Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Культуные взаимодействия как значимый фактор культурной динамики



Если в историческом измерении (то есть во времени) развитие культуры обеспечивается соотношением преемственности и новаций, то в географическом плане (в пространстве) ту же самую функцию выполняют процессы взаимопроникновения и взаимообогащения культур. Однако следует отметить, что эти процессы происходят не только в географическом, но и в историческом измерении. Например, оставшаяся в прошлом античная культура питала Западноевропейскую с эпохи средневековья до Нового времени. Или культурные основы Индии и Китая возникшие в глубокой древности, усваиваются современной Западной культурой (йога, даосизм).

Обратимся к основным понятиям, характеризующим эти процессы. Культурное взаимодействие — это культурный контакт, который может пройти бес­следно, а может закончиться сильным влиянием взаимодействую­щих культур друг на друга либо односторонним влиянием.Культурная диффузия — взаимное проникновение отдельных явлений культуры или целых ее комплексов из одно и культуры в другую при их результативном взаимодействии.Межкультурная коммуникация– информационное взаимодействие культур в процессе и в результате прямых или опосредованных контактов между разными этническими или национальными группами. Она является основным средством установления взаимопонимания между представителями различных культур, от которого зависит результативность культурных взаимодействий.

Рассмотрим основные формы культурной диффузии. Влияние – это главная форма культурной диффузии, представляющая собой воздействие одной культуры на другую путем передачи ей своих культурных элементов, образцов, комплексов. Например, византийской влияние на Русь. В 11 в. оно проявлялось в передаче культурного комплекса, связанного с христианством (основы вероучения, культа, социальной организации духовенства в виде церковной иерархии, образцы церковной архитектуры, практика и методика школьного преподавания, которая тогда была под контролем церкви. Пример современного культурного влияния – переда Западом России после падения железного занавеса многопартийной модели политического устройства, технологий менеджмента и маркетинга. Следствием культурного влияния являются культурные заимствования. Это усвоение культурой элементов, образцов, комплексов, принадлежащих другой культуре. И тот и другой процесс – это неотъемлемые составляющие культурной диффузии.

Рассмотрим виды культурной диффузии. Впервые к этой проблеме обратился в середине 19 в. Н.Я.Данилевский, который, будучи сторонником уникальности культурных типов, в основном сосредоточивал внимание на негативных аспектах культурных взаимодействий. Он выделял следующие виды: 1.Пересадка культуры подразумевает диффузию этнокультурных традиций в результате колонизации, что обусловливает выделение сильных народов и культурное подавление слабых этносов. Не случайно этот вид был назван прополкой (яркий пример – колонизация европейцами Америки, при которой культура коренных народов. 2..Прививка - это культурные контакты на официальном межгосударственном уровне, искусственное насаждение. Здесь могут возникнуть проблемы с восприятием новых культурных элементов широкими народными массами, не видящими смысла в инновациях. Новые культурные элементы воспринимаются долго и трудно. Яркий пример – исходящее от верховной власти крещение Руси, когда народные массы поначалу лишь внешне приняли новую религию, а иногда оказывали прямое сопротивление крещению, и в течение нескольких веков в стране сохранялась ситуация двоеверия. 3. Естественное воздействие цивилизации на цивилизацию, уподобляемое почвенному удобрению, это преемственность в развитии культурно-исторических типов, подразумевающая постепенное и органичное усвоение элементов чужой культуры. Примером в данном случае может служить восприятие Западной Европой античного культурного наследия, что с 16 в. привело к ее взлету и стремительному прогрессу.

В дальнейшем типы культурной диффузии по разным принципам выделяли представители диффузионизма (Фридрих Ратцель, Лео Фробениус, Фриц Гребнер (нем.), Уильям Риверс (анг) и структурного функционализма (Б.Малиновский и А.Кребер). По степени опосредованности: 1.Непосредственное взаимодействие, возникающее в результате прямых контактов представителей различных культур. Например, принятие христианства на Руси было связано с непосредственными договоренностями князя Владимира с византийскими властями. Петр 1 сам работал на голландских судоверфях, чтобы перенести в Россию технологии кораблестроения. 2.Опосредованные взаимодействия, возникающие при посредничестве других культур, отдельных социальных слоев, социальных институтов (СМИ, межгосударственные договоры). Например, до Афанасия Никитина русские получали сведения об Индии и ее культуре через арабских и золотоордынских купцов. В 1960-0-е гг. серия межгосударственных соглашений дружбе и сотрудничестве СССР и Индии способствовало увеличению непосредственных контактов между гражданами двух стран. В результате многие люди в нашей стране увлеклись йогой. Также и христианство на Руси устанавливалось при посредничестве политической власти.

