От элементарного набора вопросов, загадок, шарад, головоломок психологический тест отличается тем, что представляет собой совокупность утверждений, высказываний или заданий, отобранных научными методами с целью получения информации об интересующем исследователя феномене. В настоящее время тестовый метод — один из основных в психологии. Его используют для решения как диа-гностико-прогностических, так и научно-исследовательских задач. Тестология реализуется многими типами и видами конкретных методик, относящихся к классу выверенных и стандартизованных измерений в области психических явлений. Такие методики высокоинформативны, достоверны, дифференцированы, точны и надежны за счет включения в качестве интегрального компонента специально разрабатываемого в каждом отдельном случае математико-статис-тического аппарата. Математическая статистика в тестологии опосредует, с одной стороны, систему оценивания результатов испытания, с другой — критериальную спецификацию норм и прогнозов. Из-за повышенной структурной сложности тестовых методов их разработка оправдана лишь при условии достаточно широкого, многократного использования. Иными словами, такие методики создаются, как правило, в расчете на длительную перспективу, а наиболее эффективные тесты являются постоянным инструментарием психодиагностики и психологической науки в целом.
Однако тестовый метод в психологии до сих пор остается проблематичным, хотя и используется повсеместно. Дело в том, что получение подлинной информации о психических явлениях сопряжено со значительными трудностями. Например, в современной научной ли-
тературе упоминается и используется несколько десятков проверенных тестов для измерения интеллекта, хотя все они, примененные к одному и тому же человеку, дают разные количественные и качественные значения. Проблема не в том, что существует столько интеллектов, сколько разработано методик их измерения, а в том, что один и тот же интеллект определяется разными характеристиками. Электричество, например, можно измерять силой тока, напряжением, мощностью и т. п., и каждый раз будут получаться разные количественные показатели одного и того же явления. В психологии все гораздо сложнее — здесь нет заранее выделенного объекта и общепринятой единицы измерения, соответственно и более труден путь к достижению успехов, которыми, например, характеризуется современная физика.
В психологическом исследовании отсутствует возможность прямой оценки интеллектуальных, как, впрочем, и всех иных психических явлений. Во-первых, необходимо определить (применительно к рассматриваемому примеру), что такое интеллект, отграничить это понятие от других, а во-вторых, оговорить единицы его измерения. Если даже удастся решить эти задачи, то, строго говоря, все равно оцениваться будет не интеллект как таковой, а признаки его проявления. Разумеется, исследователь при этом будет исходить из предположения, что чем в большей степени проявляются признаки, тем выше измеряемые интеллектуальные способности.
Подобные измерения не выявляют непосредственно природу исследуемых явлений, не вскрывают внутренних механизмов протекания психических процессов, не опираются на строго детерминированные теории и концепции, хотя в известной мере систематизируют, конкретизируют и моделируют изучаемую область. Психологические тесты являются инструментом именно такого, т. е. феноменологического, подхода к исследованию психики и они не могут — по сути и при однократном использовании — давать информацию о психических процессах, происходящих, образно говоря, в "черном ящике". Тем не менее, необходимость такого инструмента в психологии вряд ли может вызвать сомнение, и на вопрос о том, является ли отмеченная особенность тестов недостатком, ответ может быть только один: это не недостаток, а скорее, ограничение на метод, на практику применения и на возможности вывода. Именно поэтому возрастает роль теоретической подготовки пользователя тестов, психодиагноста. Используя общепсихологические научные знания и ориентиру-
ясь на полученную в тесте схему, можно аналитически проникать в тайны "черного ящика" — психики отдельного человека или группы людей, подвергающихся диагностике.
2.2. ХАРАКТЕРИСТИКА
ТЕОРИИ ТЕСТОЛОГИИ
Научной теории тестологии нет. Тестология складывалась эмпирически, экспериментально. Между тем тест уверенно вошел в научно-практический обиход психологии. Однако всякий научный метод должен, помимо прочего, получить оценку в свете общих критериев научности, как они формулируются в современных публикациях по методологии научного исследования. Если под этим углом зрения рассмотреть основные методы психологии, то можно сделать вывод о том, что на общем фоне тестовый метод выглядит достаточно убедительным. Информация, получаемая с помощью хорошо составленного теста, обладает признаками воспроизводимости(это качество проверяется по специальному критерию надежности), выводимости(первичные и тем более производные тестовые оценки получают путем логических выводов, обеспечивающих неочевидные следствия из принимаемых допущений), проверяемости(для проверки валидно-сти и прогностической ценности в тестологии разработаны специальные процедуры), возможностями для предсказанийи обобщений(оба признака являются для тестовых методов стержневыми), математического выраженияполучаемых результатов (признак необходимо специфический для тестов), практической полезности(психодиагностическая функция имеет ярко выраженную практическую направленность), критичности. Вкачестве определяющих в перспективах развития тестологии специалисты усматривают ее широкие возможности общедиагностического или даже общеметрического значения. Однако какие бы перспективы усовершенствования тестового метода не открывались в будущем, его возможности исторически ограничены и из-за методологической неразработанности носят относительный характер. Поэтому отношение к тестам должно быть взвешенным: с одной стороны, сосредоточить внимание на максимально полном и грамотном их использовании в сферах, где они уже сегодня приносят несомненную пользу, а с другой стороны, разви-
вать методологические и методические исследования, направленные на их совершенствование.
