Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ



 

Статья 9. Образовательные уровни и образовательные программы

 

1. В Приднестровской Молдавской Республике устанавливаются следующие образовательные уровни:

а) начальное общее образование – формирование функциональной грамотности и общее развитие личности;

б) основное общее образование – формирование фундаментальных знаний и общей культуры личности;

в) среднее (полное) общее образование – формирование методологической грамотности, профилирование обучения и готовность к самостоятельному выбору жизненного пути;

г) начальное профессиональное образование – формирование практических навыков квалифицированного труда по всем направлениям общественно-полезной деятельности;

д) среднее профессиональное образование – приобретение профессиональных знаний, умений и навыков по специальностям производственной и непроизводственной сферы;

е) высшее профессиональное образование – достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических профессиональных знаний, набора заявленных государством ключевых компетенций, обеспечивающих устойчивое развитие общества;

ж) послевузовское профессиональное образование – совершенствование научной компетенции, обширных коммуникативных умений, навыков.

2. В пределах названных уровней образования в качестве их разновидностей могут реализоваться:

а) специальное образование – формирование знаний, умений и навыков общего основного образования у детей с физическими, умственными и психическими недостатками;

б) профессиональная подготовка – ускоренное приобретение практических навыков, необходимых для выполнения определенной работы, без изменения общего образовательного уровня обучаемого;

в) профессиональная переподготовка – получение новой специальности или квалификации на базе имеющегося уровня профессионального образования;

г) повышение профессиональной квалификации – совершенствование профессиональной компетентности в пределах соответствующего уровня профессионального образования.

3. Учебный процесс в организации образования направлен на реализацию одной или нескольких образовательных программ.

В Приднестровской Молдавской Республике реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).

4. Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры личности, адаптацию её к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы:

а) дошкольного образования;

б) начального общего образования;

в) основного общего образования;

г) среднего (полного) общего образования.

5. Профессиональные образовательные программы обеспечивают последовательный рост профессионального и общеобразовательного уровня подготовки специалистов соответствующей квалификации.

К профессиональным относятся программы:

а) начального профессионального образования;

б) среднего профессионального образования;

в) высшего профессионального образования;

г) послевузовского профессионального образования.

6. Порядок разработки, утверждения образовательных программ, а также требования к содержанию указанных программ устанавливаются нормативными правовыми актами исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы образования.

7. За пределами государственных образовательных стандартов на всех уровнях образования могут реализовываться общеобразовательные и (или) профессиональные программы дополнительного образования, которые могут предоставляться и за плату.

8. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в организациях образования определяются типовыми положениями об организациях образования, соответствующими государственным образовательным стандартам.

9. В организациях высшего профессионального образования кроме образовательных реализуются и научные программы послевузовского профессионального образования через научно-исследовательскую и творческую деятельность профессорско-преподавательского состава, научных работников и студентов.

Достижение научного уровня послевузовского профессионального образования подтверждается присвоением ученой степени:

а) кандидат наук;

б) доктор наук.

 

Статья 10. Формы получения образования

 

1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:

а) очной (дневной) – с отрывом от производства;

б) заочной – без отрыва от производства;

в) очно-заочной (вечерней);

г) экстерната – самостоятельного освоения образовательных программ;

д) семейного образования.

Допускается сочетание различных форм получения образования.

2. Для всех форм получения образования в пределах конкретной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

3. Перечень профессий и специальностей, освоение которых в заочной форме и в форме экстерната не допускается, устанавливается исполнительным органом государственной власти и управления, в ведении которого находятся вопросы образования.

 

Статья 11. Организации образования

 

1. Организация образования в своей основной деятельности реализует одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивает содержание и воспитание обучающихся (воспитанников).

2. Организация образования является юридическим лицом.

3. Организация образования может быть государственной, муниципальной, частной и иной формы собственности.

Негосударственная организация образования может создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

4. По содержанию реализуемых образовательных программ организация образования может относиться к следующим типам:

а) дошкольная;

б) общеобразовательная (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

в) профессиональная (начального, среднего, высшего или послевузовского профессионального образования);

г) специальная (коррекционная) для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии;

д) дополнительного образования (детей и взрослых);

е) других типов, в том числе и смешанных.

5. Организации образования одного типа могут быть разного вида по уровню и направлениям реализуемых образовательных программ.

