Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Для внутреннего употребления и собственного использования 4 страница



Итак: используй все свои возможности, но не старайся выйти за их пределы.

118. И в работе и в любви можно отдаваться, но нельзя принадлежать.

119. Пойми, чего ты хочешь, и ты узнаешь, что ты должен.

120. Если книгу можно читать только один раз, тогда ее и один раз читать не стоит.

121. Если вы будете понимать, что творится в душах преуспевающих людей, вы перестанете им завидовать.

122. Чужие мысли должны лежать в фундаменте твоего здания, а не на его крыше.

123. Будь искренним. И будешь привлекательным.

Афоризм навеян мыслями А. Шопенгауэра, который ука­зывал, что дети, так же как и животные, занимательны, по­тому что искренни. Люди пустые, надевая на себя маску общепринятых стандартов поведения, скрывают даже то немногое хорошее и настоящее, что у них есть. Ношение маски забирает все силы, и то ценное, что у них еще оста­лось, постепенно хиреет или по крайней мере не развива­ется.

Тем, кто заботятся о том, как они выглядят в глазах дру­гих (истерич­ным натурам), рекомендую прочесть следую­щую мысль Шопенгауэра:

«Один занят больше впечатлением, которое он произво­дит на других; другой — больше впечатлением, которое производят на него другие: у первого субъективное настро­ение; у второго — объективное; первый по своему существо­ванию больше — простое представление; второй — больше представляющий».

Итак: будь искренним. И будешь привлекательным.

124. Лучше думать, что случайно обладал потерянным благом, чем закономерно потерял его.

125. Цени то, что у тебя есть, а не то, чего нет.

126. Хочешь поумнеть — похудей.

Полным людям афоризм не понравился. А зря!

Когда человек теряет в весе, то эта потеря идет в основном за счет жировой ткани. Доля мозга в организме становится больше. А ведь у детей доля мозга по сравнению с весом всего тела больше, хотя масса мозга меньше. И хотя мышление у них не развито, глупых поступков они не со­вершают.

Я имею привычку записывать мысли на бумагу, которая находится у меня под рукой, как только они у меня появ­ляются. Так вот, когда я стал переписывать этот афоризм в компьютер, то заметил, что записано у меня: «Хочешь по­худеть — поумней». Мне кажется, что эта мысль еще глуб­же. Многие стараются похудеть, но мало кто старается по­умнеть. Почему-то умом своим большинство людей довольны. Но ведь если бы поумнели, то, я думаю, нашли бы способ похудеть. Кажется, я нашел способ придумыва­ния афоризмов: менять слова местами. Кстати, когда чело­век умнеет, то больше думает творчески, т. е. продуцирует свои мысли, а не произносит чужие. А в такие минуты в кровь выбрасываются эндорфины, которые, как известно, уменьшают аппетит. Кроме того, когда ты поумнел, тебе все стало ясно, ты принимаешь действительность более спо­койно. А известно, что когда на душе тревожно, то аппетит резко возрастает.

Итак: хочешь похудеть — поумней.

127. Хочешь всегда быть модным, стань законодателем моды.

Что такое мода? По большому счету — это подражание другим. Ведь стараясь быть похожим на другого, ты унич­тожаешь себя в худшем случае, корежишь — в лучшем. И зачем тебе равняться на другого — лучше равняйся на са­мого себя! Тогда ты всегда будешь по моде одет, подстри­жен, у тебя будет самая модная мебель и самый модный автомобиль. Если уж людям надо равняться на кого-то, то пусть лучше равняются на тебя. Три дня назад я сменил моду на прическу — подстригся, а неделю назад — моду на обувь — надел другие туфли. Самая лучшая мода, когда ты делаешь, носишь, ешь и т. п. то, что тебе нравится. Не вол­нуйся — один не останешься. Чтобы ты ни делал, чтобы ни носил, чтобы ни ел, кому-то это понравится, а кому-то нет. Так не лучше ли делать то, что нравится тебе. Хотя бы один человек (ты сам) будет доволен. И если мы должны забо­титься о ближнем, то кто к нам ближе всего? Разве не мы сами? Неужели мы не заслужили того, чтобы о нас заботи­лись? И зачем нам затруднять других заботами о себе. Не лучше ли позаботиться о себе самому и разгрузить тем са­мым тех, кого мы любим? Ведь мы хотим, чтобы нас люби­ли самих по себе! Так для чего же мы стараемся предстать перед теми, на чью любовь мы рассчитываем, какими-то другими, а не такими, какие мы есть. Если они полюбят нас не такими, какие мы есть, а такими, какими мы представ­ляемся, то нас ли они полюбили? Ведь обманывая другого, мы в конце концов обманываем самих себя! Кстати, неуже­ли ваши друзья столь беспомощны, что не смогут позабо­титься о себе сами?

