Что Ти принесу, или что Ти воздам, великодаровитый Безсмертный Царю, щедре и человеколюбче Господи, яко ленящася мене на Твое угождение, и ничтоже благо сотворша, привел еси на конец мимошедшаго дне сего, обращение и спасение души моей строя? Милостив ми буди грешному и обнаженному всякаго дела блага, возстави падшую мою душу, осквернившуюся в безмерных согрешениих, и отыми от мене весь помысл лукавый видимаго сего жития. Прости моя согрешения, едине Безгрешне, яже Ти согреших в сей день, ведением и неведением, словом, и делом, и помышлением, и всеми моими чувствы. Ты Сам, покрывая, сохрани мя от всякаго сопротивнаго обстояния Божественною Твоею властию, и неизреченным человеколюбием, и силою. Очисти, Боже, очисти множество грехов моих. Благоволи, Господи, избавити мя от сети лукаваго, и спаси страстную мою душу, и осени мя светом лица Твоего, егда приидеши во славе, и неосужденна ныне сном уснути сотвори, и без мечтания, и несмущен помысл раба Твоего соблюди, и всю сатанину детель отжени от мене, и просвети ми разумныя очи сердечныя, да не усну в смерть. И посли ми Ангела мирна, хранителя и наставника души и телу моему, да избавит мя от враг моих; да востав со одра моего, принесу Ти благодарственныя мольбы. Ей, Господи, услыши мя грешнаго и убогаго раба Твоего, изволением и совестию; даруй ми воставшу словесем Твоим поучитися, и уныние бесовское далече от мене отгнано быти сотвори Твоими Ангелы; да благословлю имя Твое святое, и прославлю, и славлю Пречистую Богородицу Марию, Юже дал еси нам грешным заступление, и приими Сию молящуюся за ны; вем бо, яко подражает Твое человеколюбие, и молящися не престает. Тоя заступлением и Честнаго Креста знамением, и всех святых Твоих ради, убогую душу мою соблюди, Иисусе Христе Боже наш, яко Свят еси, и препрославлен во веки. Аминь.
Перевод:
Что Тебе принесу, или чем Тебе отвечу, Великодаровитый Бессмертный Царь, Щедрый и Человеколюбивый Господи, за то, что меня, ленящегося служить Тебе и ничего доброго не сделавшего, довел до конца этого прошедшего дня, устраивая мое обращение к Тебе и спасение души моей? Милостив будь ко мне, грешному, и не имеющему никакого доброго дела, восставь падшую мою душу, осквернившуюся бесчисленными согрешениями, и удали от меня все злые помыслы видимой этой жизни. Прости, единственный Безгрешный, мои согрешения, которыми я согрешил пред Тобою в этот день сознательно и по неведению, словом, и делом, и помышлением и всеми моими чувствами. Ты Сам сохрани меня от всякого натиска зла, защищая Твоею Божественною властию, и неизреченным человеколюбием, и силою. Очисти, Боже, очисти множество грехов моих. Умилосердись, Господи, освободить меня от сети диавола, и спаси страдающую мою душу и осияй меня светом лица Твоего, когда придешь во славе, и дай мне ныне сном уснуть не в осуждение и без искусительных сновидений и сохрани помыслы раба Твоего от смущения. И все сатанинские действия отгони от меня, и просвети мысленные очи моего сердца, да не усну сном смертным. И пошли мне Ангела мира, хранителя и наставника душе и телу моему, да избавит меня от врагов моих; да встав с постели моей, принесу Тебе благодарственные молитвы. О, Господи, услышь меня, грешного и несчастного раба Твоего, в изъявлении моей воли и в совести моей; дай мне по пробуждении поучаться закону Твоему, и бесовское уныние далеко удали от меня через Твоих Ангелов; да благословлю имя Твое святое и прославлю, и восхвалю Пречистую Богородицу Марию, Которую Ты дал нам, грешным, в защиту, и прими Ее, молящуюся за нас, ибо я знаю, что Она взывает к Твоему человеколюбию и молиться не перестает. Ее ходатайством и Священного Креста знамением и по молитвам всех святых Твоих, убогую мою душу сохрани, Иисусе Христе Боже наш, ибо Ты Свят и препрославлен во веки. Аминь.
--------------------------
Что Ти воздам – что (чем) отвечу на все Твои дары?
Великодаровитый – ниспосылающий великие дары.
Яко ленящася мене на Твое угождение – что меня, ленящегося служить Тебе.
И ничтоже благо сотворша – и не сделавшего ничего хорошего.
Мимошедшаго – (уже) прошедшего.
Обращение – обращение (к Тебе).
Строя – здесь: устраивая.
Обнаженному всякаго дела блага – лишенному каких-либо добрых дел (образ благодати, а также добрых дел, как одежды, одевающей человека, неоднократен в Новом Завете и очень част в богослужебной поэзии и аскетической литературе. Ср. слова Бога Вседержителя в Апокалипсисе: Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его – Откр. 16,15).
Возстави – подними (из греха).
Отыми от мене весь помысл лукавый видимаго сего жития – избавь (освободи) меня от всех злых, коварных, соблазнительных помыслов этой земной жизни.
Яже Ти согреших – которыми я согрешил пред Тобою.
Ведением и неведением – осознанно и неосознанно (по неведению).
От всякаго сопротивнаго обстояния – от всякого натиска зла.
Благоволи – яви Свою благую волю, окажи милость.
От сети лукаваго – от сетей, расставленных диаволом.
