Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КАК МОЖНО УСПЕШНО БОРОТЬСЯ С СОЦИАЛИЗМОМ



Так как социализм должен быть где-нибудь испытан, ибо только такой опыт исцелит народы от их химер, то все наши усилия должны быть направлены к тому, чтобы этот опыт был произведен скорее за пределами нашего отечества, чем у нас. Как бы ни было ничтожно влияние писателей, их прямая задача — отдалить осуществление этого гибельного опыта в их отечестве. Они должны вести борьбу с социализмом и замедлить наступление его торжества так, чтобы оно могло произойти где-нибудь в другой стране. Для этого необходимо знать секрет его силы и его слабости, знать также психологию его приверженцев. Такое исследование было сделано в этом труде.

Не аргументами, способными влиять на ученых и философов, следует браться за это дело необходимой обороны. Кто не ослеплен желанием громкой популярности или иллюзией, увлекавшей всегда демагогов, воображавших, что они будут в силах, когда захотят, укротить сорвавшееся с цепи чудовище, тот отлично знает, что человек не может переустроить общество по своему усмотрению, что мы должны подчиняться естественным законам, над которыми мы не властны, что цивилизация в данный момент составляет часть цепи, все звенья которой связаны с прошлым невидимыми узами, что учреждениями и судьбами народа управляет его характер и что этот характер вырабатывается веками; что эволюция обществ, вне всякого сомнения, происходит непрерывно, и что эти общества в будущем не могут быть такими, какими они являются в настоящее время, но также несомненно, что не наши фантазии и не наши мечты дадут направление этой неизбежной эволюции.

Не такими аргументами, повторяю, можно воздействовать на толпу. Эти аргументы, выведенные из наблюдений и связанные между собой заключениями разума, не имеют в ее глазах убедительности. Она нисколько не интересуется рассуждениями и книгами! Ее также не соблазнишь самой подобострастной и унизительной лестью, расточаемой ей в настоящее время. Она со справедливым презрением смотрит на тех, кто ей льстит, и возвышает свои требования по мере того, как эта лесть становится чрезмерной. Чтобы руководить толпой, нужно воздействовать на ее чувства, а не взывать к рассудку, которого у нее нет.

Так ли в самом деле трудно управлять толпой? Нужно не знать ее психологии и быть совершенно незнакомым с ее историей, чтобы так думать. Для того, чтобы увлечь ее за собой, разве необходимо быть основателем религии, как Магомет, героем, как Наполеон, галлюцинатом, как Петр Пустынник? Конечно, нет. Для этого вовсе не нужны такие исключительные личности. Прошло немного лет с тех пор, как почти совершенно неизвестный генерал, не имевший за собой ничего, кроме некоторой смелости, престижа своего мундира и красоты своего коня дошел до крайнего предела, граничащего с верховной властью, — предела, которого он, однако, не посмел перейти. Цезарь без лавров и без веры в себя, он отступил перед Рубиконом. Вспомним, история нам показывает, что народные движения являются в сущности движениями нескольких вожаков, вспомним наивную простоту толпы, ее неискоренимые консервативные инстинкты и, наконец, неизменные приемы убеждения, которые мы старались выяснить в предыдущем труде, а именно: утверждение, повторение, заразительность и обаяние.

Вспомним еще, что, несмотря на все внешние признаки, массами руководит не материальный интерес, так сильно действующий на отдельную личность. Толпе необходим идеал, к осуществлению которого она могла бы стремиться, ей нужно верование, которое она могла бы защищать. Но отдаться идеалу или верованию она может лишь увлекшись их апостолами. Они одни личным обаянием возбуждают в душе народной чувства восхищения и сочувствия, составляющие самые прочные основы веры. Совсем недавно один из самых больших городов Франции[130], считавшийся оплотом коллективизма, отделался на наших глазах от давно управлявшего им социалистического муниципального совета лишь благодаря умелому воздействию на толпу человека предприимчивого, умного и деятельного.

Можно руководить толпой как хочешь, когда того захочешь. Самые противоположные режимы, самые нестерпимые деспоты всегда вызывали восторг толпы, когда они умели увлечь ее. Она подавала свои голоса за Марата, Робеспьера, Бурбонов, Наполеона, за республику и за всех авантюристов с таким же легким сердцем, как и за великих людей. Свободу она принимала с такой же покорностью, как и рабство.

Для того, чтобы защитить себя не от толпы, а от ее вожаков, стоит только захотеть этого. К несчастью, настоящим нравственным недугом нашего времени, по-видимому почти неизлечимым у латинских народов, является недостаток воли. Эта утрата воли вместе с недостатком инициативы и развитием равнодушия грозит нам большой опасностью.

Все это, конечно, общие рассуждения, и было бы не трудно от них перейти к частностям. Но какое влияние могут оказать на ход событий советы, даваемые писателем? Не выполнил ли он всю свою задачу, изложив общие принципы, из которых легко выводятся следствия?

Впрочем, указания на то, как мы должны поступать, не так важны, как указания на то, чего мы не должны делать. Общественный строй — организм очень нежный, прикасаться к нему нужно очень осторожно. Ничего не может быть гибельнее для государства, как непрестанно подвергаться изменчивым и необдуманным прихотям толпы. Если и должно делать многое для нее, то через нее нужно действовать в очень редких случаях. Огромным успехом был бы уже отказ от наших нескончаемых проектов реформ, от мысли, что мы непрестанно должны изменять наше государственное устройство, наши учреждения и наши законы. Прежде всего нам следовало бы постоянно ограничивать, а не расширять вмешательство государства так, чтобы принудить наших граждан приобрести хоть немного этой инициативы, этого навыка управляться самостоятельно, который они теряют вследствие требуемой ими постоянной опеки.

