Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методы и способы калькулирования



В рамках модели полного распределения затрат методы калькулирования классифицируются в зависимости от объекта калькулирования. По этому признаку выделяются выделяются методы калькулирования:

- по изделиям;

- позаказный;

- пооперационный;

- попередельный;

- попроцессный.

Каждый из указанных методов допускает применение нескольких способов калькулирования (выполнения расчетов), к таким способам относятся способы:

- прямого счета (удельных издержек);

- нормативный (эквивалентный);

- расчетно-аналитический;

- параметрический;

- исключения затрат;

- коэффициентный;

- комбинированный.

Калькулирование по изделиям является одним из основных методов калькулирования. При калькуляции себестоимости по изделиям объектом учета и калькулирования является единица продукции. При этом методе калькулирования возможно использование всех способов составления калькуляции. Применение того или иного способа (метода) зависит от вида производимой продукции, особенностей технологического процесса и перерабатываемого сырья. При позаказном методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ на заранее определенное количество продукции. В заказе указываются изделия, подлежащие изготовлению, и их количество; сроки выполнения заказа; цена, участвующие в его выполнении. Себестоимость заказа определяется суммой всех затрат производства на срок выполнения заказа. Соответственно отчетная калькуляция при этом методе составляется после выполнения работ по заказу. Позаказный метод калькулирования применяют чаще всего в индивидуальных и мелкосерийных производствах.

Попередельный метод калькулирования применяется в отраслях, в которых обрабатываемое сырье последовательно проходит несколько самостоятельных фаз обработки-переделов. Каждый передел, за исключением последнего, представляет собой законченную фазу обработки сырья, в результате которой предприятие получает полуфабрикат собственного производства. Попередельный метод калькулирования применяют в металлургии, текстильной, деревообрабатывающей и других отраслях промышленности.

Калькулирование себестоимости при использовании попередельного метода осуществляется следующим образом: прямые затраты отражаются по каждому переделу в отдельности, стоимость исходного сырья включается в себестоимость продукции первого передела, себестоимость конечного продукта составляет сумму затрат всех переделов.

Попроцессный метод калькулирования (рrocess-costing) применяется в основном в зарубежной практике, он практически совпадает с попередельным методом калькулирования.

При пооперационном калькулировании для учета материалов берется методика позаказного метода, а для учета заработной платы и общепроизводственных расходов (ОПР) - попроцессного метода. Часто на практике предприятия для отнесения ОПР и заработной платы на себестоимость продукции при данном методе используют плановый коэффициент. В результате себестоимость складывается из "фактических материалов" и "фактической заработной платы и ОПР, распределенных на основе планового коэффициента". Такую себестоимость называют "нормальной себестоимостью", в отличие от фактической себестоимости, а саму систему калькулирования "системой нормального калькулирования" (normal costing).

Рассмотренные методы калькулирования используются в рамках модели полного распределения затрат. Основным методом калькулирования, используемым в рамках модели частичного распределения затрат, является система "директ-костинг". Причем в разных странах эта система именуется по-разному: в США - direct cost accounting, в Великобритании - marginal costing - учет маржинальных затрат, в Германии и Австрии - Teilkostenrechnung или Grenzkostenrechnung - учет частичных (граничных) затрат или Deckungsbeitragsrechnung - учет суммы покрытия.

 

50) Прибыль и рентабельность

 

Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов управления экономикой. Прибыль формирует важную составную часть финансовых ресурсов государства, без которой было бы невозможно расширенное воспроизводство.

Прибыль обладает тремя важнейшими экономическими функциями: накопления, распределения и стимулирования. Прибыль выступает как объемный показатель, характеризующий конечные финансовые результаты деятельности предприятия, кроме того, прибыль участвует в формировании обобщающих критериев эффективности, отражающий все стороны производственной и хозяйственной деятельности производственного предприятия.

Прибыль – часть дохода от реализации результата производственной деятельности, остающегося в распоряжении предприятия, после возмещения текущих затрат на получение этого результата и формирования фонда возмещения основного капитала отнесенного на этот же результат путем амортизационных отчислений.