6. Деятельность государственной организации образования регламентируется типовым положением, зарегистрированным в установленном порядке, и разрабатываемыми на его основе учредительными документами (уставом организации образования и (или) учредительным договором).

Для негосударственных организаций образования типовые положения об организациях образования выполняют функции примерных.

7. Статус организации образования (тип и вид организации образования, определяемые в соответствии с уровнем и направлением реализуемых ею образовательных программ) устанавливается при ее государственной аккредитации.

8. Организации образования вправе создавать объединения (ассоциации и союзы). Указанные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных организаций образования регулируется действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

9. В части реализации дополнительных образовательных программ права и обязанности организаций дополнительного образования, предусмотренные действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность.

10. В организациях образования, органах управления образованием запрещается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений).

 

Статья 11-1. Устав организации образования

 

1. Устав организации образования – свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности организации образования. Устав утверждается учредителем организации образования.

2. Устав организации образования содержит:

а) перечень реализуемых образовательных программ;

б) порядок приема в организацию образования;

в) порядок организации образовательного процесса (в том числе язык (языки) обучения и воспитания, режим занятий обучающихся, воспитанников);

г) формы текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся и порядок их проведения;

д) порядок предоставления платных, в том числе и образовательных, услуг;

е) порядок оформления отношений организации образования с работниками, обучающимися, воспитанниками и (или) их родителями и иными законными представителями;

ж) иные положения, предусмотренные действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

3. Устав организации образования в части, не урегулированной действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, разрабатывается и принимается организацией образования и утверждается его учредителем.

4. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности организации образования иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений (изменений) в устав организации образования.

5. Локальные акты организации образования не могут противоречить его уставу.

 

Статья 12. Общие требования к содержанию образования

 

1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

а) обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

б) формирование научного мировоззрения, ответственности личности за собственное благосостояние и за состояние общества;

в) укрепление и совершенствование правового государства, формирование доверия между гражданами и государством;

г) динамичное устойчивое развитие общества через обновление системы ценностей.

2. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

3. Содержание образования в конкретной организации образования определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой на основе государственных образовательных программ этой организацией образования самостоятельно.

4. Исполнительный орган государственной власти и управления, в ведении которого находятся вопросы образования, обеспечивает разработку государственных образовательных программ на основе государственных образовательных стандартов.

5. Организация образования при реализации образовательных программ использует организации культуры и спорта, а также, в соответствии со своими уставными целями и задачами, может реализовать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (в том числе и на платной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

 

Статья 13. Общие требования к организации

образовательного процесса

 

1. Образовательный процесс начинается для учащихся общеобразовательных организаций с 7-летнего возраста. Минимальный возраст поступления в первый класс – 6 лет и 6 месяцев (по состоянию на 1 сентября года поступления).

Возраст, с которого допускается прием граждан, и продолжительность их обучения на каждой последующей ступени образования определяются учредительными документами организации образования.

2. Ответственность за оформление ребенка в учебное заведение общего образования возлагается на родителей. Учет детей школьного возраста осуществляется государственной администрацией и органами местного самоуправления. Ответственность за получение детьми основного общего образования возлагается на родителей и организации общего образования.

3. Государственная администрация села (поселка городского типа) организует подвоз детей к учебному заведению общего образования из соседних сел, где такие заведения отсутствуют, а также в пределах данного населенного пункта, если расстояние от места жительства до организации образования превышает 3 км.

4. Для детей из отдаленных сел при сельских или городских организациях общего образования организуются интернаты.

5. Организация образовательного процесса в организации образования регламентируется учебным планом, разрабатываемым учебным заведением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и утверждаемым в установленном порядке. Исполнительный орган государственной власти и управления, в ведении которого находятся вопросы образования, обеспечивает разработку базисного учебного плана и государственных образовательных программ на основе государственных образовательных стандартов.

6. Организация образования самостоятельна в выборе формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

7. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся.

В организациях образования, имеющих государственную аккредитацию, освоение указанных образовательных программ завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся.

Лица, завершающие освоение основных образовательных программ среднего (полного) общего образования в организациях образования, не имеющих государственной аккредитации, а также лица, завершающие освоение указанных образовательных программ в форме экстерната или семейного образования, вправе пройти государственную (итоговую) аттестацию в аккредитованных организациях образования.

