Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методики измерения психологической дистанции, технология проведения исследования, основные параметры интерпретации данных



Одним из способов организации психологического пространства является психологическая дистанция. Она фиксирует относительно устойчивые границы психологического пространства и позволяет выделить существование данных устойчивых границ, как в своем пространстве, так и в психологическом пространстве другого человека. Психологическая дистанция является сложным личностным образованием, в структуру которого входят:

1) обобщенное представление о себе, о своих возможностях и ограничениях во взаимодействии с другим человеком;

2) обобщенное понятие о другом, о его свойствах;

3) принятие решения о степени собственного влияния на другого и открытости (закрытости) своей психологической реальности для воздействия этого другого.

Психологическая дистанция может быть представлена в параметрах длины (длинная-короткая) и силы (слабая-напряженная). Параметр длины характеризует расстояние от Я одного человека до Я другого в психологическом пространстве и связан с переживанием ограниченности Я каждого из участников взаимодействия.

Для изучения психологической дистанции в семье используют методику «Измерение психологической дистанции» Е.И. Медведской, модификация Т.А. Заеко. В зависимости от длины психологической дистанции выделяют три вида отношений «испытуемый-другой человек».

Симбиотические отношения: психологическое пространство сильно сжато, уплотнено, что исключает возможность каких бы то ни было внутренних изменений в нем и делает его статичным, неподвижным. При таких маленьких расстояниях исключается возможность для динамики, расширения Я, оно формируется под влиянием других людей или «поглощается» ими, нет простора для развития и проявления собственной активности.

Отчужденные отношения: при слишком больших расстояниях нет ощущения связи с другими людьми, создаются различные барьеры для взаимовлияния, что замыкает Я на самом себе, и, естественно, также является препятствием для личностного развития. При отчужденных отношениях, из-за отсутствия связей с окружающим миром, психологическое пространство вообще не образуется или включает в себя лишь некоторые элементы (поэтому является очень «бедным»).

Плодотворные отношения базируются на оптимальной длине психологической дистанции. При таких отношениях существует возможность для движения, для переструктурирования психологического пространства в соответствии с изменяющимися внешними и внутренними условиями развития, и человек оказывается способным переживать изменения собственной психической реальности как результат воздействия или самовоздействия.

Предлагаемая методика определения психологической дистанции основана на широко распространенной в психодиагностике идее проекции внутренних переживаний на материал стимулов. Она базируется на эгоцентрической модели построения психологического пространства и предлагает получение от испытуемого невербального ответа на вопрос: «Кто из других мне ближе?» При этом Я субъекта выступает неким организующим центром его симпатий и антипатий по отношению к другим людям.

Исследование проводится индивидуально с каждым членом супружеской пары.

Более широкими возможностями определения психологической дистанции в семье обладает проективная методика «Рисунок семьи». По образному выражению Г.Т. Хоментаускаса, это методика позволяет «посмотреть на мир глазами ребенка», дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношении с другими членами семьи. Методика основана на естественной деятельности детей от пяти до десяти лет – рисовании, что способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами. Язык рисунка более открыто передает смысл изображенного. Данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье. Это «высокоинформативное средство познания личности ребенка, отражающее то, как ребенок воспринимает себя и других членов семьи, какие чувства он переживает в семье. Особенности графических презентаций членов семьи выражают чувства ребенка к ним, то, как ребенок их воспринимает, какие характеристики членов семьи для него наиболее значимы, какие вызывают тревогу».

 

 

11. Диагностика супружеских взаимоотношений. Особенности планирования диагностического исследования супружеской пары.

Комплекс супружеских отношений включает периоды становления и развития брачных отношений. Становление брачных отношений делится на два этапа: а) до знакомства с брачным партнером и б) после знакомства с брачным партнером. На первом этапе формируются общие представления о браке и семье, ценностные ориентации и установки, идет процесс поиска и выбора брачного партнера (потенциального), согласно сложившимся эталонам и в соответствии с личной мотивацией. На втором этапе идет процесс проверки отношений между потенциальными супругами и подготовки к браку, а также формируются мотивы, побуждающие вступить в брак с данным партнером.