 

Общая (балансовая) прибыль предприятия складывается как сумма прибыли (убытков) по трем основным направлениям:

1. Прибыль от реализации товарной продукции по ценам, определенным условиями и договорами по­ставок и реализации, расчетами за готовую продукцию и услуги с учетом установленных надбавок и скидок.

Рассчитывается как разница между доходом от реализации товарной продукции и себестоимостью реализованной товарной продукции.

2. Прибыль от прочей реализации (подсобного сельского хозяйства, заготовительных организаций, автохозяйств, лесозаготовитель­ных и других хозяйств и производств, находящихся на балансе предприя­тия);

В составе прибыли от реализации прочей продукции, работ и услуг учитываются следующие поступления:

а) прибыль от реализации продукции подсобных сельских хозяйств,

б) результаты отпуска предприятиями топлива своим рабо­чим и служащим по льготным ценам,

в) доходы и потери средств по операциям с тарой;

г) прибыль по хозяйственным операциям, планируемым в составе прочей реализации,

д) прибыль заготовительных организаций,

е) доходы по транспортным хозяйствам, определяются исходя из объема перевозок и дей­ствующих тарифов;

ж) прибыль от реализации сверхнормативных и излишних материальных ценностей.

3. Прибыль от внереализационных доходов и расходов - операции с недвижимостью, ценными бумагами, финансовыми средствами и др., кроме убытков от деятельности жилищно-коммунального хозяй­ства и расходов на хозяйственное содержание учреждений социальной сферы предприятия, ко­торые покрываются в порядке распределения за счет собственных средств как внепроизводственная деятельность.

Общая (балансовая) прибыль предприятия используется на покрытие определенной части общественно необходимых затрат и распределяется по следующим основным направлениям:

 

  Балансовая прибыль  
   
  Налог на прибыль  
                       
  Чистая прибыль  
                       
Фонд накопления   Фонд потребления   Резервный фонд
                           

 

 

Чистая прибыль образуется после уплаты налога на прибыль, процентов по кредитам банков и других обязательных платежей и поступает в полное распоряжение предприятия. Распределение чистой прибыли по фондам накопления, потребления и резервному фонду производится по решению собственников предприятия с учетом норм, зафиксированных в учредительных документах и разрешенных законом.

Рентабельность

Рентабельность представляет собой важный обобщающий критерий эффективности деятельности предприятия.

В основе расчета показателей рентабельности лежит сопоставление в стоимостной форме экономического результата в виде прибыли с использованными для этого ресурсами.

При формировании показателей рентабельности принято использовать два подхода: затратный и ресурсный.

При использовании затратного подхода определяется рента­бельность продукции (процентах), для этого используется два показателя.

1. Затраты на один рубль товарной (или реализованной) продукции. Рассчитывается как отношение себестоимости товарной (или реализованной) продукции к стоимостному объему товарной (или реализованной) продукции. Этот показатель используется как обобщающий для характеристики уровня рентабельности всего товарного выпуска продукции.

2. Рентабельность по отдельным видам продукции. Рассчитывается в процентах как отношение: в числителе – разница между ценой и себестоимостью данного вида продукции, в знаменателе - себестоимостью данного вида продукции. Этот показатель используется для характеристики уровня рентабельности отдельных видов или групп продукции.

При использовании ресурсного подхода определяется рента­бельность производства (или предприятия) (в процентах), для этого используется также два показателя.

1. Общая рентабельность производства – рассчитывается путем деления суммы балансовой прибыли на среднегодовую стоимость основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств (в пределах норматива) и ум­ножения на 100 (для перевода в проценты);

2. Расчетная рентабельность производства – рассчитывается путем деления суммы чистой прибыли, уменьшенной на сумму выплат из чистой прибыли на среднегодовую стоимость основных производственных фондов (исходя из которых исчисляется плата за фонды) и нормируемых оборотных средств в пределах норматива и умножения на 100.

При определении уровня общей и расчетной рен­табельности в расчет принимаются среднегодовая стоимость ос­новных производственных фондов и среднегодовые остатки нор­мируемых оборотных средств в пределах установленного нор­матива.

 

43) Инвестиционный процесс и классификация инвестиций?

 

Термин «инвестиции» происходит от латинского слова «invest», что означает «вкладывать». В наиболее широкой трактовке инвестиции представляют собой вложение капитала с целью последующего его увеличения. При этом прирост капитала должен быть достаточным для того, чтобы компенсировать инвестору отказ от использования имеющихся средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск, возместить потери от инфляции в текущем периоде.

