Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Подин потомков Адама в Судный день ,и я не похваляюсь, в моей руке будет знамя восхвале-



 

ния, и я не похваляюсь, и не будет ни одного пророка в тот день: ни Адама, ни других, кто бы не был под моим знаменем, и я первый, для кого раскроется земля(могила)»219.

 

7. Он обладатель «Достохвального места», тут имеется в виду что он обладатель деяний, за которые его будут хвалить Всевышний и Его творения. Всевышний об этом сказал в суре «Пе-ренесение ночью» (Аль-Исрáа) в аяте 79:

.٧٩ — ءارسلإا ةروس

«Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место». (Ночное перенесение,

 

79)

 

членом семьи и наследником, а останется братом по религии. Позже, когда Зайд бину Хáриса развелся со своей женой, на ней женился Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!), после чего некоторые люди стали говорить, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) женился на женщине, ко-торая была женой его сына (а это, как известно, запрещено Исламом), ответом и стал этот аят, в котором опровергается отцовство такого рода.

 

217То есть пока все люди без исключения во всех своих спорах не станут обращаться к Пророку (Да бла-гословит его Аллах и приветствует!) при его жизни и к тому, что он оставил после себя, после его смер-ти, они не будут считаться верующими. Все это указывает на то, что он послан ко всем людям.

218Смотрите сноску 172.

219Муслим (2278), Ат-Тирмизи (3148), Ахмад (1/281).

~ 122 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

Это место является одним из достоинств Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!)

 

в Судный день, подобно таким, как заступничество и другие.

 

8. Он «обладатель водоема», к которому будут приходить последователи Мухаммада в Суд-ный день, чтобы напиться из него. Это великий водоем, к которому придет множество людей. Что касается остальных водоемов, то мы уже говорили, что у каждого пророка будет свой водо-ем.

 

9, 10, 11. Он «Имам всех пророков», «их проповедник» и «их заступник», на что указывает хадис, в котором Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Когда наступит

 

Судный день, я буду Имамом пророков, их проповедником и обладателем заступничества за них, и я не похваляюсь»220.Хадис передал Ат-Тирмизи и сказал:хадис хасан.

 

12. Его община — лучшая из всех общин, что следует из аята, в котором Всевышний сказал:

 

.١١١

 

 

«Вы являетесь лучшей из общин, сотворенной для блага человечества» (Семейство Имрáна, 110). Что касается того, что в другом аяте сказано о сынах Исраиля, что они возвышены над мирами, как об этом сказал Всевышний:

 

.٤٧ ةرقبلا ةروس

 

«О сыны Исраиля! Помните о милости, которую Я вам оказал, а также о том что Я воз-

 

высил вас над мирами» (Корова,47),то тут имеется в виду,что их возвысили над всеми,ктожил в те времена, что и они.

 

ØДостоинство сподвижников:

 

«Ас-Сахáбийю» (сподвижник) — это тот, кто встречался с Пророком (Да благословит его Аллах и приветствует!), уверовал в него и скончался, будучи таковым.

 

Сподвижники пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует!) лучше, чем сподвижники всех остальных пророков, о чем свидетельствует хадис, в котором Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Лучшие из людей это мои сподвижни-ки»221.Хадис передал Аль-Бухари и другие.

 

 

220Хадис хасан. Ат-Тирмизи (3613), Ибну Мáджа (4314), Ахмад (5/137).

221Согласованный хадис. Аль-Бухари (3650), Муслим (2533).

~ 123 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

Лучшие из сподвижников — это «Аль-Мухáджирýн»222, потому что в них объединены такие качества как Хиджра (переселение) и помощь Пророку (Да благословит его Аллах и приветству-ет!).

 

Затем лучшие из сподвижников — это «Аль-Ансáр»223.

 

Лучшие из Аль-Мухáджирýн — это четыре праведных халифа: Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усмáн и ‘Али (Да будет Аллах доволен ими всеми!).

 

Абý Бакр.Ас-Сиддúк(что переводится как«правдивейший»),его имя‘Абдуллáх бин‘Усмáнбин ‘Áмир. Он первый, кто уверовал, из мужчин. Он сопровождал Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) в Хиджре и замещал его в молитве и в хадже. Он был его халифом в его общине, с его помощью приняли Ислам пятеро из тех десятерых, которых еще при их жизни Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) обрадовал тем, что они войдут в рай. Это ‘Усмáн, Зубайр, Тальха, ‘Абдуррахмáн бин ‘Авф и Са‘ид бин Абу Ваккáс. Абу Бакр скончался в месяц Джумáдаль-Ахира в 13 году хиджры, в возрасте 63 лет.

 

Эти пятеро вместе с Абý Бакром, ‘Али бин Абú Тáлибом и Зайдом бин Хáриса — это те во-семь человек, которые первыми из людей приняли Ислам. Об этом сказал Ибну Исхáк, то есть, они первые из мужчин, кто принял Ислам.

 

’Умар.АбýХафс Аль-Фáрук224,его имя‘Умар бин Аль-Хаттáб.Принял Ислам через шестьлет после начала миссии Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) после того, как около сорока мужчин и одиннадцать женщин приняли Ислам. Его вера стала радостным собы-тием для всех мусульман, и после того как он уверовал, исламский призыв приобрел открытую форму. Абу Бакр оставил его после себя приемником. Он взял на себя всю тяжесть правления Исламским государством и отличался в этом с прекрасной стороны, до тех пор пока не пал ша-хидом (мучеником за веру) в месяц Зуль-Хиджжа в 23 году хиджры в возрасте 63 лет

 

’Усмáн.Абý ‘Абдиллáх Зуннурейн(что переводится как:обладатель двух светов)225,его имя‘Усмáн бин ‘Аффáн. Он принял Ислам до того, как Пророк (Да благословит его Аллах и привет-ствует!) избрал дом своего сподвижника Аль-Аркама центром226. Он был богатым и щедрым, он

 

 

222Те, кто ради своей религии переселились из Мекки, в которой их подвергали невыносимым мучениям, в Аль-Мадину в которой их встретили как братьев.

