Инвестиции - это долгосрочные вложения капитала в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения дохода (прибыли). То есть, сущность инвестиций - помещение капитала, вложение средств в активы, которые приносят прибыль. Различают внутренние (отечественные) и внешние (иностранные) инвестиции.
Внутренние инвестиции подразделяются на:
а) финансовые инвестиции - это приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг, вложение денег на депозитные счета в банках под проценты и др.;
б) реальные инвестиции (капитальные вложения) - это вложение денег в капитальное строительство, расширение и развитие производства;
а)прямые, дающие инвестору полный контроль над деятельностью иностранного предприятия;
б)портфельные, обеспечивающие инвестору право на получение лишь дивидендов на приобретенные акции зарубежных предприятий.
Объектами инвестиционной деятельности являются: основной капитал (вновь создаваемый и модернизируемый), оборотный капитал, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, интеллектуальные ценности.
Одна из наиболее важных хозяйственных задач, которую должны решать предприятия - это выгодное вложение денежных ресурсов с целью получения максимального дохода.
Условия
1. Иметь хорошо отработанный и перспективный план деятельности на будущее. Инвесторы хотят знать, что их вклады принесут в дальнейшем прибыль.
2. Иметь хорошую репутацию в обществе. Инвестируя в теневое предприятие, инвесторы рискуют остаться без прибыли, поэтому выбирают только те предприятия, которые вызывают доверие.
3. Вести открытую, то есть прозрачную деятельность. Для этого необходимы бухгалтерская отчётность и работа со СМИ.
4. Многое зависит от внутренней политики, проводимой в той стране, в которой находится предприятие. Для вкладов инвесторы выбирают наиболее стабильные страны.
Инвестиции (эк определение) – расходы на создание, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение капитала, а также изменение оборотного капитала.
Инвестиции (фин определение) – все виды активов или средств вкладываемых в хоз деятельность с целью получения прибыли.
Виды инвестиций 2)По характеру участия в инвестировании: прямые, непрямые инвестиции. Прямые – непосредственное участие торгового предприятия в выборе объектов инвестирования и вложений капитала. Непрямые инвестиции – инвестирование капитала предприятия опосредованное другими хозяйствующими субъектами. 3)период инвестирования: краткосрочный, долгосрочный. Краткосрочное вложение не более 1 года, долгосрочное более 1 года.
Формы реализации инвестиций: 1)путем кредитования. 2)прямые затраты денежных средств. 3)Покупка ценных бумаг.
45. Система планов на предприятии может быть систематизирована по таким основным классификационным признакам как:
1. по содержанию следует выделить: технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегическое, программное и другие;
2. по уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятии различают такие виды, как корпоративное и заводское - на высшем уровне управления. На среднем уровне применяется цеховая система планирования, на нижнем - производственная, которая охватывает участки, бригады и рабочее место;
3. по методам обоснования находят применение системы рыночного, индикативного и административного или централизованного планирования;
4. по времени охвата планирование бывает краткосрочным или текущим (один год, квартал, декада или неделя), среднесрочным в пределах (1-3лет) и долгосрочным или перспективным (от 3 до 10 лет);
5. по сфере применения планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное;
6. по стадиям разработок планирование бывает предварительным, на этапе которого разрабатываются проекты планов, и окончательным;
7. по степени точности планирование бывает уточненным и укрупненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня квалификации разработчиков планов;
8. по типам целей планирование может быть оперативным, тактическим, стратегическим и нормативным.
Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей (например, завоевать лидерство на рынке сбыта продукции).
Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или текущих для предприятия результатов.
Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии предприятия.
План – рабочий инструмент для достижения поставленной цели субъектом предприятия, созданный на основе конъектурного прогноза среды хозяйствования и расписанный по исполнителям, времени и средствам.
Составляющие:
- набор документов, перечь исполнителей с указанием их конкретных задач.
При разработке планов используются следующие методы: балансовый, расчетно-аналитический, индукции и дедукции, экспертных оценок.
Балансовый метод позволяет соизмерить потребности в ресурсах
с их наличием (возможностью обеспечения), поэтому на предприятиях практикуются балансовые расчеты материальных, трудовых ресурсов, баланс рабочего времени, финансовый (бухгалтерский) баланс и др.
Расчетно-аналитический метод является преобразующим, поскольку всякое предвидение базируется на ретроспективных данных (за прошлый период).
