§ 2. Место обществознания в системе научного знания..................................................................................................... 5
§ 3. Предмет социальной философии......................................................................................................................................... 8
§ 4. Парадигмы философствования и социальная философия..................................................................................... 11
§ 4.1. Онтологическая парадигма (Парадигма «on he on»)............................................................................................. 11
Раздел II. Фундаментальные характеристики человеческого мира.............................. 24
§ 5. Человеческий мир и мир природный.............................................................................................................................. 24
§ 6. Способ существования смысла.......................................................................................................................................... 25
§ 7. Различие как характеристика человеческого мира.................................................................................................. 27
§ 8. Пространственная особенность мира человека.......................................................................................................... 28
§ 8.1. Виды социального пространства................................................................................................................................ 29
§ 9. Временная характеристика человеческого мира....................................................................................................... 31
§ 9.1. Время и событие............................................................................................................................................................... 32
§ 9.3. Время и ценность.............................................................................................................................................................. 33
§ 10. Индивидуальное начало в человеческом мире......................................................................................................... 36
§ 10.1. Продукты и произведения в человеческом мире.................................................................................................... 37
§ 10.2. Индивидуальность человека и мир человека........................................................................................................... 39
§ 11. Отношение сущего к условиям существования........................................................................................................ 41
§ 11.2. Законы условий в человеческом бытии..................................................................................................................... 45
§ 11.3. Безусловные законы в человеческом бытии............................................................................................................ 49
§ 11.4. Свобода и закон в человеческом бытии................................................................................................................... 52
§ 12. Амбивалентность явлений человеческого мира....................................................................................................... 54
Раздел III. Специфические характеристики социального познания.............................. 55
§ 13. Уровни социального знания............................................................................................................................................ 55
§ 14. Проблема методологии гуманитарного познания................................................................................................... 59
§ 15. Характеристики социального знания.......................................................................................................................... 59
§ 16. Философская критика как методология социального познания...................................................................... 62
§ 17. Истинность социального знания.................................................................................................................................... 63
§ 18. Социальное знание и практика...................................................................................................................................... 65
Раздел IV. Онтология общества................................................................................................ 68
§ 20. Модели общества................................................................................................................................................................... 71
§ 21. Общество sub specia rei (Общество под знаком вещи)............................................................................................. 75
§ 22. Хозяйство и экономические отношения в системе общества.............................................................................. 77
§ 22.1. Факторы экономического развития......................................................................................................................... 81
§ 22.1.1. Марксистская концепция общественного производства.......................................................................... 81
§ 22.2. Работа и деньги.............................................................................................................................................................. 84
§ 23. Сфера общения и формы ее организации.................................................................................................................... 87
§ 23.2. Социальные формы общения....................................................................................................................................... 88
§ 23.3. Дифференциация социального пространства....................................................................................................... 90
§ 23.3.1. Эгалитаризм марксистской теории классов................................................................................................ 91
§ 23.3.2. Элитаристкие концепции социальной дифференциации.......................................................................... 93
§ 23.3.3. Концепции социальной стратификации........................................................................................................ 93
§ 23.4. Повседневность и быт.................................................................................................................................................. 94
§ 24.2. Социальный институт и его характеристики...................................................................................................... 99
§ 24.3. Государство как политический институт управления.................................................................................... 101
Раздел V. Онтология культуры................................................................................................. 104
§ 25. Определение понятия «культура»............................................................................................................................... 104
§ 26. Культура как опыт............................................................................................................................................................. 108
§ 27.1. Культурные формы как категории культуры...................................................................................................... 110
§ 27.2. Культурные категории и универсальные человеческие чувства.................................................................... 113
§ 28.1. Конкретные виды культурной деятельности...................................................................................................... 115
§ 29. Культура и система образования.................................................................................................................................. 118
§ 30. Исторические типы культуры....................................................................................................................................... 126
Раздел VI. Человек и его сущность......................................................................................... 129
§ 31. Проблема сущности человека........................................................................................................................................ 129
§ 32. Человек и природа............................................................................................................................................................. 130
§ 33. Человек и общество........................................................................................................................................................... 132
§ 33.1. Человек как функционер............................................................................................................................................. 132
§ 33.2. Человек как личность.................................................................................................................................................. 133
§ 34. Человек и история.............................................................................................................................................................. 135
§ 35. Индивидуальность и бессмертие.................................................................................................................................. 139
Раздел I. Социальная философия в системе философского и научного знания
§ 1.
Вводный
Перед нами учебник по социальной философии.
