Управление – это направленное со стороны управляющего органа воздействие на объект управления в целях получения установленного результата, согласования и корректировки действий исполнителей. Оно включает предвидение, планирование, контроль и регулирование процессов исп-я работ.
Система управления включает следующие компоненты:
- принципы и задачи управления;
- организационную структуру управления;
- эконом. и юрид. методы и ограничения;
- информацию и тех. средства обработки ее.
Управление предприятием состоит из ряда функциональных подсистем:
- стратегическое управление (обеспечение эконом. роста предприятия, повышение его конкуренции);
- текущее управление (обеспечение непрерывной работы пред-ия);
- управление персоналом (обеспечение квалиф. работников, расстановка персонала по раб. местам, обеспечение безопасности);
- управление производством;
- управление финансами;
38. Конкурентоспособность - способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет умения эффективно использовать ресурсы.
К товара или продукции - совокупность его качественных, стоимостных характеристик, которые обеспечивают удовлетворение конкретных потребностей покупателя, и при этом выгодно отличаются от аналогичных товаров конкурентов.
3 составляющие: качество, цена, обслуживание.
3 основных стратегических подхода: стремление иметь самые низкие издержки производства, стратегия дифференциации, стратегия фокуса или ниши на рынке.
Конкурентоспособность продукции - это характеристика товара, отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.
Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.
Линейная и линейно-штабная структура предприятия.
Линейная.Она же иерархическая.
*деление на составляющие части осуществляется по производственному признаку, соблюдается принцип единоличия управления, применяется для мелких предприятий с несложным производством и отсутсвием кооперативных связей, распространена в управлении цехами, участками, небольшими фирмами.
+ простота применения, оперативность принятия решений, хороший уровень поддержания дисциплины, согласованность действий исполнителей, четкая взаимосвязь между работниками и управляющими.
- отсутствие звеньев по стратегическому планированию, перегрузка основных руководителей, ограничение инициативы работников.
Линейно-штабная. То же самое, но с функциональными подразделениями (по торговле, образованию, транспортным услугам, консалтинг и т.д.). Штабы не принимают решений и не руководят. Но готовят информацию для руководителей.
+ разгрузка высших руководителей, наличие стратегического планирования
- тенденция к излишней централизации, преувеличение роли штаба, недостаточно четкая степень ответственности у штабов, жесткость структуры.
В линейной организационной структуре воплощены принципы централизма и единоначалия. Руководитель наделен всеми видами полномочий и осуществляет единоличное руководство. Руководитель несет полную ответственность за результаты деятельности вверенного ему объекта.
Каждый подчиненный имеет только одного руководителя, а каждый руководитель - нескольких подчиненных в соответствии с нормами управляемости.
Линейно-штабная организационная структура, предполагает образование в помощь линейным руководителям специализированных функциональных подразделений – штабов для решения определенных задач.