С45 Психологическая диагностика: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. —К.: МАУП, 2001. — 152 с: ил. — Библиогр.: с. 146-150.
ISBN 966-608-122-9
В учебном пособии рассматриваются актуальные проблемы современной психодиагностики, ее теоретические положения, касающиеся общей теории те-стологии, содержательной характеристики психологических методов исследования, принципов их структурно-логического строения и условий применения при диагностическом обследовании.
Для студентов психолого-педагогического, социологического, управленческого профиля подготовки, аспирантов и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации в сфере образования и воспитания, менеджмента, управления персоналом, а также специалистов-практиков.
5.1.1. Определение оптимального количества наблюдений
в выборочных психодиагностических исследованиях........... 106
5.1.2. Сопоставление показателей двух статистических выборок. 107
5.1.3. Оптимальное количество наблюдаемых случаев, необходимое для сравнения двух показателей относительной доли.......................................................................... 108
5.2. Вариационный анализ психодиагностического
исследования................................................................................................ ПО
5.2.1. Средняя арифметическая величина............................................. 111
5.2.2. Меры изменчивости. Дисперсия и среднеквадратическое отклонение. Ошибка среднего значения..................................... 113
Глава 6. Интерпретация материалов психодиагностических обследований
6.1. Интерпретация и проблема оценивания в психодиагностике ...... 117
6.2. Проблема полимодальности и многомерности психики
в психодиагностической практике ........................................................ 122
6.3. Проблема норм и нормативов измеряемых явлений психики........ 125
6.4. Вероятностное прогнозирование и психологический диагноз ..... 130
Программированный опрос к экзамену по психодиагностике.............. 136
Список использованной и рекомендуемой литературы.......................................... 146
ПРЕДИСЛОВИЕ
В наше время писать о психологической диагностике (психодиагностике) непросто. Во-первых, в этой области уже существует обширная, разная по содержанию и профессиональному уровню литература, а во-вторых, — это дисциплина, которая не претендует на собственную научно-теоретическую парадигму. Как следствие, в психодиагностике много хаотичного и неопределенного. Однако без изучения психодиагностики в специальном образовании не может быть психолога. В эту сферу стремятся проникнуть "смежники" и любители, поэтому здесь нужно наводить порядок, хотя это не означает, что на психодиагностику следует наложить табу: "только для психологов". От того, что в практической психологии будут работать врачи и педагоги, инженеры и маркетологи, менеджеры и экономисты, психология только выиграет, но лишь в том случае, если они будут работать компетентно, психологически грамотно.
Автор настоящего пособия более 20 лет проработал в разных областях психологической практики — в клинике и спорте, в юридической психологии и психологии труда, в социальной психологии и психологии предпринимательства, в сфере образования и управления. На основании своего опыта подготовки практических психологов и взаимодействия с ними во время консультаций и диагностических процедур автор четко представляет, какие звенья психодиагностического знания упущены, где образуются слабые звенья, в чем требуется системная поддержка.
Охватить все проблемы и пробелы основ психодиагностики в небольшом по объему учебном пособии, разумеется, невозможно, но автор попытался осветить главное, в частности теорию. В пособии приведены понятия о профессиональных и любительских тестах, о теории в тестологии, о категоризации психодиагностических методик. Достаточно подробно описаны требования, предъявляемые к психологическим тестам: валидность, достоверность и надежность. Обсуждены конструктивные особенности, измерительные системы психометрии, а также переменные, влияющие на материалы психологического тестирования, в том числе исходящие от них артефакты и приемы снижения их воздействия на конечные результаты диагностики. По мнению автора, это анатомия и морфология психодиагно-
стики, без знания которых нельзя приступать к работе над каким бы то ни было психодиагностическим тестом. Если существуют общие правила игры, их нужно придерживаться всем, кто вступает в игру. Так и в психодиагностике — есть общие правила и требования, которые следует соблюдать.
Особое место в психодиагностике занимает конечный результат, который зависит от того, насколько диагност владеет методами математической обработки полученных данных. Общеизвестно, что аппарат математической статистики способствует повышению объективности измерений, поскольку формулируемые суждения и выводы, основанные на расчетах, становятся менее зависимыми от личности исследователя. Однако далеко не все психологи, даже те, кто прошел курсы переподготовки или иные неуниверситетские формы краткосрочной профессиональной подготовки, владеют этими методами и пользуются ими в достаточной мере.
