Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Последовательность построения выводов о степени социально-психологической совместимости брачных партнеров



Как отмечает А.Н.Волкова, «совместимость – это понятие для обозначения объективного соответствия свойств взаимодействующих субъектов по отношению к объединяющей их деятельности». Для фактора совместимости в браке наиболее важной является межличностная удовлетворенность установившимися отношениями, совместной деятельностью.

Исследование проблемы совместимости супругов требует анализа всей совокупности многоаспектных взаимосвязей между мужем и женой, а критерии совместимости супругов будут видны наиболее полно, так как в семье один человек раскрывает перед другим многие стороны своей личности. В силу этого проблема совместимости в семье является многогранной. Это совместимость и физиологическая, и психологическая, и социально-психологическая, и социальная. Н.Н.Обозов указывает, что «совместимость как феномен взаимодействия, общения людей может определяться и как результат, и как процесс. В первом случае совместимость есть эффект взаимодействия и сочетания индивидов. Сочетание есть априорно данная совокупность индивидов до непосредственного их взаимодействия, общения. Оптимальное соотношение в паре, группе личностных качеств участников – условие совместимости как процесса. Согласование поведения, эмоциональных переживаний и взаимопонимания, в которых выражается вся личность взаимодействующих людей, - процесс совместимости».

Относительно совместимости брачных партнеров А.Н.Волкова делает следующие выводы.

1.Супружеская совместимость выступает как согласованность семейных ценностей и ролевых ожиданий – притязаний при реализации семейных функций.

2.Более важным является согласование семейных ценностей, тогда как в отношении распределения семейных ролей имеется возможность взаимной адаптации и коррекции установок.

3.Интеграция представлений супругов о семейном укладе в целом является весьма индивидуальным процессом, имеющим свои особенности в каждом конкретном случае.

Н.Н.Обозов и А.Н.Обозова показали, что совпадение мнений супругов по этим вопросам влияет на их совместимость и успешность брака, а также выделили субъективные и объективные, внешние и внутренние факторы стабильности к внешним объективным факторам они относят стабильность социальной системы и материальные условия существования семьи. К внешним субъективным – силу социального контроля, эффективность правовых норм, национальных и культурных традиций, ожиданий значимого окружения. К внутренним субъективным относят эмоциональные связи, к внутренним объективным – показатели супружеской совместимости. В исследовании Н.В.Федотовой выявлено, что с удовлетворенностью браком тесно коррелируют такие показатели, как сходство ролевых ожиданий мужа и жены, ролевые соответствия мужа и жены, уровень понимания ролевых ожиданий другого каждым из супругов. Также автором доказано, что в счастливых семьях мнения супругов о главенстве в семье совпадают.

Таким образом, при построении выводов о совместимости брачных партнеров последовательно исследуют социально-психологические и демографические характеристики семьи, а также представления супругов о вкладе в жизненный путь семьи. Далее оценивают эмоциональные отношения в супружеской паре. Затем определяют меру семейной сплоченности и адаптации и социально-психологическую совместимость супругов, для чего используют методы исследования индивидуальности супругов. А также ряд методик, диагностирующих отношения в паре. Результат индивидуально-психологического исследования используют для установления меры личностной совместимости и информирования супругов об особенностях характера друг друга (А.Н.Волкова, Т.М.Трапезникова). Общий вывод относительно особенностей взаимоотношений супругов делают на основании не противоречащих результатов анализа всех использованных методик.

 

16. Особенности планирования и проведения диагностического исследования детско-родительских и сиблинговых отношений. Цели и задачи диагностики. Тестовые нормы опросников.

В консультативной практике диагностическое обследование межличностных отношений ребенка с родителями специалист, как правило, обращает внимание на следующие четыре аспекта:

1.Актуальные межличностные отношения между ребенком и родителями;

2.Их история, особенно в критических точках онтогенеза;

3.Межличностные отношения глазами их участников – детей и родителей;

4.Объективно фиксируемые межличностные отношения (детей и родителей) глазами психолога.

Все имеющиеся методики диагностики детско-родительских отношений А.Г.Лидерс предложил разделить:

1.На предназначенные только для детей;

2.Предназначенные только для родителей;

3.Одинаково пригодные как для обследования детей, так и для обследования родителей;

4.Методики, которые имеют отдельные субтесты или задания для родителей и для детей, соотносимые друг с другом;

5.Методики, предназначенные для взаимодействующей диады родитель – ребенок;

6.Методики направленные на выявление особенностей родительско-детских отношений глазами родителей / ребенка.

При планировании и проведении диагностики сиблинговых отношений в семье можно знать характеристики сиблинговых позиций в зависимости от пола, возраста и разницы между рождением детей (А.Адлер, У.Тоумен, Г.Хоментаускас), особенности взаимодействия детей в смешанных семьях, возможности диагностических методик и их ограничения.

А.Г.Лидерс указывает на то, что специфика применения различных методик у детей может быть затруднена в силу возраста обследуемого. Поэтому, в первую очередь, в задачу психолога, работающего с семьей, должен входить анализ возможности применения конкретной методики у данного ребенка. Важным в этой ситуации является умение разъяснить специфику проведения диагностики родителям, предоставить им полную информацию о применяемой методике. Однако если процедура проведения требует отсутствия родителя в процессе обследования, то психолог также должен оговорить это с родителями заблаговременно. Работа с ребенком требует от специалиста не только высокого профессионализма как специалиста, но и как человека – высокой степени готовности объяснить и помочь (в рамках допустимого), так как ребенок в силу возраста может испытывать затруднения при выполнении того или иного задания. Диагностика детско-родительских взаимоотношений не ставит целью провести параллели со степенью научения ребенка (не рассматривает родителя в качестве учителя). Методики, применяемые психологом, могут помочь понять видение ребенком своих родителей, а родителям собственного ребенка.

Основная задача психодиагностики заключается в измерении различий между индивидами или реакциями одного индивида в разных условиях. Психодиагностические задачи (и ситуации психодиагностики в целом) можно различать также с точки зрения того, кто и как будет использовать диагностические данные и какова ответственность психодиагноста в выборе способов вмешательства в ситуацию обследуемого.

1. Данные используются специалистами смежного профиля для постановки непсихологического диагноза или формулирования административного решения.

2. Данные используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, хотя вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется другими специалистами.

3. Данные используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, который служит ему основанием (или для его коллег-психологов) для разработки путей психологического воздействия.

4. Диагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции поведения и т.п. В этой ситуации психолог несет ответственность за корректность данных, за этические, деонтологические аспекты «диагноза» и лишь частично за то, как этот диагноз будет использован клиентом.

Главная цель современной психодиагностики — постановка диагноза, обеспечивающего решение практических задач: помощь в психическом и личностном развитии человека, создание условий для проведения прицельной коррекционно-развивающей работы, выработка рекомендаций, проведение психотерапевтических мероприятий. На реализацию этой цели направлено и конструирование психодиагностических методик.

Цели: 1. Фиксировать и описывать психологические различия между людьми и группами людей, объединенных по каким-либо признакам. Изучает как психологические законы влияют на индивидуальные различия. 2. Конструирование психодиагностических методик. разработка и уточнение требований, которые методики должны удовлетворять, определение границ выводов, совершенствование интерпретаций результатов диагностических методик.

Нормы тестовые – количественные и (или) качественные критерии оценки результатов теста, позволяющие определить уровень достижений или степень выраженности психологических свойств, которые являются объектами измерения. В качестве таких критериев выступают статистические показатели выборки стандартизации, а также различные признаки-симптомы, свидетельствующие о том или ином уровне выраженности диагностируемых качеств.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.