Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Время в удаленных точках



Пусть космонавт B находится в состоянии покоя относительно Земли на расстоянии L от нее в точке B. Часы космонавта и часы земного наблюдателя синхронизированы и показывают одинаковое время. Проследим, что скажет космонавт о часах наблюдателя A после старта.

Пусть космонавт стартует к Земле и мгновенно набирает скорость . Естественно, слово "мгновенно" означает только то, что период времени разгона или торможения должен быть существенно меньше тех эффектов с часами, о которых мы будем говорить. Отсюда с необходимостью следует, что расстояние L должно быть достаточно большим.

Приобретя скорость очень быстро, космонавт не должен заметить каких-то изменений в показаниях земных часов, находящихся в одном месте с ним, то есть в точке B. Следовательно, его часы и часы , оставшиеся на Земле, должны и после старта показывать одинаковое время.

Приобретя скорость относительно Земли, космонавт вправе считать, что Земля движется к нему с этой скоростью. Отрезок AB, принадлежащий земной системе координат, стал короче , а часы и , синхронизированные в земной системе координат, показывают разное время. Если верить нашим предыдущим вычислениям, то

, следовательно, за время разгона космонавта часы ушли вперед и показывают .

Нетрудно заметить, что если космонавт стартует в противоположном направлении, то часы земного наблюдателя отстанут на ту же величину.

 

 

 

Структура психики

Сущность сознания состоит в отражении объективных свойств различных предметов и явлений окружающего мира, в предварительном мысленном планировании действий и оценке результатов, в регулировании взаимоотношений человека с окружающей природной и социальной средой. Сознание – это та часть психики, которая может произвольно направляться на определенный реальный или идеальный объект, возбуждаться или тормозиться самим субъектом.

Способом выражения сознания является слово, язык, на основе которых формируется абстрактно-логическое мышление. Слово – это обобщающий сигнал, заменяющий конкретный предмет или явление. С их помощью мы получаем знания из окружающего мира и передаем их в общении с другими людьми.

Выделяют также подсознание – психические процессы, возникшие под влиянием сложных поведенческих программ, доведенных до автоматизма и ставших навыками. По сути дела, это – бессознательное, которое понимается как совокупность психических процессов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Бессознательное отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношением к миру. Поэтому в бессознательном невозможен произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов.

И наконец, существует сверхсознание, или творческая интуиция – первоначальный этап творчества, не контролируемый ни сознанием, ни волей. Оно обеспечивает выдвижение и обоснование гипотез, поисковую деятельность человека. Такая активность возникает в процессе взаимодействия личности с миром культурных ценностей, с накопленным опытом человечества, из которого неосознанно выделяются средства или связи, способствующие решению творческих проблем.

Особое значение для человека имеют сознание и бессознательное. Различия между ними носят принципиальный характер, и лишь взятые вместе они обеспечивают человеку возможность адекватно воспринимать и понимать действительность. Различия между сознательным и бессознательным можно представить в следующем виде.

 

Сознательное Абстрактное, концептуальное Формально-логическое Вербальное Символическое Синтаксическая связанность Вторичные мыслительные процессы Рациональное Интенциональное мышление Формализация Научная систематизация Последовательность Дискретность Бессознательное Конкретное, образно-визуальное Неформальная логика Невербальное (образное) Иконическое Свобода комбинаций знаков и образов Первичные мыслительные процессы Иррациональное Сновидения, фантазии, галлюцинации Интуиция Мифологическая систематизация Одновременность Континуальность

 

Основные состояния сознания, присущие всем людям: сон, который обычно воспринимается как период отдыха, и бодрствование, или период активности. В период активности организм может улавливать, отбирать и интерпретировать сигналы внешнего мира, отправлять некоторые из них в память или же реагировать на них немедленно своим поведением, опираясь при этом на свой предшествующий опыт и навыки. В этот период организм приспосабливается к внешней действительности.
Очень важен для организма сон. Это не только отдых и восстановление физических сил. Сейчас известно, что у сна есть две фазы: «медленная» и «быстрая». Они последовательно сменяют друг друга, образуя 4–5 циклов длительностью по 90 минут во время нормального ночного сна. Особенно велика роль «быстрого», или парадоксального сна. Во время него происходит отбор и хранение в памяти значимой для субъекта информации, накопленной за сутки. Кроме того, в продолжение сна мозг продолжает решать актуальные для личности проблемы, возникшие во время бодрствования.

Сон наряду с медитацией и галлюцинацией является измененным состоянием сознания. При этом происходит практически полное экранирование личности от внешнего мира. Медитация представляет собой произвольное интенсивное погружение мышления в предмет, идею и т.д. путем сосредоточенности на одном объекте. В ходе медитации происходит отвлечение от всех внешних и внутренних факторов, рассеивающих внимание. При этом достигается состояние полной расслабленности и «чистого сознания», из которого исключено восприятие внешнего мира. Состояние медитации способствует решению творческих проблем.