По статусу субъектов взаимодействия: 1. Горизонтальная диффузия происходит между культурами нескольких этносов, социокультурных групп или от­дельными индивидами, имеющими приблизительно одинаковый статус. Примером диффузии подоб­ного рода может служить заимствование сотрудниками милиции жаргона, манер поведения и общения криминального мира в ре­зультате их частых контактов с преступниками. 2.Вертикальная диффузия культур развивается между культурами с неравным статусом, а (если иметь в виду взаимодействие между группами, ее можно назвать стратификацион­ной культурной диффузией). При таком взаимодействии влияющая сторона должна быть выше по статусу объективно, либо заимствующая сторона воспринимает чужие культурные элементы как образцы высшего порядка. Примером первой ситуации является крещение Руси, при котором носителями христианства изначально была княжеская и дружинная верхушки. Примером второй ситуации является одежда, которая зачастую символизирует статусные различия людей. В современном обществе она превраща­ется в канал диффузии культурных ценностей из одной социальной группы в другую. Финансовые возможности среднего класса сегодня позволяют ему покупать модную одежду, которую прежде носил толь­ко высший класс. Современные высококвалифицированные рабо­чие на Западе являются на работу в костюмах, которые раньше слу­жили отличительным символом высшего класса.

По степени активности субъектов взаимодействия: 1.Одностороннее влияние, когда влияющая сторона не испытывает или почти не испытывает ответного влияния. Это уже не раз приводимый пример христианизации Руси под влиянием Византии. 2.Обоюдное влияние, когда влияющая сторона испытывает ответное влияние. Например, русские интересуются духовным наследием Индии и Китая, обращаясь к их влиятельным философским системам (даосизм, йога). Индусы и Китайцы – обращаясь к творчеству Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского. Наконец, по характеру влияния: 1.Насильственное насаждение элементов другой культуры, вызывающее неприятие (насаждение христианства среди народных масс Киевской Руси). 2.Добровольное заимствование элементов, ценных для воспринимающей стороны (уже приведенный пример с одеждой).

Также можно выделить основные последствия культурной диффузии. 1. Культурная ассимиляция – это поглощение одной этнической культуры другой (другими). Ее причина – явное превосходство одного этноса над другим. Оно может быть чисто количественным. Яркий пример – поглощение шумерского этноса аккадскими племенами (3 тыс. до н.э.), в результате которого образовалось Вавилонское царство. Если ассимилируемый этнос обладал развитыми общественными отношениями и культурой, а тем более, превосходством в этих сферах, он оказывает на ассимилирующий этнос значительное влияние, вдыхает в него новые силы (Этруски – римляне). Превосходство может быть и качественным. В этом случае ассимилируемый этнос подчиняется более развитому типу культуры и/или социальных отношений ассимилирующего этноса. Так было во взаимоотношениях покоренных галлов и римлян. Тенденции к ассимиляции усиливались в период формирования наций. Именно тогда в полиэтнических государствах так называемая титульная нация поглощает малые этносы. Яркий пример – финно-угорские народности на северо-западе России, недалеко ушедшие от родоплеменного строя (весь, чудь). Во многом сходным процессом является культурная аккомодация. Это частичное,вынужденное, приспособительное освоение чужой культуры, обеспечивающее относительно благоприятную жизнь в иной культурной среде или в рамках чужой доминирующей культуры. Яркий пример – освоение русской культуры жителями советских прибалтийских республик, многие из которых считали включение своих стран в состав СССР оккупацией.

2. Аккультурация (лат. acculturare — от лат. ad — к и cultura — образование, развитие) — процесс взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа. По сути, это продуктивный обмен культурными особенностями При этом оригинальные культурные модели одной или обеих групп могут быть изменены, но и группы по-прежнему различны. Хотя аккультурация может быть первой ступенью на пути к полной ассимиляции.

