Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Причины и профилактика ЧС



В РФ действует много крупных производств, потенциально опасных для населения и окружающей среды, а уровень технологий, контроля и дисциплины на них в результате стремительного падения производства снизился до критической черты. Экономический кризис только усугубил ситуацию, а к проблеме безопасности присоединились экологические.

Анализ чрезвычайных ситуаций, имевших место в России за последние годы, позволил выделить причины аварийности и травматизма:

Ø человеческий фактор – 50,1%;

Ø оборудование, техника – 18,1%;

Ø технология выполнения работ – 7,8%;

Ø условия внешней среды – 16,6%;

Ø прочие факторы – 7,4%.

В табл. 4 показано распределение факторов аварийности и травматизма.

Как видно из данных табл. 4, в настоящее время заметно возрос удельный вес аварий, происходящих из-за неправильных действий обслуживающего технического персонала (более 50%). Часто это связано с недостаточностью профессионализма, а также неумением принимать оптимальные решения в сложной критической обстановке в условиях дефицита времени.

Таблица 4

Распределение факторов аварийности и травматизма в Российской Федерации.

Факторы   Доля, %  
Человеческий фактор для работающих (всего):   50,1  
слабые навыки действия в сложной ситуации   12,7  
неумение оценивать информацию о состоянии процесса   12,3  
слабое знание сущности происходящего процесса   7,3  
отсутствие самообладания в условиях стресса   5,6  
технологическая недисциплинированность   8,0  
прочие факторы работающих   4,2  
Оборудование, техника (всего):   18,1
неучет особенностей работоспособности человека   1,5  
высокая энергоемкость   0,7  
опасные отказы   8,0  
низкое качество конструкции рабочих мест   6,0  
прочие факторы   1,9  
Технология выполнения работ (всего):   7,8  
неудобство подготовки и выполнения работ   2,0  
неудобство ремонта и технологического обслуживания   3,8  
сложность алгоритма деятельности человека   1,2  
необходимость нахождения в опасной зоне   0,8  
Условия внешней среды (всего):   16,6  
дискомфорт   2,8  
низкое качество информационных моделей о внешней среде   4,8  
опасные природные воздействия на систему   9,0  
Прочие факторы   7,4  

Аварии и катастрофы в РФ нередко являются следствием ведомственно-технократической стратегии, приводящей к сооружению объектов с заведомо отсталой технологией, и экономии средств на обеспечение необходимой безопасности. Довольно часто такая стратегия предопределяет строительство предприятий в местах, уязвимых в социально - экономическом отношении (например, близость населенных пунктов, особая хрупкость экосистем).

В итоге РФ ежегодно тратит на ликвидацию последствий различного рода ЧС 1-2% валового продукта. В будущем эта доля, может вырасти до 4 - 5%, что превысит статьи расходов, как здравоохранение и охрана окружающей среды вместе взятые.

Очевидно, что решить эти проблемы помогут знания в области безопасности жизнедеятельности и поведения в чрезвычайных ситуациях, которые должны:

Ø повысить подготовку всего населения России;

Ø обеспечить учет всех видов ЧС и их последствий;

Ø дать полное представление населению о способах защиты от опасностей;

Ø обеспечить режимы личной и коллективной безопасности в обычных условиях и условиях ЧС.

Понятие риска

Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого риска, суть которой - в стремлении к такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени.

Следует заметить, что восприятие риска иопасностей общественностью субъективно.

Например, ежедневно в стране погибает на производстве 40–50 человек, a в целом по стране – более 1000 человек. Но эти сведения менее впечатляют, чем гибель 5-10 человек в одной аварии или каком-либо конфликте. Это необходимо иметь в виду при рассмотрении проблемы приемлемого риска.

Приемлемый риск включает технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.

Различают индивидуальный и социальный риск.Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума. Социальный или групповой риск - это риск для группы людей. Социальный риск может быть определен как зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей. Величину риска (R) можно рассчитать по формуле

где п – число несчастных случаев;

N – общее количество людей.

В табл. 5. приведены данные, характеризующие вероятность фатального исхода от различных чрезвычайных ситуаций.

Существует четыре методических подхода к определению риска.

1. Инженерный, опирающийся на статистику, расчет частот, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасности.

2. Модельный основан на построении моделей воздействия вредных факторов на отдельного человека, социальные, профессиональные группы и т. п.

3. Экспертный, при котором вероятность событий определяется на основе опроса опытных специалистов, т. е. экспертов.

4. Социологический, основан на опросе населения.

Перечисленные методы отражают разные аспекты риска. Поэтому применять их необходимо в комплексе.

Таблица 5




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.