223 Те, кто приняли Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) и его сподвижников в Аль-Мадине после его переселения, уверовав в него, и оказали ему и его сподвижникам всю возможную по-мощь, потому их и назвали Аль-Ансáр, что значит «помощники».

224 Аль-Фáрýк переводится как «разделяющий», так его назвали, потому что его вера стала переломным

 

моментом в установлении Ислама, после чего к Исламу стали призывать открыто.

 

225Так его прозвали, потому что он был женат поочередно на двух дочерях Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!).

226То есть центром для своего призыва и встреч с мусульманами, так как открыто заявить о своем реше-нии исповедовать Ислам было крайне опасно для жизни, и поэтому они встречались с Пророком (Да бла-

~ 124 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

 

принял правление Исламским государством после кончины ‘Умара бин Аль-Хаттáба, после единогласного решения членов совета о его избрании правителем мусульман, и оставался его правителем до того, как стал шахидом в месяц Зуль-Хиджжа в 35 году хиджры в возрасте 90 лет.

 

Али. Абý Аль-Хасан, его имя ‘Али бин Абý Тáлиб, прозвище его отца Абý Тáлиб, а имя его отца ‘Абду Маннáф бин ‘Абдуль-Мутталиб. Он первый, кто принял Ислам из юношей, ему было отдано Пророком (Да благословит его Аллах и приветствует!) знамя при битве Хайбар, после чего с помощью Всевышнего мусульмане одержали победу. Он стал правителем мусульман по-сле того, как ему принесли клятву после кончины ‘Усмáна. Он правил мусульманами в соответ-ствии с шари‘атом до тех пор, пока не стал шахидом в месяц Рамазан, в сороковом году, в воз-расте 63 лет.

 

Лучшим из четырех халифов являетсяАбýБакр,затем‘Умар,затем‘Усмáн и затем‘Али,об этом свидетельствует хадис Ибну ‘Умара в котором он говорит: «Мы отдавали предпочте-

 

ние227 некоторым из нас во время Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!): мы отдавали предпочтение Абу Бакру, затем ’Умару, а затем ’Усмáну»228.Хадис передал Аль-

Бухари.

 

В сборнике хадисов Абу Давуда есть хадис, в котором говорится: «Еще при жизни Послан-

 

ника (Да благословит его Аллах и приветствует!) мы говорили, что лучший из общины Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) после него — это Абу Бакр, затем

 

’Умар, затем ’Усмáн»229.Хадис сахих.Также этот хадис передал Ат-Табарáни,но с другимисловами, в нем сказано: «Пророк слушал это и не отрицал»230.

 

Самым достойным стать правителем мусульман после Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) был Абý Бакр, потому что он был лучшим из них, и первым принял Ислам, и был тем, кто еще при жизни Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) с его позволения руководил молитвой, к тому же сподвижники единогласно сошлись на его кандидатуре и едино-гласно решили присягнуть ему.

 

И если бы это решение сподвижников было бы ошибочным, то, как мы писали раннее, Все-вышний не позволил бы им прийти к единогласному решению.

 

Затем самым достойным стать правителем мусульман был ‘Умар, потому что он был лучшим из них после Абý Бакра, и потому что Абý Бакр поручил ему быть правителем.

 

 

гословит его Аллах и приветствует!) тайно. Что касается самого Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), то он призывал к Исламу открыто, не таясь.

227То есть, «Мы говорили, что такой-то лучше такого-то».

228Аль-Бухари (3655), Абу Давуд (4627).

229Хадис сахих. Абу Давуд (4628).

230 Его привел аль-Хайсами в «аль-Маджама‘а» (9/58).

~ 125 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

 

Затем ‘Усмáн, в соответствии с его достоинствами, и в связи с тем, что его выбрали члены со-вета (Аш-Шура), упомянутые в стихотворении:

 

‘Али, ‘Усмáн, Са‘ад, Тальха Зубайр и Зу ‘Авф — мужи совета.

 

Затем ‘Али, из за его достоинств и потому что лучшие из тех, кто жил в его времена, едино-гласно сошлись на его кандидатуре.

 

Вот они, те, кого называют «праведными правителями мусульман, которых Аллах вел пра-вильным путем» и в отношении которых Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!)

 

сказал: «Следуйте моей Сунне, и сунне праведных халифов,ведóмых Аллахом правильнымпутем, которые будут после меня, и держитесь за нее клыками».

 

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал относительно времени их правле-

 

ния: «Аль-Хилáфа (исламское правление) после меня просуществует тридцать лет»231. Ха-

 

дис передали Ахмад, Абу Давуд, Ат-Тирмизи. Шейх Албани сказал в своей книге «Сахихуль Джáми‘а»: санад хадиса сахих.

 

Автор книги сказал: «Последним халифом, завершившим эти годы, был ‘Али»232, может быть, он посчитал правление сына ‘Али, Аль-Хасана, продолжением правления ‘Али или, может быть, автор совсем не засчитал его правление, так как он сложил с себя обязанности правителя.

 

Правление Абý Бакра длилось два года, три месяца и девять ночей, начиная с 13 числа месяца Раби‘уль-Авваль 11 года хиджры, и до 22 числа месяца Джумáдаль-Áхира 13 года хиджры.

 

Правление ‘Умара продолжалось 10 лет, 6 месяцев и 3 дня, начиная с 23 числа месяца Джумáдаль-Áхира 13 года хиджры, и до 26 числа месяца Зуль-Хиджжа (последний месяц лун-ного календаря) 23 года.

 

Правление ‘Усмáна длилось 12 лет за исключением 12 дней (то есть 11 лет, 11 месяцев и око-ло 18 дней), начиная с 1- го числа месяца Мухаррам, (первый месяц лунного календаря) 24 года хиджры, и до 18 числа месяца Зуль-Хиджжа 35 года хиджры.

 

Правление ‘Али продолжалось 4 года и 9 месяцев, начиная с 19 числа месяца Зуль-Хиджжа 35 года хиджры, по 19 числа месяца Рамазан 40 года хиджры.