Государственная (итоговая) аттестация лиц, завершающих освоение основных образовательных программ среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена
(далее – ЕГЭ) или в иной форме, установленной уполномоченным Правительством Приднестровской Молдавской Республики исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы образования.

7-1. ЕГЭ представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших основные образовательные программы среднего (полного) общего образования с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Сведения, содержащиеся в контрольных измерительных материалах, выносимых на государственную (итоговую) аттестацию, относятся к информации ограниченного доступа. Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов (включая требования к режиму их защиты, порядку и условиям размещения сведений, содержащихся в контрольных измерительных материалах, в сети Интернет) устанавливается нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы образования. Лица, привлекаемые к проведению ЕГЭ, несут ответственность за разглашение содержащихся в контрольных измерительных материалах сведений в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

ЕГЭ проводится исполнительным органом государственной власти и управления, в ведении которого находятся вопросы образования, совместно с местными органами управления образованием.

7-2. Результаты ЕГЭ признаются организациями образования, в которых реализуются основные образовательные программы среднего (полного) общего образования, как результаты государственной (итоговой) аттестации, а организациями, реализующими основные образовательные программы начального, среднего и высшего (бакалавриат и специалитет) профессионального образования, – как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам.

7-3. Лицам, сдавшим ЕГЭ (далее – участники ЕГЭ), выдается свидетельство о результатах ЕГЭ, являющееся документом строгой отчетности. Срок действия указанного свидетельства истекает через 5 лет со дня егополучения.

7-4. Лицам, освоившим основные образовательные программы среднего (полного) общего образования в предыдущие годы, в том числе лицам, у которых срок действия свидетельства о результатах ЕГЭ не истек, предоставляется право сдавать ЕГЭ в последующие годы в период проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся.

7-5. Порядок проведения государственной (итоговой) аттестации в любых формах, порядок подачи и рассмотрения апелляций, форма и порядок выдачи свидетельств о результатах ЕГЭ определяются нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы образования.

7-6. В целях обеспечения соблюдения порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования, гражданам предоставляется право присутствовать в качестве общественных наблюдателей при ее проведении.

Порядок аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей, их права, обязанности и полномочия, а также порядок и условия рассмотрения информации о выявленных ими нарушениях определяются нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы образования.

8. Научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и объективный контроль качества подготовки выпускников, которым по завершении каждого уровня образования выдаются документы государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы образования, и местными государственными органами управления образованием в соответствии с государственными стандартами.

8-1. В целях информационного обеспечения ЕГЭ и приема граждан в организации профессионального образования исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы образования, создается государственная информационная система обеспечения проведения ЕГЭ и приема граждан в организации профессионального образования
(далее – информационная система ЕГЭ и приема граждан в организации профессионального образования).

К сведениям, вносимым в информационную систему ЕГЭ и приема граждан в организации профессионального образования, относятся:

а) данные об участниках (Ф. И. О., организация образования, в которой обучается (обучался) гражданин, предметы, по которым гражданин желает сдавать ЕГЭ, результаты ЕГЭ);

б) примерные контрольные измерительные материалы по предметам ЕГЭ;

в) рекомендуемый перечень учебных и методических пособий для подготовки к ЕГЭ;

г) нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы проведения ЕГЭ;

д) порядок, условия и правила приема в организации профессионального образования.

Условия, сроки и форма предоставлениясведений, вносимых в информационную систему ЕГЭ и приема граждан в организации профессионального образования, порядок использования сведений, обеспечения к ним доступа, срок хранения и порядок обеспечения защиты этих сведений устанавливаются нормативным правовым актом Президента Приднестровской Молдавской Республики.

Исполнительные органы государственной власти, в ведении которых находятся организации образования, а также организации образования осуществляют передачу, обработку и предоставление полученных в связи с проведением ЕГЭ и приема граждан в организации профессионального образования персональных данных обучающихся, участников ЕГЭ, лиц, привлекаемых к его проведению, а также лиц, поступающих в такие организации образования, в соответствии с требованиями законодательства Приднестровской Молдавской Республики в области персональных данных без получения согласия этих лиц на обработку их персональных данных.

8-2. Порядок использования средств связи и электронно-вычислительной техники (в том числе калькуляторов) при проведении ЕГЭ, государственной (итоговой) аттестации обучающихся, олимпиад школьников, вступительных испытаний определяется нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти, в ведении которых находятся организации образования.