Но, повторяю еще раз, к чему высказывать такие пожелания? Надеяться на их исполнение не значит ли желать, чтобы мы могли изменить наш дух и отвратить течение судеб? Наиболее неотложно необходимой и, может быть, единственной истинно полезной была бы реформа нашего воспитания. Но она также, к несчастью, труднее всего выполнима; осуществление ее поистине могло бы привести к настоящему чуду: изменению нашего национального духа.

Как на это надеяться? А с другой стороны, как тут безропотно молчать, когда предвидишь опасности, которыми грозит грядущий час, и которые в теории, казалось бы, так легко избежать?

Если же допустить, чтобы равнодушие к вещам и ненависть к людям, соперничество и бесплодные споры все более и более овладевали нами, если продолжать постоянно требовать вмешательства государства в наши самые мелкие дела, то общественный союз, уже очень расшатанный, распадется окончательно. Тогда придется уступить место более сильным народам и окончательно исчезнуть с мировой сцены.

Таким образом погибали многие цивилизации, когда их естественные защитники отказывались от борьбы и усилий. Никогда умственный упадок не был причиной гибели народов, но всегда — упадок их характера.

Так кончили Афины и Рим. Так же кончила и Византия, наследница древних цивилизаций, открытий и мечтаний человечества, наследница сокровищ мысли и искусства, накопленных от самого зарождения истории.

Летописцы рассказывают, что когда султан Магомет появился под стенами столицы, то жители ее, занятые спорами о богословских тонкостях и постоянно соперничавшие между собой, весьма мало озаботились о своей защите. Представитель новой веры легко восторжествовал над такими противниками. Когда он проник в знаменитую столицу, последнее убежище просвещения древнего мира, его солдаты, не долго думая, сняли головы с наиболее шумных из этих бесполезных болтунов и обратили в рабство других.

Постараемся не подражать этим бледным потомкам слишком древних рас и будем опасаться их участи. Не будем больше терять времени в пререканиях и напрасных спорах. Научимся защищаться от грозящих нам внутренних врагов, пока не придется бороться с подстерегающими нас врагами внешними. Не будем пренебрегать даже самыми легкими усилиями и будем прилагать их каждый в своей сфере, как бы она ни была скромна. Ведь громаднейшие горы образовались от накопления крохотных песчинок. Будем постоянно изучать задачи, которые нам ставит сфинкс, и которые необходимо уметь разрешать, чтобы не быть им пожранными. И хотя бы мы думали про себя, что такие советы столь же бесполезны, как и пожелания здоровья больному, дни которого сочтены, будем поступать так, как будто мы этого не думаем.

 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие (1908).............................................................................................

Предисловие автора к первому изданию......................................................

Предисловие автора к третьему изданию.....................................................

Предисловие автора к русскому изданию..................................................

КНИГА ПЕРВАЯ.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ

Глава первая. Социализм с разных точек зрения...........................

§ 1. Факторы социального развития.......................................................

§ 2. Разные стороны социализма..............................................................

Глава вторая. Происхождение социализма
и причины его развития в настоящее время.......................................

§ 1. Древность социализма.........................................................................

§ 2. Причины развития социализма
в настоящее время........................................................................................

§ 3. Применение процентных соотношений
при оценке общественных явлений...........................................................

Глава третья. Социалистические теории............................................

§ 1. Основные принципы социалистических теорий...........................

§ 2. Индивидуализм.......................................................................................

§ 3. Коллективизм.........................................................................................

§ 4. Социалистические идеи, как и разные
учреждения у народов, суть последствия
свойств их расы.............................................................................................

Глава четвертая. Последователи социализма и их
умственный склад..........................................................................................

§ 1. Классификация последователей социализма...............................

§ 2. Рабочие классы......................................................................................

§ 3. Правящие классы...................................................................................

§ 4. Полуученые и доктринеры..................................................................

КНИГА ВТОРАЯ.
СОЦИАЛИЗМ КАК ВЕРОВАНИЕ

Глава первая. Основы наших верований............................................

§ 1. Унаследование наших верований от предков................................

§ 2. Влияние верований на наши представления и суждения. Психология непонимания

§ 3. Наследственное образование нравственных
понятий............................................................................................................

Глава вторая. Роль преданий b paзличhыx элemehtax
циbилизaций. Пpeдeлы изменяемости унаследованных
душевных качеств..........................................................................................

§ 1. Влияние преданий в жизни народов.................................................

§ 2. Предел изменяемости унаследованных душевных качеств........

§ 3. Борьба между традиционными верованиями и запросами современной жизни. Современная неустойчивость мнений............................................................................................................................

Глава третья. Стремление социализма принять
форму вероучения...........................................................................................

§ 1. В настоящее время социализм стремится
заменить собой старые верования..........................................................

§ 2. Распространение верований. Их проповедники..........................

§ 3. Распространение верований среди толпы....................................

КНИГА ТРЕТЬЯ.
СОЦИАЛИЗМ У РАЗНЫХ РАС

Глава первая. Социализм в Германии.................................................

§ 1. Теоретические основания социализма в Германии......................

§ 2. Современное развитие социализма в Германии...........................

Глава вторая. Социализм в Англии и Америке................................

§ 1. Представления о государстве и воспитании у англосаксов.....

§ 2. Социальные идеи англосаксонских рабочих..................................

Глава третья. Психология народов латинской расы..................

§ 1. Как определяется истинный политический режим народа...

§ 2. Умственный склад народов латинской расы..............................

Глава четвертая. Понятие о государстве у народов
латинской расы..............................................................................................

§ 1. Каким образом у народов устанавливаются
понятия..........................................................................................................

§ 2. Понятие о государстве у народов латинской расы. Почему успехи социализма являются естественным последствием эволюции этого понятия..........................................................................