Автор счел необходимым представить начинающим психологам если не фундаментальные знания по вероятностной математической статистике, то хотя бы элементарные ее понятия и примеры в образцах расчетов. Рассмотрены также вопросы интерпретации материалов психодиагностических исследований и проблема оценивания в психодиагностике.
За помощь в подготовке учебного пособия к изданию автор благодарен методистам лаборатории психологических исследований Черниговского областного института повышения квалификации и переподготовки работников просвещения И. А. Вошкиной (зав. лабораторией), О. В. Марченко, Л. А. Лядовской, Е. И. Петрусевич. Автор глубоко признателен декану факультета переподготовки, кандидату психологических наук В. Я. Подороге и директору указанного института, кандидату философских наук В. И. Скрипке за содействие и поддержку в работе над пособием, за конструктивные советы.
Настоящее пособие будет полезным не только для студентов вузов, где преподается психология, но и для всех, кому по роду деятельности приходится работать с людьми.
[ ГЛАВА 1 ) ОСНОВЫ
СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
1.1. ПРЕДМЕТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ, ЕЕ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Развитие психологической науки в нашей стране и за рубежом сопровождается значительным повышением интереса к проблемам психодиагностики. Цельсовременной психодиагностики— фиксировать в упорядоченном виде различия между людьми и группами людей. Ее задачей в наиболее общем виде является установление индивидуальной степени выраженности психических свойств и их интраинди-видуальных взаимосвязей.
Предмет психодиагностикинередко ограничивают набором различных диагностических методов, посредством которых выявляется психическое своеобразие человека. Иногда к психодиагностике относят еще и статистические измерения динамики изменения психического статуса под влиянием тех или иных обстоятельств. При этом упускают из виду, что характер полученной информации и интерпретация ее в психодиагностическом измерении в значительной степени зависят от общей теории личности, которую использует предмет психодиагностики.
Психическое в предмете психодиагностики обнаруживается в различных формах и проявлениях, однако диагностически релевантным оно становится лишь будучи включенным в систему конкретных отношений:
• интраиндивидуальных связей, когда диагностические данные отражают взаимосвязь и взаимоотношения психических свойств человека как целостной функциональной системы, це лостной личности;
• интериндивидуальных вариаций, когда диагностические данные служат основанием для установления различий между людьми;
• субъект-объектных отношений, когда диагностические данные о личности приобретают диагностическую ценность, если они
несут информацию об отношении человека к условиям своего существования, требованиям окружающей среды.
Системы отношений, как и правила включения в них диагностических данных, могут быть и другими, что зависит от исходных научно-теоретических позиций. Этим объясняется многообразие методов диагностирования, а также затруднения, которые испытывают психологи-практики при выборе инструментария психодиагностики. Такая ситуация объясняется не только отсутствием общепринятой классификации личности, но и тем, что психодиагностика складывалась эмпирически, т. е. опытным, а не теоретическим путем. Разумеется, при этом следует учитывать, что влияние психодиагностики на развитие теории столь же велико, как и потребности в ее теоретических обоснованиях.
Психодиагностика занимает промежуточное положение среди наук, изучающих психические явления. Она представляет собой как бы связующее звено между общей и прикладной психологией, а относительно используемых методов является основой, объединяющей все области их практического применения.
При исследовании индивидуальных особенностей личности психодиагностика исходит из общих положений психологической науки о сущности и закономерностях психического развития. Анализируя индивидуально-психологические факторы, психодиагностика тем самым обобщает систему основных знаний общей и дифференциальной психологии. Вместе с тем практические области психологии — психология труда, инженерная, социальная, педагогическая, юридическая, спортивная и другие — при разработке и применении психодиагностических методов находят в предмете психодиагностики общие теоретико-методологические основания. Использование их позволяет создать базис для понимания и оценок личности в системе социальных, экономических, правовых, спортивных и других отношений.
Понятие "психодиагностика" ввел в 1921 г. Г. Роршах [78]. Но как специальную дисциплину в психологии психодиагностику стали выделять еще в начале XX в. Измерение индивидуальных особенностей человека стало возможным благодаря возникновению в психологии объективных предпосылок.
