Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 1. Общая характеристика многочленных сложноподчиненных предложений.



 

Типичная форма СПП – это двучленные конструкции, состоящие из главной и придаточной частей. Именно эти конструкции в первую очередь и рассматриваются в синтаксисе сложного предложения, т.к. в них проявляется грамматическая природа сложного предложения (особенности его структуры и семантики).

Однако в речевой практике широко представлены и многочленные сложноподчиненные предложения (МСПП).

 

МСПП - это _________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

 

Другие термины для описания таких конструкций: СПП усложненного типа (Грамматика русского языка. Т. 2. Ч. 2; П.А. Лекант 2007), многокомпонентные, СПП с несколькими придаточными частями (П.А. Лекант).

 

МСПП характеризуются следующими признаками(раздел в пособии под ред. Е.И. Дибровой написан Николиной Н.А.):

1) ____________________________________________________________________________

2) ____________________________________________________________________________

3) ____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Формальными признаками организации МСППявляются:

 

1) ____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Видел Егорушка как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла… (Чехов).

СХЕМА:

 

 

2) _____________________________________________________________________________

Старик предупредил что если погода не улучшится об охоте нечего и думать.

СХЕМА:

 

3) ____________________________________________________________________________

Хаджи-Мурат так задумался что не заметил как нагнул кувшин (Толстой).

СХЕМА:

Вопрос 2. Способы подчинения придаточных частей.

В научной и учебной литературе нет единого подхода к определению способов подчинения придаточных частей.

В учебниках В.В. Бабайцевой и Л.Ю. Максимова, Н.С. Валгиной, под ред. П.А. Леканта (учебник старой редакции) выделяются два способа подчинения придаточных частей главной:

1) соподчинение;

2) последовательное подчинение.

 

Соподчинение – _______________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением (Пушкин).

СХЕМА:

 

 

Когда я вышел на крыльцо, раздался удар грома, который заставил меня вздрогнуть.

СХЕМА:

 

Соподчинение бывает двух типов: однородное и неоднородное (в школьных учебниках – придаточные однородные и параллельные).

 

  однородное соподчинение неоднородное соподчинение
1) к чему относятся придаточные, какими являются по типу        
2) возможность сочинительной связи частей        
3) средства связи      

 

Но кажется, что песня всё еще длится, что ей нет и не будет конца (Бунин).

СХЕМА:

Мы быстро поняли, откуда доносится звук и куда нужно идти.

СХЕМА:

 

 

Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади… ожидали его уже четвертые сутки (Пушкин).

СХЕМА:

 

 

Когда шлюпка подошла к берегу, мы увидели, что из деревни бегут люди.

СХЕМА:

Последовательное подчинение ________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой (Сурков).

СХЕМА:

 

 

При последовательном подчинении используется понятие степени подчинения: (придаточной 1 степени является та, которая связана с главной, 2 степени – с первой…). Это оформляется в вертикальной схеме:

 

 

 

Некоторые лингвисты описывают такие же структуры МСПП, но используют другую терминологию. Так, в учебнике Е.С. Скобликовой: 1) параллельное подчинение (соподчинение): однородные и неоднородные придаточные; 2) последовательное подчинение. Авторы учебника под ред. П.А. Леканта (2007) используют термины: 1) соподчинение (параллельная связь): однородные и неоднородные придаточные; 2) последовательное подчинение (цепная связь).

Вопрос 3. Структурные разновидности МСПП.

В зависимости от того, какие способы подчинения представлены в МСПП, предложения делят на: а) предложения с однотипной подчинительной связью; б) предложения с разнотипной подчинительной связью.

 

Предложения с однотипной подчинительной связью _________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Неожиданная и слишком ранняя смерть Пушкина поразила горестью всех, кто сколько-нибудь любил русскую литературу, которая лишилась величайшего из писателей, какие только являлись в ней до того времени (Чернышевский).

СХЕМА:

 

Предложения с разнотипной подчинительной связью _______________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Он сидел и вспоминал, как расположены окна в помещении, где его допрашивали и мучили, и на замке ли та дверь, что вела из коридора во двор (Фад.).

СХЕМА:

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.