Следует отметить, что психологи западных стран, являясь лидерами в разработке тестов, недостаточно внимания уделяют тесто-логическим концепциям психолого-методологического плана. Для тестологических концепций, распространенных в странах Западной Европы и Американского континента, характерно отрицание обязательности какого бы то ни было раскрытия сущности того психологического свойства, ради которого разрабатывается тест. В наибольшей степени это присуще известному психологу Л. Термену, пытавшемуся обосновать "слепое" тестирование умственных способностей аналогией с применением электричества. Он утверждал, что хотя природа электричества по-настоящему не раскрыта, тем не менее, оно не только успешно измеряется, но и широко используется в практических целях [81]. Возможно, именно поэтому, по мнению Ли Кронбаха, практически используемые сегодня тесты несущественно отличаются от тестов 20-х годов [74]. Современные тесты отличаются от тестов более ранних поколений так же, как автомобили 70-х годов от автомобилей 20-х: они мощнее, элегантнее, но работают на тех же принципах, что и ранее [21].
Разработка теоретической модели психического свойства и конструирование соответствующего теста выступают как две органически взаимосвязанные стороны единого процесса, как содержательно-нерасторжимая двусторонняя связь исследования и диагностики [54]. Это справедливо и в отношении развития общепсихологической теории. В этой связи достаточно указать на роль, которую сыграло применение тестов в разработке теории общих и специальных способностей еще на заре тестологии. Как отмечал в свое время С. Г. Геллер-штейн, появление в психологии тестового метода оказалось "чрезвычайно плодотворным и для теоретической психологии" [20, с. 8]. По-видимому, тесная взаимосвязь теоретического знания о психических свойствах человека и тестовых методов, используемых для их диагностики, будет в перспективе определять развитие как общей, так и прикладной психологии. Опыт применения известных диагностик не только не отрицает, а напротив, служит подтверждением сказанному и, кроме того, подчеркивает принцип дифференциации.
В диагностике психических свойств личности с помощью так называемых тестов "общего интеллекта" (Бине, Векслер, Айзенк и др.) нетрудно обнаружить общие черты или признаки сходства: испытуе-
мым предлагаются более или менее систематизированные наборы различных умственных заданий (перцептивных, мыслительных, има-жинативных), по результатам выполнения которых выставляется совокупная оценка, мало или вовсе не отражающая соответствующие внутрииндивидуальные различия и, следовательно, имеющая незначительную диагностическую ценность. По-иному решается вопрос в так называемых тестах личности (Роршаха, ТАТ, MMPI). Предмет в этих тестах, хотя и захватывает широкий спектр личностных проявлений, тем не менее, носит достаточно дифференцированный характер: диагностическая информация представляет собой систематизированный набор отдельных параметров, шкал и т. п., а также отношений между ними, что и определяет диагностическую полезность тестов этого класса. Методика дифференцирует не только интериндивидуальные, но и интраиндивидуальные различия. Чем выше степень дифференциации предмета теста, тем, при прочих равных условиях, больше его научная ценность. Отсюда следует, что предпосылкой теоретической обоснованности того или иного тестового метода должен стать выбор в качестве ее предмета определенного психического свойства [22].
Указанный принцип общепсихологического и дифференциально-психологического определения изучаемых свойств исходно закладывается в предмет конструируемых тестов, хотя в большинстве современных тестов он носит не теоретический, а ярко выраженный эмпирический характер. В основе обоснований большинства тестов лежит достаточно высокая корреляционная зависимость изучаемых явлений от статистических распределений большой выборки людей — носителей соответствующих психических свойств. Именно из этого исходят конструкторы психодиагностических тестов, и на это должны ориентироваться их пользователи.
2.3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТЕСТАМ
Психологический тест может быть охарактеризован как эффективный при условии, что он удовлетворяет определенным требованиям. Следует помнить, что все требования, предъявляемые к тестовой диагностике, не случайны, а направлены на повышение точности измерений. Как можно более точные измерения — обязательное
условие научности, в том числе и в психологии. Прогресс естественных наук всегда зависел от эффективности применяемых измерений. Психология не является исключением из этого правила, поэтому ее измерительный инструментарий должен соответствовать как минимум трем критериям: валидности, надежностии достоверности.Выполнение каждого из этих требований способствует повышению эффективности психометрии. Понимание этого — важное условие не только для разработчиков тестов, но и для пользователей, применяющих их в диагностике.
2.3.1. Валидность тестов
Валидностьв наиболее общем значении — это степень соответствия между тем, что приписывается тесту, и тем, что этот тест фактически измеряет. Иными словами, тест называется валидным, если измеряет то, для измерения чего предназначен. Однако такое определение недостаточно разъясняет значение валидности. В этом случае возникает новый вопрос: как узнать, что тест измеряет именно то, для чего предназначен? Существует множество различных способов доказательства валидности тестов и каждый из них соответствует разным аспектам этого значения. Соответственно и понятие валидности представлено разными типами: валидность внешняяи внутренняя, конструктная, конвергентнаяи дискриминантная, практическаяи прогностическая.Выделяют также такие типы валидности, как ин-крементная, дифференциальная [16]и др. Остановимся на некоторых из перечисленных типов, сделав предварительные замечания и уточнения.
Известный ученый Ю. 3. Гильбух предложил классификационную схему [21], которая охватывает основные типы валидности психологических тестов, а также родственные характеристики. Хотя эта схема не является универсальной классификацией, ее все же можно использовать с некоторыми уточнениями и дополнениями (табл. 1).
При обсуждении схемы Ю. 3. Гильбуха будем вносить поправки на прошедшее (более 20 лет) время, однако принципы ученый использовал верно, они оказались устойчивыми — критерии внешней и внутренней, эмпирической и теоретической валидности, как и ее прогностической ориентации, остались. В основу рассматриваемой схемы был положен принцип отнесения каждого из известных типов валидности к двум формам, которые характеризуют валидность с