Сравнивая в целом семьи с детьми и семьи без детей, исследователи сделали вывод о том, что между наличием детей в семье и удовлетворенностью браком существует отрицательная связь, особенно в тех семьях, где женщины работают, где супруги являются приверженцами некатолического вероисповедания, а также в семьях людей, имеющих более высокий образовательный уровень. Сравнение супругов, проживающих вместе с детьми, и супругов без детей также свидетельствует о том, что последние считают себя более счастливыми в браке, чем первые. В межличностных отношениях мужа и жены с появлением первого ребенка удовлетворенность браком молодых родителей резко снижается. Период 25-50 лет является временем наибольшей социальной и профессиональной активности индивида, что может вести к охлаждению его интереса к семье, более равнодушному отношению к супругу и к своим семейным обязанностям, к снижению удовлетворенности браком.

С возрастом (особенно когда дети покидают родительский дом) близкие межличностные связи становятся более значимыми, приближение старости порождает страх одиночества, человек начинает больше ориентироваться на своего супруга, а, следовательно, и увеличивается удовлетворенность браком. Так, по некоторым данным, люди после 60 лет часто считают свой брак настолько же удовлетворяющим их, как в первые годы после его заключения.

Основные сложности в диагностической работе с конкретной супружеской парой, имеющей определенные проблемы, определяются сущностью семьи как малой социальной группы, что влечет за собой специфику существования различного рода межличностных отношений. Вариативность данных внутрисемейных отношений обусловлена количественным составом семьи, так как каждый ее член будет одновременно и объектом и субъектом семейного взаимодействия.

Для психодиагноста также представляет сложность комплексный и одновременно дифференцированный подход к семье в целом и к каждому из ее членов в отдельности. Структура межличностных отношений в семье многообразна и зависит от роли, отведенной каждому из членов семьи. Задача диагностики выделить эти особенности и выявить специфику осуществления их членами семьи.

Также на планирование психодиагностического исследования и способ интерпретации результатов влияют теоретические воззрения самого исследователя. А.Н. Волкова и Т.М. Трапезникова указывают, что «сбор информации предполагает наличие у консультанта определенной модели семьи и брака, возможных источников их дестабилизации. Концептуальные установки консультанта служат упорядочению получаемой от клиента информации. Однако теория семьи и брака еще далека от завершенности. Это приводит к значительным расхождениям в методах и характере собираемой информации, ее интерпретации и использовании». Следовательно, является необходимым краткое обоснование выбора методик при планировании диагностического исследования супружеской пары.

При планировании диагностического обследования супружеской пары, помимо уже указанных, необходимо учитывать следующие моменты:

1. Социально-психологические характеристики семьи; 2. Историю супружеской пары; 3. Структуру семьи и ролевое воздействие; 4.Особенности эмоциональных отношений супругов; 5. Типичный характер конфликтов; 6.Микроокружение семьи;7.Стадию супружества.

Методики, используемые при диагностике, должны соответствовать следующим критериям: 1.Быть достаточно простым в обработке; 2.Быть доступным пониманию испытуемых; 3.Не требовать много времени для своего выполнения; 4.Быть связанным с основной темой консультирования;5.По возможности, давать максимум информации при минимальном количестве тестов. При этом тесты должны быть просты в обработке, чтобы можно было оперативно получить необходимую информацию, не затрачивая лишнего времени. Супружеской паре это дает возможность в процессе консультирования ознакомиться с результатами и, получив достоверные данные о себе, сделать соответствующие выводы.

Также необходимо установить доверительные отношения с супружеской парой и обеспечить конфиденциальность как самого обследования, так и полученных результатов и выводов согласно профессионально-этическим нормам психолога-диагноста.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.