Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Диагностика психологической готовности к родительству и усыновлению



Усыновление является особой формой родительства. В современной научной литературе усыновление определено как сложный и многоплановый социально-психологический процесс, в который вовлечены как минимум две стороны: дети-сироты (биологические или социальные), лишившиеся заботы своих биологических родителей, и усыновители – люди, желающие принять в свою семью ребенка-сироту. Исходя из этого, для целостного представления о процессе усыновления и понимания условий его успешности должны быть всесторонне изучены как ребенок-сирота, так и семья, берущая его на воспитание.

Согласно Р.В.Овчаровой, родительство включает следующие структурные компоненты: ценностные ориентации супругов (семейные ценности), родительские установки и ожидания, родительские позиции, родительские отношение, родительские чувства, родительскую ответственность и стиль семейного воспитания. Связь компонентов родительства между собой осуществляется через взаимообусловливание составляющих их когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов, которые являются психологическими формами проявления родительства. Важным критерием развитости родительства является его осознанность. Для эмпирического изучения уровня осознанности родительства М.О.Ермихиной бал разработан специальный опросник «Осознанное родительство». Опросник имеет две формы: для мужчин и для женщин, состоит из 48 утверждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей. Опросник содержит 7 шкал, соответствующих выделенным компонентам родительства. Осознанность структурных компонентов родительства изучается с помощью 5 утверждений, уравновешенных с точки зрения измеряемой способности и смыслового содержания. По мнению автора, уровень осознанности родительствав целом и его структурных компонентов в частности может быть показателем готовности к родительству.

Ю.Ф.Лахвич определяет родительство как интегральное структурно организованное, культурно-исторически обусловленное социально-психологическое образование в личности, имеющие фило- и онтогенетическую историю и ориентированное на задачи рождения и воспитания детей. Исходя из характеристик, автор говорит о биологическом и социальном аспекте родительства. Если биологический аспект связан с тем, что родители дают ребенку жизнь, то социальный предполагает их последующее участие в жизни ребенка. Оптимальной формой родительства является та, где биологический и социальный аспект тесно связаны. Однако родительство усыновителей входит в категории «социального» родительства, что означает присутствие в нем исключительно социального аспекта родительства без наличия кровной связи между родителями и детьми.

Согласно О.А.Карабановой, психологическая готовность к усыновлению включает следующие компоненты: мотивационную готовность; психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания детей (информированность о возрастно-психологических особенностях детей, целях, задачах и методах воспитания, знание и понимание того, какое влияние оказывает социальная и семейная депривация на психическое развитие ребенка в разные возрастные периоды); адекватность когнитивного образа приемного ребенка (информированность усыновителей о истории развития ребенка, его родителях и родственниках и т.д.); эмоционально-волевую готовность (настойчивость в преодолении трудностей воспитания, эмоциональная стабильность, развитая эмпатия и др.).

Ю.Ф.Лахвич была предложена теоретическая модель психологической готовности к усыновлению, включающая две составляющие:

1.Психологическая готовность к родительству как таковому – общая готовность, то есть общая для любого типа родительства. Общая готовность обусловлена общими параметрами, характеризующими как биологическое, так и социальное родительство, независящими от того, каким образом ребенок появляется в семье (путем рождения или усыновления). Она включает следующие компоненты: 1.Мотивация родительства – потребностно-мотивационный компонент; 2. Осознанность родительства в целом и его структурных компонентов в частности (родительские установки и ожидания, ценностные ориентации, родительские позиции и др.) – рефлексивный компонент.

2.Психологическая готовность к родительству усыновителей – специфическая готовность, которая обусловлена социально-психологической спецификой усыновления как формы родительства.она предполагает рассмотрение у кандидатов в усыновители следующих компонентов: 1.Эмоциональное реагирование на проблему бесплодия (если такая проблема есть) – эмоциональный компонент; 2.Восприятие своей социальной роли родителя-усыновителя – перцептивно-ролевой компонент.

Критерии, по которым рассмотрена сформированность обозначенных компонентов психологической готовности к родительству усыновителей, следующие: адекватность мотивации родительства; осознанность родительства; эмоциональное «разрешени» (принятие) проблемы бесплодия; признание специфичности своей социальной роли родителя-усыновителя.

На основе этой модели автором была разработана методика «Мотивация родительства». Методика направлена на оценку степени выраженности отдельных мотивов и их групп (типов мотивации) в целостной структуре мотива родительства при усыновлении (рождении) ребенка. Иначе говоря, определяется «сила» (выраженность) того или иного мотива среди других мотивов родительства. При этом речь идет не об абсолютной «силе» или иного мотива, а о субъективной ее оценке респондентом. Методика выполняет диагностическую и рефлексивные функции. Может использоваться как при индивидуальной так и при работе с супружеской парой для оценки согласованности мотивации родительства у мужа и жены. Может применяться в сочетании с другими методиками при оценке психологической готовности к родительству усыновителей (биологическому родительству).

Методика относится к группе опросников мотивов, разновидности личностных опросников, предназначенных для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности, позволяя установить, на что направлена активность индивидуума. При этом мотивы понимаются как причины, определяющие выбор направленности поведения. В основе методики лежит идея о том, что родительство – полимотивированное явление, то есть оно обусловлено не одним, а рядом мотивов, каждый из которых имеет определенную «силу» среди других мотивов, вносит свой вклад в целостную мотивацию родительства. Разнообразные мотивы родительства можно объединить в пять групп-типов мотивации родительства: направленность на ребенка (НР); направленность на себя (НС); направленность на общество (НО); направленность на семью (Нсем) и экзистенциальные мотивы (ЭМ).

Методика мотивации родительства имеет две формы: для кандидатов в усыновители и для будущих биологических родителей. Формы двух вариантов родительства схожи, при этом присутствуют содержательные отличия в перечне мотивов, связанных со спецификой мотивации родительства усыновителей и мотивации биологического родительства. Методика представляет собойперечень 30 пунктов – возможных мотивов усыновления (в случае кандидатов в усыновители) или мотивов рождения ребенка (в случае будущих биологических родителей).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.