Различают четыре наиболее важных источника возникновения и развития психодиагностики: экспериментальная психология, дифференциальная психология, прикладная психология и тестология.
В специальной литературе под психодиагностикой подразумевается особая форма познавательного процесса —распознавания в отличие от познания в научном плане, не сводимого к узнаванию в обыденном представлении. Психодиагностическое распознавание является отдельной и специфической сферой человеческой деятельности, которая предполагает специальное обучение. Своеобразие диагностического распознавания заключается в том, что познавательный процесс в этом случае осуществляется в направлении выделения единичного из общего. Но главная особенность состоит именно в предмете диагностики, который является своеобразным выражением и конкретизацией общенаучного понятия "состояние". В психодиагностике понятие "состояние" применимо и к психическим процессам, и к психическим свойствам личности, и к собственно психическим состояниям. Предметом же психодиагностики становится распознавание конкретного психического явления, пребывающего в динамичном состоянии, с локализацией его по качеству и времени, равно как и по отношению. Локализация, состояние, качество, скорость, интенсивность, отношение, развитие — все это индикация психодиагностики, ее предмет.
Некоторые исследователи [37; 67; 71] специфику психодиагностики усматривают в том, что она является научно-практической деятельностью. Как практическая деятельность психодиагностика осуществляется в целях преобразования реального состояния субъекта, как научная — стремится к строгому описанию изучаемого явления психики.
Существует еще точка зрения [56; 57; 60], заключающаяся в том, что психодиагностика является не наукой, а искусством, в основе которого лежат интуиция, чутье, догадка, озарение. Широко распространено также мнение о том, что психодиагностика — одновременно и наука, и искусство, т. е. в некотором роде она является "сплавом" того и другого. Обобщение понятия "психодиагностика" позволяет выделить в нем следующие существенные элементы:
1. Психодиагностика как один из видов деятельности практичес кого психолога представляет собой процесс распознавания психичес ких особенностей человека в целях разрешения его проблем.
2. Психодиагностика как распознавание — специфический вид познавательной деятельности, отличающийся от метрического изме рения и строго научного исследования.
3. Психодиагностическая деятельность имеет о бщие черты с дру гими видами диагностики, но вместе с тем отличается спецификой
проникновения в особую категорию явлений, которой является психика человека.
4. Психодиагностику можно отнести как к науке, так и к искус ству на том основании, что диагноз в ней базируется как на методах научного познания действительности, логическом следовании из точ но установленных фактов, так и на опыте, интуиции, догадке, озаре нии практического психолога.
5. Психодиагностика как научная дисциплина является разделом практической психологии, который в оценке и понимании возника ющих проблем использует психологические знания, закономерности формирования и развития психики.
6. Психодиагностический процесс в научной его организации ис пользует субъект обследования, психодиагностические методики, взаимодействие диагноста и испытуемого (обследуемого в психоди агностике принято называть испытуемым), психологический диаг ноз.
Выделенные элементы психодиагностики определяют содержание подготовки и непосредственное психологическое обследование с последующей рубрикацией для накопления диагностической информации в специальном протоколе исследования.
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭТАПЫ
РАЗВИТИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
Предыстория тестов уходит в глубь веков. Она связана с испытаниями и выявлением различных способностей, знаний, умений и навыков. Известно, что еще в середине II тыс. до н. э. в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников школ, где готовились писцы. Профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации благодаря обширным по тем временам знаниям. Он обязан был знать четыре основных арифметических действия, уметь измерять поля, распределять рационы, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, владеть искусством пения, игры на музыкальных инструментах.
В Древнем Египте только тот обучался искусству жреца, кто был способен выдержать испытания по определенной системе. Вначале кандидат в жрецы проходил собеседование: выяснялись его биографические данные, уровень образованности, способность вести бесе-
ду, оценивалась внешность. Затем проверялось умение трудиться, слушать и молчать. Проводились также испытания водой и страхом (преодоление страха во время пребывания в мрачных подземельях в полном одиночестве).
