Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Молитва первая, святого Макария Великого, к Богу Отцу



Молитвы на сон грядущим

--------------------------

Грядущим – идущим, собирающимся (отойти ко сну).

 

 

Пояснения к начальным молитвам, по «Отче наш…» включительно,

см. «Толковый молитвослов - Молитвы утренние».

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

 

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.

 

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

 

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

 

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

 

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

 

Господи, помилуй. (Трижды) Слава, и ныне:

 

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Тропари

  Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас. Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем. И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго. Перевод: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо не находя для себя никакого оправдания, мы, грешные, приносим Тебе, как Владыке, эту молитву: помилуй нас. Слава: Господи, помилуй нас, ибо мы на Тебя надеемся. Не прогневайся на нас сильно и не вспомни беззаконий наших; но и теперь обрати к нам взор Твой, как Милосердный, и избавь нас от врагов наших, ибо Ты – Бог наш и мы люди Твои; все мы – дело рук Твоих, и имя Твое призываем. И ныне: Милосердия двери открой нам, Благословенная Богородица, чтобы мы, надеющиеся на Тебя, не погибли, но избавились бы молитвами Твоими от бед, ибо Ты – спасение рода христианского.

--------------------------

Всякого бо ответа недоумеюще – ибо не находя для себя никакого оправдания (недоумети – не знать, что предпринять, быть неискусным; слово ответ здесь является переводом греческого слова «защита», «оправдание»).

Яко Владыце – как Владыке (имеющему власть отпускать грехи).

На Тя бо уповахом – потому что мы на Тебя положились (так в греческом тексте молитвы; уповахом – форма 1-го лица множ. числа прошедшего времени – аориста глагола уповати: церковнославянский вариант означает: мы на Тебя надеялись).

Зело – сильно.

Ниже – и не.

Призирати – милостивым быть, обращать внимание, благосклонно смотреть, милостиво смотреть сверху вниз.

Но призри и ныне – но и теперь обрати к нам взор Твой.

Яко благоутробен – так как Ты милосерден.

Ны– нас.

Ты бо еси – ибо Ты.

Вси дела руку Твоею – все мы – творения рук Твоих (тире прояснило бы это выражение: вслед за греческим оригиналом в славянском переводе пропущен глагол-связка; в полной форме звучало бы: вси есмы дела руку Твоею; руку Твоею – форма родительного падежа двойственного числа).

Отверзи – открой, отвори.

Да избавимся Тобою от бед – да избавимся с Твоей помощью от напастей, невзгод.

--------------------------

Эти тропари – творение преподобного Иоанна Дамаскина.

Молитва первая, святого Макария Великого, к Богу Отцу

  Боже вечный и Царю всякаго создания, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякия скверны плоти и духа. И даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да востав от смиреннаго ми ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему, во вся дни живота моего, и поперу борющия мя враги плотския и безплотныя. И избави мя, Господи, от помышлений суетных, оскверняющих мя, и похотей лукавых. Яко Твое есть царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Перевод: Боже вечный и Царь всего сотворенного, сподобивый меня прийти к этому часу, прости мне грехи, которые я совершил в этот день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, сокрушенную мою душу от всякой нечистоты телесной и душевной. И дай мне, Господи, сон этой ночи провести спокойно, чтобы, встав с убогого моего ложа, благоугождал я пресвятому имени Твоему во все дни жизни моей и побеждал нападающих на меня врагов – плотских и бесплотных. И избавь меня, Господи, от пустых мыслей, оскверняющих меня, и желаний злых. Ибо Твое есть Царство и сила и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа, теперь, и всегда, и в веки вечные. Аминь.

--------------------------

Доспети – достигать, доходить, напрягать усилия.

Сподобивый меня даже в час сей доспети – сподобивый меня прийти к этому часу.

Ми – мне.

Яжесотворих – которые я сотворил (соделал).

Прейти – перейти, прожить.

Да – чтобы.

Смиренную – здесь: сокрушенную, жалкую, негодную, униженную грехами (берегите себя от страшной опасности лжесмирения и горделивого признания себя смиренным!).

Даждь ми – даруй (дай) мне.

В нощи сей сон прейти в мире – сон этой ночи провести мирно, спокойно.

От смиренного ми ложа (в некоторых молитвословах: от смиренного моего ложа) – от моего жалкого, скудного ложа (смиренный часто означает: «низкий, низменный» даже и просто в физическом смысле).

Благоугождал – делал благоугодное.

Живот – жизнь.

Поперу борющия мя враги плотския и безплотныя – (чтобы я) побеждал нападающих на меня врагов – плотских и бесплотных. Речь идет о соответствующих грехах: плотских (таких как чревоугодие, блуд) и бесплотных, т.е. душевных (главные из них: тщеславие, гордость, сребролюбие, гнев, печаль, уныние).

Похотей лукавых – злых желаний.

--------------------------

В этой молитве мы благодарим Бога за благополучно проведенный день, просим у Него прощения грехов, спокойной ночи и сохранения нас от всякого зла. Молитва эта оканчивается славословием Святой Троицы.

И избави мя, Господи, от помышлений суетных, оскверняющих мя, и похотей лукавых. С этими словами молитвы своеобразно перекликаются другие слова из поучения преподобного Макария о молитве: «Истинное основание молитвы таково: быть внимательным к помыслам и совершать молитву в великом безмолвии и мире. Человеку молящемуся надобно все усилие свое обращать на помыслы и что служит пищею лукавым помыслам, то отсекать, а устремляться мыслью к Богу и хотения помыслов не исполнять, но кружащиеся помыслы собирать отовсюду воедино, различая естественные помыслы от лукавых. Душа под грехом уподобляется как бы большому лесу на горе или тростнику на реке, или какой-нибудь чаще терний и дерев, посему намеревающиеся проходить сим местом должны протягивать вперед руки и с усилием и с трудом раздвигать пред собою ветви. Так и душу окружает целый лес помыслов, внушаемых сопротивною силою, почему потребны великая рачительность и внимательность ума, чтобы человеку отличать чуждые помыслы, внушаемые сопротивною силою».




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.