Особое место в общей системе планирования занимают бизнес-
планы. Ранее они назывались ТЭО — технико-экономические
обоснования решений. В сущности, они таковыми и остались, изменилось только содержание. Бизнес-план включает следующие
основные разделы: 1) резюме (краткое содержание предложений и эффективность бизнес-плана); 2) характеристика продукции (предложения); 4) технология и план производства;
5) организационный план; 6) расчет затрат и финансовый план;
8) оценка рисков и страхование;9) юридический план (организационно-правовая форма и т.д.);
46. Сущность и виды планирования.
Планирование — один из методов управления предприятием,
представляющий собой процесс проработки (расчетов) объекта
планирования на заданный промежуток будущего времени с определенным набором ресурсов и желаемой эффективностью. Планирование завершается принятием директивного документа — плана, обязательного к исполнению.
Основные принципы планирования на предприятии:
• директивность — обязательность выполнения установленных
планом действий, ориентиров, целей и задач;
• единство — системность во взаимосвязях подразделений, скоординированное их действие;
• участие • непрерывность — разработанные планы должны непрерывно выполняться
• гибкость — способность и возможность внесения корректив
(изменений) в процессе выполнения; • точность — планы должны быть максимально конкретными для определенного промежутка времени.
Планирование – это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, определяющие темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу.
Различают:
- последовательное планирование (новый план составляется по истечении срока действия предыдущего);
- скользящее планирование (по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срока предыдущего и т.д.);
- жесткое планирование (конкретно указываются все цели и мероприятия);
- гибкое планирование (учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом).
В принципе любая фирма имеет иерархию планов. В ряду соподчиненности можно различить следующие виды планирования:
- общее (долгосрочное основополагающее, концепция фирмы);
- стратегическое (долгосрочное развитие фирмы, сфер быта, производства, персонала);
- тактическое (условий хозяйственных операций – производ. мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала)
- оперативное планирование (конкретных действий на краткосрочный период).
Сущность планирования совпадает с определением цели, что вполне естественно, так как достижение цели является определяющим в любой деятельности.
Сущность планирования заключается в разработке оптимального плана деятельности по достижению цели.
Глубина ретроспекции – промежуток времени в прошлом, который необходимо взять для получения прогноза с достаточной вероятностью или по которому имеется достоверная ретроспективная информация. Сумма глубин ретроспекции и планирования дает величину временного сдвига информации входа и выхода.
В хозяйственной деятельности в зависимости от времени упреждения (глубины планирования) различают следующие виды планирования:
оперативное планирование (до 1 месяца);
текущее (краткосрочное) планирование (до 1 года);
перспективное, долгосрочное планирование (до 15 лет).
В зависимости от целей различают стратегическое и тактическое планирование.
Стратегическое планирование предполагает определение миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формирование системы целей деятельности и стратегий поведения. Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на период пять и более лет.
Тактическое планирование представляет собой поиск и согласование наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития организации. В процессе тактического планирования разрабатываются процедуры – конкретные меры, шаги, действия по реализации стратегии в конкретной ситуации.
47. Производственная программа – развернутый план производства и реализации продукции, отражающий ее объем, номенклатуру, ассортимент, устанавливаемый исходя из потребностей рынка.
Разрабатывая производственную стратегию промышленного предприятия, составляют производственные программы выпуска продукции и обосновывают объемы выпускаемой продукции имеющимися на предприятии производственными мощностями. Обычно производственная программа составляется в натуральных и стоимостных показателях.
Разработанная программа в натуральных показателях устанавливает:
Номенклатуру и ассортимент выпускаемой продукции.
Номенклатура – это состав продукции по ее видам и наименованиям.
Ассортимент – характеризует состав данного вида по типам, маркам и сортам выпускаемой продукции.
В разрезе производственной программы определяют следующие стоимостные показатели:
-Объем товарной продукции - отражает объем товаров и услуг в стоимостном выражении, предназначенных для реализации в данном периоде времени. В состав товарной продукции входит стоимость полуфабрикатов, предназначенных для реализации на сторону.
-Объем реализованной продукции. V продукции, поступившей в данный период на рынок и подлежащий оплате потребителями.
-Валовой продукции - это стоимость общего результата производственной деятельности предприятия за определенный период времени. Валовая продукция отличается от товарной продукции на величину изменения остатков незавершенного производства на начало и конец планового периода.
-Чистой продукции - это стоимость отпущенной на сторону продукции и оплаченной покупателем в отчетном периоде.