Эту суровую систему испытаний успешно преодолел в свое время известный ученый древности Пифагор. Вернувшись впоследствии в Грецию, он основал свою школу, в которую допускал только тех, кто успешно проходил серию разработанных им испытаний. Пифагор подчеркивал роль интеллектуальных способностей, утверждая, что "не из каждого дерева можно выточить Гермеса". Поэтому в его системе отбора центральное место отводилось диагностике интеллекта. При успешном решении сравнительно сложной математической задачи вопрос о приеме в школу решался сразу. Но особое значение Пифагор придавал поведению новичка в критической ситуации: насколько хладнокровно и достойно он вел себя в ней, осмысленно ли отвечал на вопросы. Не менее значимы для Пифагора были походка и смех. Он утверждал, что манера смеяться является важным показателем характера человека.
В Древнем Китае еще за 2200 лет до н. э. использовали определенную систему проверки лиц, желавших стать государственными служащими, т. е. чиновниками.
Индийский царь Девсарм, желая испытать мудрость иранцев, прислал им шахматы, предполагая, что они вряд ли разгадают суть этой игры. Однако иранцы поняли правила игры в шахматы и в свою очередь изобрели нарды.
Древним свидетельством тестового испытания могут служить также "Материалы, излагающие основы религиозного учения чань-буддизма". Учителя чань-буддизма использовали вопросы-парадоксы, загадки, ситуации психологического стресса.
Различные конкурсы и экзамены устраивались и в средневековом Вьетнаме. Только за два года — с 1470 по 1472 — там прошли переаттестацию все военные и гражданские чиновники, что позволило одновременно реорганизовать весь государственный аппарат. В результате Вьетнам снова стал сильным феодальным государством.
У многих народов (эскимосов, хантов, нанайцев, казахов и др.) процедура овладения шаманством обретала смысл психодиагностического испытания. Следовательно, испытание индивидуальных способностей и возможностей людей в конкретных целях можно рассматривать как одну из форм общественной жизни многих на-
родов мира со времен древних цивилизации до нашего времени. Тестовое испытание, как и психодиагностика, не является порождением современности.
С течением времени обыденное представление об испытании и научное понимание теста все более дистанцируются. Всякий тест включает в себя испытание, предполагает его, хотя и не сводится только к нему. В современном представлении тест — это метод исследования, который должен соответствовать определенным научным требованиям. По мере развития научного знания требования к тестам и соответственно тесты претерпевали изменения. Собственно содержательная история тестов началась примерно 100 лет тому назад в период расцвета капиталистического производства, его технического переоснащения, изменения общественного сознания, взлета и кризиса естествознания.
К концу XIX в. потребности цивилизации в изучении человеческих способностей были сформулированы в виде научного исследования особенностей индивидуальных различий. Такая постановка вопроса и дала мощный импульс к появлению первых тестов.
В 1879 г. Вильгельм Вундт организовал в Лейпциге первую в мире экспериментально-психологическую лабораторию, где вместе с учениками начал экспериментально исследовать психические процессы.
Английский антрополог Фрэнсис Галътон, один из основателей биометрии, дифференциальной психологии и метода тестов, в течение 1884—1885 гг. провел серию испытаний: посетители его лаборатории в возрасте от 5 до 80 лет могли за небольшую плату проверить свои физические данные (силу, быстроту реакций), функциональные возможности и психические свойства (по 17 показателям). После обследования 9337 человек Ф. Гальтон отмечал, что практика вдумчивого и методичного тестирования — не фантазия, а реальность, которая нуждается в развитии и эксперименте. В поддержку эксперимента в психологии несколько позже высказывался известный американский психолог Дж. Кеттел. Он утверждал, что психология станет действительной и точной наукой только тогда, когда в ее основе будут эксперимент и измерения. Именно благодаря Дж. Кеттелу (после опубликования в 1890 г. его статьи) слово "тест" в его специальном значении вошло в научный обиход.
С момента первых публикаций Ф. Гальтона идея тестового метода в психологии привлекала внимание ученых разных стран, однако
научный статус тестов не был определен и возможности измерения в психологии подвергались сомнениям.
Между тем общественная практика настоятельно выдвигала одну за другой проблемы, которые не решались существующей тогда психологией из-за отсутствия соответствующей психометрии.