Эмоции человека


Личность существует только в постоянном контакте с окружающей средой. Под ее влиянием идет познавательная деятельность человека, регулируется его поведение. Особое значение в этой деятельности имеют эмоции человека, являющиеся тем внутренним механизмом, который превращает внешние раздражители в мотивы, создает оптимальные условия для приспособления организма к окружающей среде, обусловливает ее познание и творческое преобразование. Поэтому своеобразие каждой личности во многом определяется особенностями ее эмоционального реагирования. Ведь именно от эмоций зависит наше отношение к другим людям и их поступкам, наша оценка собственных действий. Кроме того, эмоции влияют на функции органов и тканей, а следовательно, и на здоровье человека. Эмоции выступают в роли регуляторов человеческого общения, влияя на выбор параметров общения и определяя его способы и средства.

Функции эмоций

Эмоции – это реакции человека или животных на воздействие внутренних или внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную оценку и охватывающие все виды чувственности и переживаний.

Чувства – это психические состояния, отражающие субъективное отношение индивида к окружающей среде в зависимости от возраста и внешних воздействий.

Эмоции имеют отчетливо выраженный приспособительный характер. Поэтому эмоции человека имеют общие черты с эмоциями животных. Так, еще Ч. Дарвин в книге «Выражение эмоций у животных и человека» на большом фактическом материале показал общность внешних выразительных движений, возникающих при чувствах голода, ярости, страха и т.п. Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Поэтому их можно считать формой видового опыта. Ориентируясь на эмоции, индивид совершает необходимые действия, целесообразность которых для него самого может быть неясна.

Виды эмоций

Существует широкий спектр эмоций разных форм и оттенков. Все эмоции можно поделить на две группы:

 


  • стенические – тонизирующие, возбуждающие (радость, злость, гнев). Считается, что эти эмоции готовят организм к активности, мобилизуют его творческие возможности;

  • астенические – тормозящие, расслабляющие человека (тоска, тревога, благодушие). Эти эмоции препятствуют осуществлению целенаправленной сознательной деятельности.


И те и другие эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными. Все зависит от того, как они воспринимаются самим человеком, его сознанием.

По признаку доставленного удовольствия или неудовольствия все эмоции можно поделить на три группы:

 


  • положительные эмоции – радость, блаженство, любовь, симпатия. Они содействуют упрочению полезных навыков и действий;

  • отрицательные эмоции – горе, презрение, ненависть, стыд, зависть, раскаяние, ревность, разочарование, испуг, тревога. Они помогают уклониться от влияния неблагоприятных факторов;

  • нейтральные переживания – спокойное созерцание, удивление, любопытство, безразличие, равнодушие.


Считается, что в жизни человека преобладают положительные эмоции. Но человеку нужны любые эмоции, ведь они служат побуждением к действиям. Если у человека исчезнут эмоции и останется лишь голый расчет, то человек превратится в робота, поскольку без эмоций он потеряет способность расти, развиваться и совершенствоваться, потеряет интерес к жизни, к происходящему вокруг наc.

По обусловленности эмоций теми или иными потребностями человека их можно разделить на две группы:

 


  • низшие эмоции – голод, жажда и т.д. Они возникают в связи с биологическими потребностями человека, его стремлением выжить. Благодаря им он способен быстро оценить характер воздействия и адекватно отреагировать на него;

  • высшие эмоции – это социальные, или интеллектуальные эмоции, возникающие в процессе познания личностью окружающей действительности. Они делятся на этические и эстетические эмоции. Этические эмоции представляют собой регуляторы поведения человека в обществе – стыд, вина, долг, ответственность, солидарность, патриотизм, дружба. Эстетические эмоции основываются на способности человека воспринимать красоту и гармонию окружающего мира. Они представляют собой оценку каких-либо предметов или событий как возвышенных, прекрасных или безобразных, трагических или комических.


По силе проявления напряженности чувств эмоции также можно разделить на три группы:

 


  • настроение – неяркое, относительно устойчивое эмоциональное состояние. На создание настроения влияют самые разные факторы: погода, самочувствие, воспоминания, прочитанное письмо или книга, разговор с продавцом и т.д.;

  • страсть – сильное и глубокое эмоциональное состояние, сохраняющееся достаточно долго. Обычно страсть возникает при появлении каких-то желаний, удовлетворение которых становится очень важным для человека. Поэтому все мысли и поступки этого человека подчиняются страсти;

  • аффекты – кратковременные, предельно яркие вспышки, эмоциональное возбуждение высшей степени (восторг, гнев, ярость, ужас). В это время человек не способен прислушиваться к голосу разума и действует только под влиянием эмоций.


Эмоции, составляя часть нашей психической деятельности, влияют на работоспособность человека. Она тем выше, чем больше положительных эмоций. Поэтому стремление к поддержанию у себя и окружающих положительного эмоционального состояния – залог здоровья, бодрости и счастья.