Глава пятая. Понятия латинских народов
о воспитании, образовании и религии................................................

§ 1. Понятия латинских народов о воспитании и образовании....

§ 2. Понятие латинских народов о религии.........................................

§ 3. Каким образом понятия латинской расы наложили свой отпечаток на все элементы цивилизации

Глава шестая. Образование социализма у народов
латинской расы..............................................................................................

§ 1. Всепоглощающая роль государства..............................................

§ 2. Последствия расширения государственных
функций..........................................................................................................

§ 3. Коллективистское государство.....................................................

Глава седьмая. Состояние латинских народов
в настоящее время........................................................................................

§ 1. Слабость латинских народов..........................................................

§ 2. Латиноамериканские республики. Испания и Португалия.....

§ 3. Италия и франция...............................................................................

§ 4. Результаты усвоения латинских понятий

народами различных рас...........................................................................

§ 5. Будущность, грозящая народам латинской расы......................

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ.
КОНФЛИКТ МЕЖДУ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЗАКОНАМИ И
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМИ СТРЕМЛЕНИЯМИ

Глава первая. Современное промышленное и
экономическое развитие...........................................................................

§ 1. Современные факторы развития общесtв,

созданные новейшими открытиями......................................................

§ 2. Влияние современных открытий на условия существования обществ

Глава вторая. Экономическая борьба между востоком
и западом.........................................................................................................

§ 1. Экономическая конкуренция.............................................................

§ 2. Применяемые и предлагаемые средства......................................

Глава третья. Экономическая борьба между
западными народами...............................................................................

§ 1. Последствия наследственных
способностей народов..............................................................................

§ 2. Промышленное и коммерческое положение
латинских народов.....................................................................................

§ 3. Причины коммерческого и промышленного превосходства немцев

Глава четвертая. Экономические требования
и рост народонаселения............................................................................

§ 1. Современный рост народонаселения
различных стран и его причины..............................................................

§ 2. Последствия роста или уменьшения

народонаселения в различных странах.................................................

КНИГА ПЯТАЯ.
КОНФЛИКТ МЕЖДУ ЗАКОНАМИ ЭВОЛЮЦИИ, ДЕМОКРАТИЧЕСКИМИ ИДЕЯМИ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМИ СТРЕМЛЕНИЯМИ

Глава первая. Законы эволюции,
демократические идеи и стремления социалистов.....................

§ 1. Отношения живых существ к своей среде..................................

§ 2. Конфликт между естественными законами
эволюции и демократическими воззрениями......................................

§ 3. Конфликт между демократическими идеями и стремлениями социалистов

Глава вторая. Борьба народов и общественных классов..........

§ 1. Естественная борьба между индивидами
и видами.........................................................................................................

§ 2. Борьба народов....................................................................................

§ 3. Борьба общественных классов........................................................

§ 4. Социальная борьба в будущем........................................................

Глава третья. Основная задача социализма.
Неприспособленные....................................................................................

§ 1. Размножение неприспособленных..................................................

§ 2. Неприспособленные вследствие вырождения............................

§ 3. Искусственное производство неприспособленных...................

Глава четвертая. Использование неприспособленных.............

§ 1. Предстоящий натиск со стороны
неприспособленных.....................................................................................

§ 2. Использование неприспособленных................................................

КНИГА ШЕСТАЯ.
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Глава первая. Источники и распределение богатств:
умственные способности, капитал и труд.......................................

§ 1. Умственные способности.................................................................

§ 2. Капитал.................................................................................................

§ 3. Труд.........................................................................................................

§ 4. Отношения между капиталом и трудом.
Хозяева и рабочие.......................................................................................

Глава вторая. Общественная солидарность...................................

§ 1. Общественная солидарность и
благотворительность...............................................................................

§ 2. Современные формы солидарности..............................................

§ 3. Синдикаты рабочих...........................................................................

§ 4. Промышленные предприятия с общинным управлением. Муниципальный социализм

Глава третья. Промышленные синдикаты.......................................

§ 1. Распространение закона группировки однородных интересов

§ 2. Американские тресты.......................................................................

§ 3. Синдикаты промышленного производства
в Германии.....................................................................................................

§ 4. Синдикаты промышленного производства

во Франции....................................................................................................

§ 5. Будущность синдикатов промышленного

производства...............................................................................................

КНИГА СЕДЬМАЯ.
СУДЬБЫ СОЦИАЛИЗМА

Глава первая. Пределы исторических предвидений...................

§ 1. Понятие о неизбежности в современном

представлении об исторических явлениях..........................................

§ 2. Предвидение социальных явлений...................................................

Глава вторая. Будущность социализма...........................................

§ 1. Условия, в которых социализм находится
в настоящее время......................................................................................

§ 2. Что обещает успех социализма тем народам,

среди которых он восторжествует.....................................................

§ 3. Как мог бы социализм захватить
управление страной...................................................................................

§ 4. Как можно успешно бороться с социализмом...........................

 

 


[1] Ничуть не рассчитывая разубедить кого-либо из социалистов, я, однако, думаю, что эта книга не будет для них бесполезна. Думаю так на основании статей об этой книге, особенно статьи наиболее сведущего социалиста Ж. Сореля, который, между прочим, говорит: «книга Гюстава Лебона представляет собой наиболее полную работу, изданную во Франции о социализме; работа эта заслуживает большого внимания по оригинальности идей автора, наводящих на самые серьезные размышления».

[2] Сергей Будаевский.

[3] Леон Буржуа — французским правовед, в период с 1888 по 1889 г.г. замещал государстиспиого секретаря в Министерстве иностpанных дел. Основные его труды: «Солидарность», «Обучение демократии», «Фи­лософия солидарности», «Демократия прав».

[4] Труды «Психологические законы эволюции народов» (СПб. 1916).

