Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Реализация принципа разделения властей в деятельности государственных органов Республики Беларусь



18.1. ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

Теория разделения властей зародилась во Франции в сере­дине XVIII в. и была связана, прежде всего, с борьбой крепнув­шей буржуазии против феодального абсолютизма. Появление новой концепции связывают с именем Ш. Монтескье. В своей работе «О духе законов» (1748) он приходит к выводу, что сво­бода может быть при любой форме правления, если в государс­тве господствует право, гарантированное от нарушения закон­ности посредством разделения властей на законодательную, ис­полнительную и судебную, которые взаимно сдерживают и урав­новешивают друг друга. Таким образом, существует три рода власти, которые должны быть распределены между различными государственными органами. Если же власть, различная по своему содержанию, концентрируется в одних руках, т.е. в од­ном государственном органе, то появляется возможность для злоупотребления ею. Следовательно, свобода граждан будет на­рушаться.

Каждая ветвь власти предназначена для осуществления оп­ределенных функций в государстве. Основная задача законо­дательной власти, по словам Монтескье, - выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обяза­тельных для всех граждан. Исполнительная власть в свободном государстве предназначена для исполнения законов, установ-

ки


ленных парламентом. Задача же судей в том, чтобы решения и приговоры всегда были лишь точным применением закона. Су­дебная власть карает и разрешает вопросы столкновения част­ных лиц.

Однако хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий. Кро­ме того, должна действовать система сдержек и противовесов, чтобы власти контролировали друг друга. Взаимодействие зако­нодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права, которое в конечном счете отражает компромисс столкно­вений между различными социальными слоями.

18.2. ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПА НАРОДНОГО
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

Руссо, в отличие от Монтескье, утверждал, что законодатель­ная, исполнительная и судебная власти - особое проявление еди­ной власти народа. Народ избирает парламент, который в даль­нейшем формирует иные ветви власти. Данный тезис Руссо ис­пользовался впоследствии различными политическими силами. Причем необходимо отметить, что речь идет о власти не только определенной социальной общности, если это даже компромисс различных классов, совместно осуществляющих политическое господство, т.е. политическое руководство обществом, но и в из­вестной степени об организационном единстве. Все органы госу­дарства проводят в конечном счете общую политическую линию, определенную носителем реальной власти и, как правило, по­строенную по вертикали.

18.3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ
ВЛАСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Конституция Республики Беларусь закрепляет принцип раз­деления властей в качестве основы конституционного строя стра­ны. В ст. 6 Конституции закреплено положение о том, что госу­дарственная власть в Республике Беларусь осуществляется на


основе разделения ее на законодательную, исполнительную и су­дебную. Реализуется же данный принцип в последующих статьях Конституции, закрепляющих полномочия различных государс­твенных органов. Например, в законодательном процессе важ­нейшая роль принадлежит Парламенту Республики Беларусь, од­нако он все законы направляет на подпись Президенту Республи­ки Беларусь. В соответствии с положениями Конституции при от­речении Президента Республики Беларусь от власти в предусмотренных законом случаях необходимо согласие парла­мента. Причем особую роль в данном процессе играет Верхов­ный Суд Республики Беларусь.

Контрольные вопросы и задания

1. Понятие, виды и система государственных органов.

2. Роль и задачи государственных органов в политическом и со­циально-экономическом строительстве. Конституционные ос­новы классификации государственных органов.

3. Центральные и местные государственные органы. Их особен­ности и место в системе органов государства.

4. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Понятия «власть» и «субъект власти». Конституционно-право­вое регулирование организации и деятельности государствен­ного аппарата.

5. Основные принципы организации и деятельности органов го­сударства.

6. Понятие системы сдержек и противовесов.

Литература

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референду­мах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск, 2006.

2. О Президенте Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 21.02.1995 г. № 3602-XII (ред. от 09.10.2000 г. № 52-3) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2001. № 2/478.

3. О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Респ. Бела­русь от 07.07.1998 г. № 178-3 (ред. от 20.07.2006 г. № 162-3) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2001. № 2/709.

4. О судоустройстве и статусе судей: Кодекс Республики Бела­русь от 29.06.2006 г. № 139-3 (ред. от 30.12.2006 г. № 198-3) //


Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2006. №2/1236. 5.0 государственной службе в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 14.06.2003 г. № 204-3 (ред. от 16.05.2006 г. № 111-3) // Нац. реестр правовых актов Респ. Бела-русь.Минск, 2003. № 2/953.

6. Баренбойм, П. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера/ П. Баренбойм. М., 1996.

7. Верцман, И.Е. Ж.-Ж. Руссо / И.Е. Верцман. М., 1958.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.