонян гончарное производство было чрезвычайно популярно у греков, причем такие художники как Фидий, Поликлет, Мирон и др. не гнушались давать гончарные эскизы для ваз. В древнем Риме во время Октавиана-Августа глиняные сосуды ценились так дорого, что некоторые особо ценные экземпляры продавались на вес золота. Римские легионеры всегда имели при себе своих кирпичников и гончаров. Повсюду, где основывались военные поселения, развивалось искусство гончарного производства.
Независимо от римлян, этрусские племена в Нижней Италии довели гончарное производство, в особенности изготовление глазури, до высокой сте-
пени совершенства. У галлов и германцев можно найти своеобразные экземпляры изделий в виде урн для съестных припасов или ваз с драгоценностями, оставленные в могилах умерших героев, которые безусловно не римского происхождения.
Великое переселение народов разрушило, наряду с прочей культурой, и искусство гончарного производства. Потребовалось много времени, прежде чем оно смогло снова возродиться в Европе. Забытое искусство воскресает впервые в Испании, двигаясь с востока через Север Африки, и расцветает в областях, оккупированных маврами.
Искусство испанских мавров долго не проникало за пределы подвластных мавританскому оружию областей. Прошло несколько столетий, прежде чем остальная Европа познакомилась с успехами керамики мавров. Итальянцы первыми ознакомились с техникой эмалевого искусства, перенесенного маврами с оружия на глиняные изделия. На острове Майорка впервые появились разукрашенные глазурью кирпичи и другие предметы. Они известны под именем «майолики». В качестве главных представителей майоликового искусства, существовавшего до XVII столетия, известны: флорентинец Лука делла Робиа, применявший примерно с 1438 года оловянную глазурь или поливу (белую по синему фону), затем Джордже Андреоли из Павии, изобретший особо медный рубиново-красный люстр, придавший глазури своеобразный, с металлическим отблеском глянец и, наконец, Джинори из предместий Флоренции, род которого существует поныне и занят производством, начатым его предком.
Керамические изделия, изготовленные в Фаэнцу, известны под именем фаянса. Фаянсовыми принято было считать изделия, являющиеся той же майоликой, но покрытые прозрачной, большей частью цветной глазурью. Большим мастером средневековой керамики во Франции являлся Бернар Па-лисси, изделия которого отличались разнообразными фасонами и прекрасной блестящей глазурью. Производство каменного товара находилось в расцвете начиная с XI века в Германии. «Каменный товар» характеризует плотная спекшаяся масса, которая от удара стали дает искры, и соляная глазурь, получающаяся от разложения поваренной соли, бросаемой в огонь в конце обжига. Производство каменного товара, покрытого соляной глазурью, известно с XI века. В XII столетии оно развивалось вдоль течения Рейна. Рейнский каменный товар ввозился во Францию, Голландию и Англию.
В Голландии с древних времен изготавливались прекрасные глиняные изделия, которые впоследствии вывозились в Англию. Керамические изделия Дельфта в отношении формы и декорирования являются подражанием азиатскому фарфору. В Англии керамическое производство появилось в относительно позднее время. Только немногие старинные изделия английского происхождения указывают на их производство в средние века. Англия покрывала свою потребность импортом. Гончарные изделия, хотя и изготавливались для
употребления, были грубой выделки и малой прочности. В конце XV века пили в Англии из кожаных кубков. Поэтому французы этого времени говорили об англичанах, что те пьют их своих сапог. В 1570 году Андриес и Янсон из Антвертена основали в Лэмбесе гончарную фабрику. Впоследствии в Лэм-бес эмигрировали братья Элерс, которые и стали основателями британской керамической промышленности. Большим мастером этого производства, поднявшим его до мировой известности, был Джозиа Веджвуд, родившийся в 1730 году. Он с помощью различных металлургических окислов добивался подражания агату, яшме и другим цветным камням. С 1759 года Веджвуд изготовляет белый фаянс, Ричард Чефферс с 1752 года - костяной фарфор, а Штадлер и Грин примерно в то же время применяют искусство печатания на фаянсе.
