Поднять вверх на уровень головы правую или левую (свободную от оружия) руку. Руку держать до подтверждения (повторения сигнала разведчиком, которому предназначен сигнал). Сигнал «Внимание» подается перед каждой командой и при подтверждении полученной команды.
Один длинный тон-сигнал
(3-5)
«Э-э-й»
«Стой»
Опустить в сторону поднятую вверх по жесту «Внимание» руку, ладонью вниз.
Четыре коротких тон-сигнала
«Ос-та-но-вись»
«Вперед»
«Марш»
После сигнала «Внимание» и его подтверждения, повернуться в сторону предполагаемого движения, энергично махнув 2-3 раза впереди себя рукой.
Два коротких тон-сигнала «И-ди»
Сигнал командира
Рисунок
Жест
Сигнал тоном радиостанции
Наблюдаю противника (местных жителей)
Повернуться лицом в сторону противника, указать на него вытянутой рукой (в т. ч. и с оружием)
Четыре коротких тон-сигнала
«Об-на-ру-жил»
«К бою»
Повернуться лицом в сторону противника, поднять обе прямые руки на уровень плеч
Четыре коротких и один длинный тон-сигнал «Ос-та-но-вись-пли-и-и»
12. Методика обучения личного состава действиям
в тылу противника
Методика тактико-специальной подготовки это наука о содержании тактико-специальной подготовки как учебного предмета и закономерностях обучения ей солдат, офицеров, штабов и войск.
Предметом методики является сам процесс обучения тактико-специальной подготовке.
Методика тактико-специальной подготовки решает следующие задачи:
— определяет задачи обучения тактико-специальной подготовке, её роль в системе боевой подготовки;
— научно обосновывает содержание, программу тактико-специальной подготовки, намечает последовательность её прохождения в комплексе с другими предметами;
— определяет пути реализации принципов обучения в ходе тактико-специальной подготовки, вырабатывает формы и методы обучения этому предмету, соответствующие его целям и содержанию;
— разрабатывает требования к методической подготовке сержантов, офицеров, проводящих занятия и учения;
— изучает историю методики тактико-специальной подготовки.
В основе тактико-специальной подготовки лежит обучение практическим действиям на местности но выполнению разведывательных задач и проведению специальных мероприятий в сложных условиях агентурно оперативной обстановки современного боя (операции).
Тактико-специальная подготовка личного состава обязательно должна быть тесно увязана с другими предметами обучения, изучение соответствующих тем которых должно предшествовать занятиям по ГСП и обеспечивать получение разведчиками знаний и навыков, необходимых для выполнения задач в соответствии с их предназначением. Па каждом занятии по ГСП. особенно на полевом, должны совершенствоваться знания и навыки разведчиков, полученные по другим предметам обучения (инженерной, огневой, физической, военно-медицинской, радиоподготовке, военной топографии, иностранному языку и др.)
При проведении занятий по тактико-специальной подготовке необходимо широко использовать боевой опыт советской военной разведки в годы ВОВ и разведывательно-боевых действий специальной разведки в Афганистане и Чечне.
Для обеспечения высокого уровня полевой выучки разведчиков занятия по ТСП проводить главным образом в поле, на разнообразной местности, в любых условиях погоды и в разное время суток, в сложной обстановке.
Особое внимание на полевых занятиях уделять психологической подготовке разведчиков, развитию находчивости, твёрдой воли, самообладания и способности обеспечивать жизнедеятельность и выполнение поставленных задач при резких и неожиданных изменениях обстановки.
Обстановка должна быть максимально приближена к боевой действительности и боевым условиям без упрощений и послаблений, с максимальным использованием возможностей специальной техники и вооружения.
На всех занятиях необходимо учить разведчиков смело принимать решения на командование группой или самостоятельные действия, умело использовать любую возможность для полного и своевременного выполнения боевой задачи и обеспечения жизнедеятельности и любых условиях, в том числе экстремальных.