В соответствии с Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г., инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которых образуется доход (прибыль) или достигается иной полезный эффект. К таким ценностям относятся:

денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги;

движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения и другие материальные ценности);

имущественные права, вытекающие из авторского права, ноу-хау и другие интеллектуальные ценности;

права пользования землей и другими ресурсами, а также иные имущественные права;

другие ценности.

В инвестиционном менеджменте под внутренними и внешними источниками финансирования понимают собственные и заемные средства.

Источники собственных средств включают:

- уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников);

- резервы, накопленные предприятием;

- прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы и др.)

К основным источникам привлеченных средств относятся:

- ссуды банков;

- заемные средства;

- средства от продажи облигаций и других ценных бумаг;

- кредиторская задолженность.

Принципиальное различие между источниками собственных и заемных средств заключается в юридических причинах – в случае ликвидации предприятия его владельцы имеют право на ту часть имущества предприятия, которая останется после расчетов с третьими лицами.

 

Коммерческий кредит состоит в отсрочке платежа за проданные товары или другие активы. Плата за коммерческий кредит может включаться в цену товара или начисляться процентом, зависящим от срока кредита. Коммерческий кредит оформляется векселем или открытым счетом. Товарные векселя учитываются банком. Происходит трансформация коммерческого кредита в банковский. Товарный вексель становится не только кредитным обязательством, но и расчетным средством, многократно переходя из рук в руки.

Одним из основных инструментов коммерческого кредита является вексель - долговая ценная бумага, которая является средством оформления коммерческого кредита, связанного с предоставлением поставщиками своим потребителям отсрочки платежа за поставленную продукцию или выполненные работы.

Коммерческий кредит обычно применяется при закупке одним предприятием у другого товаров или формировании производственного запаса. Коммерческий кредит представляет собой отсрочку платежа за приобретаемый товар с уплатой продавцу компенсационного процента. (Чем больше срок кредита, тем выше маневренность данной формы финансирования. Например, оптовые торговые фирмы могут предлагать товар при оплате через 2 недели со скидкой 10%, при оплате через 1 месяц - со скидкой 5%, при оплате через 2 месяца - за полную стоимость, а при оплате через 3 месяца - с 5% наценкой.) В большинстве стран с развитой рыночной экономикой коммерческий кредит является основной формой финансирования малых предприятий.

 

Банковский кредит - ссуда, выданная банком или иным кредитным учреждением на условиях срочности, возвратности, платности. Плата за кредит взимается по ставкам, сложившимся на денежном рынке по краткосрочным кредитам и на рынке капиталов - по долгосрочным кредитам.

Банковские кредиты выделяют по механизму их возврата:

- дисконтный кредит – уплата основной суммы и процентов по кредиту происходит в конце срока кредитного договора;

- процентный кредит – уплата основной суммы происходит в конце срока кредитного договора, проценты же выплачиваются в течение срока его действия;

- амортизационный кредит – основная сумма выплачивается равными (как правило) долями в течение срока действия кредитного договора, тогда же уплачиваются и проценты с невыплаченной части основной суммы;

- аннуитетный кредит – уплата основной суммы и процентов осуществляется равномерно в течение всего срока кредитного договора. При этом причитающаяся к платежу сумма рассчитывается путем умножения величины кредита на соответствующий коэффициент аннуитета.

Ипотечный кредит является одной из самых развитых форм финансирования инвестиций в рыночной экономике. Его сущность заключается в предоставлении долгосрочных кредитов под залог недвижимого имущества. Институты ипотечного кредита (ипотечные фонды, кредитные общества и т. п.), как правило, выполняют функцию посредника между кредиторами и заемщиками, выпуская ценные бумаги, обеспечиваемые закладными под недвижимость, оформленными заемщиками. Методика расчета платежей по ипотечным ссудам имеет свои особенности, связанные с долгосрочным характером подобного кредитования. Платежи по ипотечным ссудам бывают либо аннуитетные, когда сумма ипотечного платежа постоянна на протяжении всего срока действия договора и складывается из равномерных взносов на погашение кредита и процентов по ссуде, либо имеют форму «шарового» платежа. В этом случае ссуда погашается единовременно по истечении срока ипотечного договора, а в промежуточные сроки оплачиваются только проценты.

