Среднее значение размера покупки – 3,362 млн. руб.
Дисперсия среднего размера покупки рассчитывалась по формуле:
млн. руб., (9)
где: - средний размер покупки; хi - размер покупки i-го покупателя; n - число опрошенных покупателей.
Принимая во внимание, что потенциальными потребителями фирмы “Евростиль” являются взрослые (старше 16 лет[5]) жители областного центра – города Нижнего Новгорода, а их численность по данным Нижегородского Областного комитета государственной статистики в 1996 году составила 1040030 человек, мы приняли эту цифру за объем генеральной совокупности. Предельная (заданная) ошибка выборки имеет значение 0,336 млн. руб. (10% от 3,362 млн. руб.). Отсюда численность выборки (n), рассчитанная по формуле (8), составила в конкретных цифрах:
На первый взгляд, объем выборки может показаться не очень большим. Однако это явилось неизбежным следствием достаточно высокого уровня однородности экспериментальной совокупности в пилотаже. Кроме того, многолетний опыт социологов-практиков свидетельствует, что выборка численностью 200 человек в принципе достаточна – в особенности для разведывательных (пилотажных) опросов. Она гарантирует достаточно достоверные предварительные результаты исследования. Была использована следующая система оценки надежности результатов: повышенная надежность допускает ошибку выборки до 3%, обыкновенная — до 3-10%, приближенная — от 10 до 20%, ориентировочная — от 20 до 40%[6]. Таким образом, можно считать, что данное исследование имеет приближенную надежность, что вполне допустимо в пробных исследованиях, целью которых является проверка конкретных методов и процедур.
Разрабатывая анкету, исследователи исходили из целей и рабочей гипотезы исследования, а также из общих принципов построения социологических вопросников и правил постановки вопросов (см. выше главу 1). Анкета содержала только закрытые вопросы, которые позволяют однозначно интерпретировать ответы и использовать компьютерную программу для их обработки (см. приложение 6).