Прервите чтение и постарайтесь дать ответы на эти во­просы. Может быть, вам станут понятней причины ваших несчастий? Может быть, это потому, что вы стараетесь сле­довать моде (я имею в виду не только моду на одежду, но и моду на еду, мысли, поступки, лекарства и т. п.) Ведь если не вы законодатель моды, то все это вам подойдет только приблизительно. Ведь вы созданы в одном экземпляре.

Итак: хочешь всегда быть модным, стань законодателем моды.

128. Если ты стал тем, кем хотел стать, то ты счастлив. Если ответ отрицательный, задай себе еще один вопрос: «Что мне для этого следует сделать?» От­вет будет программой действий.

129. Почувствовал себя обиженным — подумай, нет ли в тебе того, в чем тебя обвинили.

130. Писать следует так, чтобы невозможно было законспектировать.

Эта мысль возникла у меня, когда я читал одну из работ Аристотеля о риторике. В ней было около 17 страниц. Работа показалась мне очень интересной. Я решил ее закон­спектировать, а в результате просто переписал.

Мы помогаем налаживать семейные и любовные отно­шения. Наши подопечные пишут своим партнерам письма, которые в объеме иногда достигают 20 страниц. После ре­дактирования остается полторы. И то одну страницу мы диктуем (см. раздел «Амортизацион­ные письма»).

Итак: писать следует так, чтобы невозможно было законспектировать.

131. Работай на себя.

Когда ты работаешь на кого-то, то не хватает времени на себя. Когда работаешь на себя, то не хватает времени рабо­тать на кого-то. И зачем тебе работать на кого-то или жить для кого-то. Если это человек достойный, то он не примет этой жертвы. Он и сам может о себе позаботиться. А если недостойный, то стоит ли ему посвящать свою жизнь.

Итак: работай на себя.

132. Пить перестанешь, человеком станешь.

Памятка для пьющего и алкоголика. Человек отличает­ся от живот­ного разумом. Прежде всего, алкоголь отшиба­ет разум и, следова­тельно, на момент опьянения человека человеком считать нельзя. Женщина, если она вступает в сексуальные отношения с пьяным, занимается содомией. (Содомия, или зоофилия, — это вид сексуаль­ного извраще­ния, при котором сексуальным объектом становится не человек противоположного пола, а какое-нибудь живот­ное.)

Женщинам я советую не иметь сексуальных отношений со своим партнером, пока он не протрезвится, а мужчине дать себе зарок, не подходить к своей сексуальной партнер­ше в состоянии опьянения. Во-первых, если она настоящая женщина, то она тебе откажет, а если что‑то получится, то это уже будет не секс, а изнасилование, А если не откажет, то после протрезвления потеряешь к ней уважение, ибо недо­стойна уважения женщина, которая занимается сексом с животными.

Итак: пить перестанешь, человеком станешь.

133. Найди в брани элемент похвалы и успокойся.

Раз меня ругают — значит, я фигура значительная, зна­чит, я могу сделать то, чего еще не сделал. Послушай, за что тебя ругают, и ты узнаешь, какие надежды возлагают на тебя люди. Вот как успокоился мой подопечный, когда стал пользоваться этим правилом. «Меня, например, заведую­щий кафедрой ругает за то, что я до сих пор не защитил докторскую диссертацию, не дописал учебник, не органи­зовал в области методический центр, издатель — за то, что я мало пишу, жена — за то, что мало занимаюсь с ней сек­сом. Следова­тельно, заведующий не сомневается в моем научном потенциале, издатель — в писательском мастер­стве, а жена — в сексуальных возможностях. Думаю, что это способствовало тому, что в конце концов я защитил доктор­скую диссертацию, дописал учебник, организовал центр и стал чаще заниматься сексом с женой к моему большому удовольствию».

Итак: найди в брани элемент похвалы и успокойся.

134. Желай, чтобы к тебе относились так, как хорошая доярка относится к своей дойной корове или как фанатик-автолюбитель к своему автомобилю.