 

Общее правление четырех праведных халифов охватывает 29 лет, 6 месяцев и 4 дня. Затем, в день кончины ‘Али, мусульмане дали клятву верности сыну ‘Али, аль-Хасану, но в месяц Ра-би‘уль-Авваль 41 года хиджры он передал правление сподвижнику Му‘áвию.

 

 

231 Имеется в виду правление, которое полностью соответствовало Сунне Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!).

232А не сказал: «Последним халифом завершившим эти годы был Аль-Хасан».

~ 126 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

 

Таким образом, мы видим, как сбылось одно из предсказаний Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), содержащиеся в хадисе, где он сказал: «Аль-Хилáфа после меня про-

 

существует тридцать лет».

 

Также сбылось и его предсказание, которое относилось к сыну ‘Али и внуку Пророка (Да бла-гословит его Аллах и приветствует!) Аль-Хасану, про которого он сказал: «Поистине этот мой сын (мой потомок) является господином и может случиться так, что через него Аллах приведет к примирению две большие группы мусульман»233.Хадис передал Аль-Бухари.

 

 

✵✵✵✵✵✵✵✵✵

 

 

233 Аль-Бухари (2704). После убийства ‘Али, его сын Аль-Хасан был провозглашен в Ираке халифом, но спустя некоторое время он передал Му‘авию – который претендовал на место правителя – правление, во избежание кровопролития между мусульманами, тем самым положив конец тому конфликту.

 

~ 127 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

Шейх Ибну Куддáма аль-Макдиси сказал:

 

23- Мы свидетельствуем, что десять названных Пророком (Да благословит его Аллах и при-ветствует!) сподвижников попадут в рай, так же, как об этом засвидетельствовал Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!), сказав о них: «Абý Бакр попадет в рай, ’Умар попа-

 

дет в рай, ’Усмáн попадет в рай, ’Али попадет в рай, Тальха попадет в рай, Аз-Зубайр по-

 

падет в рай, Са’ад попадет в рай, Са’ид попадет в рай, ’Абдур-Рахмáн, Ибну ’Авф попадет в рай и Абу ’Убайда бин Аль-Жаррáх попадет в рай»234.

 

Мы свидетельствуем, что в рай попадет каждый, о ком свидетельствовал это Пророк (Да бла-гословит его Аллах и приветствует!). Он сказал: «Аль-Хасан и Аль-Хусайн будут господами

 

молодых людей в раю»235,также он сказал о Сáбите бин Кайсе:«Воистину, он будет одним из обитателей рая»236.

 

Мы не можем утверждать, что кто нибудь из мусульман войдет в рай или в ад, кроме тех, ко-торых назвал Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует!), но мы надеемся, что пра-ведный войдет в рай, и опасаемся, что грешник попадет в ад.

 

Мы не считаем неверным кого-либо из ахлуль-Кибла (последователи Каабы) из-за какого-либо совершенного им греха, и не утверждаем, что он не мусульманин из-за какого-то поступка совершенного им. Мы уверены, что Хáдж и Джихáд продолжаются при каждом имаме, вне за-висимости от того, благочестив он или нечестив. Мы также убеждены в том, что пятничная мо-литва, которой они руководят, разрешена (действительна).

 

Анас передал, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Три свойствасчитаются (одними) из основ веры: (1) воздержаться причинить зло тому, кто сказал: «Нет божества достойного поклонения кроме Аллаха», и мы не считаем его неверным

 

из-за какого-либо греха, который он совершил, и не утверждаем, что он не мусульманин из-за какого-то поступка, (2) борьба на пути Аллаха за веру продолжается с того времени, как Аллах — Велик Он Могуществен! — выбрал меня Посланником, и до того времени, когда последний человек из моей общины не будет сражаться с ад-Даджжáлом. Джихáд не бу-дет отменен произволом несправедливого правителя и справедливостью справедливого, (3)

вера в предопределение»237.Этот хадис передал Абу Давуд.

 

Сунной считается: быть дружески расположенным к сподвижникам Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!), любить их, упоминать об их достоинствах, просить у Аллаха для них милосердия и прощения, и воздержаться от упоминания их недостатков и их разногласий и споров, а также быть убежденным в том, что они благочестивы, и ценить то, что они первыми приняли Ислам.

234Хадис сахих. Абу Давуд (4649), Ат-Тирмизи (3748), Албани в «Сахихуль-Жáми‘а» (4010).

235Хадис сахих. Ат-Тирмизи (3768), Ибну Мáжа (118), Ахмад (3/3).

236Согласованный хадис. Аль-Бухари (3613), Муслим (119).

237Хадис слабый. Абу Давуд (2532).

~ 128 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд

Всевышний сказал:

 

 

.٠١ رشذنا ةرىس

«А те, которые придут после них (после Аль-Мухáджирýн и Аль-Ансáр), скажут: Господи

 

наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас, и не вселяй в наши сердца злобы к тем, которые уверовали!» (Собрание,10).

 

Также Всевышний сказал:

 

.٢٩ — ختفنا ةرىس

«МухаммадПосланник Аллаха. Те, кто с ним, суровы к неверным и снисходительны к своим»(Победа, 29).

 

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Не ругайте (кого-нибудь из)

 

моих сподвижников, поистине даже если кто-нибудь из вас израсходовал бы столько золо-та, сколько весит гора Ухуд, то его награда не равнялась бы награде за один мудд238 или даже за половину мудда, который израсходовал бы один из них»239.Согласованный хадис.

 

Сунной считается просить Аллаха, чтобы он был доволен женами Посланника (Да благосло-вит его Аллах и приветствует!), которые считаются матерями верующих. Они пречисты от всего плохого. Самые достойные из них — это Хадúджа бинт Хувайлид и ‘Áиша Ас-Сиддúка (прав-дивейшая) бинт (дочь) Ас-Сиддúка (Абу Бакра), на невиновность которой Аллах указал в Ко-ране. Она — жена Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) в этой и в будущей жиз-ни. Тот, кто ложно обвиняет ее в том, в чем Аллах доказал ее невиновность, не является верую-щим в Великого Аллаха.

