Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕСТОВОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ



2.1. ТЕСТОЛОГИЯ

И ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

От элементарного набора вопросов, загадок, шарад, головоломок психологический тест отличается тем, что представляет собой сово­купность утверждений, высказываний или заданий, отобранных на­учными методами с целью получения информации об интересующем исследователя феномене. В настоящее время тестовый метод — один из основных в психологии. Его используют для решения как диа-гностико-прогностических, так и научно-исследовательских задач. Тестология реализуется многими типами и видами конкретных ме­тодик, относящихся к классу выверенных и стандартизованных из­мерений в области психических явлений. Такие методики высокоин­формативны, достоверны, дифференцированы, точны и надежны за счет включения в качестве интегрального компонента специально разрабатываемого в каждом отдельном случае математико-статис-тического аппарата. Математическая статистика в тестологии опо­средует, с одной стороны, систему оценивания результатов испыта­ния, с другой — критериальную спецификацию норм и прогнозов. Из-за повышенной структурной сложности тестовых методов их раз­работка оправдана лишь при условии достаточно широкого, много­кратного использования. Иными словами, такие методики создают­ся, как правило, в расчете на длительную перспективу, а наиболее эффективные тесты являются постоянным инструментарием психо­диагностики и психологической науки в целом.

Однако тестовый метод в психологии до сих пор остается пробле­матичным, хотя и используется повсеместно. Дело в том, что получе­ние подлинной информации о психических явлениях сопряжено со значительными трудностями. Например, в современной научной ли-


тературе упоминается и используется несколько десятков проверен­ных тестов для измерения интеллекта, хотя все они, примененные к одному и тому же человеку, дают разные количественные и каче­ственные значения. Проблема не в том, что существует столько ин­теллектов, сколько разработано методик их измерения, а в том, что один и тот же интеллект определяется разными характеристиками. Электричество, например, можно измерять силой тока, напряжени­ем, мощностью и т. п., и каждый раз будут получаться разные коли­чественные показатели одного и того же явления. В психологии все гораздо сложнее — здесь нет заранее выделенного объекта и обще­принятой единицы измерения, соответственно и более труден путь к достижению успехов, которыми, например, характеризуется совре­менная физика.

В психологическом исследовании отсутствует возможность пря­мой оценки интеллектуальных, как, впрочем, и всех иных психичес­ких явлений. Во-первых, необходимо определить (применительно к рассматриваемому примеру), что такое интеллект, отграничить это понятие от других, а во-вторых, оговорить единицы его измерения. Если даже удастся решить эти задачи, то, строго говоря, все равно оцениваться будет не интеллект как таковой, а признаки его прояв­ления. Разумеется, исследователь при этом будет исходить из пред­положения, что чем в большей степени проявляются признаки, тем выше измеряемые интеллектуальные способности.

Подобные измерения не выявляют непосредственно природу ис­следуемых явлений, не вскрывают внутренних механизмов протека­ния психических процессов, не опираются на строго детерминиро­ванные теории и концепции, хотя в известной мере систематизируют, конкретизируют и моделируют изучаемую область. Психологичес­кие тесты являются инструментом именно такого, т. е. феноменоло­гического, подхода к исследованию психики и они не могут — по сути и при однократном использовании — давать информацию о психи­ческих процессах, происходящих, образно говоря, в "черном ящи­ке". Тем не менее, необходимость такого инструмента в психологии вряд ли может вызвать сомнение, и на вопрос о том, является ли от­меченная особенность тестов недостатком, ответ может быть только один: это не недостаток, а скорее, ограничение на метод, на практику применения и на возможности вывода. Именно поэтому возрастает роль теоретической подготовки пользователя тестов, психодиагнос­та. Используя общепсихологические научные знания и ориентиру-


ясь на полученную в тесте схему, можно аналитически проникать в тайны "черного ящика" — психики отдельного человека или группы людей, подвергающихся диагностике.

