Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Молитва третья, ко Пресвятому Духу



  Господи, Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, умилосердися и помилуй мя грешнаго раба Твоего, и отпусти ми недостойному, и прости вся, елика Ти согреших днесь яко человек, паче же и не яко человек, но и горее скота, вольныя моя грехи и невольныя, ведомыя и неведомыя: яже от юности и науки злы, и яже суть от нагльства и уныния. Аще именем Твоим кляхся, или похулих е в помышлении моем; или кого укорих; или оклеветах кого гневом моим, или опечалих, или о чем прогневахся; или солгах, или безгодно спах, или нищ прииде ко мне, и презрех его; или брата моего опечалих, или свадих, или кого осудих; или развеличахся, или разгордехся, или разгневахся; или стоящу ми на молитве, ум мой о лукавствии мира сего подвижеся, или развращение помыслих; или объядохся, или опихся, или без ума смеяхся; или лукавое помыслих, или доброту чуждую видев, и тою уязвлен бых сердцем; или неподобная глаголах, или греху брата моего посмеяхся, моя же суть безчисленная согрешения; или о молитве не радих, или ино что содеях лукавое, не помню, та бо вся и больша сих содеях. Помилуй мя, Творче мой Владыко, унылаго и недостойнаго раба Твоего, и остави ми, и отпусти, и прости мя, яко Благ и Человеколюбец, да с миром лягу, усну и почию, блудный, грешный и окаянный аз, и поклонюся, и воспою, и прославлю пречестное имя Твое, со Отцем, и Единородным Его Сыном, ныне и присно, и во веки. Аминь. Перевод: Господи, Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, умилосердись и помилуй меня, грешного раба Твоего, и оправдай, и прости мне, недостойному, все, в чем я согрешил сегодня пред Тобою как человек, и более того – не только как человек, но и хуже скота: добровольные мои грехи и непреднамеренные, сознательные и неосознанные, совершенные с юности и от злого навыка, и те, что от бесстыдства и беспечности. И если именем Твоим клялся или похулил имя Твое в помышлении моем, или кого укорил, или оклеветал кого во гневе моем, или опечалил, или от чего-либо прогневался; или солгал, или не во время спал, или нищего, пришедшего ко мне, презрел; или брата моего опечалил, или возбудил ссору, или кого осудил, или расхвастался, или возгордился, или разгневался; или во время молитвы ум мой увлекся обольщением мира сего, или имел нечистые мысли; или объелся, или опился, или беспричинно смеялся; или злое помыслил, или, увидев чужую красоту, уязвился сердцем; или непристойное говорил, или над грехом брата моего посмеялся – мои согрешения бесчисленны; или к молитве был нерадив, или, еще что-либо сделал злое и забыл, ибо все это и больше этого я совершил. Помилуй меня, Творец мой и Владыка, унылого и недостойного раба Твоего, и прости их мне, и оправдай, и прости меня, как Благой и Человеколюбивый, чтобы я, блудный, грешный и несчастный, с миром лег, уснул, и отдохнул, и поклонюсь, и воспою, и прославлю пречестное имя Твое со Отцем и Единородным Его Сыном, теперь, и всегда, и во веки. Аминь.

--------------------------

Вся, елика Ти согреших – все, в чем я согрешил пред Тобой (вся, елика – все, сколько; согреших – я согрешил).

Отпусти – освободи от наказания; оправдав, прости долг.

Днесь – сегодня.

Паче же – и более того.

Горее – хуже, горше.

Вольныя и невольныя – по своей воле (добровольные) и непреднамеренно совершённые.

Ведомыя и неведомыя – сознательные (совершенные сознательно) и неосознанные.

Яже – которые.

От юности – с юности, с юных лет (а не «по причине юности»).

От науки злы – от злого научения.

От нагльства – от бесстыдства, дерзости.

Уныние – беспечность, бездействие (в деле спасения).

Аще – если.

Кляхся – я клялся (употребил Твое (Святого Духа) имя в клятве).

Похулих е – мысленно произнес хулу на него (имя Твое).

Укорих –укорил.

Опечалих – опечалил.

О чем прогневахся – прогневался на что-либо, по какому-либо поводу.

Безгодно – безвременно, не вовремя, не считая времени (беззаботно).

Презрех его – отнесся к нему с пренебрежением, отверг его просьбу.

Брата – ближнего, вообще любого человека.

Свадих – возбудил ссору, ссорил кого-нибудь.

Стоящу ми на молитве – когда я стоял на молитве.

О лукавствии мира сего подвижеся – устремился к мирскому (к лжи мира сего).

Лукавое – злое, дурное.

Доброту чуждую видев – видя чужую красоту (или же добрые свойства вообще: доброта означает и красоту внешнюю , и вообще совершенство).

Тою уязвлен бых сердцем – ею был поражен в сердце, т.е. допустил в сердце своем укол зависти.

Неподобная глаголах – говорил что-либо непристойное, неподобающее.