Основными видами обучения тактико-специальной подготовке являются:
—тактико-строевые занятия;
— практические занятия;
— тактико-специальные занятия;
— учения;
— полевые выходы;
соревнования на лучшую РГ СиН.
Тактико-строевыезанятия проводятся в целях обучения разведчиков способам и технике действий их в тылу противника при выполнении разведывательных задач и проведении специальных мероприятий, а также в целях боевого слаживания РГ СпН. Отработка учебных вопросов па тактико-строевых занятиях проводится вначале по элементам, а затем слитно, с повторением изучаемых приёмов и способов действий разведчиков и командиров РГ СпН до правильного, слаженного и быстрого выполнения их личным составом.
Тактико-строевые занятия проводятся продолжительностью 2 3 часа, на ограниченном участке местности методом тренировок, как со штатным материально-техническим обеспечением разведчиков, так и без него.
Противник и его действия на тактико-строевом занятии обозначаются в той мере, в какой это необходимо для отработки поставленных учебных вопросов. Отработку каждого учебного вопроса руководитель занятия начинаете введения личного состава в агентурно - оперативную (тактическую) обстановку, после этого он предоставляет ему необходимое время для оценки обстановки и принятия решения, затем заслушивает 2 - 3х разведчиков.
Каждое принятое решение необходимо разбирать, показывать сильные и слабые стороны, зачем наиболее грамотное и обоснованное решение принимается за основу и утверждается руководителем. По-
сле этого по утверждённому решению отрабатываются практические действия разведчиков, при этом обращается внимание па правильность, чёткость, слаженность, а при необходимости, и быстроту их проведения.
После отработки каждого учебного вопроса необходимо проводить частный разбор и переходить к изучению следующего учебною вопроса.
Практические занятияпроводятся в целях изучения и практического освоения вооружения, снаряжения, экипировки, совершенствования приобретённых разведчиками навыков и умений по ГСП.
Тактико-специальныезанятия являются основным видом практического обучения разведчиков на местности.
Они проводятся в целях привития личному составу навыков в действиях на местности с вооружением, средствами разведки и связи, снаряжением, экипировкой и другими средствами материально-технического обеспечения при выполнении разведывательных задач и проведении специальных мероприятий. На тактико-специальных занятиях учебные вопросы отрабатываются в строгой последовательности и в строгом соответствии с замыслом и созданной агентурно - оперативной (тактической) обстановкой по времени и в темпе, определённых соответствующими нормативами и поставленной задачей, без предварительного объяснения личному составу требуемых от них действий. При необходимости действия по отдельным учебным вопросам могут повторяться.
Тактико-специальные ученияпроводятся в условиях максимально приближенных к боевой действительности, без каких-либо пауз. в различное время года на незнакомой местности, в отрыве от расположения соединения (части) СпН. Каждое учение должно стать хорошим уроком морально-психологической закалки, совершенствования качеств, необходимых для выполнения поставленных задач в тылу противника.
Полевые выходыпроводятся зимой и летом и имеют целью комплексную отработку изученных тем тактико-специальной подготовки и совершенствование знаний, умений и практических навыков, полученных на занятиях по другим предметам боевой подготовки. Особое внимание во время полевого выхода уделяется выработке у разведчиков физической выносливости, психологической устойчивости и подготовке их к действиям в тылу противника в сложных физико-географических, климатических условиях и в условиях активного противодействия контрразведывательных органов противника днём и ночью.
Для определения уровня полевой выучки разведчиков и направления дальнейшего совершенствования их подготовки в конце первого периода обучения в соединении (части) СпН проводятся соревнования РГ СпН по тактико-специальной подготовке за счет резерва времени командира.
«УТВЕРЖДАЮ»
командир 2 роты капитан Г. Иванов
« » января 2004 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятия по тактико-специальной подготовке с личным составом 1 взвода
ТЕМА: 2/1 «ТЕХНИКА СКРЫТНОГО И БЕСШУМНОГО
ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, МАСКИРОВКА РАЗВЕДЧИКОВ В ТЫЛУ ПРОТИВНИКА»
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1. Научить личный состав скрытному и бесшумному передвижению на различной местности.