[5] В книге «Propriété fonciиre des Grecs» («Земельная собственность у греков»).

[6] В издании С. Будаевского имеются следующее примечание переводчика: «В изложенной характеристике христианского социализма автор не касается вовсе самых существенных сторон христианского учения, резко отличающих его от всех других социалистических теорий и тем не допускающих даже сопоставления с ними божественного учения Христа. Учение это устраняет всякое насилие, исповедует бескорыстную, доходящую до самопожертвования любовь к ближнему и изощрение в духовной чистоте в ущерб плоти.

Социалистические же теории не устраняют, якобы ввиду справедливости, насилия и почти исключительно заботятся только о материальных условиях жизни. Верующие полагают, что это различие и есть главная причниа столь широкого распространсния и прочного укоренения христианского учения, которое благодаря только cвоей Божественной Силе просуществовало две тысячи лет и будет существовать впредь».

[7] Т. е. во время Великой французской революции 1789–1793 г.г.

[8] Это и случилось с А. Лихтенбергером и его книге «Социализм и французская революция». Крайняя недостаточность его метода исторической критики приводят его иногда к заключениям, вызывающим улыбку. Сущность критики состоит не и компилировании текстов, а в раскрытии идеи, скрытых и этих текстах. Так как эволюция слов совершается гораздо медленнее, чем эволюция мысли, то одни и те же слова на протяжении одного века соответствуют весьма различным понятиям.

Андре Лихтенбергер — французский ученый, писатель, адъютант-ди­ректор Музея социальных наук. Главный редактор журнала «Мнение».

[9] Август-Эмиль Фаге — профессор литературы, член французской Академии наук. Редактор журналов «Jowrnal les Debats», «la Revue» и других.

[10] Известны два таких заема. Особенно скандальным был заем 1867–1870 г.г., заключенный для постройки железной дороги. Тогда была проведена только маленькая ветка, деньги разошлись по карманам чиновников, а долг с возросшими процентами более полувека обременял бюджет Гондураса. Второй заем был получен в 1884 г. в обмен на железнодорожные концессии и земли для банановых плантаций.

[11] Благодаря своим капиталам директора американских трестов могут делать и не такие банковские операции. Есть сведения об одной из них, проведенной Рокфеллером, директором «Standart oil Trust», который произвел панику на американской бирже и тем заставил значительно понизиться в курсе большинство процентных бумаг. Скупив их затем и дождавшись понижения курса, он приобрел 2 миллиарда франков, если верить вычислению Дорбиньи, приведенному в «Revue des Revues». Синдикат нефтепромышленности принес ему за этот год доход около 100 миллионов франков.

[12] Gustave Le Воn. Recherches anatomiques et mathematiques sur les lois des variations du volume du crâne (Г. Лебон. Анатомические и математические исследования законов изменения обьема черепа). Эта работа Лебона на русском языке не издавалась.

[13] Как я показал в предисловии к 3-му изданию, и странах с научными стремлениями, таких как Англия и Германия, сами социалисты начинают смотреть на коллективизм, как на неосуществимую утопию. В странах латинских, поддающихся сентиментальным идеям, коллективизм, наоборот, сохранился во всей силе. Социализм в безусловной форме значительно менее опасен в дснстпнтелыюсти, чем когда он проявляется и виде разных проектов, направленных к улучшению и регламентации условий труда. При безусловной форме социализма, грозящей разными разрушениями, опасность его видна, и с нею можно бороться. Под формой же любви к ближнему опасность эта нс заметна, и социализм тогда легче принимается. Он проникает тогда во все элементы общественной организации н медленно разлагает их. Французская революция также началась проектами человеколюбивых реформ, очень невинного свойства, которые были приняты всеми партиями, даже теми, что должны были оказаться их жертвами. Она кончила кровавой резней и диктатурой.

[14] Жан Бурдо — Корреспондент Французской Академии моральных и политических наук. Основные труды: «Германский социализм и русский нигилизм», «Эволюция социализма», «Социалисты и социологи» и другие.

[15] «Кодекс природы, или истинный дух ее законов». В 1755 г. книга вышла анонимно.

[16] Яков Александрович Hoвиков (1850–1912) — русский писатель-социолог, психолог. Писал и основном по-французски, его работы на русский язык не переводились.

[17] «Психология народов и масс».

[18] Недостаточно усвоено оно и образонаннымн людьми, но кpaйней мере латинской расы. В oдной замечательной статье нью-йоркской газеты «Evening Post» за 1 апреля 1898 года по поводу идеи выдающегося французского писателя Брюнетьера редактор газеты выражается так: «Характер, а не учреждения, создает величие народов, как отлично показал это Гюстав Лебон и своей новой книге. Ошибка Брюнетьера и его собратьев состоит в том, что они считают возможным создать величие народов законами, увеличением армии и флота или заменой избирательной системы». Речи политических деятелей всех партий латинских народов показывают, до какой степени политики исповедуют воззрения Брюнетьера. Их поззрения являются не личными, а обще­расовыми.

[19] «Психологические законы эволюции народов», «Психология народов и масс».

[20] Имеется в виду движение за пересмотр республиканской конституции 1875 года и роспуск парламента, возглавленное генералом Жоржем Буланже в 1887–1889 г.г.

[21] Пипин Короткий и Карл Великий — франкские короли. Вильгельм Завоеватель — король Англии. Прославились политикой экспансии.

[22] Амбигю — название одного из парижских театров.

[23] Рафаэль Гарофало — знаменитый итальянский криминалист, один из основателей школы позитивной криминологии. Основной труд «Кри­минология» (1885).

[24] Тэн И. Происхождение современной Франции. Т. 5. Глава III (СПб, 1907).