Новый подъем керамического производства в Европе начинается с момента изготовления Иоганом Фридрихом Бетгером в 1709 году фарфора, известного китайцам еще за 600 лет до нашей эры. С 1710 года открывается первая фарфоровая фабрика. Белый фарфор быстро вытеснил налаженное с 1706 года в Дрездене производство красного каменного товара. Независимо от работ Бетгера опыты проводились Реомюром и Мореном во Франции. Результатом их явилось открытие так называемого мягкого фриттового французского фарфора, напоминающего молочное стекло. Порошкообразно растолченное молочное стекло смешивалось с глинистым мергелем. К этой смеси для большей пластичности добавлялся клей. Красивое молочно-белое стекло вследствие своей ломкости шло лишь на изготовление предметов роскоши. Изготовление настоящего фарфора во Франции развертывается с 1774 года после открытия каолина.
С открытием твердого фарфора дальнейшее развитие производства керамических изделий не прекратилось. Появились новые виды «мягкого» фарфора, названного в честь Зегера «зегеровским фарфором». Потребность в аппаратах и приборах для химической промышленности, в изоляторах высокого напряжения для промышленности привели к составлению новых керамических масс. Новейшие разработки художественного порядка состояли в изобретении красок, способных выдержать большой «огонь» при обжиге, и цветных глазурей. Благодаря улучшению масс каменного товара, разработке цветных глазурей, в том числе полученных Зегером бессвинцовых глазурей для фаянса, производство керамических изделий значительно усовершенствовалось.
В XIX веке началось широкое применение каменного товара в химической промышленности. В Англии были впервые изготовлены кислотоупорные изделия для химической промышленности (краны, цистерны, змеевики и прочее). В Германии в 1836 году был построен первый завод кислотоупорной керамики, разросшийся в крупнейший комбинат в Шарлоттенбурге.
Историческое развитие производства огнеупорных изделий шло в тесной связи с развитием потребляющих их отраслей промышленности: металлургической, стекольной, цементной, энергетической. Родиной огнеупорной про-
мышленности является Англия, где в 1822 году впервые был изготовлен динас. Возникновение огнеупорной промышленности в Америке относится к 40-м годам и в Германии к 50-м годам XIX века. С 1880 года стал применяться в качестве огнеупорного материала - магнезит, а с конца XIX века, благодаря мощному развитию металлургии, стали использоваться новые виды высокоогнеупорных естественных материалов: корунд, циркон, андалузит, кианит, хромит, карборунд.
В конце XIX века, в связи с ростом промышленности и научных исследований, керамическая промышленность приобрела ведущее значение в США.
Производство керамических изделий в России относится к очень давним временам. Найденные при археологических раскопках образцы расписной посуды, ваз и прочего указывают на их большую древность и высокую технику производства. Лепные украшения древних русских соборов (Владимирский, Новгородский и др.) могут служить образцами древнерусского гончарного производства. В Средней Азии, на берегу Черного моря, в Киевской Руси для строительства укреплений и храмов в конце X века начали изготавливать кирпич. В Древней Руси в качестве облицовочного материала с X века начали применять глазурованные расписные изразцы для облицовки наружных стен и полов. Изразцы с национальным орнаментом были широко распространены для украшения дворцов в Средней Азии (Коканде, Самарканде и т. д.). Керамические трубы с пористым черепком без глазурного покрытия начали применяться для подачи воды на территории Руси с VI - VII веков нашей эры. Постройка первого фарфорового завода около Санкт-Петербурга относится к 1744 году. В Московской губернии в 1756 году Гарднером был открыт второй фарфоровый завод. Фаянсовый завод появился в 1798 году в Межигорье (под Киевом). В дальнейшем фарфорово-фаянсовая промышленность непрерывно развивалась. В области художественного фарфора продукция России получила мировую известность. Посудо-гончарное производство получило особое развитие в районе Гжели. Первым заводом каменного товара, возникшим в конце XIX века, был завод Вахтера в Борови-чах. В 1880 году в Боровичах построен первый завод огнеупорных изделий.
Промышленное машинное производство керамических изделий получило широкое развитие в XIX - XX веках. Были созданы машины для обработки массы, прессы пластического формования и полусухого прессования, сушилки и печи периодического и непрерывного действия. Интенсивное развитие производства изделий строительной керамики начинается в 60-е годы XX века. В этот период восстанавливаются старые и строятся новые заводы, устанавливаются туннельные печи и другие агрегаты и машины непрерывного действия.