135. Не склоняйтесь перед влечениями, а удовлетворяйте их справедливые требования.

136. Будь вождем для самого себя.

137. Если я боюсь порвать с кем-нибудь, когда обстоятельства этого требуют, я нуль, который не хочет стать единицей.

138. Истинное творчество возможно на вершине горы знаний, созданной другими, иначе оно превратится в изобретение колеса или открытие Америки, в общем, в творчество для себя.

139. Старайся узнать человека, а не его гороскоп.

140. Хочешь стать добрее — добейся успеха.

141. Если научишься выносить ближних, легче станет выносить себя.

142. Женитесь на одной, но плодотворной идее. Оплодотворите ее своим вдохновением, и она нарожает вам массу новых идей, которые будут все разными, но в какой-то степени похожими и на маму, и на папу. Но все это будут ваши дети.

143. Если хочешь хоть иногда испытывать чувство радости, никогда и ни от кого и ни от чего не жди ничего хорошего.

144. Если хочешь сохранить себя, не оценивай себя так, как оценивает тебя сосед. Если вы хорошо думаете о себе, зачем же вам нужно, чтобы еще кто-то хорошо думал о вас.

145. Если не исполняешь ЗАКОНОВ, то лучше, когда ты их и не знаешь. Тогда расплата для тебя наступает ПОСЛЕ, а так еще и ДО.

146. Следует бояться нарушать ЗАКОНЫ. Но только ЭТОГО и следует бояться.

147. Люби и действуй только в силу своих возможностей, но постоянно увеличивай свои возможности.

148. Относись к несчастью с благодарностью, как к добру.

Один из моих подопечных, познакомившись с этим афо­ризмом, стал благодарен девушкам, которые бросили его, чиновникам, которые не утвердили золотой медали, заве­дующему кафедрой, который не пустил в аспирантуру, ру­ководителям, которые не пускали на адми­нистративные должности. Правда, он понял это лет через 20, когда выяс­нил, что эти девушки оказались довольно мерзкими женщинами, отсутствие медали закалило его при поступлении в вуз, неприем в аспирантуру оградил от занятия очень не­престижной специальностью, а недопуск к административ­ной должности превратил его в видного исследователя и писателя.

Итак: относись к несчастью с благодарностью, как к добру.

149. Плыви по течению, ибо как говорили древние,
когда видишь, что обстоятельства не благоприятствуют тебе, то ты им не сопротивляйся, а предо­ставь их естественному ходу, потому что кто идет против обстоятельств, делается рабом их, а кто покоряется им, делается их господином.

150. Когда человека преследуют болезни, он должен тщательно исследовать свои поступки.

Если же он в своих поступках не нашел ничего предо­судитель­ного, то должен думать, что остановился в своем росте и развитии. А это самый страшный грех. Ты обманываешь себя и Бога.

Мы разработали технику беседы со своим организмом, который болезненными симптомами сигнализирует нам о нашем неправильном поведении. Нужно просто перечис­лять все свои действия и намерения. Как только попадешь в цель, так организм сразу же даст сигнал в виде ослабле­ния беспокоящего тебя симптома. Или вообще почувству­ешьобщее облегчение или просветление, а иногда что-то вродеблажен­ного покоя.

А вот пример такого «разговора». Один из моих подопечных, став­ший с помощью работы над собой благополучным человеком как в профессиональном плане, так и в личностном. Через несколько лет он понял, что учреждение, в котором он работал, не имеет условий для его личностного роста. Просто не было необходимого для него обору­дова­ния, и приобрести его не было возможности. Ему следовало бы оттуда уволиться. Но проработал он там много лет. Собственно, всю жизнь. Больше он нигде не работал. Со­служивцы к нему относились великолепно и просили не­много подождать и потерпеть. Его пригла­шали в другие места. Так прошло почти четыре года. Затем у него появились экстрасистолы (перебои в сердечном ритме). Он к ним отнесся относительно спокойно и продолжал работать. Количество экстрасистол становилось все больше. Чтобы как-то заглушить свою тоску по невозможности продолжать исследования, он стал много заниматься общественной ра­ботой, загрузил себя другими ненужными делами. Но количество экстрасистол становилось все больше и больше. Года через три он обратился за помощью ко мне. Я предло­жил ему перебирать все, что он сделал, и все, что намере­вался сделать, но не сделал, как только он упомянул наме­рение уволиться с работы. Количество экстрасистол стало заметно меньше. Но он решил еще потерпеть. Их количе­ство сразу же увеличилось. После нескольких дней колеба­ний он объявил о своем решении. Ему сразу стало легче. Последовали уговоры. У него опять начались внутренние сомнения. Опять стало хуже. Но как только он решился и отнес заявление, то у него экстрасистолы сразу же прекра­тились. Его продолжали угова­ривать остаться, но он был непреклонен. Он понял, что в таких условиях он работать уже не сможет. В конце концов его рассчитали. В другом месте ему удалось сделать все, что он наметил. Экстрасис­толы прекратились, что вызвало удивление врачей-терапев­тов, у кото­рых он консультировался. Один из них сказал, что надеялся на их уменьшение, но такого он не ожидал. Вот уже три года экстрасистол нет, хотя раньше их число до­ходило до 13 тысяч в сутки.

