Функционирование в сети связано для актора с определенными видами затрат, которые обусловлены поиском новых партнеров и созданием дополнительных связей, поддержанием существующих связей, их мониторингом, участием в коллективных санкциях, финансированием клубных благ.
Поиск новых партнеров и создание дополнительных связей. Даже когда сеть отношений уже налажена, акторы продолжают искать партнеров, так как постоянно меняются и внешние условия (например, появляются новые перспективные акторы), и внутренние (например, учащаются случаи недобросовестного поведения партнеров по сети).
Поддержание существующих связей. Актор должен постоянно демонстрировать объектам связи актуальность для него этих связей, что делается по-разному. Так, для коммерческих отношений «производители — потребители» это могут быть скидки, льготные условия, подарки постоянным покупателям, бесплатные каталоги новых поступлений и пр.
Для деловых партнеров крайне значима демонстрация важности связей между ними. При этом используются разные символические механизмы скажем, поздравления с днем рождения, рассылка подарков на праздники. У подарков этих, по большей части, есть выходная стоимость, но входной ценности нет. Однако все это — устойчивые ритуалы. В инвестиционных банках, например, есть специальные сотрудники, в чьи обязанности входит поддержание связей. Банки считают такую деятельность очень нужной и тратят на нее несколько процентов от оборота.
Мониторинг существующих связей. Постоянный мониторинг поведения акторов преследует две цели — информационную (позволяет собрать информацию о характеристиках и поведении акторов) и мотивационную (создает у партнеров стимулы к добросовестному поведению).
Участие в коллективных санкциях против нарушителей. Наказание тех акторов, кто ведет себя недобросовестно по отношению к партнерам, обычно принимает форму полного или частичного коллективного бойкота. Для акторов участие в нем сопряжено с потерями: даже если по отношению к ним лично нарушитель всегда вел себя добросовестно, они вынуждены прекращать с ним деловые отношения.
Финансирование клубных благ. Акторы, входящие в некую сеть (клуб), достаточно часто финансируют создание так называемых клубных сетевых благ. Данные блага по своей природе похожи на блага общественные — ими могут пользоваться все члены клуба. Но есть и отличие — в их финансировании все члены клуба, без исключения, обязаны принимать участие, и причем именно в том объеме, который определен общим решением. Однако принимают то или иное решение не все акторы, а лишь наиболее престижные, которым все остальные делегировали это право. И менее престижным остается только подчиниться, даже если они считают такие траты необоснованными, или выйти из сети. Например, если правление кондоминиума решает благоустроить дом и близлежащую территорию и усилить меры безопасности, то этими клубными благами смогут в будущем воспользоваться все члены кондоминиума. Однако сначала каждый из них должен выложить на их создание значительную сумму. Объем затрат определен, и те, для кого они чрезмерны, просто вынуждены кондоминиум покинуть.