2. Учить разведчиков маскировке в тылу противника.
3. Воспитывать у личного состава взвода смелость, решительность и инициативу, умение ориентироваться в сложной обстановке.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Вооружение, экипировка разведчика и радиста, их подгонка и
крепление.
2. Способы скрытного и бесшумною передвижения на различной местности, маскировка разведчиков в тылу противника.
МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ:упражнение (тренировка). ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: тактико-строевое занятие. ВРЕМЯ:3 часа. МЕСТО:поле.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
— вооружение и снаряжение личного состава взвода — штатное;
2. «Методическое пособие по тактико-специальной подготовке для разведчиков подразделений СпН» -учебное пособие стр. 7—21.
3. «Специальная разведка» гл. 7, стр. 140-142.
ХОД ЗАНЯТИЯ
И Я
Действия руководителя
Действия обучаемых
Вступительная часть — 5 минут
1. Принимает доклад ЗКВ о готовности личного состава к занятию.
2. Проверяет личный состав и материальное обеспечение.
3. Объявляет тему и цели занятия, порядок отработки учебных вопросов.
4. Напоминает требования безопасности при проведении занятия.
5. Вводит взвод в тактическую обстановку.
Заместитель командира взвода докладывает о готовности взвода к занятию.
1. Вооружение, снаряжение, экипировка разведчика и радиста, их подгонка и крепление — 40 минут.
В исходном районе для занятия показывает как правильно подгонять вооружение, снаряжение и экипировку. Требует от каждою обучаемого проделать это самостоятельно.
Следит за правильностью подгонки и исправляет допущенные ошибки. Проводит разбор отработки учебного вопроса.
Практически отрабатывают подгонку вооружения, снаряжения и экипировки. В беге и в прыжках проверяют правильность их подгонки.
2. Способы скрытного и бесшумного передвижения на различной местности, маскировка разведчиков в тылу противника — 95 минут.
В исходном районе рассказывает какие существуют способы передвижения разведчика, когда и где они используются и практически показывает технику их выполнения, приступает к тренировке обучаемых.
Практически отрабатывают приемы передвижения в последовательности, указанной руководителем ; (обычная ходьба в полный рост, ходьба пригнувшись, передвижение бегом и пригнувшись).
Действия руководителя
Действия обучаемых
Наращивает обстановку, например:
«Разведывательная группа Сп11 выдвигается в рощу «Круглая» с задачей уничтожения охраняемого железнодорожного моста».
Определяет построение походного порядка и даёт команду на выдвижение.
Следит за техникой передвижения, бесшумностью и маскировкой следов передвижения.
С выходом в район болота наблюдает за действиями обучаемых, указывает па недостатки в приёмах преодоления болота, обращает внимание на выбор маршрута и технику определения твёрдости грунта.
В лесу «Темный» отрабатывает технику передвижения в лесу.
Обращает внимание обучаемых на бесшумность передвижения, использование маскировочных свойств леса и т. п. Контролирует действия обучаемых при пересечении ими просек и лесной дороги.
Па открытом участке между лесом «Тёмный» и рощей «Круглая» наблюдает за техникой перебежек с использованием местных предметов.
На участке между рощей «Круглая» и железной дорогой отрабатывает технику подхода к охраняемому объекту «противника».
После отработки учебного вопроса проводит частный разбор.
Отрабатывают технику передвижения «ходьба пригнувшись.
«Отрабатывают технику преодоления болота или заболоченной местности.
Передвигаются различными способами, исходя из конкретных условий участка леса.
Справа (слева) по одному короткими перебежками приближаются к роще «Круглая».
Используя маскирующие свойства местности, отрабатывают способ передвижения «по-пластунски», «на боку», «ничком».