[25] Мы имели поразительный пример этому в знаменитом деле, которое недавно произвело во Франции столь глубокий разлад. Тогда как значительная часть буржуазии жестоко нападала на армию с бессознательностью человека, яростно подтачивающего фундамент своего жилища, народные массы инстинктивно приняли ту сторону, на которой были истинные интересы страны. Если бы эти массы также обратились против армии, то мы, может быть, претерпели бы междоусобную кровавую войну, необходимым следствием которой было бы вторжение неприятеля.

[26] Чистая доска (лат.) — т. е. доска, на которои можно писать, что угодно.

[27] Преломление идей, т. е. видоизменение понятий в зависимости от пола, возраста, расы, образования — недостаточно исследованный вопрос психологии. Я слегка коснулся его в одном из последних моих трудов, показав, как изменяются учереждения, религии, языки и искусства с переходом от одного народа к другому.

[28] Макс Мюллер упрекает меня за это мнение. В одной из статей в «Revue historique» Л. Лихтенбергер, о недостаточно критическом взгляде которого я уже говорил, тоже заявляет своим читателям, что мое мнение его «ошеломило». Это мнение, тем не менее, я высказывал уже давно в моих исторических сочинениях, указывая, что только в творениях искусства или литературных памятннках могут читаться мысли умерших народов.

[29] Теодул-Арманд Рибо — профессор философии, возглавлявший курсы экспериментальной психологии в Сорбонне в 1885 г., член Академии моральных и политических наук.

[30] Имеется в виду австрийский врач Фридрих Антон Месмер (1734–1815), получивший сенсационную известность своими опытами лечения болезней при помощи «животного магнетизма», основанного на гипнотическом внушении.

[31] Военно-политический союз (1891–1917), противостоящий Тройственному союзу.

[32] Имеется в виду воина 1898 года.

[33] Война 1868–1878 гг. против колонизаторов Испании.

[34] Драгоналы — военные постои из драгун, кoтopые должны были по замыслу правительства Людовика XIV обращать гугенотов в католичество. Драгонады продолжались и после отмены Нантского эдикта.

[35] Ломброзо Ч. «Гениальность и помешательство».

[36] «Психологические законы эволюции народов», «Психология народов и масс».

[37] Поль Дешанель — член французской Академии наук, генеральный советник и депутат, президент свободного колледжа социальных наук. Сотрудничал в журналах «les Jousnal des Debats», «le Temps». Автор многочисленных эссе в области бизнеса и политики и работы «Со­циальный вопрос» (1898).

[38] Генрих Ансельм фон Циглер унд Клинхаузен (1663–1696) — немецкий писатель, представитель прециозной литературы.

[39] Я полагал, что это обстоятельство очевидно для всех, кто путешествует и наблюдает: но в одном заседании, где присутствовало несколько французских дипломатов, на мое заявление об этом свойстве английской дипломатии я встретил единодушные протесты со стороны всех, кроме одного адмирала, который вполне разделял мое мнение. Разные дипломаты с одинаковым направлением! Не есть ли это отрицание дипломатии? Чему же будет служить разум, образование и т. д.? Это еще раз убедило меня в том, какая глубокая пропасть лежит между воззрениями латинской и англосаксонской рас, и насколько неизлечима наша неспособность к колонизации.

[40] Самоконтроль (англ.).

[41] Молодой англичанин из богатой семьи, желающий быть инженером, не проработав и качестве обыкновенного оплачиваемого рабочего, не имеет другого пути, как поступить на 2 или на 3 года на большую фабрику, очень дорого оплачивая свое обучение. Хорошо устроенные заводы берут за это обыкновенно 2.500 франков в год. Ценные результаты, достигаемые такой системой практического обучения, совсем не те, что во Франции. Во главе всех нанболес важных технических работ в мире в настоящее время стоят английские инженеры.

[42] Уильям Мак-Кинли, 25-й президент США, был инициатором закона о повышении таможенного тарифа (1890 г.).

[43] Тэн И. «Очерки современной Англии» (СПб, 1872).

[44] Во всем, что касается крупной механической промышленности, превосходство американских рабочих в настоящее время почти не оспаривается. Несмотря на огромную стоимость перевозки, американские машины и особенно паровозы все более и более распространяются в Европе. Вот как недавно выражался одни английский инженер в «Revue scientifique»: «Американские паровозы можно изготовить при меньшей стоимости на единицу веса металла, чем в Европе, несмотря на то, что заработная плата в Америке значительно выше. Это коренное различие объясняется, впрочем, характерными качествами американского рабочего и, вероятно, более широким использованием приемов механичсской обработки».

[45] Все железнодорожные компании во Франции, кроме одной, вынуждены прибегать к гарантии прибыльности дорог. Государству приходится платить их акционерам огромные суммы, сильно обременяющие бюджет.

[46] Гекатомбы — огромные жертвы воины, террора, эпидемии и т. д.

[47] Александр Македонский.

[48] Пьер Боден — министр общественных работ в министерстве Вальдена-Руссо. Автор работ «Потерянные силы», «Современные армии и великие державы» и др.

[49] 1899–1901 г.г.

[50] Испанский парламент.

[51] Франко-прусская война 1870–1871 г.г.

[52] Квириты — официальное название полноправного гражданина в Древнем Риме.

[53] Можно найти кажущееся противоречие между этим положением и приведенным и другом труде, что учреждения в жизни народов никакой роли не играют. Но тогда мы говорили о народах, достигших зрелости, у которых элементы цивилизации упрочились благодаря наследственности. У этих народов элементы цивилизации не могут быть изменены новыми учреждениями, а эти последние могут быть приняты лишь внешним образом. Иное дело у народов молодых, т. е. более или менее еще варварских, у которых ни один элемент цивилизации еще не установлен. Читатель, желающие лучше познакомиться с этим вопросом, должен обратиться к нашему труду «Les Lois psychologiqucs de l'Evo­lution des peuples» («Психологические законы эволюции народов»).

