старший преподаватель, к.э.н. ______________ О.С. Дубская
Ростов-на-Дону - 2012 МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет
УТВЕРЖДАЮ
Декан экономического факультета
_________________ /В.А. Алешин/
«____» _______________ 201__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИКА
Направление подготовки
080500 - Бизнес-информатика
Профиль подготовки Бизнес-аналитика
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Кафедра экономической теории
Курс 1 и 2 семестр 1, 2 и 3
Форма обучения очная
Программа разработана
профессор кафедры экономической теории Вольчик В.В, д.э.н., профессор
доцент кафедры экономической теории Алехин В.В., к.э.н.
доцент кафедры экономической теории Васькина М.Г., к.э.н.
ст. преподаватель кафедры экономической теории Дубская О.С., к.э.н.
Рецензенты
Зав.кафедрой экономической теории Белокрылова О.С., д.э.н.
доцент кафедры экономической теории Стрельченко Е.А., к.э.н.
Ростов-на-Дону - 2012
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании учебно-методического совета экономического факультета
протокол заседания от «27» сентября 2012 г. № 2
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры экономической кибернетики
протокол заседания от «__» ____________ 201_ г. № __
СОГЛАСОВАНО
с выпускающей кафедрой экономической кибернетики / экономическим факультетом, реализующим ООП ВПО
протокол заседания от «__» ___________ 2012 г. № __
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Цели и задачи освоения дисциплины.. 7
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО.. 8
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины.. 9
4. Содержание и структура дисциплины.. 11
4.1. Содержание модулей дисциплины.. 11
Часть 1. Микроэкономика (1 семестр) 11
Часть 2. Макроэкономика (2 семестр) 12
Часть 3. Институциональная экономика (3 семестр) 12
4.2. Структура дисциплины. 13
Модули дисциплины, изучаемые в 1 семестре. 13
Модули дисциплины, изучаемые во 2 семестре. 14
Модули дисциплины, изучаемые в 3 семестре: 15
4.3. Рубежные контрольные работы.. 16
Часть 1. Микроэкономика. 16
Часть 2. Макроэкономика. 16
Часть 3. Институциональная экономика. 16
4.4. Практические занятия (семинары) 17
Часть 1. Микроэкономика. 17
Часть 2. Макроэкономика. 17
Часть 3. Институциональная экономика. 18
4.5. Самостоятельное изучение модулей дисциплины.. 19
Часть 1. Микроэкономика. 19
Часть 2. Макроэкономика. 21
Часть 3. Институциональная экономика. 23
5. Образовательные технологии. 24
6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. 25
ПРИМЕР ТЕСТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ.. 25
Часть 1. Микроэкономика. 25
Часть 2. Макроэкономика. 30
Часть 3. Институциональная экономика. 41
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ.. 49
Часть 1. Микроэкономика. 49
Часть 2. Макроэкономика. 51
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ПРОЕКТНЫХ ЗАДАНИЙ.. 51
Часть 3. Институциональная экономика. 51
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ВЫНОСИМЫХ НА ЭКЗАМЕН.. 53
Часть 1. Микроэкономика. 53
Часть 2. Макроэкономика. 56
Часть 3. Институциональная экономика. 58
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 61
7.1 Основная литература. 61
7.2 Дополнительная литература. 62
7.3 Список авторских методических разработок. 65
7.4 Периодические издания. 65
7.5 Интернет-ресурсы.. 76
7.6 Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий 77
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.. 77
8.1 Учебно-лабораторное оборудование. 77
8.2 Программные средства. 77
8.3 Технические и электронные средства. 77
9. Учебная карта дисциплины «Экономика». 78
Часть 1. Микроэкономика. 78
Часть 2. Макроэкономика. 79
Часть 3. Институциональная экономика. 80
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ СТУДЕНТУ.. 81
Часть 1. Микроэкономика. 81
1. Комплексная цель и содержание модуля. 81
Модуль 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ.. 81
Тема 1. Микроэкономика: предмет, методы и их применение. 82
Тема 2. Рыночный механизм и его характеристика: спрос, предложение, равновесная цена, эластичность. 85
Модуль 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МИКРОЭКОНОМИКИ.. 90
Тема 3. Теория поведения потребителя. 90
Тема 4. Теория поведения производителя (предприятия) 95
Модуль 3. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. 99
Тема 5. Совершенная конкуренция. 100
Тема 6. Чистая монополия. 102
Тема 7. Несовершенная конкуренция: монополистическая конкуренция и олигополия 105
Модуль 4. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА И ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ.. 108
Тема 8. Рынок труда и заработная плата. 109
Тема 9. Рынок капитала и земли. 111
Тема 10. Преимущества и недостатки рыночного механизма. Теория «провалов» рынка 114
2. Задания, обеспечивающие достижение студентом комплексной цели модуля. 117
3. Формы рубежного контроля. 120
4. Методические указания по видам управляемой самостоятельной работы.. 125
5. Методические рекомендации по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям 127
Часть 2. Макроэкономика. 129
1. Комплексная цель и содержание модуля. 129
Модуль 1. ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ.. 129
Тема 1. Макроэкономика: предмет и метод исследования. 129
Тема 2. Макроэкономические показатели развития экономики. 131
Модуль 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МАКРОЭКОНОМИКИ.. 138
Тема 3. Равновесие на основных макроэкономических рынках: благ (IS), денег (LM), капиталов, труда. 139
Тема 4. Общее экономическое равновесие. 147
Модуль 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА И ТЕОРИЯ КОНЪЮНКТУРНЫХ ЦИКЛОВ 156
Тема 5. Цикличность экономического развития: понятие, модели и типы циклов. 156
Тема 6. Экономический рост: типы, факторы и модели. 159
Тема 7. Инфляция и безработица: причины, виды и социально-экономические последствия 161
Модуль 4. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.. 167
- качественное расширение и углубление знаний в области экономической науки и хозяйственной практики через изучение основ современной микро- и макроэкономической теории, институциональной экономики, её законов;
- выработка навыков применения понятийно-категориального аппарата микро-, макро- и институциональной экономики в процессе подготовки обзоров, отчетов и научных публикаций;
- формирование экономического образа мышления, соответствующего принципам инновационной экономики, экономической культуры и профессиональной этики;
- формирование базовых профессиональных компетенций в области методологии анализа текущей рыночной конъюнктуры на микро- и макроуровне экономической деятельности, умений поиска, сбора, обработки, анализа и систематизации необходимой информации в экономике, управлении для принятия эффективных организационно-управленческих решений;
- развитие способностей к самостоятельной работе и непрерывному самообразованию.
Задачами освоения учебной дисциплины являются:
- рассмотреть общие закономерности экономической организации общества;
- изучить природу взаимосвязи экономических явлений в общественном развитии;
- осуществить теоретический анализ проблем современной экономики;
- рассмотреть фирмы, другие типы организаций и группы интересов с институциональной точки зрения;
- рассмотреть тенденции в переосмыслении базовых, концептуальных постулатов экономики в соответствии с требованиями эволюции современного мира.