Действия руководителя
Действия обучаемых
Заключительная часть — 10 минут
1. Проверяет наличие личного состава, материальное обеспечение, производит осмотр оружия.
2. Напоминает тему, учебные вопросы.
3. Анализирует действия обучаемых, отмечает положительные и отрицательные стороны, объявляет оценки.
4. Даёт задание на самостоятельную подготовку.
5. Выводит взвод в IIПД.
Слушают разбор занятия.
КОМАНДИР 1 ВЗВОДА
лейтенант
«____» _____________ 200 ___ г. А. ПЕТРОВ
«УТВЕРЖДАЮ»
Командир 2 роты
ст. лейтенант В. Комлев
« » января 2004 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведении занятия по тактико-специальной подготовке с личным составом 2 взвода
ТЕМА 14/2:«ДЕЙСТВИЯ РГСпН В ПОИСКЕ».
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1. Учить солдат 1-го года службы умелым действиям в составе разведывательной группы при ведении поиска объекта противника.
2. Совершенствовать навыки старослужащих солдат при действии в составе разведывательной группы.
3. Дать практику командирам отделений в управлении разведывательными дозорами при ведении поиска объекта противника.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1.Уяснение боевой задачи, оценка обстановки и принятие решения командиром РГ СпН.
2. Доведение до личного состава боевого приказа Марш в район разведки. Походный порядок разведывательной группы. Привалы на
марше.
3. Ведение поиска в районе разведки. Действия разведчиков при обнаружении объекта. Доклад результатов разведки в «Центр».
4. Действия разведчиков в нештатных ситуациях. МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ:тренировка.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:тактико-специальное занятие. ВРЕМЯ:6 часов. МЕСТО:поле.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:1) вооружение и снаряжение личного состава группы штатное, 2) имитационные средства согласно заявке, 3) топографические карты 1 : 100 000- 12 штук.
Для обозначения противника: макет РЛС 1, мишеней ростовых — 3, личный состав — 2 военнослужащих.
ЛИТЕРАТУРА И ПОСОБИЯ:
). Руководство по боевому применению соединений, частей и подразделений специального назначения. Гл. 5, стр. 60 61.
2. Специальная разведка. Учебник. Гл. 1, стр. 146-149.
3. Сборник материалов по оперативной разведке № 5, стр. 71-80.
Действие руководителя
Действия обучаемых
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ15 мим
(проводится накануне, в период подготовки к проведению занятия)
Командир взвода вводит личный состав в тактическую обстановку:
— объявляет об изменении боевой готовности с «Постоянной» на «Военную опасность»;
— доводит до командиров отделений (РГ СнН) боевой приказ командира части путём вручения им выписок из боевого приказа.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Уяснение боевой задачи, оценка обстановки и принятие решения командирами отделений (РГ СнН)—2 часа (проводится накануне, в период подготовки к проведению занятия)
Командир взвода контролирует работу подчиненных. Оказывает им необходимую помощь.
Каждый командир отделения (РГ СнН):
а) уясняет полученную боевую задачу
— оценивает обстановку, производит расчёт времени и определяет замысел действий па ведение разведки поиском:;
— наносит на карту район и полосы ведения разведки (разграничительные линии между полосами ведения разведки наносятся, как правило, вдоль линейных ориентиров);
Действия руководителя
Действия обучаемых
— наносит пункты сбора; основные пункты сбора назначаются в конце марша (суточного перехода); после выполнения боевой задачи; на период боевых действий (работают 2-3 часа в сутки); запасные пункты сбора назначаются на марше (через 2-3 часа движения); на период боевых действий (работают 2 3 часа в сутки); на случай потери связи разведдозора с командиром группы.
Один и тот лее пункт свора может выполнять несколько функций;
— наносят предполагаемый маршрут движения разведгруппы (разведдозора) исходя из зон взаимной видимости и времени суток;
- определяю! места развёртывания наблюдательных постов, постов радио- и радиотехнической разведки, места высылки дозорных для осмотра местности ил и м естн ы х н редм сто в.