Чему он учит? Само название «социальная философия» говорит, что это философия, имеющая своим предметом общество, социальное, нечто, относящееся к человеку и его жизни. Но знающий человек скажет, что философия тем и отличается от конкретных наук, что у нее нет конкретной области внимания. Физик может указать на свои объекты – это тела, биолог может указать на свои объекты – это организмы, социолог, экономист, лингвист и другие представители конкретных наук также могут предъявить те области действительности, которые являются объектами их теоретического внимания, но философия не может этого сделать. Она может обращаться к любой сфере действительности, так как ее интересует, как говорил Аристотель, само сущее как таковое, сущее как сущее, а не это сущее или другое. Она может иметь дело с любым фрагментом мира, так как человек оказывается в ситуации философствования не тогда, когда он попадает в какое-то конкретное место действительности, а когда он оказывается в ситуации неопределенности, когда он не знает, что делать, что думать, как реагировать. Вот тогда и наступает время философии, время поиска выхода к знанию из незнания, время определения неопределенного, время о-предел-ения, т.е. выявление пределов, границ, поиска ясности. Где этот поиск происходит? Везде, где человек сталкивается с неопределенностью. Философия и есть знание о правилах, принципах, методах и умениях разрешать ситуации неопределенности. Но возможность таких правил требует признания существования таких оснований, опираясь на которые можно преодолевать неопределенность, незнание и неумение. В конце концов, философия и становится поиском тех предельных оснований, которые могут обеспечить надежность действия и понимания. Выяснение сущности этих предельных начал порождает категории философии[1]. Последние и есть формы существования философского знания о сущем как таковом, о действительности как таковой, в которой человеку и приходится определяться в ситуации неопределенности.
Имеет ли социальная философия, т.е. рассуждения о мире человека и его жизни, отношение к этим фундаментальным задачам философии? Да, имеет. Более того, именно обращение к миру человека (человеческому миру) раскрывает нам смысл ситуации неопределенности – это ситуация, в которой человек должен сам принять решение, должен сам определить свое действие, т.е. определить себя в ситуации свободы, определить себя как свободно действующего субъекта. Вот и оказывается, что философствование, суть которого заключается в определении начал (любых пределов), получает свой смысл в ситуации самоопределения человека, благодаря его стремлению узнать себя.
На фронтоне храма Дельфийского оракула было начертано: «Познай самого себя!». Сократ сделал из этого обращения заповедь философии. Но эта заповедь не означала простого призыва к самопознанию, которое должно открыть человеку его способности и склонности, его сильные или слабые стороны, а была призывом к познанию сущности бытия человека, своей истины. Юноша, герой поэмы «О природе» подлинного родоначальника древнегреческой философии Парменида, жаждет знать, как ему жить, где праведный путь, и Богиня ему отвечает, что есть два пути для человека – путь Истины и путь Мнения. Первый путь направляет человека к тому, что подлинно есть, к бытию, которое есть и не может не быть. Это бытие вечно, это бытие постоянно, здесь человек найдет ту надежную опору, которая его никогда не подведет, так как эта опора – незыблемые законы бытия. Путь этот – путь Разума, «путь Убеждения, которое Истине Спутник». Второй путь – путь Мнения. А мнений столько, сколько людей, они непостоянны, они ситуативны и мимолетны, на них нельзя положиться. Здесь нет ничего постоянного, все временно, а потому смертно, преходяще. Человек не может на этом пути определиться. Только истина и разум дают стабильность, постоянство, а вместе с этим бессмертие и вечность. Поэтому знать себя, по мнению греков, значит знать истину бытия. Великие философские проблемы европейской культуры – бытие, истина – выросли из стремления человека определить себя.
Таким образом, социальная, человеческая проблематика входит в само философствование либо прямо – когда философы посвящают свои трактаты этике, политике, государству, либо латентно – когда философия через учение о бытии и познание ищет обоснования правды жизни. А это делает оправданным существование особой философской дисциплины – «социальная философия».
§ 2.
Место обществознания в системе научного знания.
Мир человеческий (или социальная реальность) является объектом наук, входящих в корпус обществознания, который интенсивно развивается в системе научного знания последнего столетия. Опережающий рост наук о человеке в ХХ столетии по сравнению с развитие естествознания обусловлен целым рядом причин. Эдмунд Гуссерль, создатель феноменологии, в своих лекциях середины 30-х годов ушедшего века «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» отмечал, что кризис точных наук, несмотря на их бурное развитие, выражается в том, что они оторвались от действительного мира, от «жизненного мира» человека и конструируют идею «мира вообще»[2]. Наука, превратившаяся в технику счета и моделирования, ничего не может сказать о жизни человека, и видит жизнь только как непрерывную «цепь иллюзорных порывов и горьких разочарований»[3]. А между тем жизнь человека настолько изменилась, что ее понимание нуждается в научных способах и методах познания.