2.2. ХАРАКТЕРИСТИКА

ТЕОРИИ ТЕСТОЛОГИИ

Научной теории тестологии нет. Тестология складывалась эмпи­рически, экспериментально. Между тем тест уверенно вошел в науч­но-практический обиход психологии. Однако всякий научный метод должен, помимо прочего, получить оценку в свете общих критериев научности, как они формулируются в современных публикациях по методологии научного исследования. Если под этим углом зрения рассмотреть основные методы психологии, то можно сделать вывод о том, что на общем фоне тестовый метод выглядит достаточно убе­дительным. Информация, получаемая с помощью хорошо составлен­ного теста, обладает признаками воспроизводимости(это качество проверяется по специальному критерию надежности), выводимости(первичные и тем более производные тестовые оценки получают пу­тем логических выводов, обеспечивающих неочевидные следствия из принимаемых допущений), проверяемости(для проверки валидно-сти и прогностической ценности в тестологии разработаны специ­альные процедуры), возможностями для предсказанийи обобщений(оба признака являются для тестовых методов стержневыми), ма­тематического выраженияполучаемых результатов (признак необ­ходимо специфический для тестов), практической полезности(пси­ходиагностическая функция имеет ярко выраженную практическую направленность), критичности. Вкачестве определяющих в перс­пективах развития тестологии специалисты усматривают ее широкие возможности общедиагностического или даже общеметрического значения. Однако какие бы перспективы усовершенствования тесто­вого метода не открывались в будущем, его возможности историчес­ки ограничены и из-за методологической неразработанности носят относительный характер. Поэтому отношение к тестам должно быть взвешенным: с одной стороны, сосредоточить внимание на макси­мально полном и грамотном их использовании в сферах, где они уже сегодня приносят несомненную пользу, а с другой стороны, разви-


вать методологические и методические исследования, направленные на их совершенствование.

Следует отметить, что психологи западных стран, являясь лиде­рами в разработке тестов, недостаточно внимания уделяют тесто-логическим концепциям психолого-методологического плана. Для тестологических концепций, распространенных в странах Западной Европы и Американского континента, характерно отрицание обяза­тельности какого бы то ни было раскрытия сущности того психоло­гического свойства, ради которого разрабатывается тест. В наиболь­шей степени это присуще известному психологу Л. Термену, пытав­шемуся обосновать "слепое" тестирование умственных способностей аналогией с применением электричества. Он утверждал, что хотя при­рода электричества по-настоящему не раскрыта, тем не менее, оно не только успешно измеряется, но и широко используется в практичес­ких целях [81]. Возможно, именно поэтому, по мнению Ли Кронбаха, практически используемые сегодня тесты несущественно отличают­ся от тестов 20-х годов [74]. Современные тесты отличаются от тес­тов более ранних поколений так же, как автомобили 70-х годов от автомобилей 20-х: они мощнее, элегантнее, но работают на тех же принципах, что и ранее [21].

Разработка теоретической модели психического свойства и кон­струирование соответствующего теста выступают как две органиче­ски взаимосвязанные стороны единого процесса, как содержательно-нерасторжимая двусторонняя связь исследования и диагностики [54]. Это справедливо и в отношении развития общепсихологической те­ории. В этой связи достаточно указать на роль, которую сыграло при­менение тестов в разработке теории общих и специальных способно­стей еще на заре тестологии. Как отмечал в свое время С. Г. Геллер-штейн, появление в психологии тестового метода оказалось "чрез­вычайно плодотворным и для теоретической психологии" [20, с. 8]. По-видимому, тесная взаимосвязь теоретического знания о психичес­ких свойствах человека и тестовых методов, используемых для их диагностики, будет в перспективе определять развитие как общей, так и прикладной психологии. Опыт применения известных диагно­стик не только не отрицает, а напротив, служит подтверждением ска­занному и, кроме того, подчеркивает принцип дифференциации.