В начале XX в. французский врач и психолог Альфред Бине, выполняя социальный заказ национального муниципалитета образования, вместе со своими сотрудниками разработал серию кратких психологических задач-тестов, которые в последующем стали известны как тест IQ, определяющий коэффициент интеллектуального развития. С помощью этого теста можно было выявлять детей с задержками в интеллектуальном развитии и переводить их из обычных школ в специальные. Применение теста IQ оказалось достаточно продуктивным во Франции, затем его стали использовать в европейских странах, Соединенных Штатах Америки. Заслуга А. Бине состоит не в создании казалось бы исключительно надежного теста (как впоследствии выяснилось, этот тест уязвим), а в том, что он впервые стал работать над тестами, которые исследовали высшие психические функции человека — память, воображение, логическое мышление.
Весьма важно, что тесты А. Бине были сгруппированы не только по направленности изучаемых явлений интеллекта, но и по возрастным параметрам. Кроме того, А. Бине ввел понятие "умственный возраст", выявил расхождение между возрастом хронологическим (фактически прожитые годы) и умственным. Это была уже специальная работа над инструментарием психодиагностики.
В то же время в первом десятилетии XX в. появилась оригинальная психодиагностическая разработка профессора Московского университета Г. И. Россолимо. Он составил и применил методику изучения трех групп психических процессов: внимания, воли и восприятия в ассоциативных проявлениях. В методике Г. И. Россолимо вербальный эксперимент в ответах испытуемых имел минимальное значение, т. е. выполнение тестов выражалось действиями. Позднее такой принцип психодиагностики использовал Д. Векслер (США).
Развитие и использование психодиагностики в России имеет свою историю. Следует заметить, что украинская психология, как и психодиагностика, в советский период развивалась совместно с российской. Условно в этом процессе можно выделить три этапа:
• 20-30-е годы — психогенетическая диагностика: педология и психотехника;
• 50-60-е годы — психодиагностика качественного анализа;
• начиная с середины 80-х годов — тестовая психодиагностика бихевиористического заимствования.
На первом этапе в педагогике и психотехнике широко распространялись тестовые методики психодиагностики. В этой связи особенно развивалась педология как интегральная наука о ребенке. Ее предметом стало изучение жизни детей, определение роли наследственности в психическом развитии, выяснение законов физического и духовного становления личности, а также изучение патологических проявлений детской психики. Наряду с этим проводились психотехнические исследования психофизиологических механизмов, лежащих в основе психомоторных навыков. Как первое, так и второе направление психодиагностики были ориентированы на прагматические цели обслуживания научно-технического прогресса. Малочисленные профессиональные силы, слепое копирование западной тестологии без достаточной наработки собственного опыта, идеологический прессинг со стороны государства, информационная закрытость и методологическая неопределенность с неизбежностью завели в тупик талантливо начатые поиски П. П. Блонского, Г. И. Россолимо, Н. А. Бернштейна, С. Я. Гиллерштейна, П. И. Шпильрейна и др.
Методологическая новизна и оригинальность отличала психогенетические исследования Л. С. Выготского, который последовательно ушел в качественный анализ понимания особенностей психического развития личности ребенка. Вокруг Л. С. Выготского образовалась школа единомышленников и сотрудников, которые в течение довоенного десятилетия искали нишу и собственные подходы в развитии идей своего учителя относительно качественного анализа психики. В это время концептуально определился деятельностный подход в советской психологии (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), было наработано много оригинальных "деятельностных" методик психодиагностики. Психику начали изучать не интроспективно и не с помощью тестовых испытаний (в классическом понимании теста), ее стали искать вовне, в деятельностных проявлениях. Однако в отличие от бихевиористического изучения психики в целостности стимул-детерминированного поведения деятельностный подход предполагал детерминацию психического соответствующим действием. Операция как составная психического действия была принята за основу психодиагностики, качественного анализа. Здесь психодиагностика обрела почти виртуозную изобретательность. Это означает, что под
каждое свойство, тип, форму теоретически описанного в общей психологии психического явления, например логической памяти или устойчивости внимания, было разработано специальное психодиагностическое задание, по результатам выполнения которого анализировались соответствующие особенности индивидуальных проявлений изучаемого свойства психики.
К 50-м годам такой подход вполне сформировался. В психодиагностике на первый план выступил качественный анализ исследования прежде всего умственного развития. В частности, А. А. Люблинская исследовала особенности развития речи и ее функций, под руководством А. Р. Лурии изучалась роль речи в регуляции деятельности, А. Н. Леонтьев и А. В. Запорожец исследовали роль деятельности в развитии основных психических процессов (произвольности, восприятия, внимания, интеллекта), под руководством Д. Б. Эль-конина изучалось развитие речи и определялась роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. На базе приведенных теоретических изысканий были созданы психодиагностические технологии и методики, составлены программы обучения, воспитания, развития и коррекции. Это были уже процедурные технологии, а не отдельные тесты.