[54] Кольбером, главным министром при Людовике XIV, были выпущены несколько ордонансов (особых актов), детально описывающих процесс производства. За нарушение регламента грозили тяжкие наказания вплоть до смертной казни.

[55] Читатель найдет весьма полные документы но этому вопросу в моей книге «Psychologic de l'education» («Психология образования»).

[56] Поль Бурд — публицист, ученый. Автор многочисленных работ, крупнейшие из которых «Через Алжир» и «Злоупотребления во флоте».

[57] Анатоль Леруа-Болье — директор свободной школы политических наук, имеет обширное литературное наследие. Основные его труды: «Им­ператор, король, папа, Реставрация», «Царская империя и русские», «Социализм и демократия» (1892), «Христианство и социализм» (1905).

[58] Считая с том числе привлеченных на службу общин согласно «переписи служащих» 1896 г.

[59] Эти притеснения еще более тяжелым бременем ложатся на туземцев и делают понятными их постоянные возмущения. Некоторое премя тому назад можно было прочитать и газетах историю того сделавшегося резидентом бюрократа, который для проявления своей власти приказал закопать в цепи в его собственном дворце и через его же первого министра короля Нородома, личность безусловно священную в глазах населения. Ужасно подумать, что великая колониальная держава может управляться такими неспособными мозгами.

[60] Тонкин — северная часть Индо-Китая, французский протекторат в 1884–1945 г.г.

[61] Пьер-Габриэль Бонвало — член Французского географического общества. Был с миссией в Туркестане, Персии, исследовал Сибирь, Абиссинию, Китай.

[62] Т. е. в раннефеодальном государстве Дагомея, сложившемся и XVII веке в Западной Африке (Бенин).

[63] Муниципии — в римском государстве италийские и провинциальные города, свободное население которых получало в полном или ограниченном объеме нрава римского гражданства и самоуправление.

[64] На предметы повседневного обихода налог поднят более чем вдвое против их стоимости. На алкоголь налог в 10 paз! больше его стоимости. Соль, табак, керосин и т. п. обложены в такой же степени. Самые насущные предметы, такие как хлеб и мясо, вследствие таможенных пошлин стали дороже вдвое.

[65] Валентино Вейлер — испанский генерал, военный министр. Известен главным образом жестокой борьбой с восстаниями в испанских колониях и внутри страны. Его репрессии во время кубинского восстания в 1896 г. вызвали возмущение во всех странах и послужили поводом к испано-америкаиской войне.

[66] Согласно цифровым данным Монтеро-и-Видаля, самые малодоходные приходы приносили их начальникам 10.000 франков: называют и такие, доход от которых простирался от 25.000 до 75.000 франкои. Эти суммы платили туземцы — народ крайне бедный.

[67] Имеется в виду испано-американская война 1898 года.

[68] Имеется в виду кубинское национально-освободительное восстание 1895–1898 г.г.

[69] Гектор Депасс — советник парижского муниципалитета, публицист, вице-президент группы социальных реформ. Основные труды: «Со­циальные изменения», «Труд и его условия».

[70] Итальянцы в своем понимании роли государства превосходят французов, доводя латинские понятия о государстве до последних крайностей. Нигде столько не развита безусловная вера во всемогущество государства, как в Италии — вера в необходимость вмешательства государства во все дела, особенно в торговлю и промышленность. Как окончательное следствие всего этого, развивается чиновничество и неспособность граждан нести свои дела без постоянной поддержки правительства.

[71] Видимо, имеется ввиду конфликт в Абиссинии в 1896 г.

[72] Между тем, требования итальянского мужика поистине минимальны. Редко когда заработная плата поденщиков бывает более 50 сантимов в день. Что касается рабочих, то они считают себя вполне счастливыми, когда им удастся заработать 2 франка. Если бы правящий класс обладал хоть в слабой степени выносливостью и энергией низших классов, то Италия имеете того, чтобы находиться почти в последнем ряду цивилизованных народов, заняла бы место среди самых цветущих нации.

[73] «Les Anarchistes» («Анархисты»).

[74] Такой способ уничтожения долгов, в торговом праве именуемый банкротством, принят в Португалии, латиноамериканских республиках, Турции и во многих других странах.

Политиканам, применявшим этот способ, он сперва казался весьма изобретателыным. Но они совсем упустили одно обстоятельство: подобное банкротстно приводило, и конце концов, практиковавшие это средство страны к тому, что они подпадали под строгий контроль, а следовательно, и под главенство других стран. В настоящее время греки испытывают это на себе. Так как положительно невозможно было найти между ними нескольких человек, необходимых для более или менее честного управления финансами, им поневоле пришлось, подобно Египту и Турции, согласиться на передачу управления своими финансами в руки иностранных агентов, контролируемых правительствами заинтересованных стран.

[75] Либерально иастроенные круги, и особенно студенты, но всей Европе были захвачены филэллинизмом — всемерной поддержкой пационалыю-освободитсльпого движения Греции. Грекам направляли пособия, к ним ехали волонтеры (между прочими — Байрон).

[76] В этом можно убедиться, просмотрев гравюры нашего труда «Les premieres civilisations de l'Orient», где на гробницах представлены изображения орудий промышленности Древнего Египта.

[77] Де Фовиль вычислил, что передвижение одной тонны товаров на километр носильщиками стоит 3 франка 33 сантима (цифра, доходящая в Африке до 10 франков), вьючными животными — 87 сантимов, но европейским железным дорогам — только 6 сантимов, а по американским — 1,5 сантима.