9. Дисциплина в организации образования поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся (воспитанников), педагогов. Применение методов физического или психического насилия по отношению к обучающимся (воспитанникам), педагогам не допускается.

10. Родителям (лицам, их заменяющим) несовершеннолетних обучающихся (воспитанников) должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.

 

Статья 14. Общие требования к организации воспитательного

процесса

 

1. Воспитание как специально организованный, управляемый и контролируемый процесс целенаправленного формирования личности является составной частью педагогического процесса учебного заведения и осуществляется в единстве с семьей.

2. Воспитательный процесс направлен на формирование личности, нужной и полезной обществу, и реализуется через:

а) формирование личности с учетом целей ее всестороннего гармоничного развития;

б) формирование нравственных качеств на основе общечеловеческих ценностей;

в) приобщение личности к общечеловеческим ценностям и воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества;

г) развитие позитивных склонностей, способностей и интересов личности.

3. Содержание общего, семейного воспитания подготавливает человека к его роли в жизни как гражданина, работника, семьянина и реализуется методами стимулирования, формирования сознания, организацией деятельности и формированием опыта поведения.

4. Организации образования решают задачи воспитания человека как через специально организованные формы педагогического воздействия, так и путем корректировки стихийного влияния извне.

5. Родители (лица, их заменяющие) несут ответственность за воспитание детей в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

 

Статья 15.Общие требования к приему граждан

в организации образования

 

1. Порядок приема граждан в организацию образования определяется учредителем в соответствии с настоящим Законом и типовым положением об организации образования, утвержденным исполнительным органом государственной власти и управления, в ведении которого находятся вопросы образования, и закрепляется в уставе организации образования.

2. При приеме гражданина в организацию образования последняя обязана ознакомить его и (или) его родителей (лиц, их заменяющих) с уставом организации образования и другими документами, регламентирующими организацию образовательного и воспитательного процесса.

3. Прием в государственные организации общего образования производится по заявлению граждан или их родителей (лиц, их заменяющих), как правило, по месту жительства на общих основаниях.

4. Прием в государственные общеобразовательные организации повышенного уровня обучения (лицеи, гимназии) и организации профессионального образования производится на конкурсной основе по заявлению граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных из них к освоению образовательной программы соответствующего уровня.

5. Обучение в организациях профессионального образования за счет средств государственного бюджета производится по результатам конкурса и на основании подписанного договора об оказании образовательных услуг, определяющего права и обязанности организации профессионального образования, обучаемого лица (его родителей или лиц, их заменяющих), уполномоченных исполнительных органов государственной власти.

Существенными условиями данного договора являются:

а) обязательства организации образования:

1) подготовить обучаемое лицо в соответствии с государственными образовательными стандартами соответствующего уровня профессионального образования;

2) по завершении обучения предпринять меры по трудоустройству обучаемого лица;

б) обязательства уполномоченных исполнительных органов государственной власти:

1) обеспечивать организацию финансирования оказываемых образовательных услуг;

2) совместно с организацией образования предпринять меры по трудоустройству специалиста;

в) обязательство обучаемого лица по завершении обучения отработать по полученной специальности (направлению подготовки) от 1 (одного) до
3 (трех) лет в органах государственной власти или организациях Приднестровской Молдавской Республики по согласованию сторон.

6. Обучение в организациях профессионального образования на договорной основе производится по результатам конкурса и на основании подписанного договора об оказании образовательных услуг, определяющего права и обязанности организации образования и обучаемого лица.

7. Конкурс в организации образования на обучение по основным образовательным программам начального, среднего и высшего профессионального образования (бакалавриат и специалитет) проводится на основании результатов ЕГЭ по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), на которое осуществляется прием, и (или) профильного испытания, если иное не предусмотрено действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

При приеме граждан в организации профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики данные организации вправе проводить дополнительные вступительные испытания по профилирующему (профильному) предмету, а также дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности.

Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме могут проводиться дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, утверждается в порядке, определяемом нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы образования, не позднее 1 февраля текущего года.

 

Статья 16. Учредитель (учредители) организации образования

 

1. Учредителем (учредителями) организации образования (далее – учредитель) могут быть:

а) исполнительный орган государственной власти и управления;

б) государственная администрация, органы местного самоуправления;

в) организации всех организационно-правовых форм и всех форм собственности, в том числе и иностранные;

г) общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Приднестровской Молдавской Республики;

д) граждане Приднестровской Молдавской Республики и иностранные граждане.