Лизинг – это особая форма финансирования основного капитала предприятия, не являющегося его собственностью. по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендатором.

В лизинговой сделке участвуют:

1. Лизингодатель - лицо, осуществляющее передачу в лизинг специально приобретенного для этого имущества.

2. Лизингополучатель - лицо, получающее объект лизинга во владение и пользование по договору лизинга для осуществления предпринимательской деятельности.

3. Продавец (поставщик) - предприятие, продающее объекты лизинга. В соответствии с российским законодательством, продавец не может быть одновременно лизингодателем, хотя в некоторых случаях продавец выполняет функции лизингополучателя.

4. Предмет (объект) лизинга - любое движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным средствам и использующееся для предпринимательской деятельности, кроме имущества, запрещенного к свободному обращению на рынке.

По экономическому содержанию лизинг относится к прямым инвестициям, в ходе исполнения которых лизингополучатель обязан возместить лизингодателю инвестиционные затраты, осуществленные в материальной и денежной форме, и выплатить вознаграждение.

К основным достоинствам лизинга как источника финансирования инвестиционных процессов традиционно относят то, что лизинг не требует мобилизации значительных финансовых ресурсов предприятия в момент приобретения оборудования или транспортных средств. Кроме того, лизинг не утяжеляет активы предприятия, лизинговые платежи относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) лизингополучателя (а следовательно, исключаются из налогооблагаемой прибыли) а также лизингополучатель не уплачивает налог на приобретение автотранспортных средств и налог с владельцев транспортных средств. Финансовый лизинг может рассматриваться как форма долгового финансирования, что позволяет проявиться эффекту финансового рычага (увеличению рентабельности собственных средств лизингополучателя).

К недостаткам лизинга можно отнести более высокую стоимость лизинговых платежей по сравнению с уплатой процентов по кредиту, высокие темпы морального старения объектов лизинга (риск морального старения лежит на лизингополучателе), а также общую неразвитость правовой базы в области лизинговых операций. Поэтому принятие решения о лизинге должно осуществляться после проведения тщательного инвестиционно-финансового анализа предстоящей сделки.

 

48) Особенности использования моделей полного и частичного распределения затрат

Процесс калькулирования себестоимости продукции в модели полного распределения затрат на изделие

Модель полного распределения затрат по изделиям применяется как основная при калькулировании себестоимости. При калькуляции себестоимости по изделиям объектом учета и калькулирования является единица продукции. При этом методе калькулирования возможно использование всех способов составления калькуляции. Применение того или иного способа зависит от вида производимой продукции, особенностей технологического процесса и перерабатываемого сырья.

Система учета полных затрат (аbsorption-costing) представляет собой систему учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, согласно которой все прямые производственные затраты и все косвенные затраты включаются в себестоимость продукции, т.е. предназначена для исчисления полных затрат. Она предполагает распределение всех затрат между реализованной продукцией и остатками продукции.

Калькуляция себестоимости продукции представляет собой расчет затрат по калькуляционным статьям расходов на производство единицы соответствующего вида продукции или услуг в планируемом (или отчетном) периоде.

Калькуляции составляются на все виды про­дукции, предусмотренные в плане. Если номен­клатура выпускаемой продукции велика, плановые калькуля­ции могут составляться по группам однородных изделий и от­дельным типовым представителям этих групп.

При составлении калькуляции, обычно, используется группировка статей затрат на прямые и косвенные. Прямые затраты относятся на себестоимость продукции непосредственно прямым расчетом. К косвенным относятся затраты в, которых прямым путем невозможно выделить затраты, относимые на калькулируемую продукцию. Такие затраты учитываются отдельно и в последующем распределяются по калькуляциям.

Распределение косвенных расходов между различными видами изделий производится пропорционально выбранному признаку, обычно принимается сумма основной заработной платы производственных рабочих (без доплат по прогрессивно-премиальным системам) или другим признакам: стоимость основных материалов или количество отработанных машино-часов. Выбор признака зависит от степени его влияния на производственные затраты.