 

Нужно также признать, что Му‘áвия — дядя верующих240, один из тех, кто записывал откро-вения Аллаха, и один из мусульманских правителей (Да будет доволен им Аллах!).

 

✵✵✵✵✵✵✵✵✵

 

238 Мудд — это мера сыпучих тел, равная тому, что поместится в две соединенные между собой ладони среднего человека.

239Согласованный хадис. Аль-Бухари (3673), Муслим (2541).

240 Его сестра Умму Хабúба была женой Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), а его же-ны, в соответствии с Кораном, считаются матерями верующих, следовательно, Му‘áвия — дядя верую-щих.

~ 129 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

Комментарии

 

ØСвидетельство о рае и аде

 

Разум человека не имеет никакого отношения к самому свидетельству о том, что тот или иной человек попадет в рай или в ад. В определении этого нужно опираться только на шари‘ат, кому об этом свидетельствовал Всевышний и Его Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) тому свидетельствуем и мы, а кому Они не свидетельствовали, то и мы воздерживаемся от сви-детельств им. Но вместе с этим мы надеемся, что Всевышний сделает праведного обитателем рая, и опасаемся, что грешник попадет в ад.

 

Свидетельство о рае и аде бывает двух видов:

 

1. Общее:оно привязано к описанию человека,к примеру,мы можем свидетельствовать,чтокаждый правоверный войдет в рай, и свидетельствовать, что каждый неверный войдет в ад, то есть свидетельство привязано к описанию и качествам человека, которые Всевышний сделал причинами, по которым тот или иной человек будет в раю или в аду (в данном случае не име-ется в виду какая-то определенная личность).

 

2. Особое:оно привязано к определенной личности,к примеру,мы свидетельствуем,чтоопределенный человек войдет в рай, или свидетельствуем, что определенный человек войдет в ад. Но мы не можем определить, куда попадет тот или иной человек, кроме тех, на кого указали Всевышний и Его Пророк(Да благословит его Аллах и приветствует!).

 

ØТе, кому свидетельствовали о рае:

 

Тех, кого обрадовали, что они из числа обитателей рая, много. К ним относятся и те, кого называют «десять возвещенных о рае», так их описывают, потому что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) собрал их вместе в одном хадисе, в котором он сказал: «АбýБакр

 

попадет в рай, ’Умар попадет в рай, ’Усмáн попадет в рай, ’Али попадет в рай, Тальха по-падет в рай, Аз-Зубайр попадет в рай, Са’ад попадет в рай, Са’ид попадет в рай, ’Абдур-Рахмáн, Ибну ’Авф попадет в рай и Абу ’Убайда бин Аль-Джаррáх попадет в рай».Хадисрассказал Ат-Тирмизи, шейх Албани сказал: хадис сахих.

 

Мы уже упомянули четырех праведных правителей, что касается остальных из этого хадиса, то их упомянули в стихе:

 

Са‘úд, Са‘ад, Ибну ‘Авф и Тальха ³ ‘Áмир Фихри (Абý ‘Убайда) и Зубайр восхваляемый.

 

Тальха,сын‘Убайдуллах из племени Тайм бин Мурра,один из тех восьмерых,кто первымиприняли Ислам, стал шахидом в день Аль-Джамаль, в месяц Джумáдаль-Áхира в 36 году хиджры, в возрасте 64 лет.

 

 

~ 130 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

 

Зубайр,сын‘Аввáма из племени Куссай бин Килáб,он сын тети Пророка(Да благословит егоАллах и приветствует!). В день Аль-Джамаль он удалился с поля битвы, после чего его встретил Ибну Джармуз и убил в месяц Джумáдаль-Ула в 36 году хиджры, в возрасте 67 лет.

 

’Абдуррахмáн бин ’Авф,из племени Зихра бин Килáб,скончался в32году хиджры в воз-расте 72 лет, похоронен в местечке, которое называется «Аль-Баки‘а» (в самой Аль-Мадине).

 

Са’ад бин Аби Ваккáс,сын Мáлика из племени‘Абду Маннáф бин Зихра,первый,кто выпу-стил стрелу в войне на пути Аллаха, скончался в возрасте 82 лет, в своем поместье, в месте, ко-торое называется Аль-‘Акик, которое располагается в десяти километрах от города Аль-Мадина. Похоронен в Аль-Бакú‘а в 55 году хиджры.

 

Са’úд бин Зайд,сын Зайда бин‘Амр бин Нуфайл Аль-‘Адави,был из первых принявших Ис-лам, скончался в Аль-‘Акик, в 51 году хиджры, в возрасте 70 с лишним лет, похоронен в Аль-Мадине.

 

Абу ’Убайда,его имя‘Áмир бин‘Абдуллах бин Аль-Джаррáх из племени Фихр,он из числа

 

тех, кто первым принял Ислам, скончался в Иордании от последствий чумы, которая называется ‘Амвáс241, в 18 году хиджры в возрасте 58 лет.

 

В числе тех, кого Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) известил о рае, (два его внука) Аль-Хасан и Аль-Хусайн, а также Сáбит бин Кайс. В отношении Аль-Хасана и Аль-Хусайна Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Аль-Хасан и Аль-Хусайн будут господами молодых людей в раю».Хадис передал Ат-Тирмизи и сказал:хадис сахих.

 

Относительно Сáбит бин Кайса Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Поистине,ты не из числа обитателей ада,поистине,ты из обитателей рая». Хадис пе-

 

редал Аль-Бухари.

 

Аль-Хасан,внук Пророка(Да благословит его Аллах и приветствует!),которого он оченьлюбил, он правитель правоверных и сын правителя правоверных ‘Али бин Абú Тáлиба, родился 15 числа месяца Рамадан в 3 году хиджры, скончался в Аль-Мадине в месяце Раби‘уль-Авваль в 50 году хиджры, похоронен в Аль-Бакú‘а.

 

Аль-Хусайн,внук Пророка(Да благословит его Аллах и приветствует!)и его радость,сын‘Али бин Абú Тáлиба, родился в месяц Ша‘абáн, в 4 году хиджры, убит в городе Карбала 10 числа месяца Мухаррам в 61 году хиджры.