Допускается совместное учредительство организаций образования. Изменение состава учредителей действующих государственных организаций образования допускается в случаях, предусмотренных законодательством Приднестровской Молдавской Республики в области образования.

В случае реорганизации государственной администрации и (или) органов местного самоуправления права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам, если иное не предусмотрено в нормативном акте, на основании которого производится реорганизация.

2. Учредителем организаций образования, реализующих профессиональные образовательные программы по подготовке профессиональных военнослужащих и приравненных к ним специалистов, может быть только исполнительный орган государственной власти и управления.

Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением может быть исполнительный орган государственной власти и управления, в ведении которого находятся вопросы образования, и (или) исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, а организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – только исполнительный орган государственной власти и управления, в ведении которого находятся вопросы образования.

3. Отношения между учредителем и организацией образования определяются учредительными документами (договором, заключаемым между ними в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, и (или) уставом).

 

Статья 17. Реализация общеобразовательных программ

 

1. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, т.е. каждая последующая программа базируется на предыдущей.

2. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени образования.

3. Образовательные программы в специальных (коррекционных) организациях образования для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии разрабатываются на базе общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся (воспитанников).

4. Для реализации общеобразовательных программ в сельских школах государственными администрациями сел выделяются учебным заведениям земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Приднестровской Молдавской Республики.

 

Статья 18. Дошкольное образование

 

1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

2. Дошкольное образование является первой ступенью системы воспитания и обучения и реализуется через сеть организаций дошкольного образования различных организационно-правовых форм и форм собственности.

3. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку воспитания детей возраста раннего детства, заботу о детях, страдающих тяжелыми формами заболеваний, о детях с физическими, умственными и психическими отклонениями, а также о детях-сиротах, обеспечивает доступность образовательных услуг в организациях дошкольного образования для всех слоев населения.

4. Органы местного самоуправления обязаны содействовать сохранению существующей сети дошкольных организаций и при необходимости создавать новые в соответствии с социальными потребностями населения, обеспечивая этим организациям финансовую и материально-техническую поддержку.

5. Отношения между дошкольной организацией образования и родителями (лицами, их заменяющими) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

 

Статья 19. Начальное общее, основное общее,

среднее (полное) общее образование

 

1. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

2. Основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация, проводимая по его завершению, являются обязательными для всех граждан Приднестровской Молдавской Республики.

3. По решению органа управления организацией образования за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава организации образования допускается исключение из данной организации образования обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет, по согласованию с органом управления образованием по подведомственности. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лиц, их заменяющих), принимается с согласия органов опеки и попечительства.

Об исключении обучающегося из организации образования последняя обязана в трехдневный срок проинформировать родителей (лиц, их заменяющих) и местный орган управления образованием. Вопросами дальнейшего обучения или трудоустройства исключенного занимаются родители (лица, их заменяющие) и государственная администрация.

4. Организации общего образования по договорам и совместно с иными организациями могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующего разрешения на осуществление указанного вида деятельности. Профессиональная подготовка проводится только с согласия обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих).

 

Статья 20. Реализация профессиональных образовательных программ

 

1. Профессиональные образовательные программы, в том числе для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии и инвалидов, реализуются в организациях профессионального образования, в том числе в специальных (коррекционных) для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии. Организации профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, реализуют указанные образовательные программы соответствующего уровня в целях подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий и специальностей, устанавливаемым исполнительным органом государственной власти и управления, в ведении которого находятся вопросы образования, и уровню образования, установленному настоящим Законом.

2. Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального и среднего профессионального образования с учетом профиля профессионального образования.

3. Профессиональные образовательные программы в обязательном порядке включают прохождение обучающимися производственной и иных практик. Все организации, финансируемые из государственного бюджета, обязаны предоставлять организациям профессионального образования возможность прохождения на их базе любых видов практик в порядке и на условиях, устанавливаемых соответствующим государственным нормативным актом Приднестровской Молдавской Республики. С организациями иных организационно-правовых форм и форм собственности организации образования устанавливают отношения на основе договора.

Статья 21. Профессиональная подготовка

 

1. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением общего образовательного уровня обучающегося.