б) Отдает указания личному составу РГСпНна подготовку вооружения, средств связи (в том числе зарядку аккумуляторов), технических средств разведки, экипировки.
в)Вырабатывает решение и оформляет его на карте.
Действия руководителя
Действия обучаемых
2. Марш в район разведки. Походный порядок группы.
Привалы.— 30 мин.
Командир взвода, используя противника, контролирует скрытность выдвижения РГ СпН к району разведки. В случае обнаружения РГ СпН, осуществляет ее разгон или захватывает ее в плен.
Командиры отделений (РГ СпН) доводят до л/с своё решение на поиск в форме устного боевого приказа на марш и построив походный порядок совершают марш в район разведки.
Походный порядок РГ СпН может быть:
в колонну по одному с мерами охранения;
— в колонну по два с мерами ох ранения;
— и др.
Особое внимание при совершении марша обращается на скрытность при движении и преодолении препятствий (дорог, просек и т. д.).
Привалы на марше назначаются: малые на 10 мин через каждые 50 мин движения; большие на 30 60 мин через 3 5 часов движения.
Большие привалы используют как запасные пункты сбора на марше. На привалах РГСпН располагается в готовности отразить внезапное нападение противника.
Действия руководителя
Действия обучаемых
После совершения марша РГ СпН выходит в основной пункт сбора, где командир РГ СпН отдаёт боевой приказ на ведение поиска.
4. Ведение поиска в районе разведки. Действия разведчиков при обнаружении объекта. Доклад результатов разведки в
«Центр»4 часа 15 мин.
Командир взвода, используя аппаратуру радиоразведки, следит за радиообменом РГ СпН, используя «противника», следит за скрытностью действий РГ СпН После доклада РГ СпН об обнаружении объекта (он выступает в роли «Центра»), дает команду на выход к объекту, где, собрав л/с, организует совершение марша в ППД в составе штатной РГ СпН (взвода).
Разведывательные дозоры передвигаясь по закрытой (полузакрытой) местности и осматривая открытые участки местности с господствующих высот, используя приборы наблюдения и аппаратуру радиотехнической разведки, ведут разведку противника.
При обнаружении объекта разведки командир разведдозора организует за ним наблюдение, используя лазерный дальномер ЛПР-1, определяет его координаты и, установив связь с командиром группы, докладывает ему об обнаруженном объекте.
Командир РГ СпН выдвигается к объекту и лично убеждается в том, что найденный объект искомый. Произведя доразведку объекта и уточнив его координаты, оставляет радиограмму и даёт команду радисту передать её в «Центр».
Действия руководителя
Действия обучаемых
Связь внутри РГ СпН осуществляется с соблюдением мер радиомаскировки. Например: используются радиостанции Р-392-А-2,5 «Арбалет», работающие в режиме «прыгающей» частоты, либо используются кодовые таблицы и язык противника.
4. Действия разведчиков в нештатных ситуациях 30мин.
а) При преследовании противником.
В целях обеспечения скрытности действий РГ СпН, командир взвода организует патрулирование, а при обнаружении следов и преследование разведчиков «противником»
Отрываются от преследования и продолжают выполнение боевой задачи.
б) При обнаружении объекта, но невозможности РД установить радиосвязь с командиром РГ СпН.
Старший разведывательного дозора, организовав наблюдение за объектом, высылает двух разведчиков в пункт сбора, назначенный на случай потери связи командиром группы. На пункте сбора разведчики докладывают командиру группы об обнаружении объекта.
в) При травмировании одного из разведчиков.
Состав дозора доставляет «раненого» на ближайший пункт сбора и докладывает командиру группы.
Действия руководителя
Действия обучаемых
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ— 15 мин.
Командир взвода подводит итог занятия, указывает на ошибки и просчёты. Проверяет наличие л/с, оружия, боевой и другой техники. Организует совершение марша в пункт постоянной дислокации в составе взвода.