Характер, и степень эффективности культурных диффузий определяют, следующие факторы: 1.Соответствие инновации культурным традициям и потребностям общества. Это соответствие не может быть полным из-за разнонаправленности общественных интересов. Принятие христианского монотеизма на Руси было выгодно верховной власти (один Бог, один Великий князь). В то же время народные массы были индифферентны или настроены негативно. 2. Интенсивность контактов: частое взаимодействие культур ведет к быстрому усвоению инокультурных элементов. При этом большое значение имеет наличие информационных каналов, достаточных для распространения культурных инноваций: будь-то средства массовой коммуникации в современных обществах или базар в древних восточных. 3.Существование организованных и влиятельных общественных групп, заинтересованных в культурных инновациях и способных навязать свой интерес обществу, в том числе и силовыми методами (крещение Руси). 4.Условия межкультурных контактов: насильственные контакты порождают реакцию отторжения. 5.Восприимчивость к чужой культуре, а именно, способность менять свое поведение в зависимости от изменения культурного контекста.

Последний фактор определяет еще одну, ранее не рассмотренную типологию культур. Локальные культуры определяют специфичность одного относительно небольшого этноса или группы малых этносов. Для них характерны тенденции к изолированности и замкнутости. К таковым можно безоговорочно отнести культуры сохранившихся до нашего времени небольших но четко оформившихся этносов, мало затронутых веяниями глобализации и процессами межкультурного взаимодействия. Пример – народы тропической Африки. К ним можно отнести и некоторые древние цивилизации, например, древнеегипетскую и шумеро-вавилонскую.

Экспансивные культуры связаны с крупными этносами или большими группами этносов. Обладая большим духовным потенциалом, они не только объединяют крупные человеческие общности, но и стремятся к расширению, влиянию на другие культуры. Среди восточных культур такого типа можно выделить индийскую и китайскую. Индийская культура оказывала влияние на культуры Шри-Ланки, Индонезии. Вышедший из Индии буддизм распространился по Дальнему Востоку и юго-восточной Азии. Китайская культура оказала сильнейшее влияние на культуры Японии и юго-восточной Азии. Среди западных культур наибольшей экспансивностью отличались романская и англо-саксонская культуры, распространившиеся на территориях Центральной, Южной и северной Америки, а также Австралии (хотя, используя терминологию Данилевского, их распространение, в отличие от восточных культур, было связано не с прививкой, а с прополкой, т.е. с уничтожением других культур).

Наконец, серединные культуры образовались в результате синтеза различных самобытных культур, а также влияний извне. Для них характерен культурный плюрализм, связанный с полиэтничностью и поликонфессиональностью. Наиболее ярким примером такого типа культуры является русская. Она имеет восточно-славянское культурное ядро и в то же время сформировалась на основе многочисленных национальных культур, многие из которых продолжают сохранять свою самобытность. Факторами ее формирования становились многочисленные внешние влияния. Среди них наиболее значимыми стали византийское влияние в период средневековья и западноевропейское в Новое время. В последние два столетия стала популярной идея синтеза западного и восточного начал в рамках русской культуры. Впервые эту идею высказал в своих философических письмах П.Я.Чаадаев.

Итак, культурная диффузия диффузия является важнейшим способом распространения инноваций и стимулом к культурному развитию. Это мы уже в общих чертах показали на примере русской культуры. В то же время изоляционизм Китая в течение большей части 2-го тысячелетия и России с 15 по 17 вв. привели к их явному отставанию от Европы в экономическом и военном отношении. В то же время культурная диффузия имеет и негативные аспекты. Чрезмерно активное заимствование опасно потерей культурной самобытности. Это и уже рассмотренное явление ассимиляции. Это и современная глобализация, главным агентом которой является США. Исходящие оттуда ценности и стандарты массовой культуры способствуют духовному выхолащиванию национальных культур.

 

Ни одна культура не способна полноценно существовать в абсолютной изоляции от материальных и духовных достижений других человеческих коллективов. Взаимное проникновение культур различных обществ называется культурной диффузией. Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др.

Культурная диффузия имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, она позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и познание способствуют сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности. Остроту этой проблемы раньше недооценивали, неоднократно в истории одна нация поглощала другую, растворяя в себе практически без остатка культуру покоренного народа как, якобы, менее развитую и поэтому менее ценную. Так было во времена европейской колонизации во многих странах Америки и Африки. Этот процесс получил название культурной ассимиляции.

С середины XX в. сохранение культурного своеобразия и многообразия стало приоритетной целью культурной политики ООН. Во многих странах сейчас происходит переориентация культурной политики с модели ассимиляции, в которой меньшинства отказываются от своих культурных традиций и ценностей, заменяя их теми традициями, которых придерживается большинство, на мультикультурную модель, где индивид социализируется и к доминирующей, и к этнической культурам.

Следует отметить и такой феномен социокультурной динамики, как культурная экспансия, что означает расширение влияния некоторой национальной культуры за пределы своей исторической родины. Человечество во второй половине XX века явилось свидетелем культурной экспансии США, которая происходила во многих странах мира.

Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру вследствие огромного прогресса средств массовой информации, средств транспорта, открытости границ для культурного влияния и расширяющегося культурного общения дало основание говорить о процессе глобализации современной культуры. Как показывает практика, легче всего в мировом масштабе распространяются достижения техники, естествознания и точных наук. Сравнительно свободно усваиваются другими народами наиболее яркие открытия и новшества в области искусства и литературы. Достаточно восприимчивы к взаимовлияниям даже языки, о чем свидетельствуют многочисленные иноязычные слои в любом развитом языке, а также неуклонный рост международной терминологии, понятной человеку любой национальности. Однако во всякой национальной культуре есть область, где взаимопроникновение сводится к минимуму или вообще исключается. Это фольклор, чисто национальные художественные стили, нравы и обычаи, бытовая фразеология и т.п. Таким образом, процесс глобализации не означает утраты культурного своебразия. Общечеловеческая, мировая культура и существует, и будет развиваться как органическое сочетание единства и многообразия. И т

 

Культурная эпоха - исторически сложившийся этап культурного процесса (общемирового или локального), обладающий внутренним единством всех элементов на основе общности стиля.

Заметим только, что эта общность может существовать в разных формах: моностилистической, когда во всех моделях культуры всего общества господствует один-единственный стиль и усложненной - полистилистической, когда в культуре взаимодействуют множество стилей. Во втором, более современном случае, речь идет об определенной системе стилей, отличной от других.

Говоря о динамике культуры, необходимо выяснить источник ее изменений, причины появления и проникновения в нее новшеств, иначе называемых инновациями.

 

Замечено, что культура - самый инертный элемент социальной системы. Человек может менять предметный мир, совершенствовать или заново создавать социальные институты, оставаясь внутри освоенной им с детства культуры, сохраняя в неприкосновенности ее ценности, действуя в соответствии с нормами, прибегая к наличным средствам.

 

Само по себе изменение жизненной ситуации не приводит к перемене культурных ориентиров. Общее правило таково: человек, оказавшийся в новых условиях, ведет себя по-старому, стараясь следовать принятым раз и навсегда моделям культуры.

 

Тем не менее, динамика культуры реальна и, стало быть, надо ответить на вопрос, отчего она происходит.

 

Первопричиной изменений в культуре является общественный вызов, иначе говоря, новые социальные или экологические ситуации, возникшие в обществе, которые, во-первых, угрожают его существованию, а, во-вторых, не могут быть решены людьми при помощи освоенных моделей культуры (А.Тойнби).

 

Появление этих ситуаций не случайно. Социальные процессы в обществе протекают неравномерно, повинуясь своим собственным ритмам. Причем, ритмы культуры наиболее замедлены. Шаг культурных перемен равен жизни поколения: 25-33 гг. (З.И.Файнбург) так что конфликты между культурной и иными социальными подсистемами общества определяются природой социальных изменений.

 

Вызов принимает разные формы; но всегда конфликтные.

 

Первым случаем конфликта можно считать оппозицию культуры другим подсистемам общества: экономике, политике...

 

Вторым - встречу с иной культурой, принадлежащей самим народам, создателям собственной цивилизации.

 

Оба этих конфликта влекут за собой культурный шок. Выйти из него можно разными способами, в том числе и замкнуться хотя бы на время от импульсов, поступающих извне. В этой ситуации общество вызова не принимает.

 

Иным вариантом является ответ на вызов, т.е. обновление культуры в соответствии с ее традициями и изменившимися условиями.

 

Выбор вариантов зависит от содержания культуры, столкнувшейся с иными культурами, либо с новыми ситуациями.

 

Если культура по своей природе замкнута на самое себя, враждебна всяческим новшествам, она не в состоянии принять вызов и в конечном счете гибнет.

 

Если, напротив, культура открыта для новшеств, она справляется с шоком и приобретает иное содержание, не утратив своей иден- тичности.

 

Рассмотрим, как происходит процесс включения инноваций в культуру, механизм культурных изменений.

 

Инновации по своему происхождению уместно поделить на два класса: изобретения и заимствования. Первая - продукт внутрикультурного конфликта, вызванного необходимостью привести в соответствие новым ситуациям в экономике или политике культуру общества. Вторая - порождение встречи (столкновения) двух культур.

 

Изобретение предполагает фигуру изобретателя или изобретателей, творчески созидающих нечто новое.

 

Заимствование имеет дело с переводчиками, способными перенести готовый культурный институт в иную среду.

 

Изобретение появляется первоначально в грубом, неотшлифованном виде, похожем на прежние образцы.

 

Заимствование имеет за плечами историю и потому существует в уже законченной форме.

 

Надо заметить, однако, что их противополагание не абсолютно. Изобретатели прибегают к инокультурной традиции для того, чтобы предложить некое новшество. В первую очередь, переводчики предлагают продукт, не имеющий аналогов в собственной культуре, - продукт, приобретающий признаки изобретения.

 

По этой причине можно говорить об общем механизме распространения инноваций.

 

Обозначим условия:

Первым является соответствие инновации культурным традициям и потребностям общества. Это соответствие не может быть полным ни по отношению к традиции, ни по отношению к общественному вызову. Более того, мы здесь имеем дело с разнонаправленными требованиями .

Вторым - наличие информационных каналов, достаточных для распространения культурных инноваций: будь-то средства массовой коммуникации в современных обществах или базар в древних восточных.

Третьим - существование организованных и влиятельных общественных групп, заинтересованных в культурных инновациях и способных навязать свой интерес обществу, в том числе и силовыми методами.

 

Технология распространения инноваций опирается на подражание, повторение и наследование моделей культуры (Г.Тард).

 

Как правило, люди подражают тем, кто занимает престижные позиции в обществе. В этом смысле обычный путь инноваций сверху - вниз. Здесь надо только учесть, что престиж определяется культурной ситуацией общества не в меньшей мере, нежели экономической или политической.

 

Престижные группы совсем не обязательно располагаются на самом верху социальной лестницы по доходам, либо по объему власти. Здесь важно иное: их модели поведения общество воспринимает как эталонные.

 

Этапы инновационного процесса следующие:

культурный шок;

частичное принятие;

привыкание, в процессе которого происходит согласование инноваций с культурной традицией;

наконец, ее интеграция в культуру.

 

В течение этого процесса инновация видоизменяется, она принимает очертания культуры, в которую интегрируется. (Первый автомобиль всегда похож на карету).

 

Таким образом,

культура переживает процесс исторических перемен вместе с обществом, но по своим особым правилам;

состояние культуры в определенной пространственно-временной протяженности, с присущим ей стилем (стилями) характеризуется как культурная эпоха.

источником культурного процесса является вызов общества, принимающий разные исторические формы.

культурный процесс осуществляется путем возникновения, распространения и интеграции культурных инноваций (изобретений и заимствований).

Значительную роль в культурной динамике играют культурные заимствования, то есть использование предметов, норм поведения, ценностей, созданных и апробированных в других культурах. Данный вид культурной динамики развивается в тех случаях, когда одна культура подвергается влиянию другой, более развитой. Однако при этом большинство людей менее развитой культуры, несмотря на заимствование элементов другой культуры, сохраняют многие обычаи, нормы и ценности, присущие их родной культуре.

 

Культурные заимствования являются наиболее распространенными источниками культурных изменений по сравнению со всеми другими. Этот источник культурной динамики может носить как прямой (через межкультурные контакты индивидов), так и косвенный характер (через действие СМИ, потребляемые товары, образовательные учреждения и т.д.). Однако в процессе заимствования народ-реципиент заимствует не все подряд, а лишь то, что является близким его собственной культуре, может принести явную или скрытую выгоду, даст преимущество перед другими народами, отвечает внутренним потребностям данного этноса.

 

Характер, степень и эффективность культурных заимствований определяют, в основном, следующие факторы:

 

• интенсивность контактов (частое взаимодействие культур ведет к быстрому усвоению инокультурных элементов);

• условия межкультурных контактов (насильственные контакты порождают реакцию отторжения);

• степень дифференциации общества (наличие социокультурных групп, готовых принять нововведения);

• восприимчивость к чужой культуре (способность менять свое поведение в зависимости от изменения культурного контекста).

 

Наиболее распространенным примером культурных заимствований может служить мода.

 

К числу источников культурной динамики относится также синтез, представляющий собой взаимодействие и соединение разнородных культурных элементов, в результате которого возникает новое культурное явление, отличающееся от обоих составляющих его компонентов и имеющее собственное качество. Синтез имеет место в том случае, если какая-либо культура осваивает достижения в тех сферах, недостаточно развитых в ней самой, но при этом сохраняет присущую ей исходную основу и остается самобытной.

 

В современных условиях синтез является важным источником культурных преобразований во многих развивающихся странах. В качестве наиболее яркого примера плодотворного соединения собственных национальных и инокультурных элементов обычно приводится Япония, а также ряд стран Восточной и Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Тайвань, Сингапур и др.).

 

Культурная диффузия и ее современные контексты

 

В качестве отдельного источника культурной динамики следует выделить культурную диффузию — взаимное проникновение отдельных явлений культуры или целых ее комплексов из одной культуры в другую при их взаимодействии. Культурное взаимодействие — это культурный контакт, который может пройти бесследно, а может закончиться сильным влиянием взаимодействующих культур друг на друга либо односторонним влиянием. По своей сути диффузия означает «заимствование» каких-либо достижений одной культуры у другой.

 

По сравнению с другими видами культурных изменений диффузионные процессы являются исторически ранними. Это одна из наиболее естественных форм существования и развития культуры, отражающая неравномерность природных и исторических условий и возможностей отдельных народов. Благодаря этим процессам происходит проникновение и распространение необходимых культурных новаций среди тех народов и культур, где эти новации по объективным причинам сами появиться не могут. Даже в регионе обитания одного народа, как правило, полезные новации не создаются параллельно и одновременно, они обычно возникают в каком-то одном месте, а затем быстро распространяются по всей близлежащей территории и зачастую заимствуются всеми соседями. Это и есть диффузия культуры в ее реальном проявлении. Таким образом сложилось цивилизационное единообразие Западной Европы.

 

Каналами культурной диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, ярмарки, обмен специалистами и др. Все эти формы культурной диффузии могут распространяться в вертикальном и горизонтальном направлениях. Горизонтальная диффузия происходит между культурами нескольких этносов, социокультурных групп или отдельными индивидами. Поэтому данное направление еще можно назвать межгрупповой диффузией. Примером диффузии подобного рода может служить заимствование сотрудниками милиции жаргона, манер поведения и общения криминального мира в результате их частых контактов с преступниками.

 

Вертикальная диффузия культур развивается между культурами с неравным статусом, поэтому ее можно назвать стратификационной культурной диффузией. Тип стратификационной диффузии можно проследить на примере одежды, которая зачастую символизирует статусные различия людей. В современном обществе она превращается в канал диффузии культурных ценностей из одной социальной группы в другую. Финансовые возможности среднего класса сегодня позволяют ему покупать модную одежду, которую прежде носил только высший класс. Современные высококвалифицированные рабочие на Западе являются на работу в костюмах, которые раньше служили отличительным символом высшего класса.

 

Современная миссия культурной диффузии свидетельствует, что она не утратила своего значения в культурной жизни народов, поскольку, как правило, имеет положительные социальные последствия для любого общества. Передача культурных ценностей от одного народа к другому, а также из одного социокультурного слоя в другие ведет одновременно к демократизации общества и просвещению населения. При этом сама культура становится более демократичной.

 

 

Изменения в культуре протекают неравномерно во времени. Многие сферы жизнедеятельности людей подвержены чередованию подъема и спада активности, что проявляется в темпах и ритмах движения культуры в целом. Изменения в культуре могут происходить в форме взрывных процессов и постепенных, как отмечал Ю. М. Лотман. Эти процессы в истории культуры неразрывным образом взаимосвязаны, один вид не может существовать без другого. Например, процесс возникновения великих научных идей и открытий подобен взрыву, а их техническая реализация подчиняется законам постепенной динамики. Новое в науке или искусстве всегда есть «осуществление неожиданного», и даже иногда может быть не своевременным. Новое в технике всегда обусловлено и стимулируется практическими потребностями и выступает «реализацией ожидаемого».

Если изменения носят внезапный и резкий, взрывной характер и приводят к коренному перевороту системы культурных ценностей, то есть к отказу от сложившейся системы ценностей и принятию принципиально новой системы, то можно говорить о революции. Революции бывают научные, религиозные, управленческие, технические, социальные, политические и экономические. Переворот, совершенный в астрономии Коперником, называют революцией. Революцию в науке совершили теория относительности Эйнштейна и открытие электрона. Археологи говорят о неолитической революции, специалисты по управлению — о менеджерской революции и так далее. Самой величайшей революцией в истории считается неолитическая. С ней не сравнится никакая другая, хотя освоение космоса и достижения электроники часто называют важнейшими революциями в истории человечества. На самом деле, полагают археологи и этнографы, открытия последних 10 тысяч лет не идут ни в какое сравнение с тем грандиозным скачком, который совершило человечество благодаря одной из самых разумных революций — приручению животных и окультуриванию растений.

Неолитическая революция происходила на протяжении многих тысячелетий. Поэтому возникает вопрос: применим ли к данной трансформации человеческого общества термин «революция»? Несмотря на продолжительность этого переходного периода, он все же представляет собой мгновение по сравнению с миллионами лет предшествующей истории, так что вполне может быть назван революцией.

Процесс частичных преобразований в какой-либо сфере культуры и жизни, не приводящий к изменению базисных ценностей общества, называется реформой. Реформы — целенаправленный, заранее планируемый и определенным образом организуемый процесс в отличие от культурных революций, в которых гораздо больше элементов стихийности. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе. В противном случае имеет место регресс. Регресс включает в себя и моменты застоя, возвращение к отжившим структурам и формам.

 

Если в историческом измерении (то есть во времени) развитие культуры обеспечивается преемственностью, то в географическом плане (в пространстве) ту же самую функцию выполняют процессы взаимопроникновения и взаимообогащения культур. Ни одна культура не способна полноценно существовать в абсолютной изоляции от материальных и духовных достижений других человеческих коллективов. Взаимное проникновение культур различных обществ называется культурной диффузией. Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др.

Культурная диффузия имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, она позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и познание способствуют сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности. Остроту этой проблемы раньше недооценивали, неоднократно в истории одна нация поглощала другую, растворяя в себе практически без остатка культуру покоренного народа как, якобы, менее развитую и поэтому менее ценную. Так было во времена европейской колонизации во многих странах Америки и Африки. Этот процесс получил название культурной ассимиляции.

С середины XX в. сохранение культурного своеобразия и многообразия стало приоритетной целью культурной политики ООН. Во многих странах сейчас происходит переориентация культурной политики с модели ассимиляции, в которой меньшинства отказываются от своих культурных традиций и ценностей, заменяя их теми традициями, которых придерживается большинство, на мультикультурную модель, где индивид социализируется и к доминирующей, и к этнической культурам.

Следует отметить и такой феномен социокультурной динамики, как культурная экспансия, что означает расширение влияния некоторой национальной культуры за пределы своей исторической родины. Человечество во второй половине XX века явилось свидетелем культурной экспансии США, которая происходила во многих странах мира.

Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру вследствие огромного прогресса средств массовой информации, средств транспорта, открытости границ для культурного влияния и расширяющегося культурного общения дало основание говорить о процессе глобализации современной культуры. Как показывает практика, легче всего в мировом масштабе распространяются достижения техники, естествознания и точных наук. Сравнительно свободно усваиваются другими народами наиболее яркие открытия и новшества в области искусства и литературы. Достаточно восприимчивы к взаимовлияниям даже языки, о чем свидетельствуют многочисленные иноязычные слои в любом развитом языке, а также неуклонный рост международной терминологии, понятной человеку любой национальности. Однако во всякой национальной культуре есть область, где взаимопроникновение сводится к минимуму или вообще исключается. Это фольклор, чисто национальные художественные стили, нравы и обычаи, бытовая фразеология и т.п. Таким образом, процесс глобализации не означает утраты культурного своебразия. Общечеловеческая, мировая культура и существует, и будет развиваться как органическое сочетание единства и многообразия.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.