В диагностике психических свойств личности с помощью так на­зываемых тестов "общего интеллекта" (Бине, Векслер, Айзенк и др.) нетрудно обнаружить общие черты или признаки сходства: испытуе-


мым предлагаются более или менее систематизированные наборы различных умственных заданий (перцептивных, мыслительных, има-жинативных), по результатам выполнения которых выставляется со­вокупная оценка, мало или вовсе не отражающая соответствующие внутрииндивидуальные различия и, следовательно, имеющая незна­чительную диагностическую ценность. По-иному решается вопрос в так называемых тестах личности (Роршаха, ТАТ, MMPI). Предмет в этих тестах, хотя и захватывает широкий спектр личностных прояв­лений, тем не менее, носит достаточно дифференцированный харак­тер: диагностическая информация представляет собой систематизи­рованный набор отдельных параметров, шкал и т. п., а также отно­шений между ними, что и определяет диагностическую полезность тестов этого класса. Методика дифференцирует не только интерин­дивидуальные, но и интраиндивидуальные различия. Чем выше сте­пень дифференциации предмета теста, тем, при прочих равных усло­виях, больше его научная ценность. Отсюда следует, что предпосыл­кой теоретической обоснованности того или иного тестового метода должен стать выбор в качестве ее предмета определенного психичес­кого свойства [22].

Указанный принцип общепсихологического и дифференциально-психологического определения изучаемых свойств исходно заклады­вается в предмет конструируемых тестов, хотя в большинстве совре­менных тестов он носит не теоретический, а ярко выраженный эмпи­рический характер. В основе обоснований большинства тестов лежит достаточно высокая корреляционная зависимость изучаемых явле­ний от статистических распределений большой выборки людей — носителей соответствующих психических свойств. Именно из этого исходят конструкторы психодиагностических тестов, и на это долж­ны ориентироваться их пользователи.

2.3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТЕСТАМ

Психологический тест может быть охарактеризован как эффек­тивный при условии, что он удовлетворяет определенным требова­ниям. Следует помнить, что все требования, предъявляемые к тесто­вой диагностике, не случайны, а направлены на повышение точнос­ти измерений. Как можно более точные измерения — обязательное


условие научности, в том числе и в психологии. Прогресс естествен­ных наук всегда зависел от эффективности применяемых измерений. Психология не является исключением из этого правила, поэтому ее измерительный инструментарий должен соответствовать как мини­мум трем критериям: валидности, надежностии достоверности.Вы­полнение каждого из этих требований способствует повышению эф­фективности психометрии. Понимание этого — важное условие не только для разработчиков тестов, но и для пользователей, применя­ющих их в диагностике.

2.3.1. Валидность тестов

Валидностьв наиболее общем значении — это степень соответ­ствия между тем, что приписывается тесту, и тем, что этот тест фак­тически измеряет. Иными словами, тест называется валидным, если измеряет то, для измерения чего предназначен. Однако такое опре­деление недостаточно разъясняет значение валидности. В этом слу­чае возникает новый вопрос: как узнать, что тест измеряет именно то, для чего предназначен? Существует множество различных спосо­бов доказательства валидности тестов и каждый из них соответству­ет разным аспектам этого значения. Соответственно и понятие валид­ности представлено разными типами: валидность внешняяи внутрен­няя, конструктная, конвергентнаяи дискриминантная, практическаяи прогностическая.Выделяют также такие типы валидности, как ин-крементная, дифференциальная [16]и др. Остановимся на некоторых из перечисленных типов, сделав предварительные замечания и уточ­нения.

Известный ученый Ю. 3. Гильбух предложил классификационную схему [21], которая охватывает основные типы валидности психоло­гических тестов, а также родственные характеристики. Хотя эта схе­ма не является универсальной классификацией, ее все же можно ис­пользовать с некоторыми уточнениями и дополнениями (табл. 1).

При обсуждении схемы Ю. 3. Гильбуха будем вносить поправки на прошедшее (более 20 лет) время, однако принципы ученый ис­пользовал верно, они оказались устойчивыми — критерии внешней и внутренней, эмпирической и теоретической валидности, как и ее прогностической ориентации, остались. В основу рассматриваемой схемы был положен принцип отнесения каждого из известных типов валидности к двум формам, которые характеризуют валидность с


Таблица 1

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.