Моя же суть безчисленная согрешения – тогда как мои прегрешения бесчисленны.

Не радих – не заботился, не радел.

Та бо вся и больша сих содеях – потому что я сделал всё это и больше этого.

Унылаго – поверженного в уныние, не верящего в свое спасение.

Почию – в покое (в мире) отдохну.

--------------------------

В начале молитвы и в конце ее упоминается среди причин многочисленных грехов уныние: ...Прости вся, елика Ти согреших... от уныния... Помилуй мя, Творче мой Владыко, унылаго и недостойнаго раба Твоего... Уныние принадлежит к числу восьми главных страстей, и борьба с этой страстью неизбежна для всякого христианина.

«Ставшему на молитву сей лукавый дух напоминает о нужных делах и употребляет всякое ухищрение, чтобы только отвлечь нас от собеседования с Господом каким-либо благовидным предлогом». (Преподобный Иоанн Лествичник)

«Душа, уязвленная стрелою этой разорительной страсти, действительно засыпает для всякого стремления к добродетели и наблюдения за своими духовными чувствами... Главное, что производит в нас дух уныния, есть то, что он разленивает, от дел отбивает и праздности научает. Ум празднолюбца ни о чем другом не помышляет, как о пище и чреве, пока, встретив где-либо содружество в каком-либо мужчине или женщине, цепенеющих в такой же холодности, ввяжется в их дела и нужды... Противодейство ему главное будет: не уступай, сиди за делом». (Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин)

В этой покаянной молитве приводится целый список грехов, которыми мы грешим ежедневно; чтобы это ежедневное покаяние было искренним, следует вникнуть в суть исповедуемых здесь грехов, в их связь и различие. О некоторых из них стоит сказать особо.

...Аще именем Твоим кляхся... Вот слова Самого Господа Иисуса Христа: Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5, 33-37). Несомненно, слова вечернего исповедания грехов говорят не только о непосредственной клятве, но и о всяком нарушении 3-й заповеди Закона Божия – о божбе и поминании имени Божия всуе (заметьте, что к нарушению этой же заповеди относит катихизис и невнимательность в молитве – как произнесение имени Божия с нарушением благоговения и лживое).

...Или похулих е в помышлении моем... Этими словами исповедаются хульные помыслы – отвратительные, грязные мысли и представления, возникающие прежде всего во время молитвы и за богослужением.

«Кого дух хулы беспокоит и кто хочет избавиться от него, тот пусть знает несомненно, что не душа его виновна в таких помыслах, но нечистый бес... Посему и мы, презирая его и вменяя за ничто влагаемые им помыслы, скажем ему: Отойди от Меня, сатана: Господу Богу Моему поклонюся и Ему одному послужу (ср.: Мф. 4, 10); слова твои да обратятся на главу твою!» (Преподобный Иоанн Лествичник)

Преподобный Иоанн указывает и таинственную внутреннюю причину хульных помыслов: это – гордость. «Кто одержал победу над сею страстью, тот отринул гордость». «Перестанем судить и осуждать ближнего, и мы не будем бояться хульных помыслов: ибо причина и корень второго есть первое». К этим же, внутренне связанным с хулой, грехам против ближнего обращает наше внимание и молитва-исповедь:

...Или кого укорих; или оклеветах кого гневом моим, или опечалих... Здесь говорится о прямом укоре (укорих), о запальчивом несправедливом осуждении (оклеветах кого гневом моим); наконец, даже «справедливый» и невысказанный впрямую гнев так или иначе огорчает наших ближних (опечалих). Покаянная молитва обращает нас к корню этих грехов против ближнего: ...или о чем прогневахся... Гнев принадлежит к числу восьми главнейших страстей. Гнев допустим лишь на бесов и на себя.

...Или брата моего опечалих... Казалось бы, об этом грехе только что говорилось; но выше шла речь о печали, вызванной проявлениями гнева, а опечалить брата моего может и невнимание, и неразумие, и просто моя общая греховность.

...Или свадих... Свадити – ссорить, возбуждать раздор.

...Или кого осудих... Напомним слова апостола: Кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого? (Иак. 4, 11-12).

...Или развеличахся, или разгордехся, или разгневахся... Но выше уже говорилось: или о чем прогневахся; повтор ли это? Пожалуй, приставка раз – указывает на другое качество, другой уровень исповедуемой страсти: достаточно сильную охваченность гневом (прогневахся может относиться и к мимолетному чувству).

...Или доброту чуждую видев, и тою уязвлен бых сердцем... Уязвлен бых сердцем – то есть был ранен в самое сердце, получил болезненную сердечную рану (язву). Многозначность слова доброта позволяет отнести эту фразу как к соблазну чей-либо внешней красотой (сластолюбивым помыслам, жгучим и болезненным), так и к зависти, всегда мучительной; применяйте эти слова к вашей собственной душевной язве.

...Или греху брата моего посмеяхся, моя же суть безчисленная согрешения... Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7, 3-5).

Создатель этой молитвы – преподобный Ефрем Сирин




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.