Итак: когда человека преследуют болезни, он должен тща­тельно исследовать свои поступки.

151. Необходима твердость духа в несчастии, но еще более — в счастии.

152. Пока ты учишься, ты молод, по крайней мере чувствуешь себя молодым.

153. Занимайся делами молодежи, и будешь чувствовать себя молодым.

154. Помни, что труд для развития своей души — это всегда труд для себя.

155. Кайся и тогда, когда согрешил против самого себя.

156. Ты можешь считать себя профессионалом, когда свое дело ты делаешь блестяще, получая удовольствие и не испытывая никакого напряжения. А если испытываешь, значит, еще учишься.

157. Раз тебя запрограммировали по образу и подобию Бога, то и стань богоподобным и помни все время, что ты не Бог, как бы тебя ни расхваливали.

158. Не старайся произвести сильное впечатление, ибо, как сказал Шопенгауэр, сильное впечатление можно произвести только на простолюдинов и невежд. Причина этому — их малодушие и непонимание сути вещей.

159. Веди себя дома как в гостях, общайся с женой как с невестой, а с подчиненными — как с начальником, с учениками — как с учителями.

160. Не изменяй, а если изменяешь, то не попадайся, а если попался, то не сознавайся, а если сознаешься, то сознавайся в деловых контактах, но не сексуальных. В крайнем случае ссылайся на то, что был в состоянии нарушенного сознания и ничего не помнишь.

161. Помни, что самый лучший свет — свет собствен­­ного ума. Он освещает и снаружи и внутри.

162. Хочешь причинить вред кому-нибудь, хвали его, и ты натравишь на него врагов своих.

163. Хочешь жить спокойно, не давай слова, что сохранишь тайну. Хочешь жить спокойно, отказывайся брать тайну на хранение.

164. Подумай, кому мстишь. Не унижаешь ли ты этим себя.

165. Откажись от мщения — и у тебя появится огромный энергетический резерв.

166. Стремиться к победе надо над теми врагами, которые сидят в тебе самом. Враги эти суть правила и принципы, не соответствующие ни нашей природе, ни ситуации, но тиранически управляющие нами и живущие за наш счет, оставляя нам одни объедки.

167. Грызи гранит науки, а не глотку своему ближнему, если уж хочется что-то грызть.

168. Когда у тебя отнимают, не огорчайся, а считай, что совершил благотворительность.

169. Нужно не производить впечатление, а выражать себя.

170. Не жди и не надейся, а действуй. Обязательно что-нибудь да получишь.

171. Если ты заболел, значит сбился с пути, а болезнь собирается поставить тебя на путь истинный. Поэтому после болезни веди себя хоть в чем-то так, как вел себя во время болезни. Поэтому хотя бы не нарушай режим.

172. После того как подумал, сделай хоть что-нибудь, ну хотя бы запиши свои намерения, а то потом забудешь.

173. Раздражайся, видя повторы в этой книге, ибо раздражение улучшает запоминание.

174. Если слова не проникают в сердце, то это одно словоговорение. Поэтому во время обучения открой не только уши, но и сердца своих учеников.

175. Старайся выполнить, но не старайся произвести хорошее впечатление при выполнении. На дело сил всегда хватит, усилия на впечатления всегда приводят к излишней трате энергии, в резуль­тате дело страдает, а впечатление портится.

176. Не жалуйся. Но если очень хочешь пожаловаться, то пожалуйся листу бумаги. Ответа на жалобу ты не получишь, но ты хотя бы и не ждешь его.

