Валовая продукция — это результат производственной деятельности за определенный период времени, в который входят:
• все произведенные готовые изделия;
• часть полуфабрикатов, отпущенных на сторону, и та их часть, которая пошла на пополнение запасов полуфабрикатов на складе;
• все законченные и сданные сторонним заказчикам услуги производственного характера (ремонт объектов, принадлежащих заказчику, и т.п.).
Определение валовой продукции предприятия можно было сформулировать иначе: валовой продукцией называется общий объем продукции в денежном выражении, выработанный за отчетный период всеми подразделениями предприятия за вычетом внутрипроизводственного оборота:
Чистая продукция — вновь созданная стоимость в результате производственной деятельности предприятия. Для ее определения необходимо из валовой продукции исключить стоимость материальных затрат, понесенных в процессе производства, а также амортизационные отчисления:
Условно-чистая продукция — та же чистая продукция, но с включением величины амортизационных отчислений:
Товарная продукция — это конечный результат деятельности предприятия за отчетный период, который представляет собой стоимость готовых изделий и полуфабрикатов, выработанных и фактически реализованных или предназначенных к реализации, а также стоимость выполненных на сторону работ промышленного характера.
Из определения очевидно, что товарная продукция направляется в сферу обращения, поэтому при ее определении не учитывается изменение остатков незавершенного производства, так как незавершенное производство не пригодно для использования в качестве средств производства или предметов личного потребления.
Итак, для расчета величины товарной продукции можно воспользоваться следующими формулами:
Отгруженная продукция — продукция собственного производства, фактически отгруженная (переданная) потребителям в отчетном периоде:
Оплата продукции может быть не произведена в случае отказа, или согласно договору осуществлена более поздним сроком.
Реализованная продукция — это продукция, оплаченная потребителем, что подтверждается получением денег в кассу предприятия или переводом на его расчетный счет:
Основные задачи индексного факторного анализа сводятся:
• к оценке влияния относительного изменения факторов на относительное изменение результативного показателя;
• оценке влияния абсолютного изменения факторов па абсолютное изменение результативного показателя;
• определению доли абсолютного прироста, вызванного изменением каждого фактора, в общем приросте результативного показателя.
Итак, для оценки влияния объема товарной продукции на общее изменение отгруженной продукции используют следующую формулу:
где: ДТП — абсолютное изменение объема товарной продукции за рассматриваемый период; К0о — коэффициент отгрузки базисного периода.
Формула для оценки влияния коэффициента отгрузки на общее изменение отгруженной продукции имеет следующий вид:
где ДКо — абсолютное изменение объема коэффициента отгрузки за рассматриваемый период; ТП, — объем товарної! продукции отчетного периода.
Многофакторная мультипликативная модель получается путем последовательного разъединения результативного показателя на его составляющие.
В качестве многофакторной мультипликативной модели рассмотрим модель вида
Представленная модель может быть преобразована в модель, содержащую меньшее число факторов, путем представления произведения двух рядом стоящих факторов в качестве одного укрупненного. Укрупнение факторов возможно в результате последовательного перемножения факторов как слева направо, так и справа налево, а также путем объединения двух или более рядом стоящих в модели факторов. Например, произведение коэффициента отгрузки на коэффициент товарности даст показатель, характеризующий долю отгруженной продукции в общем объеме валовой продукции:
Следовательно, при построении многофакторных моделей, имеющих в качестве результативного объемный показатель, всегда можно указатьединственно возможную последовательность расположения факторов. Итак, исходную модель (13.4) можно преобразовать в модель, включающую в себя меньшее количество факторов:
Модели, в которых в качестве результативного показателя выступает объемный (количественный) показатель, называются полными. Такие модели можно преобразовать в неполные, исключив из них последний по порядку объемный показатель. В этом случае в качестве результативного будет выступать не количественный, а качественный показатель. Так, исходная модель (13.4) будет выглядеть следующим образом:
Прежде чем перейти к рассмотрению методики факторного анализа, поясним экономическое содержание качественных показателей, включенных в модель (табл. 13.1).