Разрабатываемый принцип качественного анализа умственного развития оказался продуктивным, в частности, в теории поэтапного формирования умственных действий 77. Я. Гальперина. Вместе с тем психодиагностике такого типа присуща узкая прикладная направленность, обусловленная необходимостью уметь распознавать и классифицировать те или иные психические явления.
Специфически распознавательная функция психодиагностики фиксируется и в сущности ее определений. Б. Г. Ананьев (1968), например, рассматривал психодиагностику как направление психологических исследований, преследующих цель определить уровни развития психофизиологических функций, процессов и свойств личности, образующих сложные синдромы поведения, распознать состояние человека при действии различных стимуляторов, стрессоров, фруст-раторов и сложных ситуаций, определить потенциалы человеческого развития (работоспособность, трудоспособность, одаренность, специальные способности и т. д.).
К. К. Платонов (1974) полагал, что психодиагностика является наукой об определении свойств и особенностей психических явлений. Один из ведущих специалистов в области психодиагностики К. М. Гу-
ревич (1974) утверждал, что это наука о методах классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизиологическим признакам. В. В. СтолиниА. Г. Шмелев (1984) рассматривали психодиагностику как науку о постановке психологического диагноза. Под диагнозом имелось в виду заключение психолога о состоянии и свойствах испытуемого на основании комплексного анализа отдельных показателей и характеристик человека.
Между тем психодиагностическое исследование существенно отличается от экспериментального. Задача первого — получить знания о конкретном носителе психического (конкретном индивиде или группе индивидов), второго — проверить теоретическую гипотезу во взаимосвязи наблюдаемых явлений и влияющих на них переменных. В силу этого психодиагностика подчиняется особым методическим принципам, содержит особые методические схемы, отличается как от эксперимента, так и от психофизического измерения.
Несмотря на многозначность и вариабельность определения психодиагностики, центральным ее понятием всегда является психологический диагноз. Психологический диагноз (от греч. diagnosis — распознавание, определение) представляет собой конечный результат психологического обследования по выяснению и описанию сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки ее актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, вытекающих из задач обследования. В практике психодиагностических исследований различают три уровня установления психологического диагноза:
1) симптоматический,построенный на основе математической обработки данных исследования, что, собственно, может вы полнять любая ЭВМ, снабженная определенной программой;
2) этиологический,учитывающий не только наличие определен ных особенностей (симптомов), но и причины их возникнове ния;
3) типологический,заключающийся в определении места и зна чения полученных данных в целостной динамической структу ре личности испытуемого.
Психологический диагноз в психодиагностике качественного анализа устанавливается на основании материалов, полученных в результате экспериментального исследования психического явления, анализа специальных сведений о нем с учетом физического и психического развития испытуемого. При изучении и диагностике психи-
ческого развития в большинстве случаев ориентируются на факторы среды, позволяющие констатировать деструктивные изменения.
В отдельных случаях, как, например, у 77. Я. Гальперина (1969), в диагностике психического, в частности умственного, развития используется метод поэтапного формирования умственных действий. Такой принцип разработки диагностического метода позволяет не только оценивать уровень психического развития человека, но и вскрывать причины тех или иных недостатков этого развития. Методы обучающего эксперимента открывают пути для осуществления психопрофилактической и индивидуально-психокоррекционной работы.