177. Не бойся ошибиться. Ошибки — не грехи. Иногда ошибки — это способы создания чего-то нового, возможно, творчески нового.

Мой подопечный рассказал мне, что как-то неправиль­но перевел один английский текст. Но то, что он написал, оказалось не таким уж глупым и совершенно новым, т. е. его творчеством.

Итак: не бойся ошибиться. Ошибки — не грехи. Иногда ошибки — это способы создания чего-то нового, воз­можно, творчески нового.

178. Когда один — думай, когда с кем-то — чувствуй и действуй.

179. Не можешь управлять собою, не сможешь управлять и другими.

180. Хочешь стать счастливым, сделай хоть что‑нибудь.

181. Если ты не чувствуешь себя первым, то стараешься им быть.

182. До того, как сам не разобрался, что тебе нужно, и не принял решения, берегись любых помощников. Без этого условия помощники превращаются в сообщников, обещающих нечто для ничто. Они обкрадывают вас, поддерживая вашу зависимость и неразвитость.

183. Где живешь, тем и живи.

184. Не воюй, а если воюешь, то воюй на чужой территории. Ты уйдешь — твой образ останется.

185. Живи, где дворец раскрылся.

По мотивам сказок. Герой, не выдержав запрета, открыл ларец на привале. В результате получился дворец. Он очень переживал, что не смог его опять поместить в ларец и раз­вернуть уже на родине. Злой волшебник помог ему, но вза­мен забрал у него сына. В жизни так тоже бывает, когда человек уже не помещается на старом месте. Нет бы уво­литься, переехать в другой город, а может быть, даже и стра­ну. Оттуда ведь тоже можно помогать своим близким.

Итак: живи, где дворец раскрылся.

186. Главное — чувствовать себя королем, а не быть на «королевской должности».

187. Делай, что хочешь, и не спрашивай разрешений. Вдруг откажут.

188. При сомнениях лучше себя переоценить, чем недооценить.

189. Прежде чем знакомиться с другими, познакомься с собой.

190. Не давай своему таланту умереть. Умрешь вместе с ним. (Афоризм одной из моих учениц.)

191. Если в выгодном деле не видишь перспективы, не меняй дело, а меняй перспективу (цель).

192. Иногда чтобы завоевать, лучше сдаться.

Пример. Один наш подопечный, вместо того чтобы бо­роться с конкурентом, объединил свою компанию с более крупной, став там одним из заместителей. Используя пси­хологию управления, вскоре он стал первым лицом укруп­ненной компании.

Итак: иногда чтобы завоевать, лучше сдаться.

193. Нет своих мыслей — пользуйся чужими. Но обязательно перевари их. Потом придут и свои.

194. Когда делаешь дело, нужно думать, как сделать это дело, а не об истине. Когда ловишь рыбу, на крючок нужно насаживать червяка, хотя это и противно.

Когда я предлагаю хвалить партнера, то многие мои по­допечные возмущены этим. Тогда я их спрашиваю: хотите ли вы с ним заклю­чить сделку (выйти замуж, вернуть мужа или жену и пр.), или вы хотите обсуждать его моральные и деловые качества? Если последние вас не устраивают, то не имейте с ним дело. После этого я привожу вышеназванный афоризм.

Итак: когда делаешь дело, нужно думать, как сделать это дело, а не об истине. Когда ловишь рыбу, на крючок нужно насаживать червяка, хотя это и противно.

195. Когда критикуешь другого, подумай, не относится ли эта и к тебе.

196. Когда обижаешься, подумай, нет ли в тебе тех отрицательных качеств, в которых тебя обвиняют. Если нет, то почему ты обижаешься. Ведь это речь не о тебе, это о ком-то другом.

197. Беспокойтесь о деле, а не о месте жительства. Станьте «королем», и будете жить в столице, ибо место вашего жительства и будет столицей мира. Ибо центр моего мира там, где я нахожусь сейчас и не столько телом, сколько душой.

198. Сравняйтесь с человеком, которого ненавидите и которому завидуете. Перестанете и завидовать, и ненавидеть.

199. Добавь ума упрямству — получится настойчивость.

200. Добавь ума скупости — получится бережливость.

201. Добавь ума отчаянности — получится храбрость.

202. Добейся успеха — пройдут обиды.

«Мои успехи затмили мои обиды» — сказала одна из уча­стниц моих семинаров.