 

Творчество как способность человека

Как мы отметили выше, творчество всегда связано с созданием нового, но степень новизны продуктов творческой деятельности может значительно различаться. Не следует считать, что творчество – это только совершение великих открытий в науке и технике или создание шедевров искусства. Каждый человек неповторим, но он должен в своей жизни освоить часть общечеловеческого опыта и знаний. Для него овладение этими навыками и знаниями также является творческим процессом. Поэтому решение любой частной задачи, в результате которой появляется что-то новое хотя бы для данного человека, связано с творчеством.

Разумеется, наибольший интерес исследователей привлекает творчество высших достижений. Главным в нем является обнаружение самой проблемы, а затем и ее решение. Не случайно говорят, что правильно заданный вопрос содержит 90% ответа. Большинство крупнейших открытий в науке и технике появились как результаты ответов именно на такие вопросы.

Для творческой деятельности очень важны такие свойства личности, как воображение, интуиция, умственная активность, а также способность к самонаблюдению и самооценке. Ведь без осознания структуры своих умений и навыков, базирующихся на определенном опыте решения тех или иных проблем, творчество будет невозможным. Важно также отметить, что творчество обычно способствует повышению или сохранению самооценки, поэтому оно становится личностно значимым для человека. Гибкий ум, глубокое мышление, его высокая критичность помогают человеку преодолевать препятствия на пути реализации творчества.

В современной науке существует несколько моделей творческой деятельности. В них обычно выделяются четыре основных этапа творческого процесса:

1) сознательное преобразование информации;

2) созревание идеи в бессознательном;

3) переход идеи из бессознательного в сознание (озарение, «инсайт»);

4) проверка истинности идеи, ее последующее сознательное развитие и формализация.

Первый и четвертый этады представляют собой логический поиск и преобразование необходимой для созревания интуитивного решения информации, а также анализ этого решения. Второй и третий этапы – иррациональная деятельность. Таким образом, в творчестве неразрывно связаны противоположные типы мышления.

На первом этапе, когда идет сознательное преобразование информации, человек выбирает актуальную для него проблему. Чаще всего это бывает, когда посильная для него задача вдруг не находит своего решения. В результате человек испытывает глубокий психологический дискомфорт, возникающий из-за возможного понижения самооценки. В этой ситуации человек обычно начинает перебирать возможные рациональные варианты решения проблемы, при этом отбираются факты, могущие оказаться полезными, а также выявляются противоречия и проблемы, требующие своего решения. Результатом первого этапа обычно является появление большого числа неадекватных решений и множества нерешенных проблем.

Из-за малой информационной емкости сознания появившиеся промежуточные понятия и образы, характеризующие отдельные стороны решаемой задачи, вытесняются в бессознательное. Начинается второй этап в творческом процессе, связанный с взаимодействием сознательного с бессознательным, правого и левого полушарий мозга. Идет мощная активация бессознательного, на первых порах не дающая желаемого результата. Поэтому нарастают отрицательные эмоции, может возникнуть ситуация угрозы для целостности личности.

В этом случае лучше всего на время отказаться от решения проблемы и переключиться на другие задачи. Когда сознание творца меньше всего занято решением проблемы и не контролируется личностью (сон, отдых), чаще всего происходит озарение – третий этап творчества. В момент озарения подготовленное на первом этапе левое («логическое») полушарие мгновенно распознает появляющийся в правом полушарии правильный образ – решение проблемы. При этом сразу же исчезают отрицательные эмоции, чувство тревоги и беспокойства. Они заменяются мощными положительными эмоциями, человек испытывает чувство ни с чем не сравнимого восторга и блаженства.

На последнем, четвертом этапе творчества найденное решение переводится в языковую форму, с помощью экспериментов проверяется его истинность, идет объяснение полученных результатов. Это очень важная часть работы, причем очень трудоемкая. Поэтому инсайт – начало продолжительного, нередко мучительного критического анализа, обоснования найденного решения.

Важнейшей предпосылкой творческой деятельности является полная внутренняя свобода личности, умение отрешиться от стереотипов – типизированных программ действий и мыслей в стандартных ситуациях, способность посмотреть на проблему с необычной стороны. Таким образом, творчество связано с инакомыслием, а также с умением терпеливо относиться к чужому мнению, пусть и отличающемуся от собственного.

Существует множество технологий решения творческих проблем. Самая простая и давно известная зафиксирована в пословице: «Утро вечера мудренее». Чтобы день был плодотворным, к нему нужно мысленно подготовиться еще накануне: сформулировать проблемы, требующие своего решения, наметить возможные пути их решения. Так наше бессознательное получит задание, над которым оно будет работать во время нашего сна или отдыха. В результате утром мы проснемся, имея достаточно четкую программу наших действий.

Разработаны также методы коллективного решения творческих проблем. Широкой известностью среди них пользуется метод «мозгового штурма», при котором вместе собираются две группы людей – генераторы идей (люди с образным мышлением) и аналитики (люди с логическим мышлением). Ведущий данной встречи излагает им проблему, после чего генераторы предлагают самые разные варианты, а аналитики их обсуждают. Замечательным примером применения данного метода является телевизионная игра «Что? Где? Когда?», участники которой всего за минуту находят ответы на достаточно сложные вопросы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.