2. Государство в необходимых случаях создает лицам, не имеющим общего образования, условия для получения ими профессиональной подготовки.

3. Профессиональная подготовка может быть получена в общеобразовательных организациях, в специальных (коррекционных) организациях для обучающихся с отклонениями в развитии или с девиантным поведением, в межшкольных центрах профессиональной подготовки, в учебно-производственных мастерских и (или) учебных участках (цехах) организаций профессионального образования, а также в образовательных подразделениях организаций, обладающих правом осуществления соответствующих видов деятельности, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, имеющих право индивидуальной трудовой деятельности, прошедших аттестацию.

 

Статья 22. Начальное профессиональное образование

 

1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования.

2. По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании.

3. Начальное профессиональное образование может быть получено в организациях начального профессионального образования либо в организациях среднего и высшего профессионального образования в качестве его первой ступени.

4. В организациях начального профессионального образования возможно получение обучающимся среднего (полного) общего образования.

 

Статья 23. Среднее профессиональное образование

 

1. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена для обеспечения технологической культуры производства, административно-технической поддержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального сервиса, удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего образования или профессионального образования.

2. Граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

3. Среднее профессиональное образование может быть получено в организациях среднего профессионального образования либо в организациях высшего профессионального образования в качестве его первой ступени.

4. Организация среднего профессионального образования может реализовать образовательные программы начального профессионального образования, а также образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня и профессиональные образовательные программы повышенного уровня при наличии соответствующего разрешения на осуществление данного вида деятельности.

Статья 24. Высшее профессиональное образование

 

1. Целями высшего профессионального образования, реализуемого по основным образовательным программам, является подготовка специалистов соответствующего уровня, а также удовлетворение потребностей личности в профессиональном самоопределении.

2. В Приднестровской Молдавской Республике устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования:

а) первый уровень – подготовка бакалавров (бакалавриат);

б) второй уровень – подготовка специалистов (специалитет) и магистров (магистратура).

3. Высшее профессиональное образование может быть получено на базе среднего (полного) общего образования, начального или среднего профессионального образования.

4. Организации высшего профессионального образования могут реализовать образовательные программы общего образования, начального и среднего профессионального образования при наличии разрешения на осуществление образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам.

Статья 25. Послевузовское профессиональное образование

 

1. Целями послевузовского профессионального образования, реализуемого по основным образовательным программам, является обогащение знаний и умений гражданина с высшим профессиональным образованием в различных видах научной и образовательной деятельности, ориентированное на его профессиональное и личностное развитие.

2. В Приднестровской Молдавской Республике устанавливаются следующие уровни послевузовского профессионального образования:

а) первый уровень – подготовка кандидатов наук (аспирантура (адъюнктура));

б) второй уровень – подготовка докторов наук (докторантура).

3. Получение послевузовского профессионального образования возможно при наличии высшего профессионального образования второго уровня.

4. Порядок приема обучающихся на уровни послевузовского профессионального образования определяется действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

 

Статья 26. Дополнительное образование

 

1. Под дополнительным образованием понимается процесс реализации дополнительных общеобразовательных и профессиональных образовательных программ.

Реализация дополнительных общеобразовательных программ осуществляется в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является повышение квалификации лиц, обладающих профессиональным образованием.

2. Дополнительные образовательные программы относятся к образовательным программам различной направленности и реализуются:

а) в организациях общего образования и в организациях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

б) в организациях дополнительного образования (в организациях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, спортивных, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, натуралистов и в иных организациях, имеющих соответствующее разрешение на осуществление данного вида деятельности);

в) посредством индивидуальной педагогической деятельности.

 

Статья 27. Документы об образовании

 

1. Организация образования, имеющая государственную аккредитацию и реализующая общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдает лицам, прошедшим итоговую государственную аттестацию, документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверенный гербовой печатью данной организации.

Государственные образцы документов Приднестровской Молдавской Республики об образовании соответствующего уровня утверждаются Президентом Приднестровской Молдавской Республики.

2. Организация образования, не имеющая государственной аккредитации, выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документ об образовании и (или) квалификации в соответствии со специальным разрешением на осуществление соответствующих видов деятельности, заверенный печатью данной организации. Форма документа определяется самой организацией образования.

3. Гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование и прошедшим итоговую государственную аттестацию, присваивается ученая степень.

4. Наличие документа государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в организации последующего уровня образования.