Двадцатое и начавшееся двадцать первое столетия характеризируются становлением новой общественной действительности. Можно отметить несколько особенностей этой новой общественной реальности.
Во-первых, возникла такая общественная действительность, которая порождает неизвестную ранее мобильность человека. Человек уже не привязан к одному месту своей социальной жизни, как это было прежде. Он не живет всю жизнь в одном селе или в одном и том же городе, а достаточно часто меняет место своего проживания. Он не остается всю жизнь на одном и том же месте работы, а имеет возможность менять место работы и даже род своих занятий. Он не остается постоянно членом одного и того же общественного класса, социальной группы или страты, а может изменять свой общественный статус, повышая или понижая его. Наконец, эта мобильность проявляется просто в том, что каждый человек необычайно расширяет свои контакты с другими людьми. В течение одного дня житель большого города вступает в контакты с сотнями людей в транспорте, в магазинах, на работе, в местах развлечения и т.д. Все это ставит человека в новые условия поведения. Если раньше он постоянно имел дело с одним и тем же социальным окружением, с повторяющимися ситуациями и сходными проблемами, для которых культура сообщества выработала и закрепила в традиции определенные способы решения и действия, то в современных условиях индивид постоянно сталкивается с такими ситуациями, для действия в которых нет готовых норм или культурных предписаний. Человек сам должен решить, как он должен поступать. Он должен уметь социально грамотно строить свое поведение. Социально мобильный человек должен не только быть привержен какой-то культурной традиции, но и уметь выходить за нее и создавать новую культурную традицию. А это требует знания культуры, знания особенностей социальной действительности.
Во-вторых, двадцатый век со всей очевидностью продемонстрировал становление «всемирного бытия людей» (К. Маркс) – всемирная история стала реальностью. Об этом свидетельствуют мировые войны, мировые кризисы, всемирные выставки, всемирные игры, соревнования на первенство мира, всемирные транспортные и информационные связи, общемировой рынок и мировые державы и т.д. Глобализация стала фактом нашей жизни. Растет интеграция экономическая – весь мир стал единым рынком. Растет интеграция политическая – Организация Объединенных наций стала реальностью, возникает Объединенная Европа, даже разбежавшиеся страны СНГ, постоянно вспоминают о необходимости интеграции. Растет интеграция информационная – достаточно вспомнить всемирную сеть Интернет. Растет интеграция в науке, в искусстве, даже в религиозной сфере. Интеграцией открылся ХХ век, интеграцией он сопровождался и продолжение интеграции он завещал новому тысячелетию. Но в противовес интеграционным процессам растет и понимание ценности и значимости локальности, непохожести, особенности. Своеобразие и непохожесть в отличие от глобальной интеграции существовали всегда, но именно сейчас, в условиях усиливающейся интеграции и нивелирования, они осознаются, а тем самым выделяются как особые характеристики бытия. Осознается значение регионального своеобразия, значение личностного своеобразия, наконец, значение культурного своеобразия вообще. И каждый человек, осознает он это или нет, оказывается перед лицом всемирного бытия, а часто оказывается в ситуации ответственности за это бытие. В экстремальных ситуациях своей жизни, которыми и ХХ, и новый век щедро награждали людей, человек ставится перед кардинальным выбором, жизненно значимым выбором, правильное разрешение которого требует от него знания принципов жизни и строения общественного мира.
В-третьих, новая социальная реальность поставила человека в абсолютно необычную и ранее неизвестную ему нравственную ситуацию. Обычно все моральные ценности и нормы получали свое подтверждение и содержание в непосредственном контакте одного человека с другим, моральный горизонт человека совпадал с границами результатов его поступков, он видел последствия своего морального деяния, и это становилось основой его нравственного развития. Он страдал или радовался вместе с теми, кто оказывался в зоне его морального действия. Его совесть (со- ведение, совместное знание) говорила ему голосом другого, которого он знал. А сейчас? Наш современник, мы с вами можем совершить такие поступки, последствия которых либо нам будут неизвестны, либо мы их непосредственно не воспринимаем. Это может случиться, когда мы в автобусе, метро или где-нибудь еще своими действиями задеваем нам совершенно незнакомого человека, с которым мы больше никогда не встретимся. Это может случиться и в более серьезной ситуации, когда кто-то и где-то принял решение, совершил какое-то действие, а пострадают от этого в другом месте, а может быть и в другое время сотни, а то и тысячи или десятки тысяч людей. Как быть в этом случае с нравственной ответственностью, если не нарушен никакой закон и человек не несет юридической ответственности? Как поставить «виновника» нравственного проступка, который себя совсем так не чувствует, перед судом совести? В прошлые века только мудрецы прозревали необходимость расширения горизонта нравственной ответственности человека до пределов всего человечества, сейчас же это потребность нравственного сознания каждого человека. Идея нравственного сознания, выстраданная человечеством – «Люби ближнего как самого себя», несмотря на всю свою значимость, явно требует дополнения в направлении изменения ориентации нравственного сознания. Мы живем в мире, где любить надо также и дальнего, причем не как себя, а как его, со всеми его особенностями, которые могут быть совершенно отличны от наших.