203. Критикуй только то, чем владеешь сам. Можешь гипнотизировать, критикуй гипноз, можешь писать, критикуй книги, можешь проводить тренинги, критикуй тренинги. Но лучше критиковать свои работы, чем чужие. Из чужих лучше извлекать полезное.

204. Собирай факты, а не мнения. Мнение составляй свое, после анализа фактов.

205. Поступай, как хочешь, делай, как можешь.

206. Знай свое место — и всегда будешь первым.

207. Высовывайся там, где не стригут.

208. Избавиться от страха и тревоги можно, повысив свою компетентность.

209. Ухаживая за женщиной, помни, что тому, кто много выкладывает до, нечего будет выкладывать после.

210. Можно и даже нужно жаловаться, но нельзя ныть.

211. Ставь цель и иди к ней. Не бойся сбиться с пути. Главное, ищи и иди. Все рано что-нибудь найдешь и куда-нибудь придешь. Ведь Колумб искал Индию, а открыл Америку.

 

Контакт с партнером

1. Есть две уважительные причины для общения: производство и эротическая любовь. Все остальное — пустое времяпрепровождение.

Подумайте, в каких случаях общались наши предки. Только ради охоты и любви. И в гости ходили только тог­да, когда хотелось кушать или заниматься сексом. И сей­час это у нас в крови. Как только к нам приходят гости, мы сразу накрываем стол, а потом начинаем говорить о делах или о сексе. Сейчас практически ничего не изменилось. И какую бы причину ни выставлял ваш партнер, в глубине его мотивов звучит один истинный — голод пищевой или сек­суальный. На обществен­ные мероприятия (танцы, выстав­ки, гулянья, саммиты, разго­воры во время поездок, знаком­ство на улице и пр.) нас гонит голод сексуальный или пищевой. Я обратил внимание, что удовлетво­ренные в этом плане люди все реже и реже посещают мероприятия, свя­занные только с развлечениями. Им некогда. Они или дол­жны работать, или заниматься сексом. Особенно наглядно это я наблюдал, когда служил в армии в закрытом гарнизо­не. Несколько раз в неделю в Доме офицеров устраивались танцы. Как только человек находил сексуального партне­ра, он переставал ходить на танцы. А если ходил, то, зна­чит, не был им удовлетворен.

Итак: есть две уважительные причины для общения: про­изводство и эротическая любовь. Все остальное — пустое времяпрепровождение.

 

Вот почему в этом разделе будет два пункта: партнерство в делах и партнерство в любви. Думаю, что выполнение этих правил вам поможет продуктивно общаться с вашими парт­нерами.

А. Партнерство в делах

2. Четко формулируй цель общения, особенно когда общаешься с партнером противоположного
пола.

С партнером своего пола все понятно. Здесь нужно го­ворить о делах. Точно так же нужно общаться с партнером противоположного пола, если нет планов заняться с ним сексом. Но даже если есть такие мысли, лучше начать с обсуждения какого-либо дела и обратиться с деловой просьбой к будущему сексуальному партнеру, но только с такой просьбой, которую он смог бы выполнить без особых усилий.

Итак: четко формулируй цель общения, особенно, когда об­щаешься с партнером противоположного пола

После того как определил цель общения, изучи партне­ра. Этому помогут следующие афоризмы.

3. Скажи, чем ты наслаждаешься, — и я скажу, кто ты.

Афоризм возник после того, как я написал статью «О на­слаждении и удовольствии», которую привожу здесь полно­стью, ибо если считать, что то, о чем я написал, соответству­ет действительности, то можно по этому критерию вычислить индекс очеловечивания.

Под удовольствием я понимаю приятное чувство, свя­занное с удовлетворением биологических потребностей. Таким образом, удоволь­ствие — это то чувство, которое объединяет с высшими животными. Чувством удовольствия сопровождается и акт еды и питья, и половой акт, и акт дыхания, да и акт дефекации и мочеиспускания приносит нам большое удовлетворение. Если мы хотим его несколь­ко усилить, нам просто нужно воздержаться от немедлен­ного удовлетво­ре­ния потребности. Тогда мы сможем испы­тать нечто вроде радости, в некотором роде напоминающей наслаждение. Еще древние говорили, что лучшей припра­вой к пище является голод.