5. Квалификации (степени), указанные в документах о профессиональном образовании, дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему уровню образования.

6. Лицам, не освоившим основные образовательные программы направления подготовки или специальности высшего профессионального образования, выдается по их письменному заявлению академическая справка установленного образца. Академическая справка является документом строгой отчетности, дающим право на завершение подготовки по основным образовательным программам соответствующего направления подготовки или специальности высшего профессионального образования.

Лицам, не завершившим обучение по основным образовательным программам направления подготовки или специальности высшего профессионального образования, но прошедшим промежуточную аттестацию (не менее чем за 3 (три) года обучения), может выдаваться по их письменному заявлению документ установленного образца о незаконченном высшем профессиональном образовании.

Документ о незаконченном высшем профессиональном образовании является документом строгой отчетности, дающим право на ведение профессиональной деятельности, в том числе педагогической.

Лица, не прошедшие государственную (итоговую) аттестацию или получившие на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторно, не ранее чем через год, государственную (итоговую) аттестацию.

7. Обеспечение организаций образования, имеющих государственную аккредитацию, бланками документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом уполномоченного Правительством Приднестровской Молдавской Республики исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы образования.

Возмещение расходов по изготовлению бланков документов государственного образца об образовании и (или) о квалификации осуществляется учредителем организации образования.

Статью 27 дополнить пунктом 8, вступает в силу с 1 января
2013 года Закон № 56-ЗИД-V от 28.04.12г. САЗ (12-18)

8. Сведения о выданных документах государственного образца об образовании и ученых званиях вносятся в Реестр документов государственного образца об образовании и ученых званиях (далее – Реестр).

Порядок формирования и ведения указанного Реестра, порядок предоставления доступа к содержащимся в нем сведениям, назначение ответственного за ведение Реестра исполнительного органа государственной власти – устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Приднестровской Молдавской Республики.

Организации образования, осуществляющие выдачу документов государственного образца об образовании и ученых званиях, представляют сведения о них в уполномоченный Правительством Приднестровской Молдавской Республики исполнительный орган государственной власти – для внесения в Реестр документов государственного образца об образовании и ученых званиях.

 

Статья 27-1. Подтверждение подлинности (верификация) документов

государственного образца об образовании, об ученых

степенях и ученых званиях. Признание и установление

эквивалентности документов иностранных государств об

образовании, об ученых степенях и ученых званиях

 

1. Подтверждение подлинности (верификация) документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, а также признание документов иностранных государств об образовании, об ученых степенях и ученых званиях осуществляются в соответствии с нормативным правовым актом Президента Приднестровской Молдавской Республики, по заявлениям граждан, поданным в письменной форме.

Порядок подтверждения подлинности (верификация) документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях; признания и установления эквивалентности в Приднестровской Молдавской Республике документов иностранных государств об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, в том числе проведения экспертизы таких документов; а также установление формы соответствующих свидетельств осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы образования, по заявлениям граждан, поданным в письменной форме.

2. Под признанием документов иностранных государств об образовании, об ученых степенях и ученых званиях в настоящем Законе понимается согласие соответствующих органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики на наличие законной силы этих документов на территории Приднестровской Молдавской Республики.

3. Установление эквивалентности документов иностранных государств об образовании, об ученых степенях и ученых званиях в Приднестровской Молдавской Республике в настоящем Законе означает предоставление обладателям указанных документов тех же академических и (или) профессиональных прав, что и обладателям документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.

Признание и установление эквивалентности документов иностранных государств об образовании, об ученых степенях и ученых званиях не освобождают обладателей указанных документов от соблюдения установленных нормативными правовыми актами общих требований приема в организации образования или на работу.

4. Затраты на проведение экспертизы в целях подтверждения подлинности документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, а также в целях признания и установления эквивалентности в Приднестровской Молдавской Республике документов иностранных государств об образовании, об ученых степенях и ученых званиях; на выдачу свидетельства о признании и (или) об установлении эквивалентности в Приднестровской Молдавской Республике документа иностранного государства об образовании, об ученых степенях и ученых званиях; на выдачу дубликата указанного свидетельства – в полном размере оплачиваются заявителем в порядке и в размерах, установленных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

5. На территории Приднестровской Молдавской Республики признаются и не подлежат нострификации документы об образовании, выданные организациями образования СССР.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.