Мы видим необходимость исследования бытия человека как бытия нравственного, без чего будет трудно, а то и невозможно разрешить многие проблемы нашей жизни.
Динамичное индустриальное развитие ХIХ века привело к становлению новой предметной реальности в двадцатом веке. Если в момент рождения самого понятия «культура» философы обозначили этим понятием вторую природу, природу рукотворную, которая существует наряду с природой первой, нерукотворной, то в наш век эта «вторая» природа уже давно стала и первой, и последней. Нерукотворная природа на планете Земля оказалась загнана в резерваты – в заповедники и национальные парки, в «красные книги» и зоопарки, в которых она доживает свои последние дни. Вокруг человека осталась только «природа» предметного мира, который разрастается с невероятной быстротой, порождая все новые и новые предметы и их сочетания.
Глобальная предметная среда требует от человека нового отношения. С ней уже нельзя обращаться так, как человек обращался с той второй природой, когда он создавал ее, постепенно вводя в ее систему новые предметы. Зайдя в этнографическом музее в крестьянскую избу, мы поражаемся гармонии ее бытовой среды – все предметы имеют свое собственное место, все они пригнаны друг к другу и живут одним миром. Но ведь никто не создавал этот мир как единый мир, каждый предмет этого мира создавался отдельно. А единство возникло благодаря тому, что предметы долгое время жили вместе, что каждый из них, входя в этот мир, постепенно «притирался» ко всему своему окружению и постепенно находил свое место в ансамбле предметного мира.
Современный предметный мир не дает времени для естественной гармонизации всех своих составляющих. Необходимо сразу проектировать предметную среду, а не отдельный предмет или даже ряд предметов. Современный инженер, изобретатель предметов, не может быть проектировщиком этого предмета, или этой машины, он должен создать целостную среду. Поэтому он не может мыслить как «узкий» специалист, он должен мыслить глобально и должен быть инженером-универсалом. Но инженер-специалист вырастает на базе определенной технической науки и того типа мышления, который вышел из естественных наук и взрастил техническую рациональность. А на какой базе вырастет инженер-универсал? Такой базой должно стать знание о законах жизни предметного мира как единого и как специфического бытия. Законы этого бытия – законы человеческого мира, отличного от природы. Но эти законы еще мало известны, во всяком случае, они не стали предметом изучения инженера. Для современного инженера требуется системное мышление, требуется мышление экологически безопасное. Системное же мышление и мышление экологическое, которое изначально, самой логикой своего рассуждения ориентировано на такое изменение среды обитания и такое проектирование «второй» природы, которое не будет противоречить первой природе, не может возникнуть на путях изучения существующих технических наук и на базе законов естествознания, оно может возникнуть только на путях изучения законов и принципов жизни человеческого бытия. Вот почему значимо становится изучение социального мира.
Наконец, изменилась культурная реальность, с которой имеет дело человек двадцатого столетия. Культура не просто предоставляет сейчас человеку какую-либо информацию, или культура не просто требует от человека осмысления и правильного восприятия своего содержания, она требует от человека умения работы с самой информацией. Информационная революция в ХХ веке не только породила новые информационные технологии, но вызвала быстрый рост информации как в количественном – рост ее объема, так как и в качественном отношении – возникновение новых смыслов, новых ценностей, видов искусства, жанров, наук, отраслей знаний и т.п. Общение с культурой становится эффективным только при условии вúдения и знания самих принципов жизни смыслов и значений культуры, способов организации культурного пространства и свободного движения в этом пространстве.
Все это говорит о том, что одним из важнейших условий существования цивилизация ХХI столетия является углубление самого знания о мире человеческой жизни, социальном мире, которое даст возможность человеку успешно действовать и организовывать свою жизнь. Поэтому прав был глава французской школы структуралистов Клод Леви-Строс, что XXI век будет веком гуманитарного знания, либо его вообще не будет.