Рисками называются события, которые трудно предусмотреть заранее, но которые способны повлиять на ход реализации проекта.
От случайностей не застрахован никто. Для достаточно детализированного плана проекта, оптимизированного по срокам и затратам при наступлении события–риска (например, переход ведущего специалиста проекта в конкурирующую фирму) появляется опасность (риск) не завершить проект вовремя, не уложиться в бюджет, не выполнить условия контракта и т. д.
На основе анализа проектов, связанных с автоматизацией предприятий, компанией Standisn Group были получены следующие данные:
· только 16%проектов заканчиваются вовремя;
· 31% проектов закрываются, не завершившись;
· у 53% проектов фактическая стоимость оказалась выше плановой (более чем на 89%);
· во всех завершенных проектах только 61% требуемых позиций был реализован.
Чтобы противостоять этим опасностям, менеджеру проекта необходимо разработать продуманную стратегию управления рисками.
Общий подход к управлению рисками
Как правило, в управлении рисками различают четыре этапа:
1. идентификация рисков;
2. количественная оценка рисков;
3. планирование рисков;
4. обнаружение рисковых ситуаций и их преодоление.
Первоначальный анализ риска необходимо начинать после этапа разработки детализированного плана проекта, содержащего описание структуры работ и параметры распределения ресурсов, непосредственно перед сохранением базового плана и началом реализации проекта. Анализ риска не является одноразовой задачей. В ходе реализации проекта к ней необходимо возвращаться время от времени и, обязательно, при каждом существенном отклонении от плана.
Идентификация рисков
Под идентификацией рисков понимают выявление тех типов событий, которые могут привести к отклонению параметров проекта от плановых.
Существуют достаточно большое число разнообразных способов идентификации рисков. Если время на анализ рисков ограничено, наиболее подходящими являются следующие:
· повторный анализ задач проекта и расписания в целом;
· «мозговой штурм» (Brainstorm) и беседа с экспертами.
При анализе расписания в первую очередь следует обратить внимание:
- на задачи критического пути,
- затем на задачи, которые являются критическими, но не лежат на критическом пути,
- в заключение — на некритические задачи.
С точки зрения идентификации рисков наиболее «подозрительными» являются:
· задачи, которые для организации являются новыми.
Длительность и оценки стоимости для этих задач, скорее всего, не являются точными;
· ресурсы, предназначенные для выполнения специфических задач («незаменимые»);
· ресурсы, которые полностью распределены, перегружены, или могут в какой-то момент оказаться недоступными (например, главный бухгалтер на восьмом месяце беременности или системный администратор, который уже третий месяц безрезультатно обращается по поводу повышения зарплаты);
· задачи с несколькими предшественниками.
Чем большее количество зависимостей имеет задача, тем выше вероятность ее задержки;
· задачи, имеющие хотя бы одного внешнего предшественника;
· задачи большой длительности или требующие много ресурсов.
Количественная оценка рисков
Количественная оценка рисков предполагает:
1. определение «порога устойчивости» проекта (tolerance level);
2. определение вероятности каждого риска;
3. назначение цены каждому риску;
4. распределение приоритетов между рисками.
Точность результатов оценивания рисков зависит от эффективности используемых методов.
Определение «порога устойчивости»
Речь идет о том, что считать риском (угрожающей ситуацией) для конкретного проекта и для конкретной организации. Например, для одного проекта отклонение от бюджета на 100 тысяч долларов не является катастрофой, а для другого, как говорится, каждая копейка на счету. То же самое относится и к срокам: в некоторых случаях задержка на полгода не означает срыва проекта, а в других и неделя может иметь принципиальное значение.