Составление калькуляций себестоимости единицы изделий, обычно, начинается с подготовки спецификаций на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты и ряда смет комплексных расходов.

Спецификации представляют собой списки сырья, материалов и покупных полуфабрикатов, с указанием наименований, цен и потребного количества на изделие.

Сметы комплексных расходов составляются по статьям, которые нельзя отнести на себестоимость прямым путем. К числу основных смет комплексных расходов, составляемых в процессе калькулирования, можно отнести следующие:

· расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

· цеховые расходы;

· общезаводские расходы;

· расходы на производство по вспомогательным цехам;

· расходы на подготовку и освоение производства новых из­делий, агрегатов, производств и цехов;

· расходы на изготовление специальной оснастки и прочие специальные расходы;

· транспортно-заготовительных расходы;

· прочие производственные расходы;

· внепроизводственные расходы.

 

49) Цена на продукцию предприятия. Подходы и стратегии ценообразования

 

Цена является денежным выражением стоимости товара, представляет собой важнейший элемент рыночного механизма и формируется под воздействием множества факторов, определяющих состояние соответствующего рынка.

Ценовые стратегии

Методология рыночного ценообразования базируется на маркетинговых исследованиях. Предприятия-производители осуществляют выбор стратегии цен, которая представляет собой возможные способы действия для достижения поставленных целей с помощью цен и с учетом стадий жизненного цикла товара. На практике наибольшее распространение получили следующие виды ценовых стратегий: высоких, средних, низких, дифференцированных, льготных, дискриминационных, стабильных, нестабильных, гибких, конкурентных, психологических цен, массовых закупок и ценового лидера.

Стратегия высоких цен ("снятия сливок") предполагает продажу товара по первоначально высоким ценам, а затем постепенное их снижение. Она применяется при продаже товаров - новинок и престижных товаров, а также при низкой зависимости спроса от цен. Стратегия высоких цен может привести к положительным результатам при следующих условиях: высокий уровень текущего спроса со стороны большого числа потребителей, высокое качество товара и ограниченность конкуренции.

Стратегия низких цен ("прорыва на рынок") предполагает продажу товара по первоначально низким ценам, а затем повышение цен на товары по мере завоевания рынка. Она используется при массовых поставках товара на рынок, высокой зависимости спроса от цен и относительном сокращении издержек производства и обращения. В дальнейшем после завоевания существенной доли рынка может осуществляться инициативное повышение цен.

Стратегия средних цен является наиболее типичной и строится на основе получения средней нормы прибыли на вложенный капитал.

Стратегия дифференцированных цен связана с применением различных скидок и надбавок к среднему уровню цен на товары в разрезе отдельных рынков и покупателей. Разновидностями дифференцированных цен являются стратегии льготных и дискриминационных цен, а также стратегия массовых закупок. Льготные цены обычно устанавливаются для заинтересованных покупателей или в виде временной меры для стимулирования продаж (например, сезонная распродажа товаров), высокие дискриминационные цены устанавливаются для нежелательных и некомпетентных покупателей, а также при проведении правительством страны общей дискриминационной политики по отношению к другим странам. Массовые закупки предусматривают продажу товаров со скидкой в случае их приобретения в больших количествах.

Стратегия стабильных цен предполагает продажу товаров по неизменным ценам в течение длительного времени. Она практикуется при массовых продажах однородных товаров и наличии большого числа конкурентов (например, транспортные тарифы).

Стратегия нестабильных цен предусматривает зависимость цены товара от спроса потребителей, издержек производства и объема продаж.

Стратегия гибких (эластичных) цен зависит от возможностей покупателя торговаться и используется при заключении индивидуальных сделок по каждой партии неоднородных товаров (например, товары промышленного назначения).

Стратегия ценового лидера предполагает установление производителями цен в соответствии с ценами предприятия-лидера по конкретному товару на данном рынке. Стратегия конкурентных цен есть ответная реакция производителей на снижение цен конкурентами. Она проводится двумя путями: сохранением прежнего уровня цен с потерей доли рынка или снижением цен вслед за конкурентами, с сохранением доли рынка.

Стратегия психологических цен связана с ценами на престижные высококачественные товары, обладающие особыми свойствами и используется известными предприятием при установлении цен на свои товары.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.