Клиническая фармакология средств, используемых при сердечных аритмиях
1. Тема занятия: Клиническая фармакология средств, используемых при сердечных аритмиях.
2. Значение изучения темы: Полученные знания об особенностях механизмов действия, побочных эффектах антиаритмических препаратов будут использованы при обучении на кафедре госпитальной терапии, педиатрии, семейной медицины и в практической деятельности врача для проведения рациональной фармакотерапии нарушений ритма.
3. Цель занятия :
А) Цель изучения темы: На основании знаний клинико-фармакологических свойств антиаритмических средств уметь обосновать и назначить рациональную фармакотерапию нарушений сердечного ритма.
Для этого необходимо:
- знать : механизм действия лекарственных препаратов, фармакокинетику, показания, противопоказания, побочные эффекты лекарств;
- уметь :
обосновать назначение, выбор и длительность применения лекарства,
своевременно оценить эффективность и безопасность препарата,
обосновать рациональные комбинации лекарственных средств,
выписать и предложить замену:
1. амиодарон
2. атропин
3. атенолол
4. верапамил
5. дигоксин
6. метопролол
7. лидокаин
8. пропранолол
9. прокаинамид
10. хинидин
- иметь представление:
о контролируемых клинических испытаниях указанных препаратов
о новых лекарственных препаратах,
о роли и месте лекарственных препаратов в стандартах лечения и лекарственных формулярах ЛПУ.
- иметь навыки:
3) анализа листа назначения конкретного больного,
4) работы с информационным материалом (аннотациями, справочной и периодической литературой по фармакотерапии)
4. План изучения темы (180 минут):
1. Оценка исходного уровня знания рецептуры (6-8 рецептов по теме) (10 мин.)
2. Курация больных, работа с аннотациями (45 мин.) (самостоятельная работа)
3. Клинико-фармакологический разбор по теме занятия (40 мин.)
4. Перерыв (5 мин.)
5. Обсуждение и анализ фармакотерапии тематических больных (40 мин.)
6. Клинико-фармакологическая характеристика препаратов, используемых для экстренной помощи при пароксизмальных нарушениях ритма (25 мин.)
7. Обсуждение результатов занятия (10 мин.)
5. Самостоятельная работа студентов .
А) Вопросы базовых дисциплин, необходимых для усвоения данной темы. .
1.Проводящая система сердца (физиология)
2.Клеточные механизмы возбуждения (физиология)
3.Предсердные и желудочковые нарушения ритма (кардиология)
4.Классификация и механизмы действия основных групп антиаритмических препаратов (фармакология)
Б) Задание на проверку и коррекцию исходного уровня.
Тесты исходного уровня
(выберите один правильный ответ)
1.Назначение лидокаина показано при:
1) Мерцательной аритмии
2) Желудочковой тахикардии
3) Предсердной экстрасистолии
4) Трепетании предсердий
2.Противопоказанием к назначению бета-блокаторов являются:
1) Выраженная брадикардия, перемежающая хромота, бронхиальная астма
2) Прогрессирующая стенокардия, тахикардия, гипотония
3) Хронический гастрит, острый инфаркт миокарда, панкреатит
3.Средством выбора для устранения гипотонии, возможной при в/в введении верапамила, является:
1) Мезатон
2) Хлористый кальций
3) Плазмозамещяющие растворы
4) Сердечные гликозиды
4.Скорость проведения в атриовентрикулярном узле в максимальной степени замедляет:
1) Хинидин
2) Амиодарон
3) Верапамил
4) Прокаинамид
5.Наиболее длительным периодом полувыведения из перечисленных препаратов обладает:
1) Лидокаин
2) Атенолол
3) Амиодарон
4) Мексилетин
6.Нарушение функции щитовидной железы наиболее часто при применении:
1) Амиодарона
2) Хинидина
3) Верапамила
4) Прокаинамида
7.Антиаритмическими средствами IV класса являются:
1) Верапамил, дилтиазем, нифедипин
2) Верапамил, дилтиазем
3) Амиодарон, соталол
4) Лидокаин, микселитин, фенитоин
8.При применении сердечных гликозидов рефрактерный период АВ-соединения:
1) Увеличивается
2) Уменьшается
3) Не меняется
9.Наиболее частый побочный эффект при использовании прокаинамида в/в:
1) Тахикардия
2) Гипотония
3) Одышка
4) Волчаночноподобный синдром
10.Из указанных антиаритмических препаратов наиболее токсичным является:
1) Метопролол
2) Верапамил
3) Хинидин
4) Амиодарон
Поиск по сайту: