Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Культурная динамика. Основные закономерности



1. Основные понятия культурной динамики.

Культура никогда не остается неподвижной: с момента возникновения она развивается, распространяется из одной страны в другую, передается от прошлых поколений к будущим, деградирует. Культурная динамика — это изменение черт культуры во времени и пространстве под воздействием внешних и внутренних сил. Существует также и близкое по значению понятие «культурный процесс». Впервые ему дал определение П.Сорокин в труде "Социальная и культурная динамика", а затем конкретизировал Лесли Уайт. Это «поток взаимодействующих культурных элементов – инструментов, верований, обычаев и т.д., при котором каждый элемент воздействует на другие, а те в свою очередь, действуют на него. Это процесс состязательный: инструменты, обычаи и верования могут устареть и быть устранены из потока. Время от времени вводятся новые элементы. Постоянно образуются новые комбинации и синтезы – открытия и изобретения – культурных элементов...». То есть, динамика представляет собою изменения как таковые, и прежде всего его результаты. Процесс – это сам ход изменений и его механизмы, включая самые очевидные в лице природных и социальных факторов, а также скрытие в виде психологических закономерностей. В современной литературе можно встретить указание на еще одно отличие. Изменения в культуре (динамика) предполагают любые трансформации в ней, в том числе такие, которые лишены цельности, ярко выраженной направленности движения. Понятие "культурный процесс" несколько уже, для него характерна направленность и целостность – как проявление, присущих ему, внутренних закономерностей. Процесс – это изменение, имеющее внутренние закономерности.

В любом случае изменения — неотъемлемое свойство культуры. Существует два типа культурных изменений: культурная инновация и трансляция уже известных культурных явлений. Культурная инновация — впервые появляющиеся в данной культуре феномены в результате изобретения или заимствования из других культур, которые вносят изменения в духовной, со­циальной и вещественной среде. Инновация представляет собой сложный процесс. В самом простом виде от включает в себя: создателей и создание новшества; попытки внедрения и первые оценки со стороны конкретных восприемников и социальной среды; в случае успеха – распространение новшества; наконец, рутинизация, или превращение новшества в стандартный элемент культурной жизни. Яркий пример инновационного процесса – изобретение Интернета. В течение 1960-х над под патронажем Пентагона над его изобретением трудились сотрудники Калифорнийского университета и Стэнфордского исследовательского центра. В 1970-е гг. это изобретение вышла за рамки военной связи и в крупных кампаниях стали регулярно использовать электронную почту. Тем самым новое средство связи становилась популярным среди простых граждан. К концу 1980-х годов значительно увеличилась пропускная способность сетей и стали реализовывать идею всемирной сети. Теперь в развитых странах для большинства людей это элемент повседневной реальности.

Видами культурной инновации являются открытия и изобретения. Открытие — это получение новых, ранее неизвестных знаний о мире. Яркий пример – копертиковский переворот, или открытие гелиоцентрического строения ближайшей вселенной. Изобретение — это новая комбинация известных культурных или приодных элементов. Например, наблюдая катящиеся камни, видя, что тяжелые камни лучше катить, чем переносить, человек изобрел колесо. Изобретение парохода – это комбинация парового двигателя и обычного парусного корабля. Изобретения подразумевают не только технические, технологические и научные инновации, но и социальные, например, создание новых форм государственного управления или обучения. Яркий пример – ланкастерская система, изобретенная в Англии в 1798 г. педагогом Дж.Ланкастером. Это форма учебной работы, сущность которой состояла в обучении более старшими и знающими учениками учеников младшего возраста. Она сочетала в себе стандартные формы педагогики и стихийно складывающуюся у учеников практику взаимопомощи.

Темп прироста открытий и изобретений в истории человечества постоянно возрастает. Существенное ускорение этого процесса началось 10—12 тысяч лет назад, когда люди перешли от первобытного образа жизни к цивилизованному. Этот рубеж отмечен такими наиболее примечательными в истории общества инновациями, как изобретение колеса, плуга и письменности. А последние 10 тысяч лет человечество двигалось вперед гораздо быстрее, чем в предшествующие миллионы лет. Сегодня один человек узнает за один день больше, чем его далекий предок узнавал за всю жизнь. Половину всех своих знаний человечество получило в XX в.

Необходимо отметить еще одну важную закономерность культурного процесса. Развертываясь во времени, культура не только обновляется, но и сохраняет себя. Происходит это благодаря действию механизмов преемственности. Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития культуры и общества обществе, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе его некоторые элементы. Также это понятие означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению. Основным средством преемственности являются традиции. Это ценности, нормы, образцы поведения, знания и технологии, которые прочно закреплены в социальной памяти. Благодаря этому и осуществляется передача прежнего культурного опыта. Основной способ закрепления социальной памяти – это социальные институты. Уже отмечалось, что их деятельность направлена на удовлетворение главных социальных потребностей путем создания системы норм, делающих удовлетворение потребностей максимально продуктивным, минимизирующим противоречия между людьми. То есть, в рамках формирующихся институтов происходил отбор наиболее эффективных ценностей и норм. Поскольку они проверены временем, сохраняется тенденция к их устойчивости. Таким образом, преемственность в развитии культуры существует тогда, когда от поколения к поколению передаются базисные элементы культуры, а изменяются лишь второстепенные. Яркий пример – семейные ценности (общение, забота, любовь, верность) и связанные с ним нормы. Без них не будет и указанного института. Через такие социокультурные институты, как семья, традиции, система образования, средства массовой коммуникации, учреждения культуры культурное наследие предшествующих эпох транслируется каждому новому поколению. В процессе трансляции какая-то часть оказывается утерянной, какая-то отвергнутой, но что-то добавляется и новое. При этом некоторые утраты оказываются невозвратимыми, а некоторые, по мере потребности, частично восстанавливаются. Частный пример – пирамиды, которые для древних египтян были священным стимулом бессмертия. После гибели древнеегипетской культуры они, за исключением узких кругов людей, воспринимались как чудный циклопические сооружения. Формирование египтологии в 19 в. привело к новому открытию их сакрального смысла. Многие строения в других частях света имеют пирамидальную форму, как стеклянная пирамида Лувра, служащая входом в известный музей и являющаяся одним из символов Парижа. Многие люди используют предметы пирамидальной формы в оздоровительных практиках. Более масштабный пример – религия, которая с 19 в. многими цивилизованными западными людьми воспринималась как бесполезный пережиток (явление прошлого, утратившее реальное значение и ценность для настоящего). В этой ситуации статус атеиста был хорошим тоном. Однако в 20 в. материализм привел западную цивилизацию к духовному кризису, сделал ее главным источником глобальных проблем. В этих условиях у той же интеллигенции наблюдалось частичное возвращение к религии (на фоне встречного обновления католицизма). Сходные процессы наблюдались в нашей стране после распада СССР и падения коммунистической идеологии.

Преемственность обеспечивается и непосредственным контактом живых носителей культуры, выступающих в роли учителей и учеников. Для этого надо, чтобы в исторических катаклизмах (революциях, войнах, конфликтах) не погибали те, кто считается хранителем культурных ценностей — народы, сословия, большие группы. Разрыв культурной цепи происходит в тех случаях, когда неожиданно меняется образ жизни людей — носителей данной культуры. Хотя подобное неоднократно случалось в истории многих стран, полного разрыва с прошлым никогда не было. Преемственность культуры доказывает ее жизнеспособность. В 1917 г. в России произошел полный разрыв с прошлой культурой и она искусственно подавлялась в течение 75 лет. Но через 75 лет в странах СНГ вновь вернулись к ценностям прошлой, дореволюционной культуры. Возврат стал возможным благодаря тому, что сохранились памятники материальной культуры (церкви, книги), живые носители культуры (старожилы и представители русского зарубежья), а также некоторые традиции, обычаи, трудовая этика, религия, историческая память народов.

Несмотря на важность преемственности, сохранение прежнего культурного опыта имеет неоднозначные последствия. С глубокой древности традиционализм был для стран Востока главной культурной особенностью. Сохранение социально-политических традиций жесткого авторитаризма и деспотизма с их негибкостью привело в Новое время к экономическому и материально-техническому отставанию Востока от Запада (хотя на Востоке цивилизация возникла раньше). В то же время сохранение основополагающих традиций духовных учений позволяло их углублять. В итоге 19 и 20-й вв. стали для Запада периодом признания духовного превосходства Востока, и происходило обращение к восточным духовным традициям.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.