 

Сáбит,сын Кайса бин Шаммáс Аль-Ансáри Аль-Хазраджи,проповедник Аль-Ансáров,сталшахидом в день битвы Ямáма242 в конце 11 года или в начале 12 года хиджры.

 

241 «‘Амвáс» название маленького городка в Палестине, которого уже нет. Так как чума распростра-нилась из этого города, ее и назвали его именем.

242 Название места между Йеменом и Аравией, где произошла битва против лжепророка, которого звали Мусайлима и которого Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) назвал Аль-Каззáб (смысл слова «Аль-Каззáб» — лжец, обманщик). Он объявил себя пророком в десятом году хиджры, был убит Хáлидом бин Валидом при правлении Абу Бакра.

~ 131 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд

ØТе, кому свидетельствовали об аде:

 

Коран свидетельствует о том, что обитателями ада являются Абý Лахаб ‘Абдульузза бин ‘Аб-дуль-Мутталиб, дядя Пророка, и его жена Умму Джамúль Арва бинту Харб бин Умайя, которая является сестрой Абý Суфъяна. Всевышний сказал о них:

 

 

.دسملا ةروس

 

1. Да погибнут обе руки Абу Лахаба,(которыми он причинял мусульманам вред), и погиб

 

он. 2. Не спасли его от наказания Аллаха ни его богатство, ни то, что он приобрел. 3. Он будет ввергнут в пылающий огонь. 4.(также будет ввергнута в огонь)и его жена, которая носила колючки(и кидала их ночью на дорогу по которой проходил Пророк(Да благословитего Аллах и приветствует!)). 5. На шее у нее будет веревка из пальмовых волокон (Всевыш-

 

ний прикажет завязать вокруг ее шеи веревку, за которую ее будут тащить в огонь, для ее уни-жения и большего мучения). Сура «Пальмовые волокна».

 

Из числа тех, о ком упоминается в Сунне, Абу Тáлиб ‘Абду Маннáф бин ‘Абдуль-Мутталиб. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Самое легкое наказание будет для Абу Тáлиба, он будет обут в обувь из огня, из-за которых мозги его будут кипеть»243.

 

В их число входит и ‘Амр бин ‘Áмир бин Лухай Аль-Хузá‘и, о котором Пророк (Да благосло-вит его Аллах и приветствует!) сказал: «Я видел его волочащим свои кишки в аду»244. Хадис передал Аль-Бухари и другие.

 

ØОбвинение Ахлуль-Кибла в неверии из-за совершенных ими грехов:

 

Ахлуль-Кибла — это мусульмане, то есть люди, обращающиеся в сторону Аль-Кибла (Каабы) во время молитвы. Они не подлежат обвинению в неверии из-за совершенных ими тяжких гре-хов, они не выводятся из-за этого за рамки Ислама, и они не будут вечно находиться в аду, ведь Всевышний сказал:

 

 

243Согласованный хадис. Аль-Бухари (6564), Муслим (209).

244Согласованный хадис. Аль-Бухари (3521), Муслим (2856).

~ 132 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд

ةروووووووووووووووس

.١١ ٩ — تارجحلا

 

«Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если одна из них

 

Покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вер-нется к повелению Аллаха. Когда же она вернется, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Воистину Аллах любит беспристрастных. Воистину, верующие братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха — быть может, вы будете помило-

 

ваны» (Комнаты,9-10).

 

Мы видим, что Всевышний утверждает, что мусульмане, сражающиеся между собой, братья по вере, даже сражаясь друг с другом, а это, как известно, является одним из тяжких грехов, и если бы совершение тяжкого греха выводило бы человека из Ислама, т. е. если бы он становился кафиром, то Всевышний не сказал бы: «Воистину, верующие братья, посему примиряйте братьев».

 

Также это следует из хадиса, в котором Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!)

 

сказал: «Всевышний Аллах скажет: “Выведите тех,у кого в сердце было веры хоть на весгорчичного зерна (то есть из огня)»245.Согласованный хадис.

 

Этому убеждению противоречат две группы:

 

1. Аль-Хавáридж.Их убеждения заключаются в следующем:совершивший тяжкий грех яв-ляется кáфиром, и он будет вечно в огне.

 

2. Аль-Му’атазиля.Они убеждены,что совершивший тяжкий грех вне имана(веры):он неверующий, но и не кáфир, то есть он находится между куфром и иманом, и он будет вечно при-бывать в аду.

 

Опровержением для обеих этих групп являются многочисленные тексты Корана и Сунны, ко-торые мы частично затронули ранее и которые ясно указывают на обратное тому, что утвер-ждают эти группы.

 

Также на несостоятельность их убеждений указывает и то, что праведные предшественники единогласны в том, что совершивший тяжкий грех не кáфир, его не выводят за рамки Ислама, он не будет вечно в огне, и может вообще туда не попасть, если этого пожелает Всевышний.

 

ØПрава сподвижников:

 

Сподвижники (Да будет Аллах доволен ими!) имеют огромные заслуги перед исламской об-щиной, поскольку помогли религии Всевышнего, помогли Его Посланнику, воевали ради Алла-

 

245 Согласованный хадис. Аль-Бухари (22), Муслим (184).

~ 133 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд

 

ха, не жалея имущества и себя, сохранили религию Аллаха, сохранив для этого Писание Все-вышнего и Сунну Его Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует!) своими знания-ми, делами и обучением других, и передали эту религию общине чистой и свежей.

 

Всевышний удостоил их высших похвал в Своем Писании, сказав о них в суре «Победа»:

 

 

 

.٢٩ حتفلا ةروس

 

 

«Мухаммад — Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и

 

милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к мило-сти от Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их ли-цах. Так они представлены в Таврате. В Инджиле же они представлены посевом, на кото-ром вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неве-рующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду»(Победа, 29).

 

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) защитил неприкосновенность их чести сказав: «Не ругайте (кого-нибудь из) моих сподвижников,поистине,даже если кто-нибудь

 

из вас израсходовал бы столько золота, сколько весит гора Ухуд, то его награда не равня-лась бы награде за один мудд или даже за половину мудда, который израсходовал бы один из них».Согласованный хадис.