КОМАНДИР 2 ВЗВОДА лейтенант
«____»_____________ 200 г. А. Павлов
«УТВЕРЖДАЮ»
Командир 2 роты
ст. лейтенант В. Комлев
« » января 2004 I.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятия по тактико-специальной подготовке с личным составом 2 взвода
1. Учить подчинённых тактически грамотным действиям при закладке и изъятии тайников.
2. Совершенствовать навыки подчинённых при закладке и изъятии тайников.
3. Воспитывать у подчинённых аккуратность, наблюдательность и осторожность при закладке и изъятии тайников.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Доведение боевого приказа до подчинённых по оборудованию крупногабаритного тайника.
2. Выбор места и оборудование тайника. Составление описания тайника.
3. Отыскание тайника по составленному описанию. МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ:тренировка
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:тактико-специальное занятие. ВРЕМЯ:3 часа. МЕСТО:поле.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:1) вооружение и снаряжение личного состава группы - штатное, 2) имитационные средства — согласно заявке, 3) топографические карты 1 : 100 000 — 12 штук, 4) каркас крупногабаритного тайника — 2 шт.
ЛИТЕРАТУРА И ПОСОБИЯ:
5. Руководство по боевому применению соединений, частей и подразделений специальною назначения. Гл. стр.
6. Специальная разведка. Учебник. Гл. стр.
Действие руководителя
Действия обучаемых
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ15 мим
(проводится накануне, в период подготовки к проведению занятия)
Командир роты вводит личный состав извода в тактическую обстановку:
доводит боевой приказ на закладку крупногабаритного тайника.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Доведение боевого приказа до подчинённых но оборудованию крупногабаритного тайника 2 часа. (проводится накануне, в период подготовки к проведению занятия)
Командир взвода получив боевой приказ:
— уясняет задачу, оценивает обстановку, принимает решение, отдаёт указания л/с на подготовку вооружения, экипировки и двух каркасов крупногабаритных тайников.
Каркас крупногабаритного тайника можно изготовить из двух ящиков от выстрелов ПГ-7В.
Особое внимание он обращает на:
наличие в группах комплекта медикаментов и принадлежностей для оказания первой медицинской помощи;
практически (с демонстрацией на материальной части) инструктирует л/с но мерам безопасности подбирает по карте предполагаемое место закладки гай ни ков.
2. Выбор места и оборудование тайника.
Составление описании тайника1час 20 мин.
Учебный вопрос отрабатывается в следующей последовательности:
— учебная подгруппа № I под руководством командира взвода выдвигается к месту закладки тайника, где с соблюдением мер устанавливает каркас крупногабаритного тайника, закладывает груз и маскирует тайник. На путях маскировки отрывает котлован, маскирует вынутый грунт, вероятного подхода противника устанавливаются минно-взрывные (имитационные) заграждения;
учебная подгруппа №2 проводит аналогичное мероприятие под руководством заместителя командира группы;
Под руководством командира взвода (заместителя) оборудует крупногабаритный тайник и закладывает грузы в него.
Действия руководителя
Действия обучаемых
— осуществив оборудование крупногабаритных чайников и закладку грузов в них, учебные подгруппы выходят в пункт сбора. В пункте сбора командир ; группы и его заместитель обмениваются описаниями тайников.
3. Отыскание тайника по составлен ному описанию
1 час 20 мин
После обмена описаниями чайников учебные подгруппы строго соблюдая боевой порядок, выдвигаются к местам закладки тайников и осуществляют их отыскание и изъятие грузов. После чего выходят на запасной пункт сбора (в пункт постоянной дислокации).
Под руководством ком. взвода (заместителя) л/с осуществляет отыскание крупногабаритного чайника и изъятие груза из него.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ— 5 мин.
Командир взвода подводит итог занятия, указывает на ошибки и просчёты. Проверяет наличие л/с, оружия, боевой и другой техники.