Осени мя светом лица Твоего – покрой меня светом Лица Твоего (как бы разгоняя во мне греховный мрак).
Егда приидеши во славе – когда (Ты) придешь со славою (речь идет о Втором Пришествии).
Неосужденна ныне сном уснути сотвори и без мечтания – сделай так, чтобы мне уснуть неосужденным (за грехи) сном и без искусительных сновидений.
Несмущен помысл раба Твоего соблюди – сохрани помыслы Твоего раба от беспокойства и возмущения.
Детель – дело, деятельность.
Отжени– отгони.
Просвети ми разумные очи сердечныя, да не усну в смерть – просвети мой разум (очи сердца), чтобы я не уснул навеки духовной смертью.
Посли – пошли (посылай).
Изволением и совестью – в знач.: в изъявлении моей воли и в совести моей (изволение – произволение, свободная воля, – и совесть в этом выражении принадлежат молящемуся, исходят от него).
Словесем Твоим поучитися – поучаться закону Твоему.
Уныние бесовское далече от мене отгнано быти сотвори Твоими Ангелы – соделай через Твоих Ангелов так, чтобы происходящее от бесов уныние (удрученное состояние духа, беспечность, бездействие в деле спасения), было далеко отогнано от меня.
Юже дал еси нам грешным заступление – Которую Ты дал нам, грешным, как Заступницу (Покровительницу).
Приими Сию молящуюся за ны – прими Её, молящуюся за нас (Её молитвы за нас).
Всех святых Твоих ради – по молитвам (за нас) всех Твоих святых.
Убогую душу мою соблюди – несчастную (бедную, лишенную сил, жалкую) мою душу сохрани (от зла, от погибели).
--------------------------
Благоволи, Господи, избавите мя от сети лукаваго... и всю сатанину детель отжени от мене. Эти слова молитвы преподобного Макария Великого дополним словами из его поучения: «Видимый мир, от царей и до нищих, весь в смятении, в борьбе, и ничто из них не знает тому причины... Прившедший грех, как разумная некая сила и сущность сатаны, посеял всякое зло: он тайно действует на внутреннего человека и на ум и борется с ним помыслами; люди же не знают, что делают сие побуждаемые чуждой некоей силою, напротив того, думают, что это естественно и что делают сие по собственному своему рассуждению. Но в самом уме имеющие мир Христов и озарение Христово знают, откуда воздвигается все это».
Молитва пятая
Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко Благ и Человеколюбец прости ми. Мирен сон и безмятежен даруй ми. Ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла, яко Ты еси хранитель душам и телесем нашим, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Перевод:
Господи, Боже наш, все, в чем я согрешил сегодня словом, делом и мыслию, как благой и Человеколюбец, прости мне. Мирный сон и безмятежный даруй мне. Ангела Твоего Хранителя пошли, защищающего и оберегающего меня от всякого зла, ибо Ты – хранитель душ и тел наших, и мы Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, теперь, и всегда, и в веки вечные. Аминь.
--------------------------
Еже согреших – в чем я согрешил.
Во дни сем – сегодня.
Ми – мне.
Безмятежен – спокоен.
Соблюдающа мя – оберегающего (охраняющего) меня.
Яко Ты еси – потому что Ты.
Душам и телесем – душ и тел.
--------------------------
В этой вечерней молитве мы просим у Бога прощения грехов, спокойного сна и Ангела Хранителя, который бы сохранил нас от всего дурного. Молитва эта оканчивается славословием Святой Троицы.
Молитва шестая
Господи Боже наш, в Негоже веровахом, и Егоже имя паче всякаго имене призываем, даждь нам, ко сну отходящим, ослабу души и телу, и соблюди нас от всякаго мечтания, и темныя сласти кроме; устави стремление страстей, угаси разжжения востания телеснаго. Даждь нам целомудренно пожити делы и словесы; да добродетельное жительство восприемлюще, обетованных не отпадем благих Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь.
Перевод:
Господи, Боже наш, в Которого мы веруем и имя Которого больше всех имен призываем, даруй нам, ко сну отходящим, облегчение душе и телу, и сохрани нас от всякого мечтания и от нечистого сладострастия; останови порывы страстных желаний, угаси огонь плотского возбуждения. Даруй нам целомудренно провести жизнь и в делах, и в словах, чтобы, вернувшись к добродетельной жизни, не лишились бы мы обещанных благ Твоих, ибо Ты благословен во веки. Аминь.
Угаси разжжения востания телеснаго – угаси огонь страстей, поднимающихся, восстающих в теле, плоти.
Целомудренне пожити делы и словесы – целомудренно провести жизнь и в делах, и в словах.
Восприемлюще – приняв, получив обратно (обратите внимание, что само слово указывает на возвращение к неоскверненному образу жизни!).
Обетованных – обещанных.
Не отпадем – не лишились бы.
Благих Твоих – благ, благодати (спасения).
--------------------------
Эта вечерняя молитва вся устремлена к целомудрию, на противоборство похоти – темныя сласти. Такие выражения, как: стремление страстей и разжжения востания телеснаго, не стоит переводить на современный русский язык: на церковнославянском они понятнее, потому что указывают на целое мировоззрение, запечатленное в них. Современные христиане живут в мире, буквально охваченном блудным безумием, поэтому даже для состоящего в браке мирянина, стремящегося жить с Богом, борьба за то, чтобы целомудренне пожити делы и словесы, по-своему не менее напряженна, чем для монаха. Молитва – незаменимое оружие в этой борьбе.