 

Обязанности, возложенные на исламскую общину относительно сподвижников Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), являются одними из самых важных.

 

Мы обязаны:

 

1. Любить их сердцем и благодарить их словом за те благодеяния и добро, которые они со-вершили.

 

2. Просить у Всевышнего прощения и милости для них, чтобы осуществилось то, о чем Все-вышний сказал:

 

~ 134 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд

 

 

.٠١ — رشذنا ةرىس

«А те, которые пришли после них, говорят: ―Господи наш, прости нас и наших братьев,

 

которые уверовали раньше нас, и не вселяй в наши сердца злобы к тем, которые уверова-ли, Господи наш, воистину Ты сострадательный милосердный‖» (Собрание,10).

 

 

3. Воздержаться от упоминания их недостатков, которые, даже если и были, то являются ни-чтожными по сравнению с их достоинствами и благими делами. К тому же, эти недостатки мог-ли явиться результатом простительного Аль-Иджтихáда246 или оправданных действий. Как бы то ни было, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Не ругайте моих спо-

 

движников».

 

vНормы Шари’ата относительно поношения сподвижников:

 

Поношение бывает трех видов:

 

1. Поношение сподвижников тем, что указывает на их неверие (куфр) или их отступление от заповедей Всевышнего (фиск). Этот вид поношения уже сам по себе является неверием, потому что он тем самым опровергает Слова Всевышнего и слова Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), в которых ясно говорится, что и Аллах, и Его Посланник довольны сподвижни-ками. Более того, если в отношении куфра этого человека у кого-либо возникнут сомнения, то и

 

неверие последнего очевидно, потому что содержание такого поношения — это неверие и от-клонение от Шари‘ата тех, кто передал нам Коран и Сунну247.

 

2. Поношение сподвижников тем, что содержит в себе проклятие и оскорбление. Мнения уче-ных относительно этого вида противоречивы:

 

- первое мнение: этот вид также ведет к неверию.

 

246 Языковое значение этого слова — «старания», в Шари‘ате же «Аль-Иджтихáд» — это приложение всех усилий для достижения решения в каких либо второстепенных вопросах (в вопросах, не касающих-ся вероубеждений), относительно которых проявляющий это старание не нашел четкого и ясного ответа в Коране или в Сунне по причине того, что эти вопросы не затрагивались в них или он мог не знать те или иные хадисы, которые бы давали полный ответ на рассматриваемые вопросы. Человек этот должен быть исламским ученым, каковыми сподвижники и являлись. Если ученый, соответствующий всем тре-бованиям «Аль-Иджтихáд», проявил в этом деле все свои возможности и достиг правильного решения, он будет вознагражден вдвойне: за старания и за правильное решение, а если результат стараний оказал-ся неверным, то ему предназначена награда за старания, о чем свидетельствует согласованный хадис. Аль-Бухари (7352), Муслим (1716).

247Так как, сомневаясь в неверии ругающего сподвижников, он сам становится соучастником их обвине-ния в неверии.

~ 135 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

 

- второе мнение: этот вид не ведет к неверию, но того, кто будет проклинать и оскорблять сподвижников, выпорют и посадят в пожизненное заточение до тех пор, пока он не раскается и не откажется от своих слов.

 

3. Поношение сподвижников тем, что не умаляет их веру и не порицает, пример этого — об-винение кого-нибудь из них в трусости или в жадности. Такой человек не считается неверным, но подлежит наказанию таким способам, который заставит его отказаться от своих слов.

 

Содержание вышесказанного. В своей книге «Ас-Сáримуль-Маслýль» шейхуль-Ислам Ибну Таймийя упомянул на странице 573 слова Ахмада: «Никому не дозволенно упоминать их недо-статки, ругать и порицать их ими, того кто это сделает, накажут, если он раскается, его отпу-стят, если же нет, то его посадят в тюрьму и будут хлестать до тех пор, пока он не откажется от своих слов или не скончается там».

 

 

vПрава жен Пророка:

 

Жены Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) останутся его женами и в раю, они названы матерями правоверных248.

 

Необходимо почитать их и уважать подобающим им образом как жен последнего Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), так как они являются членами его семьи.

 

Они чисты, хороши и не причастны ни к чему, что порочило бы их честь и достоинство. Ведь хорошим мужчинам даются хорошие женщины, а хорошим женщинам — хорошие мужчины. Да будет Аллах доволен ими, да ублаготворит их всех и да благословит Аллах и приветствует Сво-его правдивого и верного Посланника.

v Жены Пророка:

1. Хадúджабинту Хувайлид,мать детей Пророка(Да благословит его Аллах и приветствует!)за исключением Ибрахима. Пророк взял ее в жены после того, как она дважды была замужем. Первого мужа звали ‘Атик бин ‘Абид, а второго — Абý Хала Ат-Тамими. Она оставалась един-ственной женой Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), пока не скончалась через десять лет после начала пророческой миссии, перед вознесением Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) на небеса.

 

2. ’Áишабинт АбýБакр Ас-Сиддúк.До женитьбы на ней Пророк(Да благословит его Аллах

 

и приветствует!) несколько раз видел ее во сне, и ему было сказано: «Это твоя жена». Он заклю-чил с ней брачный договор, когда ей было 6 шесть лет, а с девяти лет жил с ней как с супругой. Она скончалась в 58 году хиджры.

 

3. Савдабинту Зам‘а Аль-‘Áмирийя.До того,как стать женой Пророка(Да благословит егоАллах и приветствует!), она была замужем за мусульманином, которого звали Ас-Сакрáн бин

248 Как об этом сказал Аллах: «Пророк ближе к верующим, чем они сами, а его жены — их матери»

(Сонмы, 6).

 

~ 136 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

 

‘Амр, братом Сухайла бин ‘Амра. Савда скончалась в конце правления ‘Умара, в 54 году хиджры.