Несмотря на все достоинства направления психодиагностики, основанного на качественном анализе, становление его сопряжено с серьезными трудностями. Для его дальнейшего развития требуется немалая творческая изобретательность каждого практического психолога в разработке диагностических заданий, схем обследования и технологий, базирующихся на постоянно развивающейся, углубляющейся и обновляющейся теории. Сила этого направления психодиагностики — в мощных теоретико-методологических концепциях, исходящих из теории психологической науки. С уходом с арены "старой гвардии классиков" советской психологии и в связи с общим кризисом материалистической парадигмы гуманитарно-философской науки конца XX в. в теории общей психологии начиная с 80-х годов стал ощутим явный дефицит новых плодотворных идей. Именно с этого времени наблюдаются своеобразные компенсации и "подпитки" отечественной психодиагностики "готовым" западным инструментарием — тестами бихевиористической(преимущественно американской) психологической школы.Впервые это было отмечено в содержании научных исследований, когда в диссертационных работах по психологии стали широко применяться зарубежные тесты. Отечественные ученые (в отличие от коллег-соотечественников 30-х годов) научились валидизировать тесты и применять их в качестве своеобразных моделей, сквозь призму которых можно осуществлять содержательно-психологический анализ получаемой с их же помощью диагностической информации. Это упрощает процесс разработки оригинальных методов-заданий диагностики, но вместе с тем снижает глубину анализа, создает ситуацию зависимости исследователя-диагноста от наличия "готового" теста. Однако с "выходом" отечественной психологии в массовую практику вынужденное использо-
вание тестовой психодиагностики становится едва ли не единственной в нынешних условиях компенсаторной возможностью решать нахлынувшую лавину психологических проблем. В этом случае цели оправдывают средства. И в этом заключается своеобразие развития современной психодиагностики не только в Украине, но и во всех государствах бывшего Советского Союза, а также в странах Восточной Европы, развивавшихся в блоке Варшавского Договора.
Вероятно, в XXI в. психодиагностика будет развиваться в сторону раскрытия глубин духовной сущности человека, его нравственной сферы, смысложизненного потенциала личности, а не просто человека как "вещевого мешка", наполненного психическими функциями, свойствами, процессами, состояниями. Проникновение психодиагностики в сферу духовности обещает в новом столетии крупнейшие открытия, сравнимые с открытиями технологий расщепления ядра в физике в XX в.
1.3. ПОНЯТИЕ О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ТЕСТАХ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ
Психология относится к тем областям человеческого знания, которые привлекают к себе внимание многих. В быту и повседневной практике мы постоянно сталкиваемся с "проблемами человека". И нет на земле человека, не имеющего психологических проблем. Поэтому обращение к психологии становится занятием не только интересным и любопытным, но и довольно популярным, иногда даже модным. Чаще всего обращаются к тестам.
Этому также есть объяснение. В психологии используются понятия, привычные в обиходе: память, воображение, внимание... Кто не знает этих терминов? Разумеется, каждый понимает и истолковывает их по-своему. Это создает видимость простоты и доступности психологической науки, особенно ее практического раздела — психодиагностики. Многие начинают заниматься психологией как любители и, не освоив глубин психологической теории, часто становятся дилетантами, активно утверждающими себя в качестве профессионалов. Пожалуй, в этом не было бы беды (имеют же люди хобби, например, в нумизматике, филателии и др.), если бы подобные люби-
тели не вторгались в функциональную ткань психики (своей или других людей). Ведь от такого вмешательства больше вреда, чем пользы. До настоящего времени психологическая практика остается незащищенной правовыми нормами, как, например, медицина, и допускает возможность некомпетентных действий. А между тем некомпетентное хирургическое (т. е. скальпелем) вмешательство в отдельных случаях может быть менее вредным для человека, чем непрофессиональное психологическое (т. е. словом) вмешательство в его душу.
Исходя из реальной оценки положения дел и упреждая некомпетентную инициативу в своей профессиональной области, психология вынуждена прибегать к защите, и прежде всего в методиках психодиагностики. Поэтому и существуют две категории тестов: профессиональные и любительские.
Термин "тест"(от англ. test — проба, испытание) обозначает метод диагностики, использующий стандартизованную систему вопросов и задач, имеющих определенную шкалу значений. Применяются тесты для эталонного измерения индивидуальных отличий между людьми. Тест, созданный для измерения одного свойства психики, называется гомогенным,а для измерения совокупности различных проявлений психики, связанных общими чертами или свойствами, — гетерогенным.Как первый, так и второй тест можно встретить и в открытых (любительских), и в закрытых (профессиональных) методиках.
