Сущность подхода в том, что СП уподоблялось простому, а придаточных частей – членам простого предложения. Поэтому признавалось, что функция придаточной части аналогична функции члена предложения.
Эта классификация сложилась в I пол. ХIХ в. и существует до настоящего времени.
Истоки ее восходят к «Русской грамматике» А.Х. Востокова (1831), «Практической грамматике» Н.И. Греча. (1834). Значительный вклад в развитие этой классификации внес Ф.И. Буслаев (Опыт исторической грамматики русского языка – 1858).
Сам термин «придаточное предложение» в научный обиход ввел Греч. Востоков выделил придаточные определительные и дополнительные, позже Буслаев описал придаточные подлежащные и обстоятельственные. А после Буслаева стали выделять и придаточные сказуемные.
Тип придаточного предложения определялся двояким путем:
А) если в главной части было соотносительное слово – местоимение, то тип придаточной определялся по синтаксической функции соотносительного слова:
Для него имело цену лишь то, что давалось путем борьбы и напряжения. – ________________
Он ценил лишь то, что с трудом завоевывал. – _______________________________________
Горизонт – это то, что может охватить наш глаз на земле – ___________________________
Я долго искал то место, где мы расстались – ________________________________________
Б) если в главной части соотносительного слова не было, то в соответствии с тем, какой отсутствующий член замещается придаточным предложением;
Мать удивилась, что я так быстро вернулся – ______________________________________
Мать удивило, что я так быстро вернулся – _________________________________________
Т.О., виды придаточных определяются по тем функциям, которые они выполняют по отношению к главной части. При этом важную роль играет вопрос, который ставится от главного предложения к придаточному.
Эта классификация получила широкое распространение в научной грамматике и в школьной практике, господствовала до 60-х годов XX в. Наиболее полно она представлена в Академической грамматике 50-х годов, в учебниках А.Н. Гвоздева, А.Г. Руднева. В школьной практике в настоящее время она представлена в учебном комплексе В.В. Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой.
Современные исследователи отмечают достоинства и недостатки данной классификации:
Достоинства:
Белошапкова: «классификация рассматривает СПП как построение, основанное на синтаксических связях, аналогичных тем, которые обнаруживаются в простом предложении, утверждая тем самым изоморфизм синтаксической системы». Действительно, между членами простого предложения и придаточными частями СПП наблюдается отношения синонимии: Он представил, как летом поедет в деревню – Он представил летнюю поездку в деревню.
Раскрытие такого параллелизма функций, одномерности синтаксических конструкций было существенным шагом в характеристике общей синтаксической системы русского языка. Утверждение изоморфизма синтаксических конструкций обеспечило этой классификацию популярность в научных грамматиках и в школьной практике. Особенно она удобна для изучения РЯ как иностранного.
В то же время отмечаются и недостатки классификации:
1) сходством функций с членами предложения обладают не все придаточные: нет членов предложения, соответствующих придаточным следствия, присоединительным, некоторым сравнительным, уступительным; эти значения выражаются именно придаточными частями.
2) к одному типу оказываются отнесенными предложения, далеко не равнозначные и в семантическом, и в структурном отношении:
Он представил, как летом поедет в деревню – ____________________________________
Он собрал все, что нужно в дороге. - _____________________________________________
3) с другой стороны, предложения, идентичные по содержанию и структуре, оказываются разными по характеристике:
Выражение лица у него было такое, будто он чем-то удивлен – _____________________
У него было такое выражение лица, будто он чем-то удивлен. – ____________________
Собрали всё, что нужно в дороге. – _____________________________________________
Собрано всё, что нужно в дороге. - _____________________________________________
Эта классификация называется функциональной, т.к. она учитывает функцию членов предложения, с которыми соотносится придаточное предложение. Еще ее называют традиционной, иногда логико-грамматической (логико-смысловой, логико-семантической).