С моей точки зрения, нельзя наслаждаться, если биоло­гическая потребность не удовлетворена Если я очень голо­ден, то ем быстро. Если я давно не был с женщиной, то все действия мои поспешны, и наслаждения почувствовать я не смогу. Наслаждение возникает после того, как биологичес­кая потребность удовлетворена. Например, я сыт, но вдруг мне предлагают мое любимое блюдо. Я его смакую, в об­щем, наслаждаюсь едой. Это наслаждение в некотором роде искусственно и свойственно только человеку, т. е. наслаж­даться едой надо учиться. То же самое можно отнести и к сексу. Наслаждаться им может только обученный человек, необученный же получает только удовольствие.

Все это — телесные наслаждения, и ограничены они нашими физическими возможностями.

Кроме того, телесные наслаждения нас разъединяют. Если на столе ограниченное количество еды, от которой ты можешь получать наслаж­дение, то соседи по столу превра­щаются в твоих конкурентов. Вряд ли кто-то захочет поде­литься своим сексуальным партнером.

Но есть и духовные наслаждения. Духовных удоволь­ствий, с моей точки зрения, нет. Я не могу получить удо­вольствие от прослушива­ния классической музыки. Здесь только два варианта: или я наслажда­юсь, или погибаю от скуки. Таким образом, и духовному наслаждению надо учиться. Спектр духовных наслаждений гораздо шире наслажде­ний телесных.

Духовное наслаждение я испытываю в процессе интел­лектуальной деятельности (обдумывание и чтение лекции, работа с больными и с учениками, написание книги). Не меньшее наслаждение, а может быть, и большее, я получаю, когда начинаю понимать глубину мыслей известных писа­телей, поэтов, философов. Под впечатлением этих мыслей я написал книгу «Из Ада в Рай» и писал ее с наслаждени­ем. Знакомо мне наслаждение от музыки (но не от соб­ственной игры, так как играю я плохо). Доставляет мне наслаждение театр, меньше живо­пись. К сожалению, мно­гие наслаждения мне недоступны.

Вы, верно, заметили, что я сейчас фактически сам дал себе харак­те­рис­тику. Действительно, по уровню наслажде­ний можно судить о развитии человека, его способностях. Ведь если я не могу чем‑нибудь наслаждаться, то я просто этим не владею, я не развит. Умение наслаж­даться расши­ряет наши возможности. Если я получаю наслаждение от купания в бурном море, то никакая погода не испортит мне отпуска. Если я не могу ходить по горам, то не смогу насла­диться видом с вер­шины горы. Степень наслаждения зависит от степени умения. И если я что-то умею делать, но делаю это плохо, то вместо наслаждения приобрету только муки.

Где искать наслаждения?

Легче и лучше всего в профессиональной деятельности. Но для этого надо стать профессионалом высокого класса. Если преподаватель говорит, что испытывает большое вол­нение перед каждой лекцией, что она забирает у него мно­го сил, я начинаю сомневаться в уровне его квалификации. Врач не должен умирать с каждым больным. Он только дол­жен с чистой совестью сделать для больного всё, что мож­но, и тогда его работа превратится в наслаждение.

Для меня сейчас критерием эффективной работы явля­ется наслаж­дение. Если после работы я устал и не получил наслаждения, то это значит, что мне следует искать пути повышения ее эффективности. Когда я читаю лекцию, я не спрашиваю слушателей, хорошо ли я прочел лекцию. Я спрашиваю, не устали ли они. И если они устали, то толку от такой лекции не будет, ибо мои слушатели слушали ее без наслаж­дения. Кстати, Цицерон требовал от ораторов, что­бы они чему-то научили слушателя, повели его за собой и доставили ему наслаждение.

Важнейший признак духовных наслаждений — ими не жалко делиться, наоборот, от того, что делишься ими, по­лучаешь дополни­тель­ный источник наслаждений. Есть та­кая восточная притча, которая очень подходит к теме на­шей беседы: «У меня одно яблоко, и у тебя одно яблоко. Мы обменялись яблоками. Ничего не изменилось. У тебя одно яблоко, и у меня одно яблоко. У меня одна идея, и у тебя одна идея. После того, как мы обменялись идеями, у тебя стало две идеи, и у меня стало две идеи».

И наконец, наслаждения укрепляют здоровье и продлева­ют жизнь человека. Ведь при наслаждении в крови человека повышен уровень эндорфинов и алкоголя, что улучшает про­цессы адаптации. Человек, который часто наслаждается, перестает употреблять спиртные напитки, и у него нет склонности к употреблению наркотиков.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.