 

4. Хафсабинт‘Умар бин Аль-Хаттáб.До того,как стать женой Пророка(Да благословит егоАллах и приветствует!), она была замужем за мусульманином, которого звали Хунайс бин Хуззáфа, ставшим шахидом при битве Ухуд. Хафса скончалась в 41 году хиджри.

 

5. Зайнаббинт Хузайма Аль-Хилáлийя,которую прозвали: «Уммуль-масакин»,то есть«матьбедных». Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) женился на ней после кончины ее мужа, ‘Абдуллаха бин Джахша, который стал шахидом при битве Ухуд. Она скончалась в 4 году хиджры, через некоторое время после замужества.

 

6. Умму Салма,Хиндбинт Аби Умайя Аль-Махзумийя,на которой Пророк(Да благословитего Аллах и приветствует!) женился после смерти ее мужа Абу Салама ‘Абдуллаха бин ‘Аб-дуль-Асада, скончавшегося от ран, полученных при битве Ухуд. Умму Салма скончалась в 61 году хиджры.

 

7. Зайнаббинт Джахш Аль-Асадийя.Двоюродная сестра Пророка(Да благословит его Аллах

 

и приветствует!), стала его женой в 5 году хиджры, до этого была замужем за Зайдом бин Хáри-са. Скончалась в 20 году хиджры.

 

8. Джувайрийябинтуль-Харис Аль-Хузá‘ийя,на которой Пророк(Да благословит его Аллах

 

и приветствует!) женился в 6 году хиджры, до этого, она была замужем за Мусáфи‘а бин Сафвáном или Мáликом бин Сафвáном. Скончалась в 56 году хиджры.

 

9. Умму Хабúба, Рамлябинт Абу Суфъян.До того,как стать женой Пророка(Да благословитего Аллах и приветствует!), она была замужем за ‘Убайдуллахом бин Джахшем, который отрек-ся от Ислама и принял христианство. Она скончалась в городе Аль-Мадина в годы правления своего брата (Му‘áвии бин Абу Суфъяна).

 

10. Сафийябинт Хуяй бин Ахтаб из племени Ан-Назир,которые являются потомками Хáру-на бин ‘Имрáна (Да благословит его Аллах и приветствует!). Пророк женился на ней в 6 году хиджры после битвы Хайбар, ее калымом было освобождение ее от рабства, до этого она два-жды была замужем, умерла Сафийя в 50 году хиджры.

 

11. Маймýнабинтуль-Хáрис Аль-Хилáлийя.На ней Пророк(Да благословит его Аллах иприветствует!) женился в 7 году, во время совершения «‘Умры возмещения»249, до этого она была замужем дважды, первого мужа звали Ибну ‘Абду Ялайль, а второго Абу Рахм бин ‘Аб-дуль-‘Узза. Маймýна бинтуль-Хáрис скончалась в 50 году хиджры, в Сарúфе (место недалеко от Мекки).

 

 

249 Так называют ‘Умру (малый хадж) который Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) со-вершал повторно для возмещения того, который не дали закончить многобожники Мекки годом раньше.

 

~ 137 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

 

Из одиннадцати упомянутых жен Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) две скончались до его кончины: это Хадиджа и Зайнаб бинт Хузайма. Остальные девять скончались после кончины Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!).

 

Были еще две женщины, с которыми Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) только заключил брачные договора, но не вступал с ними в супружеские отношения. Ничего из того, что необходимо в отношении жен Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), т.е. их почитание, уважение, к этим двум не относится.

 

Одну звали Асма бинт Ан-Ну‘амáн Аль-Киндийя, он расстался с ней после того, как женился. Относительно причины развода приводятся разные мнения, затем на ней женился Аль-Мухáжир бин Аби Умайя.

 

Другую звали Умайма бинт Ан-Ну‘амáн бин Шарáхил Аль-Джавнийя, которая сказала Про-року (Да благословит его Аллах и приветствует!): «Я прибегаю к помощи Аллаха от тебя», — после чего он с ней развелся.

 

Лучшими из жен Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) являются Хадúджа и ‘Áиша. У каждой из них есть свои особенности. Что касается Хадúджи, то она отличилась на заре Ислама: она раньше приняла Ислам, помогала и поддерживала Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) в самые трудные времена. ‘Áиша же отличилась после установления Ислама: она распространяла знания и принесла пользу всей исламской общине. Также будет до-стойным упомянуть, что в отношении ‘Áишы ниспослан аят, подтверждающий ее непричаст-ность к тому, в чем ее обвинили лицемеры, оклеветав ее.

 

vПоношение матерей правоверных:

 

Обвинение ‘Áиши в том, в чем Всевышний признал ее невиновной и ниспослал аят о ее не-причастности, является неверием, так как это опровержение слов Всевышнего. Что касается клеветы в отношении других жен Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), то тут существуют два мнения. Наиболее достоверное из них, что это тоже является неверием, потому что этим самым порочат Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) и умаляют его достоинства, ведь поистине, порочные женщины сходятся с порочными мужчинами.

 

vМу’áвия бин Аби Суфъян:

 

Он правитель правоверных, его имя Му‘áвия бин Аби Суфъян Сахр бин Харб. Родился за пять лет до пророческой миссии, принял Ислам в том году, когда завоевали Мекку, но есть еще одно мнение которое гласит, что он принял Ислам после перемирия в Худайбийя и скрыл это.

 

В свое время он был назначен ‘Умаром правителем Аш-Шáма (Сирия, Иордания и Ливан). После того, как Аль-Хасан бин ‘Али отрекся от правления в 41 году, люди сплотились вокруг Му‘áвии. Он был писарем Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) и входил в чис-ло тех, кто записывал откровение Всевышнего. Скончался в 60 г. в месяц Раджаб, в возрасте 78 лет.

 

~ 138 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

 

Причина, по которой автор книги упомянул его и похвалил, — отклонение тех оскорблений и поношения, которым его подвергли члены секты, называемой Ар-Равáфиз (шиитская секта).

 

Дядей правоверных автор назвал его, потому что он брат Уммы Хабúба, одной из матерей правоверных, т. е. одной из жен Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!).