Альфред Де Фовиль — член Французской Академии моральных и политических наук, офицер почетного легиона, профессор политичес­кой экономии. Выдержка из его труда «Эссе об изменениях цен».

[78] Род краски красного цвета, добываемой из растения того же названия.

[79] Прядильное производство «Kanegafuchi» и Японии занимает около 6.000 человек, работающих день и ночь в две смены по 12 часов. Рабочая поденная плата (приблизительно 50 сант.), уплачивается серебром, рыночная стоимость которого, как известно, вдвое меньше стоимости золота. Вот данные из статистических отчетов Японской империи, опубликованных в «Hanabusa» в 1897 г. директором статистического отделения, касающиеся среднего оклада некоторых рабочих категории: для земледельцев — 32 сантима в день, типографщиков — 1 франк 40 сантнмов, плотников — 1 франк 75 сантимов.

[80] Лебон говорит о работе над книгой «Dissociation la matиre» (1902 г.).

[81] Книга Лебона «l'Homme et les Societes» («Человек и человеческие сообщества») на русском языке не издавалась.

[82] В 1802 г. по Луаре перевозилось 402.500 тонн груза. Теперь не перевозится и 30.000.

[83] Дени Папин (1647–1714) — французский физик, один из первых изобретателей паровой машины.

[84] В каталоге дорожных вещей магазинов Лувра, изданном в июне 1898 г., из четырех категории фотографических объективов, находящихся в продаже, три значатся изготовленными и Германии и только один сорт объективов французской марки предлагается покупателям, да и то oн годен разве только для дешевых аппаратов. Французский объек­тив теперь почти не находит покупателей, тогда как лет 30 тому назад никто не покупал немецких.

[85] Парижские товары (фр.).

[86] Называют некоторые германские заводы, имеющие до 80 химиков, часть которых занимается только теоретическими изысканиями. Другие продолжают их, стараясь извлечь какие-либо промышленное приложение. Германские промышленники зорко следят за всеми новейшими изобретениями и тотчас стараются их усовершенствовать. Через несколько дней после изобретения беспроволочного телеграфа одна германская фирма уже изготавливала полный аппарат для него (с кодами Морзе) за 200 марок. Прибор был у меня в руках, и я констатирую, что все трудности в установке его станции были удивительно преодолены.

[87] Я привожу цифры в английских мерах по Cтенли. Вот как выражастся в настоящее время населенность различных стран Европы на кв. км (по «Annuari du bureau des longitudes» за 1898 г.): Англия — 117, Италия — 110, Германия — 99, Франция — 73, Испания — 36.

[88] Свою систему взглядов о закономерностях воспроизводства народонаселения Мальтус изложил в труде «Опыт о законе народонаселения» (СПб, 1868).

[89] Противоречие между демократическими идеями и наукой начинает уже проникать и учебную книги, написанные профессорами университета. Вот как выражается Лависс, один из писателей, наиболее известных по своим общедостунным сочинениям:

«Философы XVIII века ввели в моду чувство братства в человечестве; а теперь наиболее распространенная из философий, уже проникшая в науку, учит неизбежности борьбы зa существование, законности естественного подбора, осуществляемого путем истребления слабых, за которыми она не признает права на жизнь».

[90] Человеческий род живет благодаря немногим (лат.).

[91] Автор забыл сказать нам, какие можно будет «принять меры»; во всяком случае, не изданием постановлений, так как они были бы отрицанием основных принципов демократии, следовательно, ясно, что его предложение совершенно химерично.

[92] Государственный переворот 2 декабря 1851 года, когда были арестованы и высланы наиболее влиятельные члены законодательного со­брания.

[93] Речь идет об Адольфе Тьере, который способствовал в 1849 г. выбору Луи Наполеона в президенты, а после франко-прусской войны заключил прелиминардый договор с Пруссией. В 1871–1873 г.г. — президент Франции.

[94] Андре де Фукье — литератор, драматический автор, сотрудник различных журналов.

[95] Неоспоримо, однако, что начинают обрисовываться очертания будущего международного права, основанного на общественном мнении. Оно становится уже достаточно сильным, чтобы заставлять правителей считаться с ним. Не подлежит сомнению, например, что англичане никогда и не подумали бы высадиться в Кале с целью им завладеть, когда в 1870 году французы были беззащитны. Несколько веков тому назад такое вторжение сочли бы весьма естественным. Одним из поводов, помешавших императору Вильгельму на другой день после поражения русских воспользоваться случаем объявить французам войну с целью завладеть несколькими провинциями, было единодушное осуждение, вызванное несчастной распрей из-за Марокко. Народы, однако будут поступать весьма мудро, если для самозащиты станут гораздо больше рассчитывать на силу своих пушек, чем на столь еще ограниченное могущество общественного мнения.

[96] Имеется в виду англо-бурская война 1899–1902 гг.

[97] Имеется в виду так называемая Чикагская трагедия, когда на митинге 4 мая 1886 года террористами была подложена бомба.

[98] Имеется в виду стачка 1894 г. на вагоностроительных заводах Пульмана, перекинувшаяся затем на железные дороги. Стачка была нодавлена войсками и полицией при вмешательстве союзпого правительства. Руководил стачкой Е. Дебс, позже ставший организатором социал-демократической партии.

[99] Генри де Вариньи — доктор медицины, преподаватель, сотрудник министерства Военно-морских сил, редактор газеты «Temps». Основная работа «Исследования в области Эволюции» (1892).

[100] Потогонная система (англ.).

[101] В 1850 г. их было 350.000, в 1870 г. — 364.000, и 1881 г. — 372.000, и 1891 г. — 430.000, из них 31.000 в Париже.

[102] Морис Флери — доктор медицины, член Комиссии по наблюдению за ненормальными детьми при Министерстве внутренних дел, автор книги «Тело и душа ребенка» (1899). Его труд «Введение в медицину душевных заболеваний» (1897) Получил награду французской Академии Наук.