Любительские тестысоздаются для массовой аудитории и широко публикуются. Как и профессиональные, они снабжаются определенным инструментарием: инструкцией, стимульным материалом (заданием), алгоритмом обработки и расшифровки (интерпретации). Однако ориентированы они преимущественно на внешние формы проявления сущности явлений в поведении, общении, какой-то специальной деятельности и не раскрывают глубинных основ психики, ее организации и закономерностей. Эти тесты отражают наиболее общие, наблюдаемые опытным путем явления, поэтому просты и доступны в обращении. Вместе с тем они выявляют наиболее общие тенденции психики, что вызывает к ним доверие. Опираясь только на материалы любительских тестов, нельзя выйти на глубинную кор-рекционную работу, хотя они и дают повод испытуемому задуматься, обратить внимание на что-то типичное в его поведении, образе жизни, характере и пр. Поскольку любительские тесты не имеют необходимых показателей валидности и надежности, их применение в
профессиональной практике требует дополнений и уточнений со стороны научных экспертных методов диагностики.
Следует отметить, что профессиональная психодиагностика исходит из двух ситуаций обращения к психологу: ситуации клиента и ситуации экспертизы.
В первом случае — ситуация клиента — человек обращается к тестам либо ради интереса, либо нуждаясь в помощи психолога. Он по своей воле и желанию идет на сотрудничество, старается выполнить инструкции как можно более точно, не имея сознательных намерений приукрасить себя или фальсифицировать результаты. В ситуации клиента к диагностическому инструменту можно предъявлять менее жесткие требования относительно его защищенности от искажений.
Во втором случае — ситуация экспертизы — человек знает, что подвергается экспертизе, старается выдержать "экзамен", а для этого вполне осознанно контролирует свое поведение и свои ответы, чтобы выглядеть в максимально выгодном свете. Профессиональная психодиагностика всегда связана с экспертизой.
Экспертные методы психодиагностики основаны на теории, профессиональном опыте, интуиции диагноста. Эти методы оказываются незаменимыми тогда, когда нет шаблона, образца, отсутствуют стандартизированные условия в проявлении изучаемых явлений. Они эффективны по отношению к психическим явлениям, плохо поддающимся внешнему наблюдению (субъективные переживания, личностные смыслы), к чрезвычайно изменчивым явлениям психики, для которых трудно создать фиксированную операциональную модель.
Но если профессиональные методики применяет диагност-психолог соответствующей квалификации, то они являются объективным средством индикации субъективного содержания индивидуальной психики людей. Следует помнить, что глубокий экспертный анализ — необходимый этап, предшествующий разработке всякой стандартизованной процедуры диагностики. По мере стандартизации психодиагностической процедуры обследования профессиональные методики подвергаются также верификации. Следовательно, предмет профессиональной психодиагностики с неизбежностью предполагает теоретические основания метода (концепт и методический прием), способ разработки эмпирического (опытным путем) обоснования, исследовательские данные по репрезентативности, надежности, валидности шкалы тестовых измерений.
В научных сообщениях, которые доступны широкому читателю, полное содержание профессиональных, или закрытых, методик (77-методик), как правило, не обсуждается, а также не раскрываются полный текст заданий, ключи, тестовые нормы, детальные инструкции, анализ, интерпретации. Эта информация дается лишь косвенно с использованием ссылок на рекомендуемую специалистам инструктивную и методическую литературу. Если в печати приводятся любительские, или открытые, методики {О-методики), то они исчерпывающе описываются, что позволяет непрофессионалам не наносить ущерба конкретным людям или психодиагностическому инструментарию.
Таким образом, рассматриваемые методики психодиагностики можно разграничить.
П-методики
О-методики
Применение в значительной мере зависит от влияния экспериментатора-диагноста, его опыта и знаний, поскольку устроены они менее формализовано, нежели О-методики
Точность измерения не превышает погрешности в 5 % и основывается на внутренних закономерностях психических явлений
Как правило, снабжаются специальной защитой на случай неискренности испытуемого и непроизвольных искажений результатов
Закрыты для широкого пользователя, не приводятся в готовом виде (полный алгоритм работы с ними), поскольку для расшифровки и понимания результатов предполагается специальное знание научной теории психологии
Возникают из П-методик в процессе их совершенствования и значительной стандартизации процедуры обследования
Дают результат с вероятностной точностью и описывают внешние проявления психики
Рассчитаны на допущение сознательных искажений со стороны испытуемых
Предполагают широкое использование, поскольку имеют строго установленный порядок применения, доступный ключ, упрощенную интерпретацию