Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организация референдума



Этот процесс в целом похож на избирательный процесс: со­ставляются списки избирателей; образуются участки и округа для голосования, которые в отличие от избирательных округов имеют значение, призванное облегчить подсчет голосов комиссий или других органов по проведению референдумов; проводятся также агитация и разъяснительная кампания, процедура голосования, подсчет голосов, определение итогов референдума и их обнаро­дование.

Голосование осуществляется официальными бюллетенями, обжалование и опротестование, как правило, регулируются за­конами с отсылками к процедурам, предусмотренным избира­тельным законом. Существует определенный порядок опротес­тования.

17.2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ

РЕФЕРЕНДУМОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Вопросы организации и проведения референдумов в нашем государстве регламентируются положениями Конституции и Из­бирательного кодекса Республики Беларусь.

Согласно ст. 73 Конституции Республики Беларусь для реше­ния важнейших вопросов государственной и общественной жиз­ни могут проводиться республиканские и местные референдумы.


Республиканские референдумы могут назначаться Президен­том Республики Беларусь по собственной инициативе, либо по предложению палат Национального собрания, принимаемому на их раздельных заседаниях большинством голосов от полного со­става каждой из палат, либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не ме­нее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска (ч. 1 ст. 74 Конституции).

Процедура сбора подписей гражданами подробно регламен­тируется Избирательным кодексом Республики Беларусь (ст. 114-116).

Президент после внесения на его рассмотрение в соответс­твии с законом предложений палат Парламента либо граждан о проведении референдума назначает в двухмесячный срок рес­публиканский референдум (ст. 117 Избирательного кодекса). На­значение республиканского референдума оформляется Указом Президента. В Указе Президента о назначении референдума со­держатся: дата проведения референдума; юридическая сила ре­шения референдума; формулировка (формулировки) вынесенно­го на референдум вопроса. В Указе Президента могут быть отра­жены и иные организационные моменты по проведению рефе­рендума.

Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания Указа Президента о назначении ре­ферендума.

Конституция Республики Беларусь не содержит конкретного перечня вопросов государственной жизни, которые могут быть предметом республиканского референдума.

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 140 изменения и дополнения Кон­ституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума счита­ется принятым, если за него проголосовало большинство граж­дан, внесенных в списки для голосования.

Разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем референдума.

Избирательный кодекс (ч. 3 ст. 112) содержит положение о том, что на республиканский референдум не выносятся следу­ющие вопросы: которые могут вызвать нарушение территори­альной целостности Республики Беларусь; связанные с избра­нием и освобождением Президента Республики Беларусь, на­значением должностных лиц, отнесенных к компетенции Пре-


зидента Республики Беларусь и Национального собрания Республики Беларусь; о принятии и изменении бюджета; уста­новлении, изменении и отмене налогов; об амнистии и помило­вании.

Президент Республики Беларусь вправе отклонить предложе­ние инициатора о проведении референдума, если оно не соот­ветствует требованиям законодательства Республики Беларусь. Решение Президента Республики Беларусь об отклонении рефе­рендума также оформляется указом.

Согласно ч. 4 ст. 74 Конституции решения, принятые респуб­ликанским референдумом, подписываются Президентом Респуб­лики Беларусь.

В соответствии со ст. 75 Конституции местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее 10 % граждан, обладающих избирательным правом и проживаю­щих на соответствующей территории.

Все процедурные вопросы по проведению местных референ­думов осуществляются в соответствии с нормами законодатель­ства, регламентирующего проведение республиканского рефе­рендума.

На местный референдум не могут быть вынесены вопросы, которые не подлежат вынесению на республиканский референ­дум, имеющие значение для республики в целом, связанные с на­значением на должность и освобождением от должности, относя­щиеся к компетенции местного исполнительно-распорядительно­го органа государства.

Решение о назначении областного, Минского городского, районного, городского, поселкового, сельского референдума принимается соответствующим местным Советом депутатов, а решение о назначении районного референдума в городе с районным делением-соответствующим городским Советом де­путатов.

Решения, принятые в ходе проведения местного референду­ма, подписываются руководителем местного исполнительно-рас­порядительного органа.

В Республике Беларусь было проведено четыре республикан­ских референдума (первый референдум 17 марта 1991 г. был проведен в рамках союзного референдума).


Контрольные вопросы и задания

1. Понятие и назначение референдума как важнейшей формы непосредственной демократии.

2. Виды референдумов. Принципы организации и проведения республиканского и местного референдумов.

3. Предмет референдума.

4. Право инициативы в проведении республиканского и местно­го референдумов. Голосование и подведение итогов рефе­рендума.

5. Юридическая сила актов республиканских референдумов. Юридическая сила актов местных референдумов.

Литература

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменения­ми и дополнениями, принятыми на республиканских рефе­рендумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск, 2006.

2. Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11.02.2000 г.. № 370-3 (ред. от 05.10.2006 г. № 166-3) // Нац. реестр право­вых актов Респ. Беларусь. Минск, 2000. № 2/145.

3. О Президенте Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 21.02.1995 г. № 3602 - XII (ред. от 09.10.2000 г. № 52-3) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2001. № 2/478.

4. О местном управлении и самоуправлении в Республике Бе­ларусь (с изменениями и дополнениями): Закон Респ. Беларусь от 20.02.1991г. №617-XII (ред. от 01.11.2004 г. №340-3)// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2001. № 2/282.

5. О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов: Закон Респ. Бе­ларусь от 30.04.1998 г. № 373-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2001. № 2/669.

6. О членах Центральной комиссии Республики Беларусь по вы­борам и проведению республиканских референдумов с пра­вом совещательного голоса при проведении выборов депута­тов Палаты представителей Национального собрания Респуб­лики Беларусь второго созыва- Декрет Президента Респ. Бела­русь от 11 09 2000 г. № 18 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь Минск, 2000. № 1/1611


7. О полномочиях членов Центральной комиссии Республики Бе­ларусь по выборам и проведению республиканских референ­думов: Указ Президента Республики Беларусь от 10.12.1996 г. № 530 // Собр. декретов, указов Президента и постановлений Правительства Респ. Беларусь. 1996. № 35. Ст. 927.

8. Василевич, ГА. Конституционное право Республики Беларусь / Г.А. Василевич. Минск, 2003.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.