[103] «Revue du palais» от 1 октября 1898 года.

[104] Одно почтенное близкое к университету лицо говорило мне недавно, что, как оно в том удостоверилось, большая часть его коллег, сделавшихся социалистами, в большинстве случаев были хилые и болезненные. Теперь социализм, подобно христианству вначале, является религией обездоленных жизнью.

[105] «Психология образования».

[106] Совокупность французских высших и средних учебных заведений.

[107] Можно отдать себе отчет о возрастающем успехе социализма в среди университетской молодежи, прочтя полное ярой ненависти к обществу воззвание, опубликованное «студентами-коллективистами».

[108] См. документы, собранные в моем труде «Психология поспитания», 7-ое изд. На русском языке опубликован перевод с 11-го издания (СПб, 1910).

[109] Ружье с магазином.

[110] Пауперизм (от лат. pauper — бедный) — иждивенчество, возведенное в философию, профессиональное нищенство. В советской интерпретации — бедность трудящихся в эксплуататорском обществе.

[111] Эмиль Шейсон — член Французской Академии моральных и политических наук, профессор политической акопомии, генеральный инспектор постов и дорог. Автор многочисленных публикаций но экономическим и политическим вопросам, работ «Алкоголизм», «Социаль­ный инженер» и др.

[112] В 1948 г. Учредительное собрание решило закрыть национальные мастерские. Рабочие подняли бунт, которыи длился 4 дня с 22 июня и был подавлен национальной гвардией.

[113] Согласно мнению экономистов, на всем свете существует только 24 миллиарда золотой и 20 миллиардов серебряной монеты. Если бы их разделили между 1.500 миллионами населения земли, то каждому пришлось бы по 29 фр. Самая богатая страна в мире, Соединенные Штаты, владеет лишь 8 миллиардами звонкой монеты. Капиталы многочисленных миллиардеров Штатов состоят большей частью из бумаг. Звонкая монета приобретает свою ценность только благодаря быстрому своему обращению.

[114] Даниэль Золя — профессор в свободной школе политических наук, редактор «Joarual de Debats», автор труда «Сельский социализм и налог на доходы».

[115] Эти цифры значительно изменяются и зависимости от способа пользования материалом переписей. Вот результаты переписи 1896 года состава промышленных отраслей и профессий во Франции, приведенные в «l'Office du travail» и изложенные де Фле в «l'Economiste francais». Я беру круглые цифры:

Земледельцев — 8.502.000 обоего пола

Промышленников — 5.605.000

Купцов — 2.287.000

Свободных профессий — 339.000

Мастеров и ремесленников (парикмахеров и т. п.) — 52.000

Прислуги — 917.000

Чиновников — 689.000

Всего — 18.391.000 обоего пола.

Из 38.500.000 французов почти половина принимает участие и национальном труде, в т. ч. более шести миллионов женщин.

[116] В Энском департаменте, области крупного хозяйства, говорят, насчитывалось несколько лет тому назад 900 совершенно оставленных значительных ферм; между тем, никогда еще не называли там ни одной маленькой собственности, заброшенной ее владельцем. Последнее наблюдение относится равным образом и к Англии.

[117] Слушатели правительственных высших учебных заведений, политехнической школы, центральной школы и проч. пополняются теперь главным образом самыми низшими классами общества. Вступительные и выпускные экзамены требуют напряжения памяти и известного труда, на что способны почти только лица, понукаемые нуждой. Хотя плата в политехнической школе весьма мала, больше половины слушателей не могут вносить ее. Все это сыновья скромных торговцев, слуг, рабочих, мелких чиновников, воспользовавшиеся стипендиями уже в лицеях. Согласно одной из статей Шейсона, напечатанной в «Annales des Pouts et Chaussees» за ноябрь 1882 г., число стипендиатов в политехнической школе, составлявшее в 1850 году приблизительно 30%, в 1880 г. превысило 40%. С того времени цифры только увеличивались. По справке, полученной мною в той же школе в 1897 году, 249 воспитанников из числа 447 ничего не платили за свое содержание.

[118] Ричард Кобден был одним из лидеров фритредеров. Основные принципы этого направления в экономической теории и практике — свобода торговли и невмешательство государства в частную предпринимательскую деятельность. С помощью Лиги был отменен «хлебнын закон», запрещающий ввоз иностранного хлеба и распространена свобода торговли на все мануфактуры.

[119] Т. е. путешествующих на велосипедах.

[120] Видимо, имеются в виду спекуляции Моргана, создавшего вместе с Карнеги Стальной трест «Юнайтед Стейтс Стил Корпорейшен».

[121] Старомодные (англ.).

[122] Прихоти (фр.).

[123] Эдмунд Берк и Чарльз Фоке были членами вигов (партии аристократов и крупной буржуазии) и осуждали Французскую революцию.

[124] Имеется ввиду сражение при Аустерлице в 1805 г.

[125] Т. е. после разгрома австро-саксонской армии под городом Садова в 1866 г.

[126] Имеется в виду китайско-французская война 1884–1885 г.г.

[127] Эта страница, приводимая во многих трудах, в действительности состоит, по исследованию Ж. Сореля, из отрывков, выбранных из различных сочинений Прудона и сведенных в один текст. В первый раз в таком виде она появилась, будто бы, в «Journal dus Debats».

[128] Имеются в виду I Интернационал и раздоры между Бакуниным и Марксом.

[129] Гюстав де Молинари — политик, экономист, член С.-Петер­бургс­кой Академии наук, публицист, автор многих работ (в том числе «Курс политической экономии» и «Политическая эволюция и революция»).

[130] Имеется в виду город Рубе.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.