 

vАль-Хилáфа:

 

Аль-Хилáфа — это принятие на себя правления делами мусульман таким образом, что чело-век, принявший эту должность, становится первым ответственным лицом в их делах. Как мы видим, это высокая должность, и огромная ответственность,

 

Аль-Хилáфа является фарз кифáя250, потому что дела мусульман не будут устроены должным образом без такого правления. Эту должность получают одним из трех способов:

 

1. Указанием на это от предыдущего правителя мусульман, как это было с ‘Умаром, которого на должность правителя определил Абу Бакр своим указанием на него.

 

2. Собранием и решением тех кого называют «Ахлуль-Хилли валь-‘Акди»251, выбор такого совета происходит при участии предыдущего правителя, как это было с избранием ‘Усмáна, ко-торого избрал совет, определенный ‘Умаром, или без его участия, как это было с избранием Абу Бакра правителем тем советом, члены которого не были определены предыдущим правителем, это если сослаться на одно из мнений, касающихся избрания Абý Бакра. Таким же образом был избран и ‘Али.

 

3. Победой и принуждением, как это было в правлении ‘Абдуль-Мáлика бин Марвáна, кото-рый убил сына Зубайра и стал правителем.

 

✵✵✵✵✵✵✵✵✵

 

250 Фарз (обязанность, предписание) разделяют на два вида: фарз ’айн и фарз кифáя. «Фарз ‘айн» явля-ется персональной обязанностью, которую необходимо выполнять каждому мусульманину, при невы-полнении которой он будет наказан (например молитва, ураза). «Фарз кифáя» — это обязанность, возла-гаемая на всю Умму, при выполнении которой кем-либо из общины с остальных снимается ответствен-ность, а при невыполнении которой грех ложится на всех (например ответ на приветствие).

 

251 Это ученые мужи имеющие власть которая стала результатом сплоченности людей вокруг них, и их послушания им. Отличительные черты «Ахлуль-Хилли валь-‘Акди»: Они мусульмане, ученые, имеют власть, и богобоязненны.

 

~ 139 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

Шейх Ибну Куддáма Аль-Макдиси сказал:

 

Сунной считается послушание и повиновение правителям мусульман и повелителям право-верных, как благочестивым из них, так и нечестивым, в том случае, если они не повелевают ослушаться Аллаха, поскольку нельзя повиноваться тому, что ведет к ослушанию Аллаха. Тому, кого единогласно избрали правителем мусульман и кем люди были довольны, или тому, кто стал правителем силой меча, вследствии чего люди стали называть его правителем, необходимо подчиняться, и запрещено ослушиваться его или бунтовать против него, чтобы не расколоть му-сульман.

 

Сунной считается избегать тех, которые вносят бид‘а (нововведение) в религию, противоре-чить им, отказаться от препирательств и споров с ними в религиозных вопросах, отказаться от чтения книг, авторы которых вносят в религию новшества, также не стоит слушать их речи. По-тому как каждое новшество в религии — это бид‘а, а каждый, кто выходит за рамки Ислама и Сунны, считается внесшим в Ислам нововведение, подобно таким сектам, как Ар-Рáфидийя, Аль-Джахмийя, Аль-Хавáридж, Аль-Кáдарийя, Аль-Мурджиа, Аль-Му‘атазиля, Аль-Каррáмийя, Ас-Сáлимийя, Аль-Куллáбийя и другим подобным им сектам. Они — заблудшие группы и сек-ты, вносящие в Ислам новшества, да спасет нас Аллах от них.

 

Что касается следования за определенным имамом во второстепенных вопросах религии, как следование за одним из четырех мазхабов (Ханафи, Мáлики, Шáфи‘и, Ханбали), то это не пори-цаемо, так как в разногласии по второстепенным вопросам религии — милость. Те, чьи мнения в отношении второстепенных вопросов религии разошлись, достойны похвалы в своих разно-гласиях252 и будут вознаграждены за свои старания. Расхождение ученых во мнениях — это большая милость, а единогласное решение — это убедительное доказательство.

 

252 Не имеется в виду, что изначальное желание ученых противоречить друг другу достойно похвалы, нет, об этом не может быть и речи, многие аяты Корана и Сунна Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) указывают на прямо противоположенное. Своими словами: «Те, чьи мнения в отношении второстепенных вопросах религии разошлись, достойны похвалы» автор книги хотел отвергнуть утвер-ждение тех, кто порицает многих ученых, которые проявили все свои возможности для достижения ис-тины в некоторых второстепенных вопросах религии, но ошиблись. Они достойны похвалы за свои тру-ды и будут за это вознаграждены, такова позиция Ислама, на которую указывает Сунна. В противном же случае, боясь ошибиться в решении этих вопросов и быть порицаемыми со стороны людей, многие уче-ные не стали бы пытаться решить проблемы, что привело бы к тому, что многие вопросы остались бы без ответа. Ведь не во всех вопросах они ошибались, и не все сразу ошибались. Кто-то в Ираке, к примеру, не найдя в Коране и Сунне текст, который бы прямо или косвенно указал на решение проблемы, мог ре-шить проблему, проявив при этом всѐ свое старание с использованием множества правил и законов Ша-риата, и при всем этом ошибиться (и в этом случае до того момента, как люди узнают, что он ошибся, они должны придерживаться его решения), в то время как в городе Аль-Мадина другой ученый по тому же вопросу мог достичь истины, так как имел достоверный хадис, который указал на правильность ре-шения данного вопроса.

 

 

~ 140 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

 

Просим Аллаха защитить нас Своей милостью и щедростью от нововведений и заблуждений, дать нам прожить всю жизнь, придерживаясь Ислама и Сунны, и мы просим Его сделать нас из числа тех, кто придерживается Сунны Пророка, в этой жизни, и собрать нас с его истинными последователями после смерти. Амин.

 

Конец Книги вероубеждений.

 

Хвала Единому Аллаху, и да благословит Аллах и приветствует нашего господина Мухамма-да, его семейство и сподвижников!

 

 

✵✵✵✵✵✵